Меню
Страницы
Контакты
Пресс-центр
Деятельность
Документы
О Палате
Онлайн-приемная
Документы
О комиссии
Пресс-центр
Деятельность
Все материалы
03 июля 2025
Неиспользованные нацкомпаниями средства будут возвращать в бюджет в конце года

В Казахстане закреплен механизм возврата бюджетных средств, выделенных субъектам квазигосударственного сектора на формирование или увеличение уставного капитала, но оставшихся неиспользованными на конец финансового года.

Необходимые меры приняты министерствами национальной экономики и финансов по поручению Высшей аудиторской палаты. В результате соответствующая норма была закреплена в новом Бюджетном кодексе, подписанном Главой государства 15 марта текущего года.

Этот шаг позволит повысить эффективность использования государственных средств: вместо того чтобы «зависать» на счетах нацкомпаний, они будут возвращаться в бюджет. Как следствие, средства смогут быть направлены на более важные и срочные задачи, например на реализацию долгосрочных инвестпроектов.

Такой подход также позволит снизить риски нецелевого или неэффективного использования бюджетных средств, усилить прозрачность и подотчетность. Ожидается, что организации квазигоссектора будут более ответственно подходить к планированию и расходованию выделенных ресурсов, так как неиспользованные остатки в конце года теперь подлежат обязательному возврату.

02 июля 2025
16 человек привлекли к ответственности после госаудита сферы электроэнергетики

Во исполнение поручений Высшей аудиторской палаты 16 человек привлечены к дисциплинарной ответственности по итогам аудита реализации государственной политики в сфере электроэнергетики.

Аудит прошел в первой половине текущего года. В результате были выявлены финансовые нарушения на 66 млн тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – 2,2 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов – 104,8 млрд тенге, а также 72 процедурных нарушения, 35 системных недостатков.

В этой связи ВАП поручила объектам аудита рассмотреть вопрос ответственности сотрудников, которые не обеспечили соблюдение требований законодательства РК и внутренних нормативных документов.

В результате к дисциплинарной ответственности были привлечены 16 человек:  

– Министерство энергетики РК: директор департамента;

– АО «Самрук-Энерго»: генеральный директор ТОО «Ereymentau Wind Power»;

– АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»: управляющий директор по финансам – член правления, директор департамента цифрового обеспечения;

– ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии»: заместитель генерального директора, начальник отдела бухгалтерского и налогового учета финансового департамента, директор административного департамента, начальник отдела по работе с энергопроизводящими организациями департамента рынка электроэнергии, директор юридического департамента;

– АО «Алматинские электрические станции»: начальник управления подрядных работ департамента эксплуатации и ремонтов, начальник диспетчерского управления, и.о. управляющего директора по развитию и строительству, начальник отдела тарифов управления экономики.

Кроме того, были прекращены трудовые договоры с отдельными руководящими работниками ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии».

Исполнение других поручений ВАП по итогам проведенного госаудита остается на контроле.

Результаты государственных аудитов
30 июня 2025
Итоги госаудита эффективности бюджетных расходов на подготовку спортсменов рассмотрены в ВАП РК

Завершился государственный аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на воспитание и подготовку спортсменов. Его итоги рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты.

По данным Минтуризма и спорта, число людей, занимающихся спортом в РК, неуклонно растет: с 2021 по 2024 год на 24% до 8,4 млн человек (более 40% всего населения). Ежегодно растут и расходы на развитие спорта: с 2021 года они увеличились в 2 раза – с 153 млрд тенге до 315 млрд тенге.

Вместе с тем госаудит установил ряд проблем и недостатков в регулировании сферы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

Так, за годы независимости в РК были приняты 3 концепции, 4 госпрограммы и 1 комплексный план по развитию физкультуры и спорта. Однако, несмотря на масштабную нормативную базу, не был сформирован системный подход к развитию спорта высших достижений. Например, в Комплексном плане на 2020-2025 годы полностью отсутствуют мероприятия, направленные на спортвысших достижений. Значительная часть задач из предыдущей концепции до 2025 года так и не была реализована и перешла в новую концепцию до 2029 года.

Недостатки наблюдаются и в научно-методическом обеспечении. Министерством не проводилась научно-исследовательская работа в области спорта, а этапные планы не учитывали современные подходы к подготовке спортсменов и медико-научному сопровождению. Нарушения выявлены и в формировании перечня приоритетных видов спорта: решения принимались без комплексного анализа и часто зависели от интересов спортивных федераций. В результате финансирование осуществлялось без учета потенциала, результатов и ресурсной базы. Так, по некоторым неолимпийским видам спорта выделено больше средств, чем на олимпийские дисциплины аналогичной группы.

Аудит показал, что по 6 летним олимпийским видам спорта не были утверждены комплексные целевые программы. Кроме того, по 19 из 46 летних олимпийских видов спорта отсутствуют программы подготовки спортсменов в спортивных организациях. Из них по 5 видам из-за слабой подготовки и низкого уровня конкуренции спортсмены даже не участвовали в олимпийских отборочных турнирах, выступая лишь на других международных соревнованиях, не дающих права квалификации на Олимпиаду. При этом с 2022 по 2024 годы на их подготовку и содержание было потрачено около 2 млрд тенге из бюджета.

Существует нехватка тренеров по олимпийским видам спорта, тогда как по неолимпийским направлениям штаты раздуваются, поскольку они чаще дают «медали» и бонусы.

Несмотря на рост количества медалей, эффективность затрат на спорт снижается. По 11 видам спорта за 2022-2024 годы не завоевано ни одной медали при затратах около 4 млрд тенге. Система подготовки резервов остается недостаточно эффективной: нет прозрачного отбора в ДЮСШ, не ведется единый цифровой учет спортсменов и тренеров, а медицинское сопровождение устарело и не охватывает всех.

На премии административному персоналу «Дирекции развития спорта» в 2021-2024 годах было направлено более 3,5 млрд тенге. В ряде случаев суммы выплат превышали фонд заработной платы, а средняя премия на человека в год составила 7,7 млн тенге. При этом доплаты за качество учебно-тренировочного процесса выдавались даже сотрудникам, не причастным к подготовке спортсменов.

Всего по итогам аудита выявлены нарушения на сумму порядка 17 млрд тенге. В их числе:

  • финансовые нарушения – 348 млн тенге;
  • неэффективное планирование – 2,8 млрд тенге;
  • неэффективное использование средств – 13,7 млрд тенге.

Установлено 56 системных недостатков и 270 процедурных нарушений.

157 материалов аудита направлены для рассмотрения вопроса об административной ответственности.

24 июня 2025
Аттестат аккредитации в области сертификации перевели в цифровой формат

Испытательные лаборатории и другие организации сертификации, которые проверяют безопасность и качество товаров или услуг, начнут получать разрешения на работу в цифровом формате. Необходимые меры приняты по предписанию Высшей аудиторской палаты.  

Ранее был проведен госаудит работы Министерства торговли и интеграции РК и его подведомственных организаций. В ходе проверки выяснилось, что Национальный центр аккредитации не выдал 550 предпринимателям аттестаты аккредитации на специальном бланке, как этого требует закон.

Данные аттестаты выдаются организациям, которые проводят оценку соответствия – это испытательные лаборатории, органы по сертификации, инспекционные и калибровочные организации. Такой аттестат официально подтверждает, что организация компетентна, имеет необходимое оборудование, персонал и процедуры для объективной и достоверной проверки качества продукции, услуг или производственных процессов.

Нарушение требований к документам строгой отчетности создавало риск того, что аттестаты аккредитации предпринимателей могли признать недействительными.

Чтобы устранить это нарушение и упростить процедуру в будущем, ВАП поручила Министерству торговли совместно с Министерством цифрового развития внести изменения в действующее законодательство и перевести процесс выдачи аттестатов в цифровой формат.

В результате 19 мая 2025 года были внесены изменения в Закон «Об аккредитации в области оценки соответствия» (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования). Теперь предприниматели смогут получать аттестаты аккредитации в электронном виде – оперативно и без бумажной волокиты.

Это еще один шаг навстречу цифровизации и упрощению процедур для бизнеса в Казахстане.

Справочно: Оценка соответствия – это процесс проверки продукции, услуг или процессов установленным требованиям. Например, проверка качества пищевых продуктов по санитарным нормам, сертификация бытовой техники на безопасность, испытания строительных материалов на прочность и т.д.

18 июня 2025
Правительство РК будет отражать исполнение рекомендаций ВАП в отчете об исполнении бюджета

Высшая аудиторская палата сразу по нескольким направлениям усилила работу по предотвращению нарушений в бюджетной сфере. Об этом рассказал председатель ВАП Алихан Смаилов, отвечая на вопросы депутата Мажилиса в ходе пленарного заседания.

Он сообщил, что в новом Бюджетном кодексе, который был подписан Главой государства 15 марта, учтен ряд рекомендаций ВАП по усилению профилактики бюджетных нарушений.

Так, принята норма, согласно которой Правительство РК должно включать в Отчет об исполнении республиканского бюджета информацию о выполнении рекомендаций ВАП за прошедший финансовый период. Реализацию данной нормы можно будет увидеть в Отчете за 2025 год.

Наряду с этим ВАП был проанализирован положительный международный опыт по взаимодействию счетных палат с парламентами в ведущих странах мира.  

«Учитывая это, мы считаем очень важным на регулярной основе предоставлять депутатам Парламента РК результаты госаудитов по различным направлениям. Это позволит им использовать актуальную информацию при проведенииправительственных часов, а также при рассмотрении, обсуждении и принятии законодательных актов», — сказал Алихан Смаилов.

Он добавил, что в совокупности эти меры позволят сократить нарушения в бюджетной сфере, а также повысить эффективность работы госорганов в целом.

16 июня 2025
Государство вернуло в собственность водохозяйственные объекты Шымкента

Стратегически важные водохозяйственные сооружения, расположенные в Шымкенте, через суд возвращены в государственную собственность. Соответствующая работа проведена с учетом рекомендации Высшей аудиторской палаты.

В декабре прошлого года ВАП провела госаудит эффективности использования бюджетных средств и активов в сфере водоотведения. В рамках него было установлено, что водохозяйственные сооружения Шымкента, имеющие стратегическое значение, находятся в частной собственности. А это является нарушением Водного кодекса РК.

В этой связи Правительству было рекомендовано рассмотреть вопрос и при необходимости принять меры по возврату данных объектов в собственность государства с соблюдением всех норм законодательства.

В результате Специализированный межрайонный экономический суд Шымкента удовлетворил иск акима города. Договор купли-продажи, заключенный между частным ТОО и Комитетом государственного имущества и приватизации Южно-Казахстанской области (правопреемник – Туркестанский департамент госимущества и приватизации) признан недействительным.

Примечание. В настоящее время решение Специализированного межрайонного экономического суда города Шымкент не вступило в законную силу в связи с его обжалованием ответчиком в судебном порядке.

Работа по исполнению других поручений и рекомендаций ВАП по итогам государственного аудита остается на контроле.

Комплексная работа по демонополизации экономики Казахстана ведется по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева с 2022 года. За это время соответствующие меры затронули рынки нефти и нефтепродуктов, природного газа, электрической энергии, железнодорожного транспорта, гражданской авиации, общественного транспорта, телекоммуникаций и т.д.

11 июня 2025
Новые механизмы налогового прогнозирования приняты по рекомендации ВАП

Государство усовершенствовало подходы в области налогового прогнозирования и администрирования. Необходимые изменения реализованы в новом Бюджетном кодексе РК с учетом рекомендаций Высшей аудиторской палаты.

По итогам госаудита систем налогового и таможенного администрирования ВАП рекомендовала Правительству закрепить в Бюджетном кодексе понятия «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв», а также регламентировать их применение профильными госорганами.

В результате данные рекомендации были реализованы в новом Бюджетном кодексе, подписанном Главой государства 15 марта 2025 года.

Новые понятия введены в следующем виде:

  • «Налоговый потенциал» – возможная сумма поступлений налогов и других обязательных платежей, включая налоговые расходы и ненаблюдаемую экономику;
  • «Налоговый разрыв» – разница между налоговым потенциалом и фактически поступившими налогами.

Налоговый разрыв будет рассчитываться по итогам отчетного финансового года – после выхода окончательных макроэкономических показателей (ВВП, ВДС, ненаблюдаемая экономика и т.д.) на сайте Бюро Национальной статистики. Он в том числе охватит недопоступления налогов за счет теневой экономики и за счет предоставления льгот.

Сведения о налоговом разрыве будут включаться в состав Аналитического отчета о налоговых расходах.

Напомним, в новом Бюджетном кодексе предусмотрено 7 блоков поправок, направленных на улучшение качества планирования доходной части бюджета, оптимизацию бюджетных процессов, усиление парламентского контроля, повышение эффективности использования средств Национального фонда и т.д.

05 июня 2025
Казахстан представил опыт регионального аудита на заседании АЗОСАИ в Санкт-Петербурге

С 21 по 24 мая 2025 года в городе Санкт-Петербург Российской Федерации состоялось первое ежегодное заседание Рабочей группы Азиатской организации высших органов аудита (АЗОСАИ) по аудиту на региональном и муниципальном уровнях, организованное Счетной палатой Российской Федерации. От имени Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан в заседании приняли участие представители ревизионных комиссий по городу Астана и Алматинской области.

В международной встрече приняли участие представители высших органов аудита Бразилии, Индии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Малайзии, Омана и Таиланда.

В ходе заседания участники обменялись опытом аудита региональной инфраструктуры, обсудили подходы к контролю за реализацией национальных проектов на местах, а также утвердили ключевые рабочие документы Рабочей группы.

С докладом на тему «Опыт аудита региональных инфраструктурных проектов» выступила член Ревизионной комиссии по городу Астана Алмагуль Салыкова. Она представила результаты аудита капитальных вложений на региональном уровне, реализуемые подходы к обеспечению прозрачности и эффективности освоения бюджетных средств, а также практики, внедренные Ревизионной комиссией по городу Астана в 2020-2024 годах.

Обсуждение актуальных тем позволило участникам обменяться практическим опытом и подходами, способствующими повышению эффективности аудиторской деятельности на региональном уровне.

Результаты государственных аудитов
04 июня 2025
Итоги госаудита системы лекарственного обеспечения рассмотрены в Мажилисе РК

В Казахстане завершился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.

Обеспечение доступности и надежности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства.  Вместе с тем два последовательных аудита 2024 и 2025 выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.

Так, объем фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства.

За 2022-2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз.

«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего 2 оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге», — отметил Алихан Смаилов.

За последние три года объем преференций для отрасли фармацевтики оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закуп продукции на 10 лет. Такие закупки за 5 лет выросли с 69 до 112 млрд тенге.

«Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается», — указал председатель ВАП.

Воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих.

Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда.

«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — подчеркнул Алихан Смаилов.

Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.

Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен.

Система регулирования цен не обеспечивает доступность и обоснованную стоимость лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках.

«В рамках исполнения наших предписаний Минздравом внесены изменения в Правила ценообразования, пересмотрены регрессивные шкалы наценок», — отметил председатель ВАП.

Он также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет.

Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат.

Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения пациентов. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи.

Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет.

В 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата «СТ-KZ», что за три года составило 258 млрд тенге.

Затраты на логистику за 3 года выросли на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тенге. Это также отражается на себестоимости лекарств.

Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности, либо не предусмотренных протоколами лечения.

Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети.

«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — отметил Алихан Смаилов.

В отечественной системе здравоохранения принято 1133 клинических протокола. При этом порядка 70% из них не пересматриваются на протяжении от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям.

По итогам двух аудитов выявлены финансовые нарушения на 741 млн тенге, неэффективное использование средств на 32 млрд и потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге. Материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по 5 – в правоохранительные органы.

«Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам Правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем», — заключил Алихан Смаилов.

Международная деятельность
29 мая 2025
Взаимный обмен опытом: ВАП РК и Счетная палата РФ обсудили актуальные направления аудита

В Астану с официальным визитом прибыла делегация Счетной палаты Российской Федерации. Главная цель поездки – обмен практическим опытом и укрепление сотрудничества с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан.  

Так, с участием специалистов двух ведомств состоялся круглый стол, посвященный ключевым трендам в аудиторской сфере. Участники обсудили вопросы предварительной оценки бюджетных проектов, оценку эффективности государственных программ, а также перспективы цифровизации аудиторской деятельности.

Предварительная оценка проекта бюджета позволяет выявлять риски и неэффективности ещедо его утверждения. Благодаря такому подходу можно заранее скорректировать финансовые планы, повысить обоснованность расходов и обеспечить более рациональное использование бюджетных средств.

Аудит эффективности в отличие от традиционного контроля за соблюдением правил и процедур фокусируется на том, насколько целесообразно и результативно используются ресурсы. Такой анализ помогает не просто фиксировать нарушения, но и предлагать решения для повышения отдачи от государственных программ и инициатив.

И, наконец, переход к цифровым инструментам позволяет аудиторам быстрее обрабатывать большие объемы данных, выявлять скрытые закономерности и автоматизировать рутинные процессы. Это делает аудит более точным, оперативным и прозрачным, открывая новые возможности для анализа и контроля в реальном времени.

По итогам состоявшихся обсуждений и обмена практическим опытом член Высшей аудиторской палаты Амангельды Исенов поблагодарил коллег из Счетной палаты РФ за плодотворную работу.

«Уверен, что данная дискуссия станет основой для дальнейших конкретных шагов, а полученные знания найдут практическое применение в совершенствовании деятельности высших органов аудита наших стран», — сказал он.

Стоит отметить, что сотрудничество высших органов аудита двух стран получило прочную основу с подписанием 2 декабря 2004 года Соглашения о взаимодействии между Высшей аудиторской палатой РК и Счетной палатой РФ. Этот важный документ был актуализирован и вновь подписан 6 сентября 2017 года в г. Баку (Азербайджан) в рамках очередной Сессии Совета руководителей высших органов аудита государств – участников СНГ, что стало подтверждением стремления к укреплению партнерства в новых условиях.

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации