Подведены итоги государственного аудита эффективности управления земельными ресурсами в сфере обеспечения рационального управления, использования и охраны земельных ресурсов, а также геодезии и картографии

Подведены итоги государственного аудита эффективности управления земельными ресурсами в сфере обеспечения рационального управления, использования и охраны земельных ресурсов, а также геодезии и картографии

На заседании Счетного комитета в режиме видеоконференцсвязи подведены итоги аудита эффективности управления земельными ресурсами в сфере обеспечения рационального управления, использования и охраны земельных ресурсов, а также геодезии и картографии.

В сфере управления земельными ресурсами отмечается децентрализация организационной и функциональной структуры вследствие разрозненности функций госорганов и МИО, отсутствие координации их деятельности со стороны Министерства сельского хозяйства, комплексного подхода в решении проблемных вопросов. 

Управление земельными ресурсами страны концентрируется исключительно на сфере сельхозназначения.

При разработке Государственного земельного кадастра не соблюдены рекомендации ООН по содержанию полноценных сведений для решения социальных и экономических задач, планирования и развития инфраструктуры, земельных рынков, содействия охраны окружающей среды, недопущения и сокращения земельных споров и др. Это приводит к отсутствию прозрачности, принятию неправомерных решений по использованию земель, несвоевременному его обновлению. 

В АИС «Государственный земельный кадастр» сведения по площадям земель не соответствуют данным балансов земельного фонда, отсутствуют актуальная информация и сведения об аннулированных земельных участках, не содержатся результаты аэрокосмических работ мониторинга земель, определению бонитета почв, космомониторинга.  Из 6 507 населенных пунктов страны по 2 383 (42%) границы территорий не установлены в натуре.

На основании зонирования устанавливаются целевое назначение и режим использования земель, коэффициенты для повышения/ понижения ставок земельного налога, а также для расчета кадастровой (оценочной) стоимости продажи (права частной собственности и права аренды) земельных участков.

Однако местными исполнительными органами зонирование обеспечено не по всем населенным пунктам, либо допускается использование устаревших материалов зонирования. Это вызывает риски искажения реального размера взимаемого земельного налога, занижения стоимости земельных участков.

Установлены факты незаконного предоставления в частную собственность земель особо охраняемых природных территорий путем перевода в категорию земель населенных пунктов.

Отмечаются многочисленные факты неправомерного деления (сегментации) земельных участков сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов пригородных районов, ниже установленных минимальных размеров.

С 1980-х годов ведется спор о принадлежности земельного участка площадью 17,1 тыс.га, расположенного на границе Карагандинской (Осакаровский район) и Павлодарской (Баянаульский район) областей, окончательное решение по которому до настоящего времени еще не принято.

Всего по итогам государственного аудита Счетным комитетом установлено 365 процедурных нарушений, 272 системных недостатка, сумма финансовых нарушений составила 1 052,5 млн. тенге.

Счетным комитетом даны рекомендации Правительству, министерствам   сельского хозяйства, цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности, Комитету по управлению земельными ресурсами и Комитету геодезии и картографии, а также их подведомственным организациям, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», акимам Акмолинской, Алматинской и Карагандинской областей.

 

Пресс-служба Счетного комитета