Руслан Кенжебекович Абдикаликов, Председатель Комитета по информационной безопасности, сформированного при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, провел недавно беседу с Региональным отделением МСЭ для региона СНГ (Содружество Независимых Государств).
Казахстан утвердил и приступил к реализации своей национальной концепции кибербезопасности «Киберщит Казахстана». Каковы были предпосылки и процесс разработки этого плана?
Новые технологии и электронные услуги стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
По мере того, как мы становимся все более зависимыми от информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), защита и доступность этих технологий стали главной заботой государства.
В январе 2017 года Президент Нурсултан Назарбаев поручил правительству создать Киберщит Казахстана. Спустя пять месяцев правительство утвердило концепцию.
Каковы основные положения и какие организации принимали участие в создании плана?
Первоначально министерство разработало проект концепции, основанный на существующей ситуации с кибербезопасностью в стране. Однако при этом учитывались только интересы государства. Затем состоялись общественные обсуждения, и проект концепции был раскритикован профессионалами как слишком «однобокий».
При этом мы были приятно удивлены, обнаружив в Казахстане пул специалистов по кибербезопасности, готовых что-то делать, и работаем вместе с ними по сей день.
Создана рабочая группа в составе парламентариев, представителей государственных органов, профессиональных и отраслевых ассоциаций, высших учебных заведений и промышленности для анализа состояния информатизации государственных органов, автоматизации государственных услуг, перспектив цифровой экономики, модернизации производственных процессов с целью расширения сферы услуг ИКТ. Он также изучил богатый международный опыт защиты национальной инфраструктуры ИКТ.
Полученный документ сейчас реализуется. Наряду с определением государственной политики в области защиты ИКТ в плане излагаются меры по повышению правовой и производственной культуры кибербезопасности. Он повышает готовность страны к предотвращению инцидентов и реагированию на них, а также предоставляет основные определения и пояснения для повышения общей осведомленности об угрозах.
Какие проблемы вы выявили и как они решаются?
Ключевые проблемы, с которыми мы столкнулись, включают:
Мы рекомендуем странам проанализировать текущую ситуацию с кибербезопасностью, определить ключевые вызовы и угрозы, изучить опыт других стран, обозначить цели и сформулировать план действий.
Казахстан готов делиться собственным опытом в двустороннем или многостороннем формате.
Непрерывное развитие цифровых технологий также приводит к появлению новых уязвимостей и киберугроз. Планируете ли вы пересматривать концепцию Cyber Shield?
Концепция утверждена на пять лет – среднесрочную. Некоторые мероприятия, не отраженные там, включены в программу «Цифровой Казахстан», Стратегию национальной безопасности или внутриведомственные планы государственных органов.
Но мы понимаем, что с развитием технологий прогрессируют и угрозы безопасности.
Вскоре мы приступим к разработке нового документа по развитию кибербезопасности.
Казахстан использует Глобальный индекс кибербезопасности , который составляется Международным союзом электросвязи (МСЭ) с 2014 года, в качестве показателя прогресса. Какие преимущества вы видите в его использовании?
Изначально мы не знали об индексе. Но после публичного обсуждения нашей концепции мы получили предложение следовать Глобальному индексу кибербезопасности (GCI) МСЭ. Изучив индикаторы и методологию, а также рейтинг Казахстана (на тот момент 103-е место среди 194 стран), мы приняли GCI в качестве основного ориентира.
Это, несомненно, усилило развитие кибербезопасности в Казахстане. Критерии GCI охватывают правовые, технические и организационные меры, наращивание потенциала и сотрудничество. Важно отметить, что позиция Казахстана в рейтинге поднялась со 103-го места на 31-е всего за три года.
В последнем издании Казахстан получил высокие оценки по четырем из пяти критериев GCI: правовому, техническому, организационному и сотрудничеству. Как вы этого добились?
Обеспечение кибербезопасности является приоритетом для руководства страны.
На отдельный орган – Комитет по информационной безопасности – возложена задача реализации государственной политики в области кибербезопасности, в том числе рыночной, развития международного сотрудничества и организационно-технических мероприятий.
На сегодняшний день в Казахстане около 40 компаний, а также 19 частных операционных центров безопасности (SOC), 3 группы реагирования на компьютерные инциденты (CERT), 7 частных аккредитованных испытательных лабораторий, 8 высших учебных заведений и 25 средних учебных заведений, занимающихся вопросами кибербезопасности. .
У нас есть 85 поставщиков проверенного программного обеспечения и электронных продуктов, а также национальный координационный центр и специализированный центр информационной безопасности для финансового сектора.
Наши достижения обусловлены совместной работой государственных органов, частных компаний в области ИКТ и кибербезопасности, специализированных общественных объединений и экспертов.
Отчет GCI определяет наращивание потенциала как область, в которой Казахстан нуждается в дальнейшем развитии. Планируете ли вы делать больше в этом направлении?
Несомненно. Мы активизируем работу по просвещению населения.
Начата работа над правовой базой для инспекторов по информационной безопасности и сайтов Bug Bounty.
Кроме того, наше министерство развивает производство отечественных ИКТ-решений, оборудования и программного обеспечения.
Что бы вы предложили для усиления кибербезопасности и защиты персональных данных во всех странах СНГ?
В каждой стране должны быть установлены некоторые важные критерии:
Источник: www.itu.int