Меню
Страницы
Документы
Деятельность
Контакты
Пресс-центр
Об управлении
Онлайн-приемная
gov@nitec.kz

Социальный работник - профессия лидеров и может стать драйвером роста экономики, считают эксперты профильного альянса

В Казахстане необходимо расширить возможности образования социальных работников и сформировать пул наработанных национальных практик социальной работы, уверены участники III Международного форума социальных работников "Социальная работа как драйвер социально-экономической модернизации в Казахстане: кадровая политика и практика".

По словам исполнительного директора Национального Альянса профессиональных социальных работников Казахстана Динары Есимовой, социальная работа - профессия лидеров, имеющих право влиять на политику, и принимать грамотные решения.

Главная цель форума, по мнению Есимовой, информировать и поддержать социальных работников в Казахстане, а также доказать необходимость развивать собственные национальные и региональные практики социальной работы, “которые могут быть более устойчивые, чем зарубежные технологии”.

“Решение проблемы “здесь и сейчас” — это говорит о том, что проблему можно решить, но, в целом, ситуация может не измениться, но мы хотим, чтобы успех был не временным. Работник не только должен быть помощником, но и лидером и влиять на качественные решения”, - поделилась она.

В своем выступлении Есимова привела опыт других стран по повышению статуса социального работника и озвучила свое видение дальнейшего развития профессии. В частности, указала на необходимость организации непрерывного образования социальных работников.

“Очень много говорится о том, что мы не институализировали профессию “социальный работник”, пока мы не являемся факультетом и кафедрой. Но теперь, когда мы пришли на какой-то уровень, мы хотим встретиться с теми, кто принимает решения, и обсудить, что есть такая профессия, которая может улучшить социально-экономическую ситуацию в стране”, - сказала она.

Эксперт подчеркнула, что в настоящее время отсутствует системность в организации образования по социальной работе. Вместе с этим, по ее мнению, сейчас для обучения социальных работников созданы все условия. В Казахстане данной профессии обучают 12 высших учебных заведений.

“В прошлом году в рамках текущих проектов  ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН - прим. автора) мы провели трехнедельные курсы для вузов страны, которые ведут подготовку студентов по социальной работе, для медицинских вузов, которые ведут обучение медработников, в колледжах и так далее”, - пояснила Есимова.

В целом она подчеркнула, что данную работу следует развивать, и для этого есть все предпосылки. В Национальном альянсе профессиональных социальных работников Казахстана планируют сформировать пул экспертов по социальной работе. Она уверена, что в стране необходимо постепенное “эволюционное” обновление трудовых ресурсов в социальной сфере.

“Мягко, чтобы человек внутренне сам хотел свою практику поменять”, - пояснила эксперт.

О доказательной практике в социальной работе рассказала директор Центра изучения глобального здоровья в Центральной Азии при Колумбийском Университете Асель Терликбаева. По ее словам, исследования в социальной работе помогают не только определять наиболее эффективные интервенции, но и оценить наилучшие пути их внедрения.

“Разработка новых знаний, политик и программ часто бывают результатом исследований”, - подчеркнула она.

Особое внимание на форуме участники уделили работе социальных педагогов с детьми. Руководитель программ ЮНИСЕФ по вопросам образования Татьяна Адерихина представила результаты программы профилактики непосещения детьми школы с использованием технологии кейс-менеджмента. Инициатива проекта появилась в 2018 году.  Так, группы систем раннего предупреждения были сформированы в трех городских и одной сельской школе в двух регионах Казахстана. Перед специалистами стояли задачи по выявлению учащихся с риском отчисления или низкой успеваемостью в школе.

“Благодаря своевременному выявлению учеников, которые с наибольшей вероятностью находятся в зоне риска, появляется не только шанс их раннего охвата, но и оказания наиболее  подходящей поддержки и вмешательств для продолжения их обучения в школе”, объяснила Татьяна Адерихина.

Группе предстояло поддерживать учащихся для продолжения обучения в школе/повышения успеваемости посредством проведения ряда вмешательств, отвечающих индивидуальным потребностям, а также сформировать общешкольный подход с привлечением команды сотрудников школы.

В настоящее время такие группы действуют в восьми школах, с детьми из групп риска проводится соответствующая работа.

“В этом году мы подвели итоги этой долгосрочной работы. Сама система раннего предупреждения (СРП - прим. автора) направлена прежде всего на выявление случаев непосещения и реагирование. (...) Были использованы показатели по успеваемости, посещаемости, вовлеченности ребенка в учебных процесс, чтобы аргументировать и оценить степень риска, потому что они являются частью оценки потребностей, проводимой соцработником. Задача перед командой школы была в том, чтобы было хорошее планирование действий в поддержку ребенка, вовремя среагировать, не допустить ошибок, которые могут сказаться на будущем ребенка и его достижениях в обучении”, - пояснила Адерихина.

О возможностях социальных работников в первичной медико-санитарной помощи рассказала эксперт из Кызылорды Сандугаш Исмагулова. О своей работе социальный работник городской поликлиники рассказала на примере.

“Семья воспитывает ребенка в возрасте 1,2 месяца, родители ребенка - мама - 31 год, папа - 42 года, живут в гражданском браке, у мужчины от первого брака есть 15 летний сын, живут вместе. Дом частный, в аварийном состоянии, в комнатах очень сыро, сохранена небезопасная среда для ребенка. Когда ребенку было 8 месяцев, при визите на дом патронажная сестра выявила, что семья в состоянии высокого социального риска. Обнаружила, что мать ребенка в состоянии алкогольного опьянения, сам ребенок находится в небезопасной среде”, - рассказала Исмагулова.

Далее, по ее словам, для дальнейшего сопровождения семьи подключился социальный работник. Была составлена эко-карта семьи и разработан индивидуальный план развития семьи.

“Были установлены доверительные отношения между семьей и первичной медико-санитарной помощью, мама перестала употреблять алкоголь, ребенок в безопасности, мать хорошо присматривает за ребенком, проводит долгое время вместе с ним, играет, читает, продолжает кормить ребенка грудным молоком”, - поделилась соцработник.

После выступления экспертов участники форума обменялись мнениями по заданной на панельной сессии теме.

Напомним, в Нур-Султане с 28 по 30 сентября 2021 года проходит III Международный форум социальных работников "Социальная работа как драйвер социально-экономической модернизации в Казахстане: кадровая политика и практика".

В мероприятии в онлайн и оффлайн формате принимают участие около 600 специалистов из регионов Казахстана, России, Азербайджана, Таджикистана, Германии и других стран.

Форум проводится в рамках сотрудничества представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Уполномоченного по правам человека, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Альянса профессиональных социальных работников Казахстана при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в республике Казахстан.

В первый день на пленарном заседании участники форума поговорили о трансформации профессии “Социальный работник” в период пандемии, а также поделились дальнейшим видением развития данной профессии.

Дата публикации
30 сентября 2021
Направления деятельности
Популярные новости
Социальные медиа
Instagram
facebook
Меню подвал
Законодательство
Открытое Правительство
Виртуальная Приемная
Структура Правительства РК
Сайт Парламента РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Президента РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК