Тезисы выступления Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на Совместном заседании Палат Парламента

Тезисы выступления Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на Совместном  заседании  Палат Парламента

Уважаемые председатели палат Парламента!

Уважаемый Аскар Узакбаевич!

Уважаемые депутаты, члены Правительства!

 

Разрешите выразить признательность за конструктивное и заинтересованное  рассмотрение  Заключения Счетного комитета.

Ежегодно в рамках нашего отчета мы даем рекомендации по повышению эффективности использования государственных ресурсов и укреплению финансовой дисциплины в стране. Большинство из них находят свою практическую реализацию. Из числа рекомендаций прошлого года  70% Правительством уже реализовано или по ним проводится активная работа.

Что касается итогов 2020 года. Параметры республиканского бюджета исполнены, обеспечив выполнение всех социальных обязательств государства.

Однако, есть и резервы на которых хотелось бы остановиться.

 

ПЕРВОЕ. Что касается макропроцессов.

Исполнение республиканского бюджета 2020 года осуществлялось в кризисных условиях, характеризующихся жесткими ограничительными мерами, вызванными пандемией COVID-19 и рекордным падением цен на нефть.

Однако, благодаря принятым по поручениям Главы государства мерам, Правительству удалось предотвратить серьезный  спад  экономики Казахстана и снизить последствия от внешних шоков.

Нацфонд в очередной раз выполнил роль «подушки безопасности» для страны.

Тем не менее, для всех очевидно, что на фоне кардинального изменения мировой экономики  необходим поиск новых источников несырьевых доходов и пересмотр подходов к управлению средствами Нацфонда.

Зависимость от нефтегазового сектора создает риски ухудшения состояния платежного баланса и стабильности национальной валюты.

Значительные усилия должны быть направлены на поддержку предпринимательства, особенно в  промышленности.

Растущий государственный долг создает риски макроэкономической стабильности в стране.

Задел прочности еще есть. Но хотелось, чтобы у нас были четко сформулированные намерения по принятым долговым обязательствам. Когда, из каких источников и в каких объемах планируется осуществлять  погашение долга. И не на один-три года, а как минимум на 10 лет. Здесь нужна ясность и прозрачность.

Также необходимо исключить практику привлечения внешних источников финансирования для реализации текущей деятельности госорганов, привлечения международных консультантов и изучения зарубежного опыта.

У нас достаточно своих финансовых и человеческих ресурсов для реализации этих задач.

Требуется ужесточение персональной ответственности за нерациональное привлечение и использования внешних займов, а также за их несвоевременное освоение и аннулирование. Об этом говорили и  депутаты.

ВТОРОЕ. Эффективность исполнения бюджета.

Пока все еще идет гонка за освоением. За это жесткий спрос. А вот переформатировать сознание на результат пока удается не очень хорошо.

Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, выделенных в 2020 году, составила 570 млрд. тенге. Сюда входит и возврат средств в республиканский бюджет, и остатки средств на контрольных счетах наличности. А также нарушения, выявленные всеми органами государственного аудита, в том числе по расходованию антикризисных ресурсов. В результате эти деньги вовремя не сработали на смягчение последствий пандемии. И не только.

Поэтому считаем крайне важным продолжить работу по усилению ответственности должностных лиц за неэффективное использование государственных ресурсов, которую мы начали в прошлом году при внесении изменений в КОАП.

Уже давно назрела необходимость критически пересмотреть существующие расходы на предмет их качества и получаемого эффекта от реализации. Об этом в каждом своем выступлении говорит Глава государства.

При ограниченных возможностях бюджета необходимо четко и последовательно расставлять приоритеты. Это позволит гарантировать исполнение всех запланированных обязательств и обеспечит преемственность принятых решений. Рассчитываем, что новая система госпланирования и национальные проекты будут этому способствовать.

Благодаря поддержке депутатов и активной роли Министерства национальной экономики основы оценки экономического эффекта от вложенных бюджетных средств уже предусмотрены Бюджетным кодексом. Как это реализуется, мы увидим в ближайшие два года. Но очевидно, что активная позиция АСПИР и Министерства нацэкономики, как методологических  координаторов важна и дальше.

 

ТРЕТЬЕ. Есть резервы в улучшении налогового и таможенного администрирования. Качественного изменения в повышении результативности налоговых проверок, снижении расхождений в таможенной статистике мы не видим. Вопросы по переплатам тоже не решены.

При этом уполномоченный государственный орган не смог объяснить замечания ни аудиту, ни депутатам Мажилиса, ни депутатам Сената. Но счел нужным реабилитировать себя в прессе. Видимо, рассчитывая на сложность самого вопроса и то, что читатели профессиональных деталей не поймут. Но, к сожалению, недостатки и нарушения от этого никуда не делись. Согласно Закону все они подтверждены аудиторскими доказательствами.

А ведь нужна реформа фискальной политики! Через повышение прозрачности, подотчетности и пересмотр механизмов государственной помощи бизнесу. В частности принятие мер по расширению налоговой базы посредством отмены неэффективных налоговых льгот и их систематизации, последовательной борьбы с теневой экономикой и уклонением от исполнения налоговых обязательств.

Счетный комитет неоднократно обращал внимание на необходимость рассмотрения вопроса по внедрению системы управления бюджетными рисками и разработки документа долгосрочной устойчивости государственных финансов.

 

ЧЕТВЕРТОЕ. Системные проблемы в квазигоссекторе.

  Этот вопрос глубоко и неоднократно обсуждался в стенах Парламента.  Значительного улучшения в управлении их активами мы констатировать пока не можем. Ну, за исключением, наверное, самого Фонда «Самрук-Казына».

В этом году Счетный комитет завершает работу по исполнению поручения Администрации Президента по проведению аудита эффективности деятельности системообразующих холдингов и национальных  компаний. Что в результате?

Считаем важным усовершенствовать стратегическое планирование их деятельности с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач.

Пересмотреть саму роль субъектов квазигосударственного сектора в экономике. Они должны приносить прибыль и генерировать открытие новых рынков. Там где уже сложилась рыночная конкуренция, должен развиваться исключительно частный бизнес.

Наряду с этим решать системные проблемы:

- усилить контроль за долговой нагрузкой;

- регламентировать дивидендную политику;

- жестко контролировать закупки;

- совершенствовать корпоративное управление;

- избавляться от непрофильных активов, а значит и снижать немалые затраты на их содержание.

В ряде компаний такая работа уже начата. Но какие-то нормы надо закрепить на законодательном уровне.

 

И ПОСЛЕДНЕЕ. О распределении субвенций и установлении изъятий, как важной части региональной политики.

По мнению аудита, совершенствовать надо саму методологию. Поскольку неправильно определена даже цель трансфертов общего характера – бюджетное выравнивание.

Наверное, целью межбюджетных перечислений должно быть выравнивание условий жизни людей в разных регионах.

Также необходимо совершенствовать систему прогнозирования поступлений в местные бюджеты.  Определять затраты исходя из фактической потребности регионов с учетом реального состояния социальной и инженерной инфраструктуры.

Должны быть стимулы в развитии налогового потенциала. И сокращение встречных потоков бюджетных средств между республиканским и местными бюджетами.

Вопрос очень важный и сложный. По поручению Главы государства его рассмотрение будет вынесено на рассмотрение Высшего совета по реформам.

Уважаемые депутаты!

В завершение позвольте поблагодарить вас за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. Все ваши рекомендации и предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.

Надеемся, что совместно с Парламентом и Правительством мы сможем исполнить задачи, поставленные руководством страны и повысить эффективность реализации бюджета.

Назарларыңызға рақмет.