Подведены итоги государственного аудита налогового и таможенного администрирования за 2022 год

Подведены итоги государственного аудита налогового и таможенного администрирования за 2022 год

На заседании Высшей аудиторской палаты (ВАП) подведены итоги государственного аудита налогового и таможенного администрирования за 2022 год.

Налоговые поступления в консолидированный бюджет за 2022 год достигли 21 241,7 млрд. тенге или 20,6% к ВВП (с ростом на 59,4% к 2021 году). В основном, это связано с увеличением средней цены на нефть (рост к 2018 году на 39%), а также с ростом доходов предприятий нефтяного сектора. 

По состоянию на 1 января 2023 года переплата налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет сложилась в размере 2 186,9 млрд.тенге с ростом на 450 млрд.тенге по сравнению с 2021 годом.

Недоимка в консолидированный бюджет на 1 января 2023 года составила 705,8 млрд.тенге. В 2021 году зафиксирован ее рост в сравнении с 2020 годом - более, чем в 2,5 раза. Значения недоимки в 2022 году увеличились еще на 14,1% или 87,0 млрд.тенге.

Отмечено, что План развития Министерства финансов Республики Казахстан не содержит целевых индикаторов по цифровизации налогового контроля и эффективности мер принудительного взыскания недоимки.

Функционирование и развитие информационных систем в Комитете государственных доходов осуществляются с нарушением законодательства Республики Казахстан в сфере информатизации.

Пилотный проект по оформлению сопроводительных накладных на товары завершен без проведения оценки полученного эффекта.

Процесс отбора налогоплательщиков для включения в График проверок требует совершенствования в целях обеспечения полной прозрачности.

Органами государственных доходов допускаются факты несвоевременного реагирования по неисполненным уведомлениям об устранении нарушений по результатам камерального контроля.

Максимальное упрощение условий для регистрации новых юридических лиц создало предпосылки для злоупотреблений, которые впоследствии приводят к признанию ее недействительной.

Показатели мер принудительного взыскания зависят от результатов конкретных налогоплательщиков, существенно влияющих на процент взыскания, а около половины имеющейся недоимки не имеет перспективы взыскания.

Процедуры реабилитации и банкротства малоэффективны и сводятся к погашению социальных требований и возмещению расходов, связанных с ее проведением.

Всего по итогам государственного аудита Высшей аудиторской палатой установлено финансовых нарушений на сумму 17,9 млн.тенге, неэффективного использования на сумму 15,4 млн.тенге, потерей бюджета по доходной части на сумму 613,2 млн.тенге, 23 процедурных нарушения и 78 системных недостатков.

По итогам заседания Высшей аудиторской палатой даны рекомендации Правительству, министерствам финансов, юстиции, национальной экономики, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Комитету государственных доходов поручено принять меры по устранению выявленных недостатков, причин и условий, способствующих им, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства.

Пресс-служба Высшей аудиторской палаты