За годы независимости в Казахстане создан благоприятный инвестиционный климат, в том числе за счет политической и макроэкономической стабильности, государственной поддержки сферы недропользования. В нашей стране вопросы развития недропользования является важной и приоритетной задачей.
Проводимые последовательные реформы в сфере недропользования направлены на повышение конкурентоспособности, технологического и профессионального уровня сферы недропользования, создание комфортных условий инвесторам, рабочих мест и улучшение социального благосостояния.
По итогам 2022 года действует 304 контракта, из них по углеводородам – 276 контрактов, по урану – 28 контрактов.
За 9 месяцев 2022 года сумма инвестиций в недропользование составила 5,9 трлн. тенге (за аналогичный период 2021 года – 5,8 трлн.тенге.), из них на добычу – 2,2 трлн. тенге, на геологоразведку – 119,5 млрд. тг. (за 2021 год – 79,2 млрд.тенге). Согласно законодательству, годовые отчеты недропользователей сдаются до конца января.
В рамках поручения Главы Государства по ревизии участков недр, удерживаемых длительное время без выполнения взятых контрактных обязательств, проведена работа по 27 контрактам, имеющим систематические нарушения.
В результате, расторгнуто 12 контрактов, по 9 контрактам погашена задолженность на сумму 1,8 млрд. тенге, по 6 контрактам работа продолжается, в том числе в судебном порядке.
Возвращенные государству участки недр выставляются на аукцион для привлечения инвестиций.
В 2022 году проведено 2 аукциона, выставлено 49 участков недр с уплатой подписного бонуса 27 млрд. тенге. Сумма заявленных инвестиций в геологоразведку составила 50 млрд. тенге.
Кроме того, завершены переговоры с недропользователями урановой отрасли по доарбитражному урегулированию возникших спорных вопросов.
В результате, обеспечены прямые выплаты в республиканский бюджет в размере 24 млрд. тенге и созданы условия для инвестиций в геологоразведку на сумму 400 млрд. тенге.
В 2022 году было внесено 3 реформаторских изменения.
Первое: В целях создания условий для освоения трудных запасов внесены соответствующие изменения в законодательство в части «нетрадиционных углеводородов» - сланцевого масла, сланцевого газа, природного битума, газогидратов.
Справочно: изменения приняты 30 июня 2022 года
Второе: Упрощены процедуры предоставления права недропользования через аукционы.
Предусмотрено:
Справочно: изменения приняты 14 июля 2022 года.
Третье: Принят улучшенный модельный контракт (УМК) в области недропользования для капитальных проектов по разведке и добыче углеводородов, предусматривающих регуляторные и фискальные преференции, в том числе газовые.
Данные законодательные изменения обеспечат систематическое привлечение инвестиций в эту отрасль.
Справочно: изменения приняты 29 декабря 2022 года.
Информация за предыдущие годы
Важной инициативой стало принятие в декабре 2017 года Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», в котором внедрены лучшие международные практики в обеспечении прозрачных и понятных методов государственного регулирования отрасли, доступа к геологической информации, гармонизации национальных стандартов с мировыми.
Нефтегазовый комплекс Казахстана играет значимую роль в развитии страны, обеспечивает значительную часть налоговых поступлений в бюджет страны.
Механизм международных электронных аукционов, основанный на равенстве, честной конкуренции и открытости, внедрен (с 2020 года) с целью улучшения инвестиционного климата и привлечения внешних и внутренних инвестиций.
В этой связи, Министерством с сентября 2020 года проводятся электронные аукционы по предоставлению права недропользования по углеводородам.
По итогам аукциона проведенного 23 декабря 2020 года, заключены
8 новых контрактов на проведение разведки и добычи углеводородов и поступили в бюджет подписной бонус в сумме порядка 1,5 млрд. тенге.
По итогам аукциона проведенного 23 апреля 2021 года, по 10-и участкам недр по углеводородам оплачены подписные бонусы в сумме порядка 9,3 млрд. тенге и подписаны контракты на недропользование с победителями аукциона (из 10 участков недр по двум объектам права недропользование представлено на добычу).
15 марта 2021 года, Министерством проведены прямые переговоры с АО «Национальной компанией «КазМунайГаз» совместно со стратегическим партнером ПАО «ЛУКОЙЛ» на получение права недропользования на разведку и добычу углеводородов на участке «Аль-Фараби», расположенном в казахстанском секторе Каспийского моря.
По итогам прямых переговоров был заключен контракт на на участке «Аль-Фараби». Сумма подписного бонуса составил 1 млн. долларов.
На сегодняшний день ведутся работы по предоставлению права недропользования АО «НК «КазмунайГаз» по участку Каламкас море, Хазар, Ауезов расположенном в казахстанском секторе Каспийского моря.
По состоянию на 08.07.2021 года количество действующих контрактов составляет 285 в т.ч 263 по УВС и 22 по Урану.
Министерством ведется активная работа по увеличению доли местного содержания по контрактам на недропользования.
Общий объем закупок товаров, работ и услуг (далее - ТРУ) недропользователей энергетического сектора по итогам 2020 года составил 5 434,52 млрд. тенге.
Среднеотраслевой показатель доли местного содержания (далее – МС) составил 46,13% на сумму 2 506,94 млрд. тенге, в том числе:
- закуплено товаров на 831,17 млрд. тенге (МС в товарах составила 19,68% на сумму 163,56 млрд. тенге);
- выполнено работ на 2 812,53 млрд. тенге (МС в работах составила 51,29% на сумму 1 442,69 млрд. тенге);
- оказано услуг на сумму в 1 790,82 млрд. тенге (МС составила 50,30% на сумму 900,70 млрд. тенге).
За указанный период наблюдается снижение общего объема закупа ТРУ на 1 696,59 млрд. тенге или на 23,79%, в частности снижения закупа:
- товаров на сумму 302,34 млрд. тенге или 26,67%;
- работ – 1 322,18 млрд. тенге или 31,98%;
- услуг – 72,07 млрд. тенге или 3,87%.
Общий объем закупок с долей МС снизился на 689,75 млрд. тенге или на 21,58%, в том числе:
- объем закупа товаров с МС снизился на 59,43 млрд. тенге или 26,65%;
- объем закупа работ с МС снизился на 594,42 млрд. тенге или 29,18%;
- объем закупа услуг с МС снизился на 34,40 млрд. тенге или 3,68%.
При этом необходимо отметить, что на фоне снижения объемов ТРУ, доля МС в закупках стабильна и составляет 46,13%, что на 1,3 процентных пункта больше чем в прошлом году (доля МС в ТРУ в 2019 году составила 44,83%).
В процентном соотношении порядка 79% объемов закупа ТРУ приходится на трех крупнейших операторов – Тенгизшевройл (ТШО), Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В. (КПО) и Норт Каспиан Оперейтинг Н.В. (НКОК), 13% на группу компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и 8% на остальных недропользователей.
Следует отметить, что при этом МС в закупках Операторов составляет 38,5%, в закупках группы ФНБ 77,94% и в закупках остальных недропользователей данный показатель достиг 69,36%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 140 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» государственная экспертиза проекта разведочных работ (изменений и дополнений к нему) проводится в течение двух месяцев со дня его получения от недропользователя, а проектов пробной эксплуатации, проектов разработки месторождения (изменений и дополнений к ним), анализов разработки – в течение трех месяцев.
Срок проведения государственной экспертизы проектов пробной эксплуатации, проектов разработки месторождения (изменений и дополнений к ним), анализов разработки по решению центральной комиссии может быть увеличен, но не более чем на три месяца.
В соответствии с пунктом 20 положение Центральной комиссии по разведке и разработке месторождений углеводородов Республики Казахстан утвежденные приказом министра энергетики от 28 мая 2018 года № 214, экспертное заключение Центральной комисии оформляется в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня проведения заседания. Копия экспертного заключение на основании пункта 9 статиьи 140 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» направляется недропользователю в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его (экспертного заключения) подписание.
Согласно пункту 8 положение Центральной комиссии по разведке и разработке месторождений углеводородов Республики Казахстан утвежденные приказом министра энергетики от 28 мая 2018 года № 214, недропользователь предоставляет в Центральную комиссию проект, аннотацию к проекту, а также заявление на проведение государственной экспертизыпо форме согласно приложениею к настоящему Положению. Материалы, указанные в части первой настоящего пункта, направляется в одном экземпляре на бумажном и электоронном насителях (в форматах DOCX и PDF).