Меню
Страницы
Контакты
Пресс-центр
Деятельность
Документы
О Палате
Онлайн-приемная
Документы
О комиссии
Пресс-центр
Деятельность
Все материалы
04 июня 2025
Итоги госаудита системы лекарственного обеспечения рассмотрены в Мажилисе РК

В Казахстане завершился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.

Обеспечение доступности и надежности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства.  Вместе с тем два последовательных аудита 2024 и 2025 выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.

Так, объем фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства.

За 2022-2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз.

«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего 2 оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге», — отметил Алихан Смаилов.

За последние три года объем преференций для отрасли фармацевтики оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закуп продукции на 10 лет. Такие закупки за 5 лет выросли с 69 до 112 млрд тенге.

«Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается», — указал председатель ВАП.

Воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих.

Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда.

«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — подчеркнул Алихан Смаилов.

Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.

Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен.

Система регулирования цен не обеспечивает доступность и обоснованную стоимость лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках.

«В рамках исполнения наших предписаний Минздравом внесены изменения в Правила ценообразования, пересмотрены регрессивные шкалы наценок», — отметил председатель ВАП.

Он также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет.

Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат.

Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения пациентов. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи.

Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет.

В 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата «СТ-KZ», что за три года составило 258 млрд тенге.

Затраты на логистику за 3 года выросли на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тенге. Это также отражается на себестоимости лекарств.

Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности, либо не предусмотренных протоколами лечения.

Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети.

«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — отметил Алихан Смаилов.

В отечественной системе здравоохранения принято 1133 клинических протокола. При этом порядка 70% из них не пересматриваются на протяжении от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям.

По итогам двух аудитов выявлены финансовые нарушения на 741 млн тенге, неэффективное использование средств на 32 млрд и потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге. Материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по 5 – в правоохранительные органы.

«Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам Правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем», — заключил Алихан Смаилов.

Международная деятельность
29 мая 2025
Взаимный обмен опытом: ВАП РК и Счетная палата РФ обсудили актуальные направления аудита

В Астану с официальным визитом прибыла делегация Счетной палаты Российской Федерации. Главная цель поездки – обмен практическим опытом и укрепление сотрудничества с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан.  

Так, с участием специалистов двух ведомств состоялся круглый стол, посвященный ключевым трендам в аудиторской сфере. Участники обсудили вопросы предварительной оценки бюджетных проектов, оценку эффективности государственных программ, а также перспективы цифровизации аудиторской деятельности.

Предварительная оценка проекта бюджета позволяет выявлять риски и неэффективности ещедо его утверждения. Благодаря такому подходу можно заранее скорректировать финансовые планы, повысить обоснованность расходов и обеспечить более рациональное использование бюджетных средств.

Аудит эффективности в отличие от традиционного контроля за соблюдением правил и процедур фокусируется на том, насколько целесообразно и результативно используются ресурсы. Такой анализ помогает не просто фиксировать нарушения, но и предлагать решения для повышения отдачи от государственных программ и инициатив.

И, наконец, переход к цифровым инструментам позволяет аудиторам быстрее обрабатывать большие объемы данных, выявлять скрытые закономерности и автоматизировать рутинные процессы. Это делает аудит более точным, оперативным и прозрачным, открывая новые возможности для анализа и контроля в реальном времени.

По итогам состоявшихся обсуждений и обмена практическим опытом член Высшей аудиторской палаты Амангельды Исенов поблагодарил коллег из Счетной палаты РФ за плодотворную работу.

«Уверен, что данная дискуссия станет основой для дальнейших конкретных шагов, а полученные знания найдут практическое применение в совершенствовании деятельности высших органов аудита наших стран», — сказал он.

Стоит отметить, что сотрудничество высших органов аудита двух стран получило прочную основу с подписанием 2 декабря 2004 года Соглашения о взаимодействии между Высшей аудиторской палатой РК и Счетной палатой РФ. Этот важный документ был актуализирован и вновь подписан 6 сентября 2017 года в г. Баку (Азербайджан) в рамках очередной Сессии Совета руководителей высших органов аудита государств – участников СНГ, что стало подтверждением стремления к укреплению партнерства в новых условиях.

Координационный совет органов государственного аудита и финансового контроля
29 мая 2025
Недостатки в работе некоторых органов госаудита и цифровую трансформацию госаудита обсудили в ВАП

В Высшей аудиторской палате РК состоялось 13-е заседание Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля. В мероприятии приняли участие представители ВАП, Министерства финансови региональных ревизионных комиссий.

Так, были подведены итоги оценки деятельности органов госаудита за 2024 год. Работа 14 из 20 ревизионных комиссий, или 70%, оценена как эффективная, что на 15% больше, чем в прошлом году. Остальные ревкомиссии получили оценку «удовлетворительно».

Участники детально обсудили выявленные нарушения. В частности, были заслушаны отчеты руководителей ревкомиссий по области Абай, Алматинской, Костанайской и Туркестанской областям, а также по городу Алматы, показавших наименьшие результаты.

Резюмируя обсуждение, председатель ВАП Алихан Смаилов потребовал от руководителей ревкомиссий устранить выявленные недостатки в работе.

«Председатели ревкомиссий по Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Туркестанской областям и городу Алматы должны до 1 июля представить в ВАП информацию о мерах по привлечению сотрудников, допустивших ненадлежащее исполнение решений Координационного совета, к персональной ответственности», — сказал Алихан Смаилов.

На заседании Комитету внутреннего госаудита Минфина также поручено подготовить предложения для руководителей госорганов о рассмотрении ответственности сотрудников, допустивших нарушения стандартов госаудита. Речь идет о внутренних госаудиторах Генпрокуратуры, акиматов Алматинской, Костанайской областей и Астаны.

Чтобы усилить работу служб внутреннего аудита, Комитет внутреннего госаудита Минфина подготовит график по разработке методик аудита эффективности. Кроме того, ВАП проведет республиканский семинар для сотрудников этих служб на аналогичную тему.

Отдельное внимание на заседании было уделено вопросам цифровой трансформации системы госаудита. В этой части обозначена важность своевременной интеграции информсистем и автоматизации процедур.

«Высшая аудиторская палата проделала серьезную работу по автоматизации своей информационной системы. Теперь ревизионные комиссии должны активно включиться в этот процесс, обеспечить своевременное и полное внесение данных в новую цифровую платформу», — отметил он.

Алихан Смаилов поручил до конца года завершить апробацию модуля «Кабинет объекта государственного аудита» и внедрить его во все региональные ревкомиссии. Этот процесс будет подкреплен обучающим семинаром по работе с системойуправления рисками.

В завершение были рассмотрены перспективы перехода к дистанционному аудиту посредством облачной бухгалтерии. Комитету внутреннего госаудита Минфина поручено разработать алгоритм и поэтапный план внедрения этой системы для координации проведения аудита консолидированной финансовой отчетности центральных госорганов.

26 мая 2025
Усиление риск-ориентированного подхода в госаудите дает рекордные результаты

Аппарат Высшей аудиторской палаты РК подвел итоги работы ведомства с 2019 года по 1-й квартал текущего года. Проведенный анализ показал, что 2024 год стал рекордным по результативности: выявлено наибольшее количество нарушений, в бюджет возвращено больше всего средств, а охват проверок достиг максимального уровня за 6 лет.

Так, в прошлом году было проведено 27 аудиторских мероприятий – на 35% больше, чем в 2023 году. Охвачено 214 объектов, а общий объем проверенных средств составил 10,6 трлн тенге. Выявлены нарушения почти на 862 млрд тенге, что на 65% больше, чем в 2023 году. В целом это наивысший показатель за весь рассматриваемый период.

Такие результаты указывают на повышение прозрачности и точности аудита, рост выявляемости отклонений в работе администраторов бюджетных программ, а также укрепление роли ВАП в качестве ведущего контрольного органа.

В 2024 году по итогам аудитов в бюджет удалось вернуть более 135 млрд тенге – почти в 5 раз больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2023 году было возвращено 27,8 млрд тенге, в 2022 году – 16,6 млрд. Это не только значительный рост, но и лучший результат за все последние годы.

