Меню
Страницы
Контакты
Пресс-центр
Деятельность
Документы
О Палате
Онлайн-приемная
Документы
О комиссии
Пресс-центр
Деятельность
Все материалы
Результаты государственных аудитов
04 декабря 2025
Итоги государственного аудита в Жамбылской области подведены в ВАП РК

На заседании Высшей аудиторской палаты РК рассмотрены итоги аудита эффективности использования средств и активов государства, проведенного в Жамбылской области.

Как отмечается в аудиторском заключении, за период 2020-2024 годов регион демонстрирует рост ключевых макроэкономических показателей. Однако удельный вес области в общей структуре ВВП Казахстана снизился с 2,7% до 2,3%.

По итогам 10 месяцев текущего года объем привлеченных инвестиций в регион составил свыше 553 млрд тенге, что в 1,4 раза выше показателей за аналогичный период 2024 года. Однако по уровню инвестиций в основной капитал за период 2020-2024 годов область отстает от лидеров республиканского рейтинга более чем в 3,5 раза.

В целом аудит ВАП выявил ряд нарушений и недостатков в части бюджетного планирования, государственных закупок, управления инвестиционными проектами, а также в деятельности АО «СПК «Тараз».

Так, сохраняется высокая зависимость Жамбылской области от поступлений из республиканского бюджета, доля которых за 2020-2024 гг. в среднем составляет 80%. За этот период рост трансфертов составил более 51% – с 344 млрд тенге до 521 млрд тенге. При этом аудиторы выявили, что в области допущены факты неосвоения бюджетных средств на сумму более 38 млрд тенге.

Программа развития региона на 2021-2025 годы не включает в себя показатели и мероприятия по решению ряда наиболее значимых и актуальных проблем. Это отсутствие очистных сооружений в г. Тараз, рост числа очередников на получение жилья и низкий уровень внедрения водосберегающих технологий на орошаемых землях.

В сфере госзакупок выявлены факты необоснованного применения Отделами строительства и жилищно-коммунального хозяйства города Тараз особого порядка заключения договоров с грифом «Для служебного пользования», что приводит к ограничению добросовестной конкуренции. Кроме того, имеются случаи заключения договоров с аффилированными компаниями.

Аудиторы отметили слабый контроль за реализацией инвестиционных проектов в городе Тараз и области. Так, имеют место факты оплаты подрядчикам невыполненных объемов работ и перечисления авансов при наличии еще непогашенных задолженностей.

Например, Отдел ЖКХ г. Тараза в июне текущего года оплатил свыше 537 млн тенге по 2-м проектам среднего ремонта городских автодорог, но по истечении 70 дней работы так и не были начаты. Фактическое выполнение оплаченного объема работ началось только вследствие проведения аудита в августе т.г.

Еще один пример – строительство подводящего газопровода к 18 населенным пунктам Шуского района Жамбылской области не может завершиться на протяжении более 6 лет при нормативном сроке в 2 года, что привело к неэффективному использованию выделенных 8,2 млрд тенге по причине их неосвоения и возврата в вышестоящий бюджет.

Что касается социально-предпринимательской корпорации «Тараз», в плане развития отсутствуют показатели, направленные на повышение эффективности деятельности Общества. Кроме того, в декабре 2024 года количество имеющихся показателей было сокращено с 18 до 5 единиц, а индикаторы по оставшимся скорректированы до фактически достигнутых результатов.

В целом по итогам аудита установлены:

  • финансовые нарушения на 58,5 млрд тенге, в том числе 47,1 млрд тенге нарушения в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • неэффективное планирование и использование бюджетных средств – на 75,6 млрд тенге.

Работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечению должностных лиц к ответственности, а также внесению необходимых изменений в законодательство будет находиться на контроле Высшей аудиторской палаты.

03 декабря 2025
Ряд должностных лиц привлекли к ответственности после аудита ВАП в Северо-Казахстанской области

Должностные лица аппарата акима Северо-Казахстанской области, а также аппаратов акимов отдельных городов и районов привлечены к дисциплинарной ответственности по результатам государственного аудита. Меры приняты по поручению Высшей аудиторской палаты.

