Тезисы к выступлению Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год

Тезисы к выступлению Председателя Счетного комитета Годуновой Н.Н. на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК по Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год

Құрметтi Нұрлан Зайроллаұлы!

Құрметтi депутаттар!

 

Во-первых, разрешите поблагодарить депутатов за очень пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. На рабочих группах, на заседаниях комитетов был разобран буквально каждый абзац. И ценно то, что при этом присутствовали заинтересованные министерства и ведомства. Искренне надеемся, что такая детальная работа пойдет на пользу и позволит повысить эффективность использования  государственных ресурсов.

Поэтому разрешите остановиться только на отдельных аспектах.

Исполнение бюджета 2020 года осуществлялось в кризисных условиях, вызванных пандемией.

По поручениям руководства страны действительно были приняты беспрецедентные меры по поддержке населения и бизнеса. Дополнительно изысканы средства почти на 7 трлн. тенге (из всех источников  финансирования).

Поэтому удалось предотвратить значительный спад  экономики Казахстана и существенно нивелировать последствия от внешних шоков.

 

Плановые параметры республиканского бюджета исполнены.

Поступления – немногим более чем на 100% к плану. Из них 45% - за счёт поступлений трансфертов, в том числе из Нацфонда  .

Здесь надо отметить, что в 2020 году мы израсходовали 96% от всей суммы поступлений в Нацфонд.

Теперь, по мере стабилизации ситуации необходимо обеспечить его максимальное пополнение. К сожалению, есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению.

Это связано в том числе с предоставленным  Правительством правом субъектам квазигосударственного сектора использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего  долга. Такую практику надо исключить.

В отдельных случаях, в нарушение Бюджетного кодекса вместо уплаты налогов в Нацфонд, денежные средства компаний нефтяного сектора зачислялись в республиканский бюджет. Только за 2020 год по  компаниям - партнерам Карачаганакского и Северо-Каспийского проектов недопоступило  664 млрд. тенге! 

 

Счетный комитет обращал внимание на значительные резервы и в улучшении налогового администрирования, сокращении доли теневого сектора. За счет этого в 2020 году Минфином прогнозировались дополнительные поступления в размере 1,5 трлн. тенге. По факту данная сумма по основным инструментам администрирования сложилась почти в 7 раз меньше.

Качественно не изменилась ситуация по погашению недоимки в бюджет, которая по-прежнему осуществляется неденежными средствами. Здесь и банкротство должников, и в отдельных случаях манипуляции органов государственных доходов с лицевыми счетами налогоплательщиков.

Доля взысканных средств от доначисленных сумм по результатам налоговых проверок в 2020 году составила менее 10%.

Пока еще имеет место низкая результативность плановых налоговых проверок. В 2,5 раза ниже, чем по проверкам, инициированным правоохранительными органами.

Государственный долг имеет тенденцию ежегодного роста. При этом реализуются риски, о которых Счетный комитет говорил последние годы. Сейчас это 20,6 трлн. тенге . Соотношение долга к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное Концепцией новой бюджетной политики ограничение в 27%. Кто помнит, до 2014 года безопасный уровень госдолга составлял 22% к ВВП. Но был повышен. Причем обоснования тогда мы так и не увидели. В этой связи нынешние 29% представляются высоким уровнем.

Следует отметить и резкий рост, - в 5 раз - долга местных исполнительных органов, который на начало текущего года составил 1,1 трлн. тенге (на 1 января 2020 года - 217 млрд. тенге). Пока это в рамках утвержденного лимита в 1,6 трлн. тенге. Но создает риски в будущем.

 

Что касается РАСХОДОВ. Несмотря на сложные экономические условия, бюджет сохранил свою социальную направленность. Об этом было сказано.

Более 44% были направлены на социальный сектор.

Но в плане использования есть и негативная динамика. Объем неэффективно израсходованных средств увеличился по сравнению с 2019 годом на 33% (до почти 570 млрд. тенге). А это упущенная возможность для смягчения последствий пандемии.

Причины все те же. Просчеты в прогнозировании, недофинансирование проектов, слабая финансовая дисциплина при исполнении.

