Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан проект приказа главы ведомства «Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2026 год». Информация о документе опубликована на портале «Открытые НПА».
Данный проект предусматривает установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы по разрешениям, выдаваемым местными исполнительными органами работодателям, в размере 0,25% по отношению к численности рабочей силы в республике.
При этом, для сохранения итогового количества иностранцев, привлекаемых к работе в Казахстане, квоту на привлечение трудовых иммигрантов физическими лицами предлагается установить в размере 2,9% к численности рабочей силы.
Информация о проекте приказа размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА» до 5 декабря 2025 года.
В 2025 году государственными пособиями, а также выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) на рождение и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет охвачены 508 тыс. человек на общую сумму 692 млрд тенге.
С начала 2025 года пособие на рождение ребенка из республиканского бюджета получили 286 тыс. человек на сумму 51,7 млрд тенге, в том числе в октябре данный вид пособия получили 28,5 тыс. человек на сумму 5,2 млрд тенге. На данное пособие могут претендовать постоянно проживающие в Казахстане граждане, кандасы, а также иностранцы, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей.
Лица (семьи), имеющие рожденных живыми, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей, сводных детей, если они не учтены в семье другого родителя, имеют право на получение пособия по уходу в случаях, когда лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования. За отчетный период пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в среднем получили 124,7 тыс. человек на сумму 36,4 млрд тенге, в том числе в октябре данный вид пособия получили 126,8 тыс. человек на сумму 3,7 млрд тенге.
Размеры государственных пособий на рождение и по уходу за ребенком устанавливаются в зависимости от месячного расчетного показателя (далее – МРП), утвержденного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. С начала 2025 года размеры государственных пособий проиндексированы на 6,5%.
Размеры пособия на рождение ребенка составляют:
- на первого, второго, третьего ребенка – 38 МРП или 149 416 тенге;
- на четвертого и более ребенка – 63 МРП или 247 716 тенге.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячно в следующих размерах:
Кроме того, работающим гражданам на все дни отпуска по беременности и родам из ГФСС назначается социальная выплата по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). Размер выплаты зависит от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 12 месяцев до даты отпуска по беременности и родам и количества дней нетрудоспособности.
Данную единовременную выплату c начала года получили 175,1 тыс. человек на общую сумму 245,3 млрд тенге, в том числе в октябре выплату получили 17,8 тыс. человек на сумму 17,4 млрд тенге. Средний размер назначенной выплаты за 10 месяцев составил 1 457 321 тенге.
Также из ГФСС участнику системы обязательного социального страхования с даты рождения ребенка назначается ежемесячная социальная выплата по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года. При рождении двух и более детей выплата назначается на каждого ребенка отдельно.
За 10 месяцев 2025 года данная выплата назначена 208,2 тыс. человек на сумму 358,6 млрд тенге, в том числе в октябре выплата была назначена 18,8 тыс. человек на сумму 34,5 млрд тенге. Ежемесячный средний размер выплаты за 10 месяцев составил 86 493 тенге.
Председатель Комитета государственной инспекции труда (далее – КГИТ) Министерства труда и социальной защиты населения РК Мейрамбек Ахметов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК рассказал о деятельности государственной инспекции труда в 2025 году и мерах, принимаемых для создания безопасных условий труда в Казахстане.
В начале выступления Мейрамбек Ахметов отметил, что на особом контроле Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) находятся вопросы обеспечения государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
«По итогам 10 месяцев текущего года государственными инспекторами проведено 5 306 проверок, выявлено 6 571 нарушение трудового законодательства, из которых на сегодняшний день 80% устранено. Наибольшая доля нарушений приходится на сферу трудовых отношений (82%) – 5,4 тыс. случаев. Чаще всего это несвоевременная и неполная выплата заработной платы, несоблюдение порядка заключения и расторжения трудовых договоров, а также нарушение прав работников на отпуск и гарантии при увольнении.