В октябре текущего года ВАП проверила, насколько эффективно используются бюджетные средства и активы государства, выделенные Северо-Казахстанской области. В результате был обнаружен ряд нарушений законодательства, бюджетных норм и внутренних регламентирующих документов.

В этой связи акиму региона, а также руководству городов Петропавловска и Сергеевки, Айыртауского, Уалихановского, Акжарского и Тайыншинского районов было поручено рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения.

В результате к различным мерам дисциплинарной ответственности привлечены:

  • аким Айыртауского района;
  • заместитель акима города Петропавловска;
  • заместитель акима города Сергеевка;
  • заместитель руководителя Управления строительства, архитектуры и градостроительства акимата области;
  • заместитель руководителя Управления здравоохранения акимата области;
  • заместитель руководителя Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области;
  • заведующий сектором Отдела строительства, архитектуры и градостроительства акимата города Петропавловска;
  • руководитель Отдела архитектуры, строительства, ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акиматов Тайыншинского района;
  • заведующие секторами Отдела архитектуры, строительства, ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акиматов Айыртауского и Уалихановского районов;
  • и. о. руководителя Отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции акимата Акжарского района.

Кроме того, по поручению ВАП в СКО разработан план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе госаудита. Он также предусматривает паспортизацию автомобильных дорог областного значения.

Работа по исполнению других поручений по итогам проведенного аудита остается на контроле.

Результаты государственных аудитов
02 декабря 2025
Аудит ВАП выявил ряд проблем и недостатков в работе региональных СПК

Высшая аудиторская палата РК завершила проверку деятельности социально-предпринимательских корпораций и их влияния на развитие регионов. Итоги государственного аудита рассмотрены на заседании под председательством Алихана Смаилова.

Как показала проверка, в структурах СПК накоплены проблемы и недостатки, что приводит к их системной неэффективности. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия целостной координации и регламентации их работы, должного регулирования со стороны Министерства национальной экономики.

Так, СПК не интегрированы в систему госпланирования, их планы развития носят номинальный характер и не подвергаются внешней оценке, а их деятельность не влияет на оценку эффективности акиматов.

В ходе заседания председатель ВАП указал, что МНЭ РК, будучи уполномоченным госорганом, должно навести порядок в деятельности СПК.

«Вы должны определиться, выработать единые подходы, чем должны заниматься СПК. Это институты развития или что? Какая у них социальная роль в регионах? Какая роль в привлечении инвестиций? Какие инструменты они должны использовать? В части выдачи займов – на что они могут идти, а на что не могут? Выработать единую позицию надо», — отметил Алихан Смаилов.

Он подчеркнул, что сейчас СПК занимаются всем, что сами посчитают целесообразным.

«В регионах что решили, то и делают. Зачастую это противоречит даже Предпринимательскому кодексу», — сказал председатель ВАП.

Согласно аудиторскому заключению, всего за последние 5 лет в СПК передано свыше 528 млрд тенге бюджетных средств, из которых более 288 млрд тенге – на кредитование субъектов предпринимательства. Однако вместо реализации инвестпроектов, способных помочь развитию регионов, СПК практикуют размещение поступающих к ним средств на банковские депозиты, а также отвлекают на реализацию совместных коммерческих проектов с бизнес-структурами с низким социальным эффектом.  

Вместе с тем, несмотря на рост госфинансирования, сохраняется проблема хронической убыточности СПК. Накопленный убыток по проверенным СПК на начало 2025 года составил свыше 209 млрд тенге с ростом в 7 раз по сравнению с 2020 годом.

Выплата дивидендов имеет нестабильный характер. К примеру, общая сумма, поступившая от СПК за 2024 год составила чуть менее 0,5 млрд тенге, что почти в 4 раза меньше, чем по итогам 2023 года.

Аудиторы отметили, что СПК зачастую участвуют в сугубо коммерческих проектах через оказание поддержки отдельным предпринимателям.

