Роль Первого Президента Республики Казахстан-Елбасы Нурсултана Назарбаева в развитии парламентаризма в стране, формировании независимого государства и завоевании высокого международного авторитета нашей Родины.Парламентаризм, обеспечивая представительство всех слоев населения во власти, должен способствовать государственной стабильности как ключевому элементу демократии и преемственности в развитии гражданского общества. Это важный институт демократического развития страны. Сегодня развитие гражданского общества и мировой цивилизации определяется современными тенденциями парламентаризма. Поэтому актуальны вопросы и механизмы развития казахстанского парламентаризма. Период становления Казахстанского института парламентаризма прошел сложный путь, состоящий из ошибок и трудностей, поправок и успешных устремлений вперед.
Давайте посмотрим на историю. В марте 1990 года состоялись выборы Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва. Несмотря на то, что эти выборы проводились без полноценных политических партий, процесс трансформации тоталитарной системы носил необратимый характер. Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль в истории становления парламентаризма в Казахстане. Это ознаменовалось достижениями принятия ряда важных правовых актов 90-х годов и законодательного обеспечения государственной политики.
24 апреля 1990 года законом Казахской ССР «об установлении должности Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» была утверждена должность Президента Казахской ССР, первым президентом страны избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР».
События августа и декабря 1991 года – неудачный «мятеж» в Москве и Беловежский договор – поставили точку в истории СССР, а 16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахстана провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. С этого исторического момента в республике начался переход на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократического общества и правового государства.
Конституция 1993 года дала положительную динамику развитию казахстанского общества и закрепила отказ от однопартийного политического управления, монопольной экономической системы и идеологии исторического насилия. Вместе с тем Конституция Республики Казахстан 1993 года наделила Верховный Совет очень широкими полномочиями. Это затрудняло реализацию принципов разделения властей, создание системы сдержек и противовесов. Дальнейшая реализация реформ выявила неэффективность республиканских органов, прежде всего представительной власти, которые не могут оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать эффективные решения. Неработающие механизмы сдерживания и сбалансированности позволили Верховному Совету вмешаться в деятельность правительства или заменить его, что в итоге привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики и самоустранению.
Следует отметить, что 1994-1995 годы-очень важный период в истории становления казахстанского парламентаризма. Депутаты Верховного Совета тринадцатого созыва, действовавшие с апреля 1994 года по март 1995 года, стали первым профессиональным Парламентом Казахстана, в котором постоянно действовали.
В результате референдума, состоявшегося 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан, утвердившая положение о том, что Парламент – высший представительный орган республики, осуществляющий законодательную деятельность.
Парламент состоит из двух палат, действующих на постоянной основе – Сената и Мажилиса. Конституция 1995 года провозгласила Казахстан президентской республикой. А конституционные законы» О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов«,» О Правительстве Республики Казахстан«,» О судебной системе и статусе судей " регулировали статус и функции каждой ветви власти.
Затем президент страны Нурсултан Назарбаев подписал указ, имеющий статус конституционного закона» о выборах в Республике Казахстан", согласно которому процесс избрания депутатов в двухпалатный парламент состоялся в конце 1995 года. Он вошел в историю Казахстана как первый профессиональный двухпалатный Парламент, обеспечивший на законодательном уровне решение экономических, социальных и политических проблем страны.
Это правда, что главной фигурой, стоящей у истоков тридцатилетних социально-экономических и политических реформ, стал глава государства Нурсултан Назарбаев.
Известно, что важнейшей составляющей эффективности государственного управления является роль лидера. Первый президент стал лидером, который на несколько лет продвинул всю общественно-политическую жизнь страны, обеспечив преобразование государства. Важно отметить, что основные стратегические решения в Республике Казахстан за годы независимости, в том числе формирование казахстанского парламентаризма, были реализованы по инициативе лидера.
Сегодня парламент страны является законодательным органом высокого качества. Наш парламент успешно развивает связи с парламентом более 60 стран мира. Члены парламента Казахстана активно сотрудничают с большинством из 40 активных международных и региональных парламентских организаций.
Однако у истоков истории парламентаризма, по сути дела, следовало «затормозить шок". С одной стороны, преодоление экономической стагнации в стране, производственного спада, тяжелейшего кризиса финансовой системы, гиперинфляции, крайне низкого уровня жизни и обнищания населения было поставлено на жесткую повестку дня. При этом на первый план вышли задачи ускорения формирования правовых основ экономических реформ. В этой связи Елбасы все чаще вынужден был брать в свои руки действенность реализации инициатив.
С другой стороны, мы изначально не могли создать законодательную ветвь власти, опираясь на богатый мировой опыт парламентаризма. Для постепенного избавления от позиций и духа социалистических советов, конечно, требовалось время. Первый Президент за 5 лет успел сформировать профессиональный и авторитетный парламент страны. За это время Елбасы издал десятки указов, имеющих силу конституционного закона.
В период с 2007 по 2017 годы были предприняты шаги по модернизации политической системы. Роль парламента как государственного института претерпела большие изменения. Конституционные реформы продолжили менять модель нашей республики от президентской к президентско-парламентской. Целью этих преобразований было достижение высокого уровня политической стабильности. Конституционные изменения в эти годы в определенной степени повысили политический вес и авторитет парламента в структуре государственной власти.
Вместе с тем, Елбасы не прекращал своих энергичных инициатив и в укреплении других ветвей власти. Его главной целью было обеспечение баланса трех ветвей власти и конкретизация функций. В частности, одна из последних инициатив – передача парламенту части полномочий президента, таких как согласование кандидатов на должности руководителей отраслевых министерств, контроль за действиями правительства.