Оставшиеся 1,1 тыс. нарушений (18%) связаны с вопросами безопасности и охраны труда. Основные проблемы – отсутствие спецодежды и средств индивидуальной защиты, несоблюдение требований по технике безопасности и инструктажей, а также несвоевременное расследование (или сокрытие) несчастных случаев, связанных с производством. Работодателям выдано 3 369 предписаний, наложено административных штрафов на сумму более 428 млн тенге», – подчеркнул глава КГИТ.
С начала года выявлена задолженность по заработной плате на сумму более 2,3 млрд тенге. Государственными инспекторами взыскано 2 млрд тенге, или 86%. По результатам контрольных мероприятий права порядка 50 тыс. работников были защищены.
На сегодняшний день текущая и просроченная задолженность составляет 971,6 млн тенге на 63 предприятиях перед 1 302 работниками.
Наибольшая задолженность отмечается в Алматинской области – 195,6 млн тенге, ВКО – 140,5 млн тенге, г. Астана – 124 млн тенге.
Кроме того, сохраняется задолженность на 57 предприятиях-банкротах и находящихся в процедурах реабилитации – 1 405,1 млн тенге перед 1 502 работниками. Наибольший объем задолженности у предприятий в Алматинской области – 384,4 млн тенге, Костанайской – 287,1 млн тенге и ВКО – 181,9 млн тенге.
«В настоящее время мониторинг ситуации на предприятиях проводится в рамках скоринговой системы Цифровой карты трудовых рисков. На 1 ноября т. г. по республике на мониторинге находятся 1,8 тыс. предприятий с повышенными рисками социальной напряженности. Министерством по каждому предприятию «высокого риска» проводится адресная профилактическая работа для недопущения социальной напряженности», –сообщил Ахметов.
С момента запуска мониторинга Карты трудовых рисков из зоны высокого риска выведены 3,2 тыс. предприятий с общим охватом более 100 тыс. работников.
«С начала 2025 года в результате реализации комплекса мер разрешены 55 коллективных трудовых споров. На сегодняшний день по 95 предприятиям ведется точечная работа по их стабилизации. Зафиксировано 11 забастовок с приостановлением работы на 3 и более часов, все – в Мангистауской области. На сегодняшний день все забастовки урегулированы», – отметил председатель КГИТ.
Он также подчеркнул, что создание безопасных условий труда и снижение уровня производственного травматизма являются одними из ключевых приоритетов Правительства и МТСЗН.
«По итогам 10 месяцев т.г. на предприятиях страны пострадало 1 029 человек, что на 4,5% меньше аналогичного периода 2024 года (1 078 человек). Из них погибло 145 человек, что на 6,5% меньше (155 человек в 2024 году). Высокий уровень травматизма сохраняется в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Костанайской областях и городе Алматы», – доложил Мейрамбек Ахметов.
Наибольшее число пострадавших фиксируется в горно-металлургической отрасли – 17,4%, в строительстве – 10,3% и нефтегазовой отрасли – 5,6%.
Для повышения социальной защищенности работников ведется работа по расширению охвата системой обязательного страхования от несчастных случаев (ОСНС). Договоры ОСНС заключили 112 354 предприятия, что составляет 64,7% от общего числа активных юридических лиц.
Особый контроль установлен за предприятиями с высоким уровнем профессиональных рисков в строительстве и горнодобывающей отрасли. Раз в полугодие автоматически формируется перечень предприятий профилактического контроля, что позволяет целенаправленно устранять системные нарушения. Во втором полугодии 2025 года в список включены 314 предприятий, из которых 138 уже прошли проверку (44%).
Активно ведется работа по вовлечению бизнеса в международные инициативы. К концепции «Vision Zero – Нулевой травматизм» присоединилось 610 предприятий, что способствует внедрению культуры профилактики и снижению производственных рисков.
Реализуется Концепция безопасного труда в Республике Казахстан на 2024–2030 годы, предусматривающая новые подходы к системному улучшению условий труда на основе анализа текущей ситуации и международных стандартов.