Так, в СПК «Ертіс» под видом инвестпроектов реализуют коммерческое жилищное строительство на 16,6 млрд тенге, где аудитом установлены нарушения на 3,3 млрд тенге.

СПК «Aqjaiyq» под реализацию заявленных инвестпроектов переданы земельные участки, которые в итоге либо не освоены, либо переориентированы на другие коммерческие цели.

СПК «Актобе» за последние 3 года выделен кредит на расширение производства одной единственной частной компании. Суммарно она получила займ и субсидии от государства на общую сумму 11,2 млрд тенге. При этом для одобрения кредита в состав Комиссии по отбору проектов было допущено лицо, аффилированное с данной фирмой, а само кредитование осуществлялось с нарушениями и без твердого залогового обеспечения.

В СПК «Семей» проекты отбираются без должной оценки и анализа рисков ради быстрого освоения средств.

Контрольные осмотры стабилизационных фондов в ходе аудита показали ненадлежащие условия хранения продуктов, ограниченный ассортимент, а также формирование стабфондов товарами, не пользующимися спросом.

Неэффективность СПК в управлении региональными стабилизационными фондами, торгово-закупочной деятельности и кредитовании предпринимателей по «оборотной схеме» делают их неспособными влиять на стабилизацию цен на продовольствие.

В целом госаудит выявил:

  • финансовые нарушения на 138 млрд тенге;
  • неэффективное планирование – на 14,5 млрд тенге;
  • неэффективное использование бюджетных средств и активов – на 33,6 млрд тенге.

Материалы по 14 фактам планируется передать в правоохранительные органы.

Результаты государственных аудитов
28 ноября 2025
ВАП завершила аудит АО «Самрук-Қазына»

Высшая аудиторская палата РК провела аудит эффективности использования государственных активов и оценила систему стратегического управления в АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и его дочерних организациях.

Проверочные мероприятия охватили деятельность самого Фонда как корпоративного центра, а также компаний «Казатомпром», «Samruk-Kazyna Ondeu» и ряда других. В целом аудитом было охвачено 18 юридических лиц, при этом в ходе аудита был учтен ряд запросов депутатов Парламента РК и общественности.

По итогам 2024 года доходы группы компаний Фонда составили 16,5 трлн тенге, консолидированная чистая прибыль по группе компаний холдинга составила 2,4 трлн тенге.  

При этом государству холдингом за аудируемый период было выплачено 2,37 трлн тенге, из которых 779,9 млрд тенге – в виде дивидендов и 1,6 трлн тенге – в виде отчислений от передачи активов в конкурентную среду.

В дополнение к данным выплатам Фондом реализованы поручения Президента РК и Правительства еще на 673 млрд тенге.

Вместе с тем аудиторы выявили недочеты в стратегическом планировании и управлении в группе компаний Фонда.

Цель Программы трансформации Фонда на 2018-2021 годы по выведению 8 компаний на уровень эффективности зарубежных аналогов не была достигнута. Фактические выгоды от Программы составили 154,5 млрд тенге, что вдвое меньше запланированного объема.

Отмечен недостаточный уровень корпоративного управления в Фонде. В частности, имеют место факты ненадлежащей разработки стратегических документов и занижения плановых показателей, требуется усиление контроля за исполнением Плана развития холдинга.

Из 7 информационных систем Фондом используется только 4. Система управленческой отчетности (SAP BPC) работает с нарушениями, а финансовая отчетность по ряду компаний проводится вручную.

«Самрук-Қазына» уделяется недостаточное внимание систематизации внутренних нормативных документов, из которых около 15% не используются, подлежат пересмотру либо постановке на утрату.

Из 5 комитетов при Совете директоров АО «Самрук-Казына» не работают 3 (по стратегии, по контролю за реализацией Программы трансформации, специализированный комитет), а из 7 комитетов при Правлении Фонда с 2024 года не работают 2 (по модернизации и устойчивому развитию).

Как результат, холдинг приобрел громоздкую структуру: в группу Фонда входят 326 компаний, которые разнесены на 6 уровней управления. За 2020-2024 годы в группе Фонда имелись 23 бездействующие компании, а по итогам 2024 года 41 компания показала убыток. Это говорит о значительном потенциале в оптимизации структуры активов и их эффективному управлению.

При этом требуется кардинально усилить мониторинг реализации инвестиционных проектов, так как с 2020 по 30 сентября 2024 годы группой Фонда из 175 проектов завершено всего 49 проектов.

В целом по итогам аудита установлены:

  • финансовые нарушения на 351,8 млн тенге;
  • неэффективное планирование и использование средств – 122,2 млрд тенге;
  • выявлено 119 системных недостатков.

Ряд материалов передан для возбуждения административного производства, а по отдельным фактам выявленных нарушений материалы направлены в правоохранительные органы.

Результаты государственных аудитов
26 ноября 2025
Итоги госаудита в Северо-Казахстанской области подведены в ВАП

Завершился аудит эффективности использования бюджетных средств и активов государства, выделенных Северо-Казахстанской области. Его итоги рассмотрены на заседании в Высшей аудиторской палате.

Проведенная проверка показала, что за последние 5 лет область в целом выполнила основные социально-экономические показатели. Отмечается стабильный рост валового регионального продукта (ВРП) – с 2020 года на 69%. Уровень безработицы снизился на 0,4%, а доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума – на 2,3 процентных пункта. Жилищный фонд при этом увеличился на 600 тыс. кв. м.

Вместе с тем аудит выявил ряд факторов, нарушений и недостатков, оказывающих негативное влияние на качество жизни в регионе.

Так, в области наблюдается сокращение естественного прироста населения и отрицательное миграционное сальдо.

В сфере образования остаются нерешенными проблемы трехсменных и аварийных школ. 17 школ не имеют спортзалов, 24 школы не обеспечены предметными кабинетами. Острым остается вопрос износа зданий медицинских учреждений, составляющий порядка 74%.

Несмотря на рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, отмечается снижение объема произведенной ими продукции в общем объеме ВРП региона.

В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов также обратил внимание на значительное сокращение доходов предприятий, занятые в сфере оптово-розничной торговли по региону – по данным КГД, на 100 млрд тенге.

«Получается, налоговый потенциал региона снизился по торговле. Соответственно, налогов меньше уплачено, и у местного бюджета стало меньше возможностей финансировать проекты по развитию социальной инфраструктуры и другие. Мы это увидели и считаем, что это, мягко говоря, не порядок. Возможно, теневой сектор увеличился. С этим надо работать», — отметил он.

Несогласованность полномочий между управлениями экономики и финансов приводит к разрыву между планированием и бюджетным обеспечением инвестиционных проектов. В частности, установлено планирование 11 проектов без соблюдения норм бюджетного законодательства на 56 млрд тенге. 

Без внимания остается СЭЗ «Qyzyljar», хотя она стратегически важна для региона. Из-за отсутствия инженерной инфраструктуры некоторые объекты СЭЗ не были своевременно введены в эксплуатацию, что снижает эффективность СЭЗ и доверие инвесторов. При этом местный бюджет направляет средства на менее приоритетные проекты, например реконструкцию административных зданий – 7,3 млрд тенге и строительство театра – 7 млрд тенге.

38 опорных сел в области все еще остаются без качественного централизованного водоснабжения. Из 79 построенных объектов 22 (на 10 млрд тенге) до сих пор не переданы в эксплуатирующие организации.

Не должным образом проводится работа по развитию транспортной инфраструктуры области: нет комплексной схемы развития пассажирского транспорта и достаточного мониторинга безопасности дорожной инфраструктуры.

Оценка деятельности АО «СПК «Солтүстік»» показала низкую эффективность управления и реализации инвестиционных направлений. Так, создание совместных предприятий не дало результата и привело к потерям около 1 млрд тенге государственных ресурсов. Существенные убытки связаны с содержанием непрофильных активов – 610 млн тенге и использованием средств региональных стабфондов – 298 млн тенге. Дополнительно выявлены нарушения в бухучете на сумму свыше 24 млрд тенге.

