Подведены итоги государственного аудита эффективности реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами

Подведены итоги государственного аудита эффективности реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами

На заседании Счетного комитета подведены итоги государственного аудита эффективности реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами.

Основываясь на национальных интересах и нормативно-правовой базе, Республика Казахстан играет активную роль в решении существующих вопросов в сфере использования и охраны трансграничных водных ресурсов. Государственные уполномоченные органы участвуют в разрешении существующих проблем с сопредельными странами на основе конструктивного диалога, в рамках двух и многосторонних механизмов сотрудничества, межгосударственных комиссий и рабочих групп.

Вместе с тем, наблюдается региональный недостаток воды, обусловленный зависимостью от поступающего объема воды трансграничных рек. Снижение обеспеченности водными ресурсами угрожают ростом регионального дефицита, с которым Казахстан может столкнуться в ближайшее время.

Регулирование вопросов водных отношений по трансграничным рекам осуществляется на основании межправительственных соглашений. Основной проблемой недопоступления воды из трансграничных рек является несоблюдение лимитов по подаче необходимых объемов воды, в рамках заключенных соглашений с сопредельными государствами.

Ситуация усугубляется состоянием гидротехнических сооружений, низким уровнем внедрения водосберегающих технологий, применением технологически устаревших систем орошения и практически отсутствующей автоматизации гидротехнических сооружений в южном регионе, из-за которых потери воды достигают 40%.

Большие потери при транспортировке воды происходят в том числе по причине несовершенства примененных строительных технологий, например, в земляном русле происходит сильная фильтрация, а также испарение.

Из 5880 водохозяйственных сооружений автоматизированы лишь 111 или 1,9%, из них реально функционируют только 35. Причинами низкого уровня автоматизации ГТС являются неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных объектов и отсутствие соответствующей инфраструктуры для обеспечения автоматизации (электропитание, каналы связи).

2256 бесхозяйных самоизливающихся гидрогеологических скважин наносят невосполнимый ущерб естественным ресурсам пресных подземных вод и окружающей среде.

Отсутствует четкая координация работ, имеет место и слабое взаимодействие между Комитетом по водным ресурсам и РГП «Казводхоз» при планировании и реализации бюджетных инвестиционных проектов. Низкое качество разработанной проектно-сметной документации, использование устаревших технологий привели к несвоевременной реализации проектов и неэффективному использованию бюджетных средств.

Отмечается низкое освоение заемных средств Европейского Банка Реконструкции и Развития и Исламского банка развития под гарантию государства при реализации инвестиционных проектов, связанное с некачественным проектированием, длительным согласованием тендерных процедур, неблагоприятной ситуацией в связи с пандемией.

По итогам аудита, Счетным комитетом даны соответствующие рекомендации Правительству, Министерству экологии, геологии и природных ресурсов РК, Комитету по водным ресурсам, РГП «Казводхоз», а также заинтересованным государственным органам и организациям по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований законодательства.

Для принятия процессуальных решений в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях направлено          8 материалов, в правоохранительные органы направлен 1 материал по факту некачественного проектирования ТОО «Казюжгипроводстройпроект» проекта «Реконструкция водохозяйственных и гидромелиоративных систем Актюбинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Реконструкция оросительных каналов, дренажных систем сооружений в Жамбылской области. Жамбылский район» (16 земляных каналов).

Пресс-служба Счетного комитета