В Казахстане закреплен механизм возврата бюджетных средств, выделенных субъектам квазигосударственного сектора на формирование или увеличение уставного капитала, но оставшихся неиспользованными на конец финансового года.
Необходимые меры приняты министерствами национальной экономики и финансов по поручению Высшей аудиторской палаты. В результате соответствующая норма была закреплена в новом Бюджетном кодексе, подписанном Главой государства 15 марта текущего года.
Этот шаг позволит повысить эффективность использования государственных средств: вместо того чтобы «зависать» на счетах нацкомпаний, они будут возвращаться в бюджет. Как следствие, средства смогут быть направлены на более важные и срочные задачи, например на реализацию долгосрочных инвестпроектов.
Такой подход также позволит снизить риски нецелевого или неэффективного использования бюджетных средств, усилить прозрачность и подотчетность. Ожидается, что организации квазигоссектора будут более ответственно подходить к планированию и расходованию выделенных ресурсов, так как неиспользованные остатки в конце года теперь подлежат обязательному возврату.
Во исполнение поручений Высшей аудиторской палаты 16 человек привлечены к дисциплинарной ответственности по итогам аудита реализации государственной политики в сфере электроэнергетики.
Аудит прошел в первой половине текущего года. В результате были выявлены финансовые нарушения на 66 млн тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – 2,2 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств и активов – 104,8 млрд тенге, а также 72 процедурных нарушения, 35 системных недостатков.
В этой связи ВАП поручила объектам аудита рассмотреть вопрос ответственности сотрудников, которые не обеспечили соблюдение требований законодательства РК и внутренних нормативных документов.
В результате к дисциплинарной ответственности были привлечены 16 человек:
– Министерство энергетики РК: директор департамента;
– АО «Самрук-Энерго»: генеральный директор ТОО «Ereymentau Wind Power»;
– АО «Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»: управляющий директор по финансам – член правления, директор департамента цифрового обеспечения;
– ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии»: заместитель генерального директора, начальник отдела бухгалтерского и налогового учета финансового департамента, директор административного департамента, начальник отдела по работе с энергопроизводящими организациями департамента рынка электроэнергии, директор юридического департамента;
– АО «Алматинские электрические станции»: начальник управления подрядных работ департамента эксплуатации и ремонтов, начальник диспетчерского управления, и.о. управляющего директора по развитию и строительству, начальник отдела тарифов управления экономики.
Кроме того, были прекращены трудовые договоры с отдельными руководящими работниками ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии».
Исполнение других поручений ВАП по итогам проведенного госаудита остается на контроле.
Завершился государственный аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на воспитание и подготовку спортсменов. Его итоги рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты.
По данным Минтуризма и спорта, число людей, занимающихся спортом в РК, неуклонно растет: с 2021 по 2024 год на 24% до 8,4 млн человек (более 40% всего населения). Ежегодно растут и расходы на развитие спорта: с 2021 года они увеличились в 2 раза – с 153 млрд тенге до 315 млрд тенге.
Вместе с тем госаудит установил ряд проблем и недостатков в регулировании сферы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.
Так, за годы независимости в РК были приняты 3 концепции, 4 госпрограммы и 1 комплексный план по развитию физкультуры и спорта. Однако, несмотря на масштабную нормативную базу, не был сформирован системный подход к развитию спорта высших достижений. Например, в Комплексном плане на 2020-2025 годы полностью отсутствуют мероприятия, направленные на спортвысших достижений. Значительная часть задач из предыдущей концепции до 2025 года так и не была реализована и перешла в новую концепцию до 2029 года.
Недостатки наблюдаются и в научно-методическом обеспечении. Министерством не проводилась научно-исследовательская работа в области спорта, а этапные планы не учитывали современные подходы к подготовке спортсменов и медико-научному сопровождению. Нарушения выявлены и в формировании перечня приоритетных видов спорта: решения принимались без комплексного анализа и часто зависели от интересов спортивных федераций. В результате финансирование осуществлялось без учета потенциала, результатов и ресурсной базы. Так, по некоторым неолимпийским видам спорта выделено больше средств, чем на олимпийские дисциплины аналогичной группы.
Аудит показал, что по 6 летним олимпийским видам спорта не были утверждены комплексные целевые программы. Кроме того, по 19 из 46 летних олимпийских видов спорта отсутствуют программы подготовки спортсменов в спортивных организациях. Из них по 5 видам из-за слабой подготовки и низкого уровня конкуренции спортсмены даже не участвовали в олимпийских отборочных турнирах, выступая лишь на других международных соревнованиях, не дающих права квалификации на Олимпиаду. При этом с 2022 по 2024 годы на их подготовку и содержание было потрачено около 2 млрд тенге из бюджета.
Существует нехватка тренеров по олимпийским видам спорта, тогда как по неолимпийским направлениям штаты раздуваются, поскольку они чаще дают «медали» и бонусы.
Несмотря на рост количества медалей, эффективность затрат на спорт снижается. По 11 видам спорта за 2022-2024 годы не завоевано ни одной медали при затратах около 4 млрд тенге. Система подготовки резервов остается недостаточно эффективной: нет прозрачного отбора в ДЮСШ, не ведется единый цифровой учет спортсменов и тренеров, а медицинское сопровождение устарело и не охватывает всех.
На премии административному персоналу «Дирекции развития спорта» в 2021-2024 годах было направлено более 3,5 млрд тенге. В ряде случаев суммы выплат превышали фонд заработной платы, а средняя премия на человека в год составила 7,7 млн тенге. При этом доплаты за качество учебно-тренировочного процесса выдавались даже сотрудникам, не причастным к подготовке спортсменов.
Всего по итогам аудита выявлены нарушения на сумму порядка 17 млрд тенге. В их числе:
Установлено 56 системных недостатков и 270 процедурных нарушений.
157 материалов аудита направлены для рассмотрения вопроса об административной ответственности.
Испытательные лаборатории и другие организации сертификации, которые проверяют безопасность и качество товаров или услуг, начнут получать разрешения на работу в цифровом формате. Необходимые меры приняты по предписанию Высшей аудиторской палаты.
Ранее был проведен госаудит работы Министерства торговли и интеграции РК и его подведомственных организаций. В ходе проверки выяснилось, что Национальный центр аккредитации не выдал 550 предпринимателям аттестаты аккредитации на специальном бланке, как этого требует закон.
Данные аттестаты выдаются организациям, которые проводят оценку соответствия – это испытательные лаборатории, органы по сертификации, инспекционные и калибровочные организации. Такой аттестат официально подтверждает, что организация компетентна, имеет необходимое оборудование, персонал и процедуры для объективной и достоверной проверки качества продукции, услуг или производственных процессов.
Нарушение требований к документам строгой отчетности создавало риск того, что аттестаты аккредитации предпринимателей могли признать недействительными.
Чтобы устранить это нарушение и упростить процедуру в будущем, ВАП поручила Министерству торговли совместно с Министерством цифрового развития внести изменения в действующее законодательство и перевести процесс выдачи аттестатов в цифровой формат.
В результате 19 мая 2025 года были внесены изменения в Закон «Об аккредитации в области оценки соответствия» (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования). Теперь предприниматели смогут получать аттестаты аккредитации в электронном виде – оперативно и без бумажной волокиты.
Это еще один шаг навстречу цифровизации и упрощению процедур для бизнеса в Казахстане.
Справочно: Оценка соответствия – это процесс проверки продукции, услуг или процессов установленным требованиям. Например, проверка качества пищевых продуктов по санитарным нормам, сертификация бытовой техники на безопасность, испытания строительных материалов на прочность и т.д.
Высшая аудиторская палата сразу по нескольким направлениям усилила работу по предотвращению нарушений в бюджетной сфере. Об этом рассказал председатель ВАП Алихан Смаилов, отвечая на вопросы депутата Мажилиса в ходе пленарного заседания.
Он сообщил, что в новом Бюджетном кодексе, который был подписан Главой государства 15 марта, учтен ряд рекомендаций ВАП по усилению профилактики бюджетных нарушений.