Установлены нарушения законодательства в области госзакупок, а именно факты заключения договоров из одного источника без проведения конкурсных процедур на сумму 5,5 млрд тенге, а также несоблюдения ограничений по передаче объемов работ на субподряд.

Всего по итогам аудита установлено: финансовые нарушения – на 28,3 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств – на 112,4 млрд тенге. Материалы по 111 фактам направлены для возбуждения административных дел, отдельные материалы будут переданы в правоохранительные органы.

Работа по устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечению должностных лиц к ответственности, а также внесению необходимых изменений в законодательство будет находиться на контроле Высшей аудиторской палаты.

Международная деятельность
24 ноября 2025
В Стамбуле с участием ВАП РК подписана декларация о создании ТЮРКСАИ

В г. Стамбуле состоялась официальная встреча представителей высших органов аудита стран, входящих в Организацию Тюркских Государств (ОТГ). Казахстан на мероприятии представила делегация Высшей аудиторской палаты РК под руководством председателя Алихана Смаилова.

Главной темой встречи стало обсуждение создания Организации высших органов аудита тюркских государств – ТЮРКСАИ.

Новая профессиональная структура объединит высшие органы аудита стран, входящих в ОТГ. На сегодняшний день совокупное население стран ОТГ превышает 160 млн человек, а общий объем ВВП – более $1,8 трлн.

Ключевой целью новой организации станет усиление профессионального сотрудничества в области аудита на тюркском пространстве. Это подразумевает обмен знаниями и опытом, совершенствование аудиторских практик, повышение компетенций специалистов, проведение совместных и параллельных аудитов, а также запуск исследовательских проектов.

В своем выступлении Алихан Смаилов представил видение Казахстана о приоритетных задачах и долгосрочном развитии ТЮРКСАИ.

Он подчеркнул, что ее создание отражает общее стремление тюркских стран к укреплению институциональной устойчивости, повышению прозрачности и подотчетности государственного управления.

«Мы глубоко убеждены, что сегодняшнее событие является историческим шагом в развитии сотрудничества между высшими органами аудита наших государств. Искренне верю, что ТЮРКСАИ станет прочным мостом дружбы, доверия и профессионального взаимодействия», — сказал Алихан Смаилов.

По его словам, в эпоху цифровизации ВАП РК предлагает направить общие усилия на обмен опытом в следующих направлениях:

  • применение искусственного интеллекта в аудиторских процессах;
  • использование аналитики больших данных;
  • совершенствование методов аудита эффективности, финансового, экологического и IT-аудита.

Кроме того, интерес представляют совместные аудиторские мероприятия, практические тренинги, взаимная поддержка в международных организациях и в целом усиление влияния тюркских стран в мировом аудиторском сообществе.

«Мы хотим поддерживать регулярный диалог, чтобы ТЮРКСАИ стала символом эффективного, братского и созидательного сотрудничества. Высшая аудиторская палата готова активно участвовать в деятельности ТЮРКСАИ – от разработки уставных документов до практического взаимодействия – во благо процветания тюркских народов», — подчеркнул Алихан Смаилов.

По итогам встречи главы высших органов аудита Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана подписали декларацию об учреждении Организации высших органов аудита тюркских государств – ТЮРКСАИ.

Председательство в Организации на ближайшие три года будет осуществлять Суд счетов Турции. В дальнейшем председательство в ТЮРКСАИ будет определяться на ротационной основе в алфавитном порядке.

19 ноября 2025
Минздрав усилил контроль за закупкой и ценами на лекарства после аудита ВАП

В сфере здравоохранения принят комплекс мер для повышения эффективности закупок и улучшения ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия. Необходимая работа проведена по предписанию Высшей аудиторской палаты РК.

Весной текущего года состоялся государственный аудит деятельности Минздрава, его подведомственных организаций и Единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация». ВАП проверяла, как граждане и больницы обеспечиваются лекарствами и медизделиями.

После завершения объектам аудита были даны конкретные поручения для устранения выявленных недостатков и нарушений.

В результате проведенной работы Министерством здравоохранения внесены важные изменения в правила формирования предельных цен на лекарства и медизделия в рамках Гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и Системы обязательного медстрахования (ОСМС).

Был обновлен порядок референтного ценообразования (сравнение цен в других странах) и предусмотрена регистрация цен с использованием имеющихся актуальных данных и информсистем для более точного и прозрачного ценообразования. Главная цель – предотвратить необоснованные наценки.

В рамках нового механизма были пересмотрены цены на 2,9 тыс. торговых наименований лекарств, входящих в ГОБМП и ОСМС, а также на 4,9 тыс. наименований для розничной и оптовой торговли.

Также внесены изменения в ранее утвержденные приказы Минздрава. В результате понижение цен проведено по 453 позициям, повышение – по 38 позициям, без изменений оставлена 601 позиция. Скорректированы 1,4 тыс. технических характеристик медизделий и 1,1 тыс. международных непатентованных наименований лекарственных средств. Дополнительно включено 28 новых позиций лекарственных средств.

Кроме того, Единый дистрибьютор пересмотрел и обновил соглашения с международными организациями системы ООН, включая ПРООН и ЮНИСЕФ.

Теперь в документах закреплены новые пункты:

  • ответственность за соблюдение сроков поставок и качества медицинских товаров;
  • применение штрафных санкций к недобросовестным поставщикам;
  • возможность частичной предоплаты.

Принятые меры направлены на повышение прозрачности и эффективности закупочной деятельности, усиление контроля за качеством поставляемых лекарств и медизделий, а также на оптимизацию механизмов ценообразования.

Исполнение других поручений по итогам госаудита остается под контролем Высшей аудиторской палаты.

13 ноября 2025
За неисполнение предписаний ВАП к административной ответственности привлечены 18 должностных лиц и 4 госоргана

18 ответственных должностных лиц и 4 государственных органа привлечены к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний Высшей аудиторской палаты РК.

Предписание ВАП является официальным государственным документом, который выдается по итогам проведенного госаудита, если были выявлены конкретные нарушения или недостатки. В нем четко указывается, что именно нужно исправить, кто за это отвечает и в какие сроки должны быть приняты меры.

Это важный механизм государственного реагирования, который призван не просто наказывать за допущенные недоработки, а восстанавливать порядок и предотвращать повторные нарушения в значимых сферах республиканского уровня. Специалисты ВАП осуществляют постоянный контроль за всеми пунктами всех выданных предписаний.

Так, по состоянию на 1 октября за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ВАП к административной ответственности привлечены:

  • заместитель акима области Ұлытау;
  • заместитель акима города Туркестан;
  • заместитель акима Жанааркинского района области Ұлытау;
  • и.о. председателя Комитета медицинского и фармацевтического контроля.

Административное наказание получили также ответственные лица АО «СПК «Семей», главы управлений ряда областей, заведующие отделами ряда городов, директора департаментов отдельных министерств и т.д.

Кроме того, к ответственности привлечены 4 юридических лица: Комитет государственных доходов МФ РК, Комитет по регулированию, охране и использованию водных ресурсов Министерства водных ресурсов и ирригации РК, Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта РК, аппарат акима Кызылординской области.

В отчетном периоде также инициировано предъявление исков в суд в связи с неисполнением 4 пунктов предписаний ВАП в отношении акиматов городов Жезказган, Сатпаев и Улытауского района области Ұлытау. Указанные вопросы находятся на стадии рассмотрения.
 

12 ноября 2025
Прозрачность и дисциплина: спорт в Казахстане усиливает контроль и учет после госаудита

В области воспитания и подготовки отечественных спортсменов принят ряд мер реагирования по итогам государственного аудита, проведенного Высшей аудиторской палатой.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев проводит последовательную политику по наведению порядка в сфере спорта. В частности, в апреле текущего года Президент подписал закон, вносящий изменения в законодательство по физической культуре и спорту. Среди прочего был пересмотрен порядок утверждения приоритетных видов спорта и введен запрет на финансирование иностранных легионеров за счет бюджета.

📌В свою очередь, проверочные мероприятия ВАП прошли летом текущего года. В результате были выявлены нарушения и недостатки, оказывающие влияние на спортивные достижения республики, а также даны конкретные поручения по их устранению.

Так, Комитету по делам спорта поручалось проанализировать и дать предложения по включению и вовлечению учителей физической культуры в систему отбора и поиска талантливой молодежи среди учащихся для формирования спортивного резерва.

Анализом установлено, что в школах республики работают более 32 тыс. учителей физкультуры, потенциал которых не используется вотборе перспективных учащихся школ для дальнейшей спортивной подготовки в специализированных учебных заведениях и организациях.

В результате по решению и.о. министра туризма и спорта в школах начнут вводить специализированные спортивные классы, которые будут комплектоваться из числа детей с ярко выраженными спортивными способностями. Это позволит им совмещать обычное обучение с тренировками. Отбор будут проводить вместе учителя физкультуры и тренеры спортивных организаций.

Таким образом, в Казахстане формируется комплексная система подготовки спортивного резерва, объединяющая образовательный и спортивный компоненты. Это позволит эффективнее находить и развивать молодых талантливых спортсменов, что повысит шансы республики на международных соревнованиях.

Наряду с этим, по поручению ВАП, подведомственными организациями Министерства, приняты меры по устранению недостатков и нарушений при ведении бухгалтерского учета и отчетности, что повысит прозрачность, закрепит персональную ответственность, снизит риск ошибок и упростит контроль за использованием бюджетных средств.

Кроме того, во исполнение поручений ВАП за нарушения бюджетного и иного законодательства к дисциплинарной ответственности привлечены должностные лица ведомственных и подведомственных организаций:

  • Комитета по делам спорта и физической культуры МТС РК;
  • РГКП «Дирекция развития спорта»;
  • РГКП «Республиканский колледж спорта»;
  • РГУ «Республиканская специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва имени Хаджимукана Мунайтпасова»;
  • РГКП «Центр олимпийской подготовки «Алматы»;
  • РГКП «Республиканская школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта «Алатау».

Таким образом, реакция государства на выявленные недостатки в системе подготовки спортсменов носит комплексный характер: вводятся новые механизмы поиска талантов через школы, усиливается учет и контроль за средствами, устраняются отдельные нарушения.

Принятые меры будут способствовать повышению устойчивости и результативности системы подготовки спортивного резерва в Казахстане.

Работа по исполнению других поручений по итогам государственного аудита находится на контроле ВАП.

11 ноября 2025
Глава государства принял председателя Высшей аудиторской палаты Алихана Смаилова

Касым-Жомарт Токаев заслушал отчет об итогах деятельности ведомства за 9 месяцев текущего года и планах на 2026 год.

Как сообщил Алихан Смаилов, государственные аудиторы провели 18 крупных проверок с охватом 32 трлн тенге, что на 22,8 трлн тенге больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Президент был проинформирован, что в пользу государства возмещено и восстановлено 112 млрд тенге. Для устранения выявленных нарушений и недостатков Правительству и объектам аудита направлено 96 рекомендаций и порядка 800 пунктов предписаний, обязательных к исполнению. 42 материала по итогам аудитов переданы в правоохранительные органы.

Главе государства было доложено, что в рамках цифровизации деятельности Высшей аудиторской палаты внедрена информационная система с автоматизацией всех этапов аудиторской работы.

На 2026 год ВАП запланировано проведение порядка 40 аудиторских проверок, которые затронут такие сферы, как поддержка отечественных производителей фармацевтической продукции, привлечение инвестиций, развитие автомобильных дорог, деятельность АО «Казахтелеком», АО «Казпочта» и КУИС МВД, государственная информационная политика и ряд других.

По итогам встречи Президент дал ряд конкретных поручений по дальнейшему совершенствованию государственного аудита в стране.

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Термины и обозначения
Политика конфиденциальности
Правила размещения информации на интернет-портале открытых данных
Концепция развития искусственного интеллекта на 2024 – 2029 годы
Концепция цифровой трансформации
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК