На очередном заседании Счетного комитета рассмотрены результаты итоговой оценки Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы, а также эффективности использования средств, направленных на антикризисные меры.
Отмечено, что за последние 10 лет (с 2010 по 2019 годы) объем финансирования мероприятий, направленных на развитие индустриально-инновационной системы в рамках анализируемых программ составил 5 030 млрд. тенге, в том числе: 4 269 млрд. тенге в 2010-2014 годы; 761 млрд. тенге в 2015-2019 годы.
В 2015 году в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее – ГПИИР/Госпрограмма) принят комплекс очередных мер, где первоначальная глобальная цель по стимулированию диверсификации и повышению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности уменьшена (с учетом внесенных в ходе реализации изменений и дополнений) до акцентированного стимулирования конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров.
При этом отмечено некачественное планирование параметров Госпрограммы, в ряде случаев постановка заведомо неисполнимых целей и задач. Выделяемые финансы не всегда соразмерны планируемым результатам, отсутствует надлежащая система мониторинга, реализация мер государственной поддержки осуществляется в условиях отсутствия единого системного подхода и консолидации отчетных данных.
В 2016 году в ходе корректировки Госпрограммы существенно сокращены ее первоначальные параметры (целевые индикаторы с 6 до 4, мероприятия - с 313 до 87). При достаточно высоком исполнении мероприятий (из 87 мероприятий исполнено – 80 или 92%) и показателей госпрограммы (из 11 выполнено 9) не достигнуто 2 из 4 целевых индикаторов, или 50%, при этом целевой индикатор «Снижение энергоемкости в обрабатывающей промышленности не менее чем на 7% к уровню 2014 года» был достигнут уже в первый год реализации Госпрограммы.
Из всех мероприятий Госпрограммы 15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исслеований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям и др.) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие.
Отмечены частые структурные реорганизации государственных органов и их подведомственных организаций, которые привели к снижению ответственности за результативность, некачественное оказание государственных услуг (в 2019 году инновационные гранты не выдавались), отсутствие преемственности, влияющее на качество проведения мониторинга и контроля за реализацией мероприятий Госпрограммы.
По итогам заседания даны соответствующие рекомендации Правительству Республики Казахстан и поручения уполномоченным центральным органам и организациям, в том числе с необходимостью при реализации текущей Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2020-2025 годы учесть выявленные недостатки.
Пресс-служба Счетного комитета