Так, принята норма, согласно которой Правительство РК должно включать в Отчет об исполнении республиканского бюджета информацию о выполнении рекомендаций ВАП за прошедший финансовый период. Реализацию данной нормы можно будет увидеть в Отчете за 2025 год.
Наряду с этим ВАП был проанализирован положительный международный опыт по взаимодействию счетных палат с парламентами в ведущих странах мира.
«Учитывая это, мы считаем очень важным на регулярной основе предоставлять депутатам Парламента РК результаты госаудитов по различным направлениям. Это позволит им использовать актуальную информацию при проведенииправительственных часов, а также при рассмотрении, обсуждении и принятии законодательных актов», — сказал Алихан Смаилов.
Он добавил, что в совокупности эти меры позволят сократить нарушения в бюджетной сфере, а также повысить эффективность работы госорганов в целом.
Стратегически важные водохозяйственные сооружения, расположенные в Шымкенте, через суд возвращены в государственную собственность. Соответствующая работа проведена с учетом рекомендации Высшей аудиторской палаты.
В декабре прошлого года ВАП провела госаудит эффективности использования бюджетных средств и активов в сфере водоотведения. В рамках него было установлено, что водохозяйственные сооружения Шымкента, имеющие стратегическое значение, находятся в частной собственности. А это является нарушением Водного кодекса РК.
В этой связи Правительству было рекомендовано рассмотреть вопрос и при необходимости принять меры по возврату данных объектов в собственность государства с соблюдением всех норм законодательства.
В результате Специализированный межрайонный экономический суд Шымкента удовлетворил иск акима города. Договор купли-продажи, заключенный между частным ТОО и Комитетом государственного имущества и приватизации Южно-Казахстанской области (правопреемник – Туркестанский департамент госимущества и приватизации) признан недействительным.
Примечание. В настоящее время решение Специализированного межрайонного экономического суда города Шымкент не вступило в законную силу в связи с его обжалованием ответчиком в судебном порядке.
Работа по исполнению других поручений и рекомендаций ВАП по итогам государственного аудита остается на контроле.
Комплексная работа по демонополизации экономики Казахстана ведется по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева с 2022 года. За это время соответствующие меры затронули рынки нефти и нефтепродуктов, природного газа, электрической энергии, железнодорожного транспорта, гражданской авиации, общественного транспорта, телекоммуникаций и т.д.
Государство усовершенствовало подходы в области налогового прогнозирования и администрирования. Необходимые изменения реализованы в новом Бюджетном кодексе РК с учетом рекомендаций Высшей аудиторской палаты.
По итогам госаудита систем налогового и таможенного администрирования ВАП рекомендовала Правительству закрепить в Бюджетном кодексе понятия «налоговый потенциал» и «налоговый разрыв», а также регламентировать их применение профильными госорганами.
В результате данные рекомендации были реализованы в новом Бюджетном кодексе, подписанном Главой государства 15 марта 2025 года.
Новые понятия введены в следующем виде:
Налоговый разрыв будет рассчитываться по итогам отчетного финансового года – после выхода окончательных макроэкономических показателей (ВВП, ВДС, ненаблюдаемая экономика и т.д.) на сайте Бюро Национальной статистики. Он в том числе охватит недопоступления налогов за счет теневой экономики и за счет предоставления льгот.
Сведения о налоговом разрыве будут включаться в состав Аналитического отчета о налоговых расходах.
Напомним, в новом Бюджетном кодексе предусмотрено 7 блоков поправок, направленных на улучшение качества планирования доходной части бюджета, оптимизацию бюджетных процессов, усиление парламентского контроля, повышение эффективности использования средств Национального фонда и т.д.
С 21 по 24 мая 2025 года в городе Санкт-Петербург Российской Федерации состоялось первое ежегодное заседание Рабочей группы Азиатской организации высших органов аудита (АЗОСАИ) по аудиту на региональном и муниципальном уровнях, организованное Счетной палатой Российской Федерации. От имени Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан в заседании приняли участие представители ревизионных комиссий по городу Астана и Алматинской области.
В международной встрече приняли участие представители высших органов аудита Бразилии, Индии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Малайзии, Омана и Таиланда.
В ходе заседания участники обменялись опытом аудита региональной инфраструктуры, обсудили подходы к контролю за реализацией национальных проектов на местах, а также утвердили ключевые рабочие документы Рабочей группы.
С докладом на тему «Опыт аудита региональных инфраструктурных проектов» выступила член Ревизионной комиссии по городу Астана Алмагуль Салыкова. Она представила результаты аудита капитальных вложений на региональном уровне, реализуемые подходы к обеспечению прозрачности и эффективности освоения бюджетных средств, а также практики, внедренные Ревизионной комиссией по городу Астана в 2020-2024 годах.
Обсуждение актуальных тем позволило участникам обменяться практическим опытом и подходами, способствующими повышению эффективности аудиторской деятельности на региональном уровне.
В Казахстане завершился государственный аудит системы лекарственного обеспечения граждан. Результаты проверки презентовал председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.
Обеспечение доступности и надежности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства. Вместе с тем два последовательных аудита 2024 и 2025 выявили ряд проблемных вопросов и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.
Так, объем фармацевтического рынка РК в 2024 году составил 1,2 трлн тенге, при этом он на 84% представлен продукцией иностранного производства.
За 2022-2024 годы финансирование медицинской науки составило 58 млрд тенге. Однако в стране до сих пор нет системы регистрации биомедицинских исследований и реестра клинических баз.
«Результативность научных разработок крайне низка. За последние 10 лет зарегистрировано всего 2 оригинальных отечественных препарата. Один из них не включен в Национальный лекарственный формуляр, хотя на его разработку потрачено более 4 млрд тенге», — отметил Алихан Смаилов.
За последние три года объем преференций для отрасли фармацевтики оценивается в 148 млрд тенге. Единый дистрибьютор также заключает с отечественными производителями долгосрочные договоры, гарантирующие закуп продукции на 10 лет. Такие закупки за 5 лет выросли с 69 до 112 млрд тенге.
«Несмотря на это, ассортимент лекарств, поставляемых отечественными компаниями, снизился почти вдвое – с 968 до 507. Иначе говоря, они наращивают выпуск простых в производстве медизделий, тогда как доля реально производимых в стране препаратов сокращается», — указал председатель ВАП.
Воспользоваться господдержкой в форме долгосрочных договоров при этом смогли только 34 компании из более чем 200 действующих.
Слабый мониторинг локализации и инвестиционных обязательств создает условия для злоупотреблений. Так, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн медперчаток на 8 млрд тенге. Однако объем и их характеристики совпадают с партией, которую компания закупила в тот же период из Таиланда.
«Здесь усматривается риск продажи зарубежной продукции под видом отечественной. Цены для государства были завышены вдвое. Подобные схемы не только искажают смысл политики импортозамещения, но и наносят прямой ущерб государству», — подчеркнул Алихан Смаилов.
Он также обратил внимание на риски при локализации производства. Некоторые компании используют дешевое и плохо очищенное сырье. Без должного контроля это может привести к появлению некачественной продукции на рынке. Например, закупленные на 3 млрд тенге препараты у одной из фирм были признаны непригодными к применению и списаны.
Аудит показал, что вывод новых лекарств на рынок занимает годы: для закупки через Единого дистрибьютора препарат должен пройти пять перечней. Вследствие искусственных ограничений значительная часть закупок проводится с участием единственного поставщика. Такая ситуация приводит к завышению цен.
Система регулирования цен не обеспечивает доступность и обоснованную стоимость лекарств. Наценки достигали 172% на рынке и 35% при бюджетных закупках.
«В рамках исполнения наших предписаний Минздравом внесены изменения в Правила ценообразования, пересмотрены регрессивные шкалы наценок», — отметил председатель ВАП.
Он также указал на пробелы в действующем порядке экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе в 210 дней. В отдельных случаях продолжительность доходила до 2,5 лет.
Аудиторы также считают, что инструменты фармаконадзора работают неэффективно: из почти 8 тыс. сообщений о побочных эффектах за 3 года изъят из обращения лишь один препарат.
Несвоевременные контракты и срывы графиков поставок нарушают непрерывность лечения пациентов. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 и не закупил 164 препарата в рамках амбулаторной помощи.
Поставка ряда препаратов осуществлялась поквартально вместо ежемесячного графика, что вызывало нехватку и вынуждало пациентов покупать лекарства за свой счет.
В 2024 году только 9% препаратов закуплены напрямую у производителей. Также дистрибьютор систематически закупал лекарства без сертификата «СТ-KZ», что за три года составило 258 млрд тенге.
Затраты на логистику за 3 года выросли на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тенге. Это также отражается на себестоимости лекарств.
Кроме того, аудит выявил более 67 тыс. случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию средств. Также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности, либо не предусмотренных протоколами лечения.
Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Главным образом это обусловлено тем, что лекарства, предназначенные для бесплатной амбулаторной помощи, незаконно списываются и реализуются в розничной сети.
«Такие факты свидетельствуют о несостоятельности систем контроля выдачи и обращения лекарств», — отметил Алихан Смаилов.
В отечественной системе здравоохранения принято 1133 клинических протокола. При этом порядка 70% из них не пересматриваются на протяжении от 5 до 12 лет. Это приводит к оказанию медпомощи населению по устаревшим медтехнологиям.
По итогам двух аудитов выявлены финансовые нарушения на 741 млн тенге, неэффективное использование средств на 32 млрд и потери с упущенной выгодой на 58 млрд тенге. Материалы по 134 случаям переданы для административного производства, по 5 – в правоохранительные органы.
«Результаты указывают на комплексные проблемы в сфере лекарственного обеспечения. По всем выявленным вопросам Правительству даны рекомендации, а Минздрав получил конкретные поручения. ВАП будет регулярно следить за тем, как продвигается решение этих проблем», — заключил Алихан Смаилов.
В Астану с официальным визитом прибыла делегация Счетной палаты Российской Федерации. Главная цель поездки – обмен практическим опытом и укрепление сотрудничества с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан.
Так, с участием специалистов двух ведомств состоялся круглый стол, посвященный ключевым трендам в аудиторской сфере. Участники обсудили вопросы предварительной оценки бюджетных проектов, оценку эффективности государственных программ, а также перспективы цифровизации аудиторской деятельности.
Предварительная оценка проекта бюджета позволяет выявлять риски и неэффективности ещедо его утверждения. Благодаря такому подходу можно заранее скорректировать финансовые планы, повысить обоснованность расходов и обеспечить более рациональное использование бюджетных средств.
Аудит эффективности в отличие от традиционного контроля за соблюдением правил и процедур фокусируется на том, насколько целесообразно и результативно используются ресурсы. Такой анализ помогает не просто фиксировать нарушения, но и предлагать решения для повышения отдачи от государственных программ и инициатив.
И, наконец, переход к цифровым инструментам позволяет аудиторам быстрее обрабатывать большие объемы данных, выявлять скрытые закономерности и автоматизировать рутинные процессы. Это делает аудит более точным, оперативным и прозрачным, открывая новые возможности для анализа и контроля в реальном времени.
По итогам состоявшихся обсуждений и обмена практическим опытом член Высшей аудиторской палаты Амангельды Исенов поблагодарил коллег из Счетной палаты РФ за плодотворную работу.
«Уверен, что данная дискуссия станет основой для дальнейших конкретных шагов, а полученные знания найдут практическое применение в совершенствовании деятельности высших органов аудита наших стран», — сказал он.
Стоит отметить, что сотрудничество высших органов аудита двух стран получило прочную основу с подписанием 2 декабря 2004 года Соглашения о взаимодействии между Высшей аудиторской палатой РК и Счетной палатой РФ. Этот важный документ был актуализирован и вновь подписан 6 сентября 2017 года в г. Баку (Азербайджан) в рамках очередной Сессии Совета руководителей высших органов аудита государств – участников СНГ, что стало подтверждением стремления к укреплению партнерства в новых условиях.