Пример тому использование антикризисных средств, направленных на обеспечение занятости и повышение уровня доходов населения. Несмотря на то, что удалось сохранить уровень безработицы на уровне 4,9%, первоначально значительная часть затрат пришлась на создание временных рабочих мест, средний период трудоустройства по которым составлял 1 – 3 месяца.

Только 14% из принятых к реализации антикризисных проектов, было направлено на создание долгосрочных экономических активов и объектов. Все остальное - текущий ремонт, озеленение и тому подобное. Очевидно, что эффект будет краткосрочным.

А проекты по созданию новых производств, расширению существующих мощностей практически не были предложены регионами для финансирования.

Однако, Правительством были приняты необходимые меры и закреплены требования, которые в настоящее время позволяют не тратить государственные ресурсы вхолостую.

Что касается использования антикризисных средств на борьбу с пандемией Министерством здравоохранения, то там документы изъяты правоохранительными органами.  Как только будут завершены процессуальные действия, мы проведем аудит эффективности.  

Драйвером в улучшении ситуации при ограниченных возможностях доходной части бюджета должна стать расстановка приоритетов.

Важно отойти от практики оптимизации ранее одобренных продуктивных расходов к их приоритизации, обеспечить преемственность принятых решений.

Благодаря поддержке депутатов, в Бюджетном кодексе с 2021 года заложены основы для качественного определения социально-экономического эффекта от вложенных средств. Теперь каждый администратор обязан определять такой эффект от заявленных проектов.

Но, и это очень важно, должна быть понятная для всех методология и непосредственная координация Министерства национальной экономики и АСПИР. Только тогда станет возможным  определить реальное влияние каждого тенге на показатели результатов.

А сейчас в отчете Правительства в качестве достигнутого эффекта в преобладающем большинстве указывается прогнозное значение, которое предполагалось достичь при завершении всех проектов в рамках конкретной бюджетной программы. Однако, доля незавершенных проектов доходит до 8%. И средства соответственно освоены не полностью. Как у министерств получается 100% результат непонятно.

В 2020 году Правительством принят ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации программных документов через обеспечение достижения общенациональных задач. Это очень хорошо! С принятием новой системы государственного планирования, переформатированием государственных программ в национальные проекты данная работа продолжается.

Однако все еще сохраняются проблемы частых корректировок программ или постановка их на утрату без оценки достижения поставленных задач.

К примеру, за последние десять лет три программы в сфере жилищного строительства были досрочно поставлены на утрату. А в действующую с 2020 года  программу «Нурлы жер» уже внесено 4 корректировки. Безусловно, жизнь не стоит на месте.  Но такие частые изменения свидетельствуют об отсутствии последовательности в развитии данной сферы.

В отдельных случаях до сих пор отсутствует стратегическое видение развития важнейших отраслей. В прошлые годы мы говорили об очень серьезных пробелах в сфере управления водными ресурсами. Буквально на прошлой неделе Счетный комитет завершил аудит управления земельными ресурсами. Заодно посмотрели картографию и геодезию. Ситуация не лучше.

Нет не только Стратегии развития земельных ресурсов. Нет даже Концепции. В стратегических и программных документах запланированы отдельные индикаторы и показатели, которые не позволяют проводить оценку развития баланса земель, в том числе по категориям.

Функции эти возложены на комитет Министерства сельского хозяйства и, понятно, что им ближе земли сельхозугодий. Хотя надо предметно заниматься всем земельным фондом страны.

В геодезии до сих пор руководствуемся системой координат 1942 года!

В ряде регионов отчуждение земельных участков производилось постановлением акимата района, вместо принятия постановления Правительства. А это поле для коррупции.

Из-за недофинансирования не обеспечивается полный охват земель почвенными и геоботаническими обследованиями. К чему это приводит? К тому, что из-за отсутствия объективных сведений по их качеству вовремя не принимаются меры по недопущению деградации.  Как вы понимаете, это плохо влияет на сельскохозяйственный потенциал и в целом на продовольственную безопасность страны. Существующими темпами для завершения данных работ потребуется еще 25 лет.

Аналогично при обновлении топографических карт. В среднем 4% в год! Сейчас актуализировано немногим больше половины (52,2%).  30 лет еще надо, чтобы завершить работу! А ведь это базис для промышленного и гражданского строительства и возведения объектов инженерной инфраструктуры.

Несколько слов о квазигосударственном секторе.

В соответствии с поручением Главы государства, Счетным комитетом проведены аудиты в большинстве крупных компаний квазигоссектора, в том числе: Фонд «Самрук-Казына», «Қазақстан темір жолы», «Самрук – Энерго», «Казахтелеком», «Актауский международный морской торговый порт», «Тау-Кен Самрук», «Samruk–Kazyna Construction», «Объединенная химическая компания», «НК «КазМунайГаз», «Казатомпром» и другие.

Только в отчетном периоде установлено 60 системных  проблем и недостатков, 41 млрд. тенге финансовых нарушений,  неэффективное управление активами  -  почти на 340 млрд. тенге.

Пока процессы трансформации квазигоссектора в соответствии с поручением Елбасы в высокотехнологичные и эффективные институты не дали должного эффекта. А в этом ключевой фактор их стратегической роли в модернизации национальной экономики, определённый Стратегическим планом развития страны.

Трансформация затягивается, приватизация по итогам реализации Комплексного плана на 2016 – 2020 годы обеспечена только на 62%.

При этом доходы в Национальный фонд от приватизации квазигоссектора за 2017 – 2020 годы поступили в объеме 40 млрд. тенге или 7% от суммы реализации. Остальные средства пошли на погашение внутреннего и внешнего долга.

По итогам 2020 года рост долговых обязательств  к уровню 2019 года составил почти 15%.

Объем выплачиваемых государству дивидендов не превышает 7% от полученного чистого дохода . Поручение Президента 100%!

В целом надо сказать, что объем финансирования субъектов квазигоссектора из республиканского бюджета в 2020 году сохранился на уровне 2019 года. Это 817 млрд. тенге. Не использовано порядка 20 млрд. тенге. Они осели на КСН. С учетом ранее накопленных остатков таким образом «заморожено» 56 млрд. тенге. С ростом почти в 3 раза  к уровню 2018 года.

Деньги фактически не работают. А государство могло бы дополнительно построить 18 школ на 1 200 мест.

В подходы по управлению государственными активами назрела необходимость внести изменения. Усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов квазигоссектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач. Усилить контроль за долговой нагрузкой, четко регламентировать корпоративную и дивидендную политику.

 

Несколько слов по межбюджетным отношениям, как важной части региональной политики.

В прошлом году Счетным комитетом был проведен аудит эффективности планирования и использования трансфертов общего характера. И что же? По мнению аудита, неправильно определена сама цель трансфертов и изъятий – бюджетное выравнивание.

Наверное, целью межбюджетных перечислений должно быть выравнивание условий жизни людей в разных регионах. Мы ведь живем в одной стране! Более того, при определении субвенций и изъятий не учитывается сегодняшнее состояние социальной и инженерной инфраструктуры. А ведь где-то еще остались школы, построенные методом АСАР или даже аварийные, а где то ситуация вполне благополучная.

К примеру, изъятия для Атырауской области устанавливаются таким образом, что расходы бюджета в расчете на одного жителя в 2,5 раза превышают расходы в Карагандинской. Мы посмотрели последние 5 лет и каждый год одно и тоже. И это при том, что в целом жизнеобеспечивающая инфраструктура в регионах донорах, - школы и больницы, дороги и ЖКХ, наверное, лучше.

По поручению Президента вопрос совершенствования методики формирования трансфертов общего характера будет вынесен на рассмотрение Высшего совета по реформам.

 

Уважаемые депутаты!

 

Многие недостатки имеют системный характер. И не решаются годами. Соответствующие рекомендации  и даже поручения Счетного комитета часто остаются без должного внимания. Поэтому мы обратились к Главе государства с просьбой о проведении совещания  по данному вопросу.

Президентом дано соответствующее поручение. Оно будет проводиться в конце каждого года.

На наш взгляд, это дисциплинирует министерства в плане повышения эффективности стратегического планирования и управления государственными ресурсами.

 

Баяндама аякталды.

Назарларынызга ракмет!