В этом заключается важность поправок в законодательство о парламентаризме, в соответствии с которыми оппозиционным партиям предоставлено право выступать в Мажилисе, вносить предложения в повестку дня собраний и представлять альтернативные законопроекты для партийных инициатив, имеющих приоритетное количественное значение. Таким образом, мы твердо верим, что основатель казахстанского парламентаризма – Елбасы.
Глава государства вывел страну из сложной ситуации, вывел на высокий уровень благоустройства и уважения мирового сообщества, объединил народ, который, как истинный источник власти, может реализовать свои права и провозгласить свою свободу через демократический Парламент.
Работа по формированию Казахстанского института парламентаризма будет продолжена, так как это постоянный процесс. Можно отметить, что пройденный путь современного казахстанского парламентаризма характеризуется позицией, отвечающей требованиям прогресса цивилизованных стран. В нем также можно увидеть особенности исторических моментов, общественного и государственного бытия, национальных традиций, правовой культуры.
В своем выступлении глава государства отметил: "Парламент должен играть решающую роль в формировании правительства. Все вместе нам придется принимать законы и программы, отвечать перед народом».
10 января 2021 года в Казахстане состоялись выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов седьмого созыва. Выборы депутатов маслихата прошли по новой пропорциональной избирательной системе. В выборах приняли участие несколько партий.
На открытии первой сессии парламента глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что» прошедшие выборы открыли новые страницы в развитии страны". По сути, нынешние выборы знаменуют начало нового этапа в развитии казахстанского парламентаризма. Это политическое событие продемонстрировало незыблемую прочность нашей государственности и целостности казахстанского общества.
С одной стороны, это свидетельство народной поддержки политических и социально – экономических реформ, инициированных Президентом. С другой стороны, это очередной важный шаг в решении поставленной нашим первым президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым задачи укрепления демократии в стране. Это сохранение преемственности государственной политики, которая заложила фундамент строительства нового Казахстана.
Уверен, что позиция «Сильный Президент-влиятельный Парламент – подотчетное правительство», озвученная президентом Касым – Жомартом Токаевым, будет полностью реализована в Казахстане.
В целом, считаю неоценимой роль Елбасы в развитии, формировании государства, а также в продолжении нового этапа от создания независимого Казахстана до укрепления его экономики и внешних и внутренних позиций через формирование благоприятной и устойчивой социально-экономической политики. Бесспорно, одна из важнейших составляющих эффективности государственного управления в стране – заслуга Елбасы.
Важное место в политике Елбасы занимает проблема межэтнических отношений. Казахстан-полиэтничное государство. Несмотря на этническое, культурное и религиозное разнообразие, мы сохранили мир и политическую стабильность в стране. Казахстан стал родным домом для представителей многих этносов и 17 конфессий.
Нурсултан Назарбаев сумел сделать полиэтничность страны достоянием и достижением республики. В своих традиционных Посланиях народу Казахстана он призвал всегда сохранять стабильность и взаимопонимание в обществе. Благодаря гибкой политике Елбасы республика преодолела трудности переходного периода и предотвратила возможные конфликты на межэтнической почве.
Создан уникальный институт – Ассамблея народа Казахстана, являющийся консультативно-совещательным органом при первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы, целью которого является обеспечение равенства прав и свобод граждан Республики, независимо от их национальности, языка, вероисповедания, принадлежности к социальным группам. Кроме того, 9 депутатов мажилиса парламента избираются Ассамблеей народа Казахстана.
В международных отношениях глава государства принимал непосредственное участие в разрешении карабахского конфликта, особенно важна его влиятельная деятельность в решении проблемных вопросов между Россией и Турцией, Кыргызской Республикой. А вот кропотливая работа по урегулированию конфликта в Сирии-это отдельная тема. Глава государства на высоком уровне и с ближайшими соседними государствами установил общие отношения. В непростой геополитической ситуации Казахстан успешно имеет общий язык как с Китаем, так и с Россией. Сегодня мудрая внешняя политика приносит свои плоды. За короткое время Казахстан исторически приобрел мировую известность.
В экономической сфере благодаря усилиям Елбасы Казахстан первым в СНГ сформировал современную модель рыночной экономики, основанную на принципах частной собственности, свободной конкуренции и прозрачности. Данная модель основана на активной роли государства в привлечении иностранных инвестиций. Также сформированы основные условия предпринимательской деятельности и современная налоговая система. Среди других выдающихся достижений можно выделить:
- определены государственные границы суверенного Казахстана;
- сформированы механизмы рыночной экономики;
- обеспечен устойчивый экономический рост;
- построена новая столица;
- наши соотечественники за рубежом вернулись в атажур.
Досрочно реализована стратегия «Казахстан-2030», которая обеспечила вхождение страны в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Доказав свою жизнеспособность, страна успешно вышла из двух мировых экономических кризисов. Теперь он успешно борется с пандемией COVID-19, которая охватила весь мир.
Один из самых известных и авторитетных политиков в мире Маргарет Тэтчер рассказала о Первом Президенте Республики Казахстан:» сегодня мир знает пять-шесть влиятельных политиков, среди которых Нурсултан Назарбаев".
Глава государства Нурсултан Назарбаев-лидер, способствующий установлению конструктивного диалога между цивилизованными странами мира, Востоком и Западом, религиями ислама и христианства, другими конфессиями и гордящийся всем Казахстаном.
Волга Мамытбекова,
Депутат Сената Парламента