В реализацию стратегических инициатив Елбасы и поручений Главы государства в рамках посланий народу Казахстана от 5 октября 2018 года, 2 сентября 2019 года и предвыборной программы разработан проект Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы».
В Программу интегрированы вопросы тепло-водоснабжения и водоотведения, модернизации коммунального сектора, ремонта домов из Государственных программ инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы и развития регионов до 2020 года.
Программа «Нұрлы жер» направлена на широкие слои населения и предлагает различные механизмы поддержки доступности жилья и строительного сектора за счет привлечения частных инвестиций и накоплений населения, через реализацию 5-ти основных задач:
- реализации единой жилищной политики,
- рационального обеспечения населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения,
- модернизации и развития жилищно-коммунального сектора
- капитального ремонта и реновации жилищного фонда,
- совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Цель Программы - повышение доступности и комфорта жилья и развитие жилищной инфраструктуры.
За период реализации программы мы планируем построить по всем источникам более 103 млн. кв. метров нового жилья, увеличив обеспеченность жильем на одного проживающего до 26 кв.м.
Также одними из показателей результатов Программы будут обеспечение 100%-ного доступа населения к услугам водоснабжения (на сегодня в городах 97% и в селах 62%), снижение износа существующих сетей жизнеобеспечения до 47% (на сегодня 57%) и доведение доли требующих капитального ремонта многоквартирных жилых домов до 18,1% (на сегодня 22,4%).
В результате реализации Программы ожидается создание 60 тыс. рабочих мест на объектах с государственным участием.
В рамках первой задачи «Реализации единой жилищной политики» внедряется лестница доступности жилья.
Определяющим фактором станут доходы населения.
Очередникам, имеющим доходы до одного прожиточного минимума на члена семьи (29,7 тыс.тенге), предоставляется арендное жилье без выкупа (дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др.).
Программа «2-10-20» «Бақытты отбасы» будет по-прежнему доступна очередникам, имеющим доходы до 2-х прожиточных минимумов (59,4 тыс. тенге), это многодетные, неполные и семьи с детьми-инвалидами.
Очередники, имеющие доходы до 3,1-го прожиточного
минимума (92 тыс. тенге), могут претендовать на кредитное жилье акиматов по программе «5-20-25» (военнослужащие, бюджетники, госслужащие).
Для граждан с доходами свыше 3,1-ного прожиточного минимума доступна программа «7-20-25».
Имеющие доходы свыше 5-ти прожиточных минимумов (148,5 тыс. тенге) смогут воспользоваться существующими рыночными продуктами для приобретения первичного и вторичного жилья («Баспана-хит» НацБанка, «Орда» КИК, «Свой дом» ЖССБК).
За 6 лет реализации Программы арендным жильем без выкупа будут обеспечены более 76 тыс. малообеспеченных семей.
За этот период 48 тыс. многодетным семьям будет предложено арендное жилье (первые 3 года по 10 тыс. квартир и следующие 3 года по 6 тыс. квартир),
Справочно: если на 1 полугодие т.г. в очереди на жилье в акиматах состояло 38,2 тыс. семей, то на 1 октября числится уже 44,7 тыс. многодетных семей.
Более 22 тыс. квартир предоставляется остальным социально защищаемым слоям населения, состоящим на учете в Акиматах (ежегодно по 3,7 тыс. квартир),
6 тыс. арендных квартир предоставляется работающей молодежи в городах-миллионниках Нур-Султан, Алматы и Шымкент (ежегодно по 3 тыс. квартир, в 2019 году в рамках Года молодежи обеспечивают 3 тыс. квартирами). Максимальная сумма ежемесячной арендной платы составит 8-10 тыс. тенге, что позволит молодым специалистам, проживая в такой квартире, накапливать средства для приобретения собственного жилья.
В рамках направления «Бақытты отбасы» за 4 года будет выдано 40 тыс. льготных займов под 2% через Жилстройcбербанк. По поручению Президента с 2020 года предоставление таких займов увеличивается вдвое, до 10 млрд. тенге (в 2019 году обеспечивается выдача 5 тыс. займов).
Продолжается строительство доступного кредитного жилья, за счет выпуска государственных ценных бумаг акиматов. За 6 лет населению будет предложено к выкупу 68 тыс. кредитных квартир (ежегодно 11,3 тыс. квартир).
Здесь важно отметить, что дополнительно средства из бюджета не привлекаются. Реализация ведется за счет повторного использования средств, выделенных ранее из
Национального фонда в 2016-2017 годы в рамках антикризисных мер.
Для обеспечения выкупа кредитного жилья будут выданы 18,7 тыс. займов Жилстройсбербанка под 5% годовых (ежегодно 3,1 тыс. займов на 30 млрд. тенге).
Для обеспечения прозрачности получения социального жилья и единого системного учета внедряется Единая республиканская база очередников.
Это позволит автоматизировать процессы постановки на учет, сверки данных и распределения жилья, снятия с очереди и использовать данные для определения доступности жилья, обеспечит адресность государственной поддержки и эффективность использования государственных средств.
Для стимулирования строительства жилья населением и бизнесом увеличиваем ежегодное финансирование на обустройство районов массовой жилищной застройки инженерными коммуникациями до 130 млрд. тенге (до 2020 года предусматривалось по 100 млрд. тенге).
В том числе за счет данных средств ежегодно 40 тыс. подготовленных необходимой инфраструктурой земельных участков будут выданы населению под строительство индивидуального жилья (2017-2019 годы к 170 тыс.участкам ИЖС).
Вторая задача Программы - обеспечение населения качественной питьевой водой.
В городских населенных пунктах за счет средств республиканского и местного бюджетов планируем построить 4188 км сетей водоснабжения (2420 км) и водоотведения (1768 км).
Для реконструкции сетей будет использовано внебюджетное финансирование, механизмы ГЧП и займы МФО.
В селах с населением менее 200 чел. проблема водоснабжения будет решена через установку комлексных блок-модулей очистки воды, а с населением более 200 чел. – через централизованное водоснабжение.
Мы планируем к 2023 году обеспечить 100 % доступ к централизованному водоснабжению
Также решаются вопросы строительства и реконструкции канализационно-очистных сооружений (КОС).
Из 86 городских населенных пунктов очистные
сооружения имеются только в 58, средний износ которых составляет более 60 %.
Планируется привлечь 328 млрд. тенге с МФО на реконструкцию и строительства 53 КОС.
МФО подтверждают готовность, выделить кредиты на срок до 15 лет под гарантию Правительства.
Справочно: необходимо субсидировать тариф для обслуживания долга (25 млрд. тенге в год)
Это позволит полностью модернизировать КОС в городах в течение 3 лет и достичь 100 % охвата КОС к 2024 году.
Третья задача Программы направлена на модернизацию и развитию сферы ЖКХ.
Протяженность сетей теплоснабжения по Казахстану составляет 11511 км, средний износ которых 60%.
3 381 км сетей являются ветхими, то есть нуждаются в реконструкции.
Предлагается на замену ветхих сетей направить 240 млрд. тенге в рамках механизма бюджетного кредитования.
Четвертая задача предусматривает меры по проведению капитального ремонта и реновации жилищного фонда.
На сегодня в жилищном фонде Республики насчитывается более 78 тыс. многоквартирных домов, из них 18 тыс. домов требуют капитального ремонта.
В 2020-2021 годы планируется выделить регионам 30 млрд. тенге, что позволит отремонтировать 700 домов и 126 домов за счет оборачиваемых средств (всего 826 многоквартирных жилых домов).
В рамках пятой задачи принимаются меры по совершенствованию архитектурной, градостроительной и строительной деятельности путем:
- разработки новых и актуализации действующих нормативов, типовых проектов, градостроительных проектов общегосударственного значения.
- оцифровки нормативно-правовых актов и технических документов (BIM-технологии) и развития градостроительного кадастра (инвентаризации надземных и подземных коммуникаций).
В целях установления прозрачности строительных процессов и контроля качества строительства разрабатывается единая информационная система «Е-Құрылыс».
Справочно: Принцип работы данного портала выглядит следующим образом: Заказчик загружает в портал все разрешительные документы и проектно-сметную документацию.
Остальные участники строительства (подрядчики, технадзор, авторский надзор) с помощью электронной цифровой подписи, получают доступ к данному порталу, и каждый осуществляет функции в рамках своей компетенции.
Система позволяет подключить органы ЧС, СЭС и Инспекции труда и других заинтересованных органов, а также упростить процедуру приемки объекта в эксплуатацию.
Вся работа будет проводиться в блокчейне, храниться вечно и данные невозможно будет исправить.
Кроме того планируем упорядочить работу экспертных организаций, по проведению техобследований зданий.
Также предусматриваем передачу экспертной деятельности в саморегулируемую организацию (СРО) которая обяжет экспертные организации осуществлять страхование своей гражданско-правовой (профессиональной) ответственности перед потребителями услуг. При этом за государством будет закреплена функция по контролю за деятельностью СРО.
Эта работа проводится в рамках проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам улучшения бизнес-климата».
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации постановления и Программы, в течение 6 лет (2020-2025гг), включая республиканский, местные бюджеты и внебюджетные средства составит 4 837 млрд. тенге, в том числе:
из республиканского бюджета – 3 132 млрд. тенге (доля 65%), из них на 2020 год – дополнительно необходимо 224,7 млрд. тенге (общая потребность 614,1 млрд. тенге, из них 389,4 млрд. тенге предусмотрены бюджетом Программы на 2017-2021 годы);
из местных бюджетов – более 184 млрд. тенге, из них на 2020 год 32,6 млрд. тенге (176,5 млрд. на развитие водоснабжения, 284,3 млн. на модернизацию коммунального сектора, 7,6 млрд. на развитие строительной отрасли - в рамках 2,3,5 задач);
внебюджетные средства – порядка 1 521 млрд. тенге, из них на 2020 год – 314,5 млрд. тенге (из 1 520,7 млрд. - 504,2 млрд. тенге предусмотрены в Программе на 2017-2021 годы, в том числе потребность: 652,0 млрд. облигационные займы, 120,0 млрд. субсидирование кредитов застройщиков, 394,8 млрд. на гарантии для завершения долевых объектов, 328,3 млрд. займов на КОС и 25,7 млрд. на субсидирование ЖКХ - в рамках 1,2,3 задач).
В результате реализации программы ожидается
обеспечение ежегодного прироста ВВП на 0,6 процентных пунктов, увеличения объема выпуска отечественной продукции и услуг на 1,1 трлн. тенге в год, 60 тыс. рабочих обеспечить работой в жилищном строительстве и сфере ЖКХ и дополнительных налоговых поступлений по 50 млрд. тенге в год.
В заключение хочу отметить, что основной целью единой жилищной политики является повышение доступности жилья для граждан с различным уровнем дохода, с особым акцентом на малообеспеченные слои, обеспечение прозрачности процессов предоставления социального жилья, контроль эффективного использования средств и создание комфортных условий проживания для всего населения страны, влияющих на здоровье и благополучение наших граждан