Для системного развития управленческих процессов Правительству было направлено 126 рекомендаций, объектам аудита дано 678 поручений. Это говорит о расширении масштабов контрольной деятельности, усилении ответственности проверяемых объектов и повышении воздействия госаудита на процессы совершенствования госуправления.

В 1 квартале 2025 года ВАП продолжила курс на усиление контроля. Так, уже проведено 4 аудиторских мероприятия на 24 объектах. Охвачено 5,9 трлн тенге.

Выявлено нарушений на 355 млрд тенге, из которых: финансовые нарушения – 3,3 млрд, неэффективное использование госсредств и ресурсов – 287,6 млрд, недочеты планирования – 64,6 млрд. Восстановлению подлежат 3,3 млрд тенге, из которых 1 млрд уже возвращен в бюджет.

Правительству направлено 32 рекомендации, объектам проверок – 159 поручений. Их исполнение находится на контроле ВАП до полного завершения.

В целом в 2025 году планируется завершить порядка 30 аудиторских мероприятий.

Высшая аудиторская палата продолжает усиливать практику стратегического, риск-ориентированного подхода в государственном аудите. Итоги 2024 года подтверждают, что качественный контроль – это не только вопрос обязательного надзора как такового, но и действенный механизм возврата средств в бюджет, предотвращения нарушений и повышения доверия общества к органам государственной власти.

23 мая 2025
Высшая аудиторская палата РК приняла участие во внешнем аудите Международной антикоррупционной академии

С 14 по 16 мая 2025 года представитель Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан Ляйлим Кашимова совместно с коллегами из высших органов аудита России и Таиланда осуществляли внешний аудит финансовой отчетности Международной антикоррупционной академии (МАКА) за 2024 год. Аудит проходил в штаб-квартире Академии, расположенной в городе Лаксенбург (Австрия).

Международная антикоррупционная академия – это образовательная организация, специализирующаяся на подготовке представителей различных стран в области современных методов борьбы с коррупцией. В состав Академии входят 80 государств – членов ООН, включая Казахстан, а также ряд международных организаций.

Итоги аудита будут представлены на Ассамблее МАКА в конце текущего года. Напомним, что в 2024 году Высшая аудиторская палата Казахстана была номинирована на позицию независимого аудитора МАКА на период 2024-2026 годов.

20 мая 2025
Госаудит помог выявить препятствия, мешающие малым производителям мяса птицы получать господдержку

По поручению Высшей аудиторской палаты состоялся внеплановый анализ конкуренции на рынке производства и сбыта мяса птицы. Соответствующую работу провело Агентство по защите и развитию конкуренции.

Анализ проводился для того, чтобы выявить участников рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, проследить, как менялись цены, а также оценить, как действующие меры господдержки влияют на конкуренцию в отрасли. Необходимость такого исследования возникла после аудита использования бюджетных средств, выделенных на субсидирование сельского хозяйства.

В результате внеплановый анализ показал, что объем производства мяса птицы в Казахстане за 2024 год составил 358,7 тыс. тонн, из которых на экспорт было направлено 42 тыс. тонн. Импорт при этом составил 135,7 тыс. тонн. Таким образом, внутренний рынок сохраняет высокую степень зависимости от импортной продукции – порядка 30%.

Вместе с тем были выявлены барьеры, мешающие малым производителям получать господдержку. Среди них – сложные процедуры, сжатые сроки подачи заявок и большой пакет требуемых документов. В итоге многие компании с реальным производственным потенциалом оказываются фактически отрезаны от системы поддержки.

Кроме того, выяснилось, что у некоторых производителей, получивших субсидии, конечные цены оказались выше, чем у тех, кто господдержку не получал.

Для исправления ситуации АЗРК направило необходимые рекомендации в Министерство сельского хозяйства РК.

Исполнение других поручений Высшей аудиторской палаты по итогам государственного аудита остается на контроле до полного завершения.

19 мая 2025
Заключение ВАП к отчету Правительства об исполнении бюджета за 2024 год презентовано в Мажилисе РК

В Мажилисе РК состоялось расширенное заседание Комитета по финансам и бюджету. В ходе него член Высшей аудиторской палаты Нурлан Нуржанов презентовал основные направления Заключения ВАП к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год.

Так, по исполнению доходной части бюджета за2024 год отмечено, что утвержденный план в объеме 16,1 трлн тенге был сокращен на 2 трлн тенге (12%) до 14,1 трлн. Однако по итогам года этот показатель также не достигнут – сумма неисполнения составила 609 млрд тенге.

Основным источником доходов остаются налоговые поступления. Они занимают 62,7% или 12,3 трлн тенге. При этом по сравнению с 2023 годом отмечается сокращение их доли на 5,1% или в абсолютном выражении на 604,6 млрд тенге.

Почти половина расходов республиканского бюджета покрывается за счет трансфертов из Нацфонда и получаемых заемных средств. Эта растущая зависимость от других источников финансирования снижает финансовую стабильность и уже привела к проблемам с исполнением бюджета: из-за нехватки средств на контрольном счете наличности республиканского бюджета в 2024 году не освоено 422 млрд тенге.

В 2024 году трижды вносились изменения в прогноз бюджетных параметров доходной части, что указывает на проблемы исполнения планов. В результате не было обеспечено исполнение прогноза доходов даже по пессимистическому сценарию.

В расходы республиканского бюджета изменения вносились 13 раз, что является рекордным количеством за последние 5 лет. В результате 26% расходной части бюджета (на 6,2 трлн тенге) была пересмотрена. Это может говорить о фокусировке на краткосрочных решениях в ущерб предсказуемости бюджетного планирования.

Одним из ключевых трендов 2024 года стало изменение в структуре финансирования инвестиций. Наблюдается снижение собственных инвестиций бюджета на 257 млрд тенге или на 7%.

В 2024 году в регионы из бюджета было суммарно перечислено 7 трлн тенге. Планировалось реализовать 912 проектов. Однако, по данным акиматов, по итогам года завершено только 449 проектов или 49%.

За прошлый год ВАП проведено 27 аудиторских мероприятий. По результатам выявлено нарушений на 862 млрд тенге, что на 65% больше, чем в 2023 году. В бюджет возвращено 135 млрд тенге (с наступившими сроками исполнения).

По материалам аудиторских проверок к административной ответственности привлечено 175 физических и юридических лиц, к дисциплинарной ответственности – 198 лиц.

«Вместе с тем по итогам последующей оценки ВАП, проведенной в рамках Заключения к отчету Правительства об исполнении бюджета за 2024 год, неэффективное управление бюджетными программами составило 147 млрд тенге», — заключил Нурлан Нуржанов.

16 мая 2025
Проведено ХХV заседание Рабочей группы по разработке стандартов государственного аудита для ВОА государств – участников СНГ

14 мая 2025 года Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан в формате видеоконференцсвязи проведено ХХV заседание Рабочей группы по разработке стандартов государственного аудита для высших органов аудита (ВОА) государств – участников СНГ с участием представителей ВОА Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.

В рамках заседания были рассмотрены следующие проекты:

  • Основные принципы аудита реализации мер государственной политики, направленных на достижение целей устойчивого развития в государствах – участниках СНГ (разработчик – ВОА Российской Федерации);

  • Практические рекомендации по организации стратегического управления деятельностью ВОА государств – участников СНГ (разработчик – ВОА Азербайджанской Республики);

  • Методические рекомендации по аудиту консолидированной информации высшими органами государственного аудита государств – участников СНГ (разработчик – ВОА Республики Беларусь).

По итогам обсуждения члены Рабочей группы одобрили представленные проекты, которые будут направлены в Секретариат Совета руководителей ВОФК СНГ для их дальнейшего согласования членами Совета руководителей ВОА государств – участников СНГ.

Сертификация государственных аудиторов
15 мая 2025
Новые госаудиторы прошли отбор в ВАП РК

В Высшей аудиторской палате подведены итоги сертификации государственных аудиторов за I квартал 2025 года.

За это время прошло три заседания Национальной комиссии по сертификации, в рамках которых оценивались знания, компетенции и профессиональные качества кандидатов на получение статуса госаудитора.

Сертификация проходит в два этапа:

1️⃣ Квалификационный экзамен, включающий тестовые задания и кейсы по таким направлениям, как бухгалтерский учет, подготовка отчетности для госсектора и квазигосударственных организаций, аудит соответствия и эффективности, а также основы профессиональной этики.

2️⃣ Собеседование в Национальной комиссии, на котором оцениваются не только профессиональные знания, но и личные качества, опыт и готовность неукоснительно соблюдать принципы этики.

По итогам:
– 1 кандидат получил квалификацию госаудитора высшей категории;
– 21 кандидат получили квалификацию государственного аудитора;
– 4 кандидатам отказано в присвоении квалификации госаудитора высшей категории;
– 27 кандидатам отказано в присвоении квалификации государственного аудитора;
– 1 сертификат государственного аудитора был отозван по решению комиссии.

Итоги подтверждают высокий уровень требований к кандидатам и важность системного профессионального развития в сфере аудита. Высшая аудиторская палата продолжит работу по обеспечению прозрачного, объективного и качественногоотбора государственных аудиторов.

13 мая 2025
Итоги госаудита сферы электроэнергетики подвели в Высшей аудиторской палате

В Казахстане завершился аудит эффективности реализации государственной политики в сфере электроэнергетики. Его итоги рассмотрены на заседании ВАП во главе с председателем Алиханом Смаиловым.

Аудиторскими мероприятиями были охвачены Министерство энергетики, АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности», ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» и др.

По данным Министерства энергетики, в Казахстане электроэнергию производят 233 электростанции. При этом 78% потребности республики в электричестве покрывается за счет тепловых электростанций. Наблюдается положительная динамика роста выработки энергии газотурбинными электростанциями, доля которых достигла 9,6%. Вклад гидроэлектростанций в общую генерацию составляет уже порядка 8,5%, а возобновляемых источников энергии – около 3,9%.

Как отмечается в аудиторском заключении ВАП, генерация и потребление энергии в регионах локально не сбалансированы. Большая часть мощностей расположена в северной энергозоне, тогда как четверть потребления приходится на юг. В целом самодостаточными можно назвать только Павлодарскую, Восточно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую области.

Одной из главных проблем сферы электроэнергетики является неисполнение планов и мер, которые предусматривались для ее развития. В частности, направленных на обеспечение прозрачности тарифной политики, модернизацию активов и т.д. Сфера электроэнергетики по-прежнему зависит от внешних поставок оборудования.

Рост потребления электроэнергии в республике происходит на фоне продолжающегося износа генерирующих станций, многие из которых работают еще с советских времен. С годами их производительность снижается, а риски аварийности растут. В целом общий показатель износа по всем генерирующим мощностям в РК составляет 55%. Тот же индикатор для сетей электроснабжения достигает 76%.

Высокий износ основных фондов у энергопроизводящих организаций создает риски для стабильности энергоснабжения и требует значительных инвестиций в модернизацию отрасли.

Принятыми в 2024 году программными документами (Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов», Национальный инфраструктурный план Республики Казахстан до 2029 года) предусмотрены мероприятия по снижению износа генерирующих мощностей в основном за счет ввода в эксплуатацию новых дополнительных энергомощностей. При этом не решается вопрос по замене действующего изношенного оборудования энергопроизводящих организаций.

Кадровый дефицит нарастает: в отрасли не хватает порядка 4,5 тыс. энергетиков. Основные причины – незаинтересованность молодежи в профессии энергетика и низкие зарплаты.

«Все это препятствует модернизации существующих и строительству новых мощностей, удержанию квалифицированных кадров», — отмечается в заключении ВАП.

У Министерства энергетики отсутствует функция по мониторингу затрат на производство и реализацию электроэнергии, что влияет на обоснованность предельных тарифов для энергокомпаний.

Аудит установил определенные недостатки по предельным тарифам на электроэнергию, тарифам на мощность и тарифам на балансирующем рынке. Тарифы для электростанций утверждаются без публичных слушаний, а сметы и отчеты об их исполнении не публикуются.

АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности» («КОREМ») назначено расчетным центром для купли-продажи балансирующей электроэнергии. Однако эти операции ведутся автоматически через программное обеспечение, которое не прошло тесты по информбезопасности и не введено в промышленную эксплуатацию.

Тарифы на балансирующем рынке утверждены на основании формул, которые создают условия избирательного и субъективного подхода при выборе тех или иных значений. В результате допущено завышение тарифа в размере 34,7 млрд тенге, которое в итоге оплачено потребителями. 

Серьезную обеспокоенность вызывают непрозрачные расчеты дисбалансов и штрафов на балансирующем рынке. Формулы содержат сложные и непонятные параметры, что затрудняет прогнозирование при подаче заявок на балансирование.  

Наблюдается увеличение провайдеров на рынке электроэнергии. В настоящее время в их число входит 18 юридических лиц.

 Стоимость услуг провайдеров не регулируется, объемы и цены поставляемой электроэнергии основаны на договорных взаимоотношениях. Это создает условия для скрытия реальных объемов потребления и выработки электроэнергии, что приводит к недостаточной прозрачности на рынке.

Только за 2024 год провайдерами, минуя операторов рынка – ТОО «РФЦ» и АО «КОREМ», закуплено у 187 организаций и реализовано электроэнергии на 13,7 млрд кВт*ч. (ориентировочно на сумму более 200 млрд тенге).

Кроме того, имеются факты приобретения майнерами электроэнергии у сторонних компаний через балансирующего поставщика, минуя Единого закупщика – ТОО «РФЦ». Общий объем приобретенной ими энергии только за 2024 год составил 901 млн кВт*ч (ориентировочно на сумму более 13 млрд тенге).

В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов акцентировал на этом отдельное внимание.

«Прежде всего, со стороны Минэнерго должен быть мониторинг за объемами производства, потребления и фактическими тарифами. Сейчас получается, что майнеры потребляют, по данным аудита, до 1 млрд киловатт-часов электричества, купленного в обход Единого закупщика. Как можно допускать бесконтрольное потребление энергии майнерами в условиях ее нехватки?» — обратился Алихан Смаилов к представителям Минэнерго РК.

В ответ специалисты Министерства указали, что по майнерам отработаны необходимые механизмы лицензирования и деятельности.

«Лицензирование – это одно. Но они покупают через провайдеров энергию по нерегулируемым ценам. И эти расходы ложатся на всех потребителей. Проблема набирает обороты. Провайдеров баланса становится все больше. Это выгодно – зарабатывать на ровном месте за счет всего народа. Вы это, получается, позволяете. Допускаете эту тенденцию и эффективных механизмов контроля не внедряете», — указал на проблему Председатель ВАП.

Отсутствие должного контроля, недостаточное изучение рынка и ненадлежащее проведение маркетинговых исследований проектировщиками привели к тому, что подрядчики поставили АО «KEGOC» оборудование для 4 проектов в 2-3 раза дороже на общую сумму 2,2 млрд тенге.

За прошедшие 10 лет по группе АО «Самрук-Энерго» было реализовано всего 4 новых проекта. Это ставит под сомнение успех планов по запуску 25 проектов в ближайшие 10 лет, предусмотренных Стратегией развития, принятой в 2024 году.

Неэффективные расходы АО «Самрук-Энерго» по приостановленным проектам составили 199 млрд тенге. Наиболее крупные из них: строительство Балхашской ТЭС – 102 млрд тенге, установка энергоблока №3 Экибастузской ГРЭС-2 – 61,2 млрд тенге.

В целом госаудит выявил:

  • финансовые нарушения – 66 млн тенге;
  • неэффективное планирование бюджетных средств – 9,5 млрд тенге;
  • неэффективное использование средств и активов – 104,7 млрд тенге.

Зафиксировано 72 процедурных нарушения и 35 системных недостатков.

 

 

 

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации