
В 2025 году в Казахстане в рамках проведения медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) в заочном формате рассмотрено 113,1 тыс. заявок на установление инвалидности. Это составляет 42,5% от общего количества лиц с инвалидностью, прошедших освидетельствование по стране.
Заочное проактивное освидетельствование применяется по ряду нозологических форм, включая онкологические заболевания, туберкулёз всех локализаций, врождённые и приобретённые анатомические дефекты, психические заболевания, сахарный диабет первого типа у детей, мукополисахаридоз у детей, а также состояния после трансплантации органов.
В 2025 году перечень нозологических форм был существенно расширен. В него были включены такие заболевания, как истинная гидроцефалия, стойкие выраженные параличи или глубокие парезы одной и более конечностей.
Таким образом, освидетельствование в заочном формате на сегодняшний день проводится по более чем 50 нозологическим формам.
Как сообщалось ранее, на VI заседании Национального совета общественного доверия Глава государства поручил создать максимально благоприятные условия для людей с особыми потребностями, исключить их хождение по инстанциям и бумажную волокиту, а также контакт услугодателей с услугополучателями.
Во исполнение данного поручения в Казахстане был внедрён заочный формат медико-социальной экспертизы, при котором заявителю необходимо лишь обратиться в медицинскую организацию по месту прикрепления и пройти необходимое обследование.
Все последующие этапы – от направления документов до вынесения экспертного решения – осуществляются без личного участия гражданина, за счёт интеграции информационных систем. Медицинские документы по форме № 031/у передаются из медицинских организаций в подразделения МСЭ в электронном виде.
Переход на заочное освидетельствование:
- устраняет административные и бюрократические барьеры;
- обеспечивает прозрачность экспертных решений МСЭ;
- дает возможность получать услуги по установлению инвалидности и определению мер социальной защиты лиц с инвалидностью, не выходя из дома;
- исключает прямой контакт услугополучателя с услугодателем, тем самым минимизирует коррупционные риски.