Почему актуальны вопросы привлечения иностранных инвестиций?
В соответствии с целями, поставленными Президентом Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым, ключевой задачей на сегодня является реализация микро- и макродействий, в совокупности направленных на обеспечение системного подхода в привлечении инвестиций, путем формирования соответствующих политик. Комбинация данных операционных и системных мер направлена на увеличение притока прямых иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата, и усиление роли регионов в привлечении инвестиций.
В рамках системных мер проходит активизация глобальных инвесторов и международных финансовых институтов развития, функционируют площадки Совета иностранных инвесторов, Совета по улучшению инвестиционного климата, а также проводятся совещания
на Диалоговой платформы РК-ЕС. Кроме того, разработаны соответствующие предложения по модернизации деятельности Совета иностранных инвесторов, в частности изменение формата пленарного заседания, обновление состава Совета (включая компании из отраслей, ранее не представленных в Совете), проведение ежемесячных тематических встреч с компаниями-членами Совета, для обсуждения проблемных вопросов.
Операционный подход предполагает осуществление
и сопровождение конкретных инвестиционных сделок в краткосрочной перспективе. Для этого внедрен новый алгоритм управления инвестициями и адресной работы
с инвесторами.
Первое, под председательством Премьер-Министра РК создан Инвестиционный штаб, в рамках которого регулярно рассматриваются возникающие проблемные вопросы зарубежных инвесторов и вопросы практической реализации инвестиционных проектов.
Второе, на базе АО «НК «KAZAKH INVEST» и АО «МФЦА» для повышения эффективности взаимодействия с инвесторами, создана специальная переговорная команда -Task Force. Данное подразделение выступает единым переговорщиком от лица Правительства с иностранными компаниями при проработке важных стратегических проектов, на примере следующих введенных проектов:
- производство технических газов в Карагандинской области с участием немецкого ТНК Linde Group (83 млн. долларов); производство легковых автомобилей в г. Алматы с участием корейской ТНК Hyundai (60 млн. долларов); производство комбикормов в Алматинской области с участием швейцарской компании Inoks Capital (18 млн. долларов); тепличный комплекс (21 га.) в Туркестанской области с участием польской компании Polcotton (26 млн. долларов).
Третье, центральным и местным государственным органам установлены 5-летние целевые показатели по объемам инвестиций в основной капитал и прямым иностранным инвестициям. За заместителями первых руководителей госорганов были концентрированно закреплены обязанности по привлечению инвестиций, работе с инвесторами. Кроме того, на ежегодной основе будет проводиться рейтинг регионов по их достижению и исполнения плана по инвестициям.
В целях повышения удобства инвесторов также была автоматизирована госуслуга по заключению инвестиционных контрактов. Благодаря переходу на онлайн режим во время пандемии нам удалось не только сохранить, но и увеличить количество и сумму контрактов за 2020 год до рекордного количества. В итоге за год было заключено 56 инвестиционных контрактов (из них 46 заключено онлайн через портал е-лайсенс) на общую сумму 635 млрд.тенге, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. Из них, 6 контрактов было заключено в сфере обрабатывающей промышленности на сумму 51,2 млрд. тенге.
Справочно: в 2018 году было заключено 33 контракта на сумму 501 млрд.тенге., в 2019 году заключено 54 контракта на сумму
365 млрд.тенге.
Все эти меры должны позволить довести объем инвестиций в основной капитал в 2025 году до 30%
к ВВП, а объем прямых иностранных инвестиций до 30 млрд. долларов в соответствии с Национальным планом развития до 2025 года и Дорожной картой по реализации мер предвыборной программы Партии «Нур-Отан».
Справочно: ПИИ – 15,9 млрд. долл. в 2021 г., 23,8 млрд. долл. в 2022 г., 25,0 млрд. долл. в 2023 г., 27,5 млрд. долл. в 2024 г., 30 млрд. долл. в 2025 г.
ИОК к ВВП - 20% к ВВП в 2021 г., 22,5% к ВВП в 2022 г., 25% к ВВП в 2023 г., 27,5% к ВВП в 2024 г., 30% к ВВП в 2025 г.
В результате планируемой стабилизации эпидемиологической ситуации с COVID-19 нами ожидается восстановление притока иностранных инвестиций в Казахстан в период с 2022 по 2023 годы. В этом плане есть хорошие сигналы к определенному возобновлению роста мировой экономики и ключевых стран-партнеров.
Важно ли только привлекать зарубежные инвестиции в Казахстан?
Основной частью процесса по увеличению притока ПИИ помимо привлечения новых, является удержание существующих инвесторов, реализующих проекты на территории страны. В этой связи, нами проводится работа по урегулированию споров с инвесторами и разрешению проблемных вопросов в досудебном порядке при помощи института Инвестиционного омбудсмена, чьи функции возложены на Премьер-Министра РК.
Справочно: 8 декабря 2020 г. постановлением Правительства РК от № 833 внесены изменения в Положение о деятельности инвестиционного омбудсмена, обязывающие государственные органы информировать рабочий орган (Комитет по инвестициям МИД РК) Инвестиционного омбудсмена об инициировании судебного разбирательства до направления исковых заявлений в суды.
В рамках деятельности Инвестиционного омбудсмена в 2019 году оказано содействие в рассмотрении 70 проблемных вопросов инвесторов, а по итогам 2020 года обработано 69 обращений. Вместе с тем, на сегодняшний день
15 обращений находятся в работе совместно с заинтересованными государственными органами и организациями.
В завершение выступления, хотелось бы отметить, что несмотря на сложившуюся во всем мире ситуацию, мы продолжаем вести активную работу по привлечению качественных зарубежных инвестиций в нашу страну, реализуются множество инвестиционных проектов, в связи с поставленной задачей на предстоящие 5 лет.
И.о. Председателя Комитета по инвестициям МИД РК Ардак Зебешев