Система КАЗТЕСТ – это система оценки уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан.
КАЗТЕСТ основан на принципах международных систем оценки языковых знаний, таких как TOEFL, IELTS, DALF/ DELF, DSH, CELI, TÖMER, ТРКИ и т.д.
В соответствии с Государственной программой развития и функционирования языков на 2011-2020 годы, тестирование по системе «Казтест» должны пройти государственные служащие и сотрудники сферы оказания государственных услуг.
В ходе диагностического тестирования определяется уровень владения казахским языком, в ходе сертификационного тестирования уровень подтверждается.
КАЗТЕСТ состоит из четырех блоков: Аудирование, Лексико-грамматическая структура, Чтение, Письмо.

I блок – Аудирование (30 тестовых заданий).
Тексты по объему в зависимости от уровня делятся на краткие, небольшие, средние, большие.
Содержание текстов, предназначенных для уровней А1, А2.
- диалоги, составленные на основе разговорной речи;
- культурно-бытовые диалоги;
- тексты-описания;
- диалоги из прессы.
Содержание текстов, предназначенных для уровней B1,B2,C1.
- материалы СМИ;
- диалоги в социально-культурной сфере;
- диалоги в социально-бытовой сфере;
- диалоги в официально-деловой сфере;
- образцы официальных документов;
- диалоги в научно-политической сфере.
Тестовые задания предназначены для оценки нижеуказанных навыков тестируемых:
- употребление словарного запаса (продолжите диалог);
- резюмировать (определить заключительный вывод);
- понять основную мысль (определите содержание диалога);
- анализ информации (найдите информацию соответствующий/ не соответствующий диалогу);
- найти необходимые сведения (когда/где/между кем состоялся диалог);
- подведение итогов (укажите вывод по тексту);
- выяснение причины действия (укажите причину возникновения события);
- формирование точки зрения (определите точку зрения собеседника).
II блок – Лексико-грамматическая структура (70 тестовых заданий).
Оценивается уровень усвоения лексико-грамматического материала, владения языком, употребления в общении, применения в письме с функциональной и коммуникативной точки зрения. Тестовые задания данного направления нацелены на оценку уровня лингвистической компетенции, понятия о структуре языка, необходимых для решения определенных коммуникативных задач.
- обращение (слово, сказанное в целях обращения внимания на себя);
- будущее время (покажите действие, которое будет выполнено);
- прошедшее время (покажите действие, которое было выполнено);
- омоним (покажите созвучные, но по смыслу разные слова);
- синоним (определите близкие по смыслу слова);
- антоним (найдите слова, противоположные по смыслу);
- слитные слова (покажите слова, которые образуются путем соединения двух слов).
Виды тестовых заданий усложняются в зависимости от уровня. На уровне А1 в тестовых заданиях для имен числительных выбираются цифры от 1 до 100, и оцениваются знания простых видов имен числительных: один, два, три (количественные числительные), первый, второй, третий (порядковые числительные).
На уровне А2 оценивается знание цифр от 100 и выше собирательных числительных, дробных числительных, а на более высоких уровнях сложные виды имен числительных, и их роль в предложении.
Варианты ответов должны быть интересными, современными, правдоподобными и реальными для повседневной жизни. Это, в свою очередь, оказывает влияние на повышение функциональности казахского языка.
III блок – Чтение (50 тестовых заданий).
Цель чтения – восприятие и понимание основной и дополнительной информации текста на разных уровнях, умение читать в соответствии с правилами произношения.
Тексты используются из журналов, газет, учебников и художественной литературы.
Рекомендуемое содержание текстов по уровням А1, А2.
- тексты-сообщения (смс, письма, объявления, реклама и т.д.);
- культурно-бытовые тексты;
- небольшие описательные тексты;
- интересные тексты различного жанра.
Рекомендуемое содержание текстов по уровнямB1, B2, C1.
- oписание, повествование с элементами рассуждения;
- научно-исследовательские тексты;
- информационно-описательные тексты;
- фрагменты из художественной литературы, рассказов, повестей и т. д.
- информационно-регламентное описание текстов.
Тестовые задания оценивают следующие навыки тестируемых:
- определять личное мнение, суждение автора;
- связать событие и фактическую логику;
- группировать информацию по определенным описаниям;
- прогнозировать содержание текста по названию и художественным средствам;
- определять нужную информацию;
- определить главную мысль;
- пояснение сложным предложениям;
- различать субъективную информацию от объективной;
- находить нужные факты (примеры, доводы, аргументы) и т. д.
IV блок – Письмо (2-4 тестовых заданий).
На уровне А1:
- Тип текста – Адаптированные сюжетные тексты;
- Объем текста (количество слов) – 60-80 слов (диктант);
- Содержание текста – Социально-культурная и социально-бытовая сферы;
На уровне А2:
- Тип текста – Повествование, сообщение, смешанные адаптированные тексты и диалоги;
- Объем текста (количество слов) – 80-100 слов (диктант);
- Содержание текста – повседневное общение, социально-культурная и учебная сферы;
На уровне B1:
- Тип текста – повествование, описание, сообщение и смешанные типы текстов с элементами рассуждения (диаграмма, график и т.д.);
- Объем текста (количество слов) – 150-250 слов (диктант);
- Содержание текста – Социально-культурная сфера;
На уровне B2:
- Тип текста – повествование, описание с использованием эмоционально-экспрессивных средств;
- Объем текста (количество слов) – 250-300 слов (диктант);
- Содержание текста – Социально-бытовая, социально-культурная и официально-деловая сферы;
На уровне C1:
- Тип текста – Неадаптированные ситуационно-тематические тексты и диалоги;
- Объем текста (количество слов) – 300-350 слов (диктант);
- Содержание текста – Социально-культурная, научная, официально-деловая и учебная сферы, актуальные для повседневного общения;
Задания по блоку Письмо предназначены для определения ниже перечисленных навыков тестируемого:
- правильное написание предложений, с соблюдением орфографии и пунктуации (написать диктант);
- составить простое предложение (ответить на вопросы);
- использовать синонимичные слова;
- самостоятельно понимать, правильно дифференцировать и оценивать информацию (составить диалог);
- ставить вопрос и уметь изложить в нем свои мысли и мнение (составить диалог);
- составить план текста (составить план изложения);
- передать основную информацию услышанного текста и смысл текста в логическом виде;
- используя аргументы, написать свои мысли, точку зрения, мнение по тексту (написать изложение);
- уметь логически передать мысль, раскрыв содержание своими словами, используя ключевые слова в системном порядке передать суть событий (написать эссе);
- обобщить сказанную мысль, сформулировать и подвести итоги.
Пробное тестирование в интерактивном режиме можно пройти по ссылке http://www.kazakhtest.kz/#registration