«В автоматизированной информационной системе «Охрана труда и безопасность» действует личный кабинет инспекторов труда, через который осуществляется регистрация и оформление результатов проверок, выдача предписаний. Полностью автоматизирован процесс расследования несчастных случаев на производстве. Реализована интеграция портала HR Enbek с АИС «Охрана труда и безопасность», что позволяет работодателям направлять сведения о несчастных случаях – уведомления, состав комиссии и акт по форме Н-1. Это сокращает сроки обработки информации и повышает точность данных», – отметил председатель Комитета.
На сегодняшний день оцифрованы коллективные договоры 13,7 тыс. крупных и средних предприятий страны (98% от общего количества таких предприятий).
Количество форм оперативной отчетности инспекторов сокращено с 15 до 5 (по задолженности по зарплате, высвобождению работников, основным показателям, производственному травматизму), проведена их автоматизация.
В завершение Мейрамбек Ахметов сообщил, что продолжается работа по формализации трудовых отношений. Из 4,5 млн наемных работников 3,9 млн (90%) зарегистрированы в Единой системе учета трудовых договоров.
В Карагандинской области и городе Шымкент продолжается реализация пилотного проекта по назначению мер государственной поддержки с применением скоринговой модели определения благосостояния семей. На данный момент полностью реализованы 4 госуслуги, дополнительные меры поддержки оказаны 26,7 тыс. заявителям.
На текущий момент скоринговая модель в пилотных регионах применяется при назначении трех услуг: «Назначение жилищной помощи», «Субсидирование части арендной платы за жилище, арендованное в частном жилищном фонде» и «Возмещение затрат на обучение на дому детей с инвалидностью».
В рамках пилотного проекта за поддержкой в виде назначения жилищной помощи обратились 1 762 человека, по всем заявлениям принято положительное решение.
По субсидированию части арендной платы поступило 1 739 заявлений. По результатам их рассмотрения с применением скоринговой модели у 665 семей определен высокий уровень благосостояния.
По услуге «Возмещение затрат на обучение на дому детей с инвалидностью» заявления начали поступать с 1 сентября т.г. Всего принято 1 613 заявлений, по результатам скоринга выявлено, что 40 из них направили семьи, относящиеся к 6 категории по уровню благосостояния.
Дополнительно, для социальных педагогов школ города Шымкент и Карагандинской области реализован функционал по проверке уровня благосостояния семей при поступлении заявлений на предоставление услуги «Оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам организаций образования».
Платформой, предоставляющей доступ к скоринговой модели, пользуются 317 школ (Карагандинская область – 202, г. Шымкент – 115). Социальными педагогами данных учебных заведений были рассмотрены 22382 запроса, из которых по результатам проведенного скоринга 74 оказались от семей с высоким уровнем благосостояния (Карагандинская область – 16, г. Шымкент – 58).
Семьи, которые были отнесены к высокому уровню благосостояния (6 категория), в рамках пилотного проекта определены, как не нуждающиеся в дополнительных мерах поддержки от местных исполнительных органов.
Напомним, ранее был подписан совместный приказ шести государственных органов (МНВО РК, МП РК, МТС РК, МПС РК, МЦРИАП РК и МТСЗН РК) о реализации пилотного проекта по оказанию государственных услуг в сферах образования, социальной защиты населения, жилищных отношений и физической культуры через Единую цифровую платформу с применением скоринговой модели определения уровня благосостояния семьи.
Скоринговая модель для определения благосостояния домохозяйств основывается на 23 социально-демографических и экономических критериях. Все семьи, претендующие на получение дополнительных мер поддержки, классифицируются на 6 категорий – от крайней нуждаемости (дефицит средств на питание) до высокого благосостояния (отсутствие материальных затруднений). Решение принимается автоматически, на основе объективных данных, собранных через Цифровую карту семьи.
Помощь будет предоставляться в зависимости от нуждаемости, а не всем без исключения. В расчет берутся как материальные показатели: доходы, имущество, транспорт, наