В Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялось первое заседание Экспертного совета по вопросам развития социально-трудовой сферы (далее – ЭС), члены которого будут давать предложения по совершенствованию работы ведомства, а также делать оценку новых инициатив.
В состав ЭС вошли заслуженные профессионалы из сфер здравоохранения, образования и социальной защиты, а также представители ассоциаций работодателей и профессиональных союзов. Постоянным председателем был определен глава управляющего комитета Астанинского хаба государственной службы при ООН Алихан Байменов.
Первое заседание ЭС открыла министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова. В своей вступительной речи она отметила, что мнение экспертов может значительно повысить эффективность реформ ведомства.
«Сегодня проходит первое заседание Экспертного совета. Идея его создания принадлежит Алихану Байменову, и мы ее с готовностью поддержали. Основная цель – получить экспертную оценку новым инициативам, выслушать профессиональное мнение и предложения. Это поможет нам повысить качество разрабатываемых решений, а также с уверенностью выходить к обществу и объяснять, каким образом мы намерены улучшать жизнь граждан. На каждом заседании мы будем представлять экспертам полный пакет аналитических материалов, и рассчитываем на содержательные рекомендации по всем ключевым направлениям социально-трудовой политики», – подчеркнула глава Минтруда.
Министр провела демонстрацию скоринговой модели оценки благополучия семей, а также поделилась информацией о реализации пилотного проекта по оказанию государственных услуг через Единую цифровую платформу.
Заседания Экспертного совета по вопросам развития социально-трудовой сферы будут проводиться на ежемесячной основе.
Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев провел встречу с исполняющим обязанности Представителя Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) Думитру Липкану.
Аскарбек Ертаев рассказал о проводимой в Казахстане работе по совершенствованию законодательных норм в отношении беженцев, в том числе о процедуре получения и пересмотра соответствующего статуса, доступных им мерах социальной защиты и т.д.
В свою очередь Думитру Липкану проинформировал о проводимой УВКБ ООН реструктуризации, которая привела к закрытию 18 офисов организации по всему миру, в том числе и в г. Астана.
Первый вице-министр поблагодарил экспертов из астанинского офиса за совместную работу с ведомством, а также обсудил условия дальнейшего взаимодействия с УВКБ ООН через офис в Алматы.
В 2025 году на историческую родину вернулись и получили статус кандаса 5 496 этнических казахов. Всего с 1991 года в республику вернулись более 1 млн 153 тыс. этнических казахов.
45,8% кандасов, прибывших в Казахстан с начала т.г., являются выходцами из КНР, 41,2% – из Узбекистана, 5,5% – из Туркменистана, 2,6% – из Монголии 2,4% – из России и 2,5% – из других стран.
По состоянию на 1 июня 2025 года, число этнических переселенцев трудоспособного возраста составляет 60,1%, несовершенолетние – 31% и пенсионеры – 8,9%.
Из числа кандасов трудоспособного возраста по уровню образования 17% имеют высшее образование, 27,4% среднее специальное образование, 53,2% общее среднее образование и 2,4% не имеют образования.
Прибывшие этнические казахи поселились в различных регионах республики.
Вместе с тем для расселения кандасов определены следующие трудодефицитные регионы: Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Атырауская, Западно, Восточно- и Северо-Казахстанская области.
Квота приема кандасов в регионах расселения на 2025 год составляет
2 309 человек. По состоянию на 1 июня 2025 года в регионы расселения переселено 917 кандасов.
Кандасам, расселяющимся в вышеуказанных регионах, предоставляются меры государственной поддержки в виде субсидии на переезд – единовременно в размере 70 МРП (275,2 тыс. тг) на главу и каждого члена семьи; на найм жилья и оплату коммунальных услуг – ежемесячно в течение одного года в размерах от 15 до 30 МРП (от 59 до 118 тыс. тенге).
С начала года различные меры поддержки были оказаны 340 кандасам.
В частности, 163 человека были трудоустроены на постоянную работу.
Вместе с тем в целях повышения эффективности добровольного переселения приняты институциональные меры по поддержке работодателей, участвующих в переселении граждан в северные регионы. Внедрен сертификат экономической мобильности для покупки, строительства жилья или для покрытия части первоначального взноса по ипотечным жилищным займам единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе в размере 50% от стоимости жилья или до
4,56 млн тенге на семью.
Министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова провела рабочую встречу с Представителем Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Рашедом Мустафа Сарваром. Глава Минтруда презентовала новые подходы оценки нуждаемости семей в мерах господдержки, также стороны обсудили актуальные вопросы сотрудничества в сфере социальной защиты населения.
Светлана Жакупова рассказала о реализации в г. Шымкент и Карагандинской области пилотного проекта по внедрению скоринговой модели оценки нуждаемости домохозяйств.
«Проект получил поддержку Президента, и мы уже перешли к его активной реализации. Методология охватывает не только социальную сферу, но и включает аспекты здравоохранения и образования. Мы уверены в ее корректности и эффективности. Никто не останется без внимания. Модель включает шесть категорий домохозяйств – от тех, кто находится в крайней нужде, до полностью обеспеченных семей. Государственная поддержка исключается только для шестой категории, куда входят семьи, обладающие, например, двумя домами и двумя автомобилями. Основное внимание будет уделено тем, кто действительно нуждается в помощи. Главное – исключить влияние человеческого фактора в принятии решений, чтобы право на помощь определялось объективно и прозрачно», – отметила министр.
В свою очередь Рашед Мустафа Сарвар выразил высокую оценку внедряемой модели и отметил, что ЮНИСЕФ приветствует такую инициативу.
«Мы видим, что министерство ведёт большую и эффективную работу. Методология действительно продуманная и перспективная. Мы готовы оказать техническую и экспертную поддержку, чтобы повысить результативность реализации и провести необходимое тестирование. Наша общая цель – не оставить без внимания и поддержки ни одного представителя уязвимых слоев населения, особенно детей», – сказал он.
Представитель ЮНИСЕФ также поздравил Минтруда с утверждением Концепции инклюзивной политики до 2030 года, отметив важность этого документа для формирования системной государственной политики в сфере защиты прав уязвимых категорий населения.
Стороны также обсудили предстоящие шаги по совместной работе, направленной на развитие механизмов поддержки детей и уязвимых семей. В завершение встречи участники поблагодарили друг друга за конструктивный диалог и подтвердили готовность к дальнейшему углублению партнёрства.
В рамках прошедшей в Женеве 144-й сессии Комитета ООН по правам человека делегация из Казахстана презентовала и защитила Третий периодический доклад о выполнении нашей страной обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах. Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев проинформировал о принимаемых мерах в области социальной защиты населения.
В состав казахстанской делегации, возглавляемой вице-министром юстиции, также вошли представители Генеральной прокуратуры, Судебной администрации, Агентства по противодействию коррупции, министерств иностранных дел, здравоохранения, просвещения, внутренних дел, культуры и информации и др.
В ходе презентации Третьего доклада участники сессии были ознакомлены с основными достижениями Казахстана в области прав человека за последние 5 лет и главными приоритетами развития государства.
В рамках защиты Третьего доклада члены казахстанской делегации ответили на ряд вопросов экспертов ООН. В частности, они проинформировали о деятельности Уполномоченного по правам человека, обеспечении гендерного равенства и недискриминации во всех сферах, борьбе с терроризмом и экстремизмом, предупреждении и борьбе с коррупцией и др.
Аскарбек Ертаев дал ответы о принимаемых мерах в области социальной защиты населения: соблюдении прав лиц с инвалидностью, поддержке жертв бытового насилия и торговли людьми, совершенствовании миграционной политики, а также о проводимой работе по борьбе с принудительным трудом и сексуальными домогательствами на рабочем месте.
Делегации из других стран отметили поступательный прогресс Казахстана в развитии законодательных, практических и других мер в области защиты прав человека и выполнении основных принципов международных документов в этой сфере.
По состоянию на 1 июня 2025 года адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 242,4 тыс. человек из 45,2 тыс. семей на сумму 13,4 млрд тенге. В текущем году на эти цели из бюджета предусмотрено 132,9 млрд тенге.
Как сообщалось ранее, основная цель АСП – выведение семьи из сложной жизненной ситуации посредством осуществления поддержки в виде денежных выплат и вовлечения в активные меры содействия занятости трудоспособных членов семьи.
АСП предусматривает:
- ежеквартальное назначение социальной помощи гражданам, доход которых не превышает черты бедности;
- предоставление ежемесячной дополнительной выплаты детям из малообеспеченных семей в возрасте от 1 до 6 лет включительно в размере
1,5 МРП на каждого ребенка. На 1 июня т.г. дополнительная выплата назначена 74,5 тыс. детям дошкольного возраста из числа получателей АСП на сумму
1,8 млрд тенге;
- содействие занятости путем трудоустройства, предоставления грантов семьям, мотивированным на открытие собственного дела, направления на курсы повышения квалификации (при необходимости) и другие.
В настоящее время казахстанцы могут подать заявление на назначение АСП, обратившись в карьерный центр, к акиму сельского округа по месту жительства или через портал электронного правительства (egov.kz).
Напомним, с 1 января 2025 года черта бедности в Казахстане определена на уровне 35% от регионального медианного дохода, но не ниже 70% от регионального прожиточного минимума.
Министерство труда и социальной защиты населения РК ведет апробацию модели распределения мер государственной поддержки в сферах социальной защиты, образования, культуры и спорта через Единую цифровую платформу (далее – ЕЦП). Это позволяет расширить спектр государственных услуг, оказываемых в цифровом формате, обеспечить прозрачность принимаемых решений при их оказании, исключить коррупционные риски, повысить эффективность и адресность. Новый формат в пилотном режиме реализуется в Карагандинской области и г. Шымкент.
В 36 государственных учреждениях (центры поддержки семьи, спортивные или специальные школы, дворцы школьников, дома ребенка, центры раннего вмешательства и др.) в пилотных регионах автоматизированы и оцифрованы процессы работы персонала в части ведения документации, учета и мониторинга, которые сводятся в единую базу данных в информационной системе Минтруда.
В пилоте также задействовано специальное мобильное приложение, которое позволяет вести учет и мониторинг проведенной работы по выведению семей и граждан из трудной жизненной ситуации. Оно обеспечивает обмен сведениями и координацию работы мобильных групп, созданных акиматами, в составе которых есть представители различных госорганов: образования, здравоохранения, внутренних дел, службы пробации и других – всего 2,6 тыс. специалистов.
Общая координация обеспечивается центрами поддержки семьи и направлена на раннее выявление рисков, предупреждение семейного неблагополучия и оказание комплексной помощи.
В рамках пилотного проекта поступило 2,1 тыс. обращений о необходимости оказания различных мер помощи. Из них на текущий момент порядка 400 находится в работе, по остальным уже оказаны меры господдержки. Интеграция различных систем позволяет определять комплексность и полноту предоставленной гражданам помощи.
Как сообщалось ранее, в рамках пилотного проекта также планируется реализовать оказание 11 государственных услуг в сферах образования, социальной защиты населения, жилищных отношений и физической культуры при помощи ЕЦП.
Совместную работу в данном направлении ведут 6 государственных органов – министерства труда и социальной защиты населения, науки и высшего образования, просвещения, туризма и спорта, промышленности и строительства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Реализация пилотного проекта позволит сократить фрагментарность и дублирование действующих мер, неэффективные выплаты, обеспечить господдержку действительно нуждающимся гражданам, повысить прозрачность бизнес-процессов по предоставлению услуг.
Одним из новшеств пилотного проекта является применение скоринговой модели оценки социально-экономической уязвимости и устойчивости домохозяйств, разделяющей семьи на 6 категорий – от крайней нуждаемости (дефицит средств на питание) до высокого благосостояния (отсутствие материальных затруднений). Основная цель – перераспределение ресурсов в пользу действительно нуждающихся граждан, в том числе через отказ от предоставления помощи гражданам, относящимся к 6 категории (высокий уровень благосостояния).
С начала 2025 года социнспекторами проведено 430 проверок, из них 201 – внеплановые, 99 – в рамках профилактического контроля, 130 – по требованию прокуратуры. По итогам проверок выдано 192 предписания об устранении выявленных нарушений, наложен 341 штраф на сумму более 28,8 млн тенге.
Государственным контролем охвачены: акиматы – 17, отделы и управления местных исполнительных органов – 86, государственные учреждения – 47, детские сады – 16, школы – 52, колледжи, лицеи – 9, больницы, поликлиники – 21, центры оказания специальных социальных услуг – 18, автобусные парки, авто/жд вокзалы, аэропорты – 33, ИП – 18, магазины – 34, торговые дома – 5, кафе, рестораны, гостиницы – 11, пункт полиции – 1, стоматологии – 5, библиотека – 1, дома культуры – 7, архивы и музеи – 2, санатории – 3, отделение почтовой службы – 2, спортшколы – 10, нотариус – 1, банки – 6, реабилитационные центры – 2 и другие – 23.
Так, Департаментом Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения МТСЗН РК по Павлодарской области на основании обращения физического лица проведена внеплановая проверка ГУ «Управления координации занятости и социальных услуг Павлодарской области» по вопросу соблюдения комиссией порядка допуска, регистрации и снятия с регистрации поставщиков на Портале социальных услуг. По результатам проверки субъекту выдано предписание.
При этом инспекторы отмечают положительные изменения в адаптации социальной инфраструктуры для ЛСИ во всех регионах. Это подтверждают и люди с особыми потребностями.
«На территории городских поликлиниках №3 и №4, например, имеется парковочное место для автотранспорта инвалидов, а входная группа оснащена пандусами. Для слабовидящих при входе в здания поликлиник установлены мнемосхемы, в самих зданиях имеются тактильные полосы и санитарно-бытовые помещения для лиц с инвалидностью. Также хочется отметить спортивные объекты города, где людям с особыми потребностями созданы все условия для занятия спортом. Это дворец спорта «Баянтау», спорткомплекс «Автомобилист», бассейн «Olimpic», – поделилась житель г. Павлодара Юлия Петрусева, имеющая инвалидность первой группы.
С начала года на выплату государственных социальных пособий (далее – ГСП) по инвалидности и по случаю потери кормильца из республиканского бюджета было направлено 272,7 млрд тенге. Дополнительно к этому из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) осуществлены социальные выплаты по утрате трудоспособности и по потере кормильца на сумму порядка 37,3 млрд тенге.
По состоянию на 1 июня 2025 года численность получателей ГСП по инвалидности составила 542,5 тыс. человек, по случаю потери кормильца – порядка 198,1 тыс. человек.
Размеры государственных социальных пособий по инвалидности зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год.
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего (погибшего) кормильца, причины смерти и от величины прожиточного минимума.
Кроме того, участникам системы обязательного социального страхования в случае наступления социальных рисков осуществляются соцвыплаты из ГФСС. Так, по состоянию на 1 июня 2025 года социальную выплату по утрате трудоспособности получили 93,2 тыс. человек, а социальную выплату по потере кормильца – порядка 64,2 тыс. семей.
Размеры выплат индивидуальны и зависят от: среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние
2 года, коэффициентов утраты трудоспособности, количества иждивенцев, стажа участия в системе обязательного социального страхования и замещения дохода.
Эти выплаты осуществляются дополнительно к аналогичным пособиям, выплачиваемым из республиканского бюджета.
С 1 января 2025 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца повышены на 6,5% в связи с увеличением размера прожиточного минимума. По решению Правительства РК также на 6,5 % были повышены размеры выплат из ГФСС по утрате трудоспособности и по потере кормильца.
Так, в т.г. размеры ГСП по инвалидности от общего заболевания составляют для 1 группы – 101 702 тенге, 2 группы – 81 362 тенге, 3 группы – 55 474 тенге.
По состоянию на 1 июня средний размер социальных выплат по утрате трудоспособности составляет 70 245 тенге, по потере кормильца – 72 524 тенге.
С начала года государственными пособиями, а также выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС), на рождение и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет охвачены 333,6 тыс. человек на общую сумму 371,6 млрд тенге.
С начала 2025 года пособие на рождение ребенка из республиканского бюджета получили 145 тыс. человек на сумму 26,2 млрд тенге, в том числе в мае данный вид пособия получили 28 тыс. человек на сумму 5,1 млрд тенге. На данное пособие могут претендовать постоянно проживающие в Казахстане граждане, кандасы, а также иностранцы, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей.
Лица (семьи), имеющие рожденных живыми, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей, сводных детей, если они не учтены в семье другого родителя, имеют право на получение пособия по уходу в случаях, когда лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования. За отчетный период пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в среднем получили 123,6 тыс. человек на сумму 18 млрд тенге, в том числе в мае данный вид пособия получили 124,9 тыс. человек на сумму 3,6 млрд тенге.
Размеры государственных пособий на рождение и по уходу за ребенком устанавливаются в зависимости от месячного расчетного показателя (далее – МРП), утвержденного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. С начала 2025 года размеры государственных пособий проиндексированы на 6,5%.
Размеры пособия на рождение ребенка в этом году составляют:
- на первого, второго, третьего ребенка – 38 МРП или 149 416 тенге;
- на четвертого и более ребенка – 63 МРП или 247 716 тенге.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячно в следующих размерах:
- на первого ребенка – 5,76 МРП или 22 648 тенге;
- на второго ребенка – 6,81 МРП или 26 777 тенге;
- на третьего ребенка – 7,85 МРП или 30 866 тенге;
- на четвертого и более ребенка – 8,90 МРП или 34 995 тенге.
Кроме того, работающим гражданам на все дни отпуска по беременности и родам из ГФСС назначается социальная выплата по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). Размер выплаты зависит от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 12 месяцев до даты отпуска по беременности и родам и количества дней нетрудоспособности.
Данную единовременную выплату c начала года получили 100,3 тыс. человек на общую сумму 144,4 млрд тенге, в том числе в мае выплату получили 22,6 тыс. человек на сумму 27 млрд тенге. Средний размер назначенной выплаты за 5 месяцев составил 1 590 618 тенге.
Также из ГФСС участнику системы соцстрахования с даты рождения ребенка назначается ежемесячная социальная выплата по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года. При рождении двух и более детей выплата назначается на каждого ребенка отдельно.
За 5 месяцев 2025 года данная выплата назначена 109,7 тыс. человек на сумму 183 млрд тенге, в том числе в мае выплата была назначена 20,9 тыс. человек на сумму 36 млрд тенге. Ежемесячный средний размер выплаты за 5 месяцев составил 90 817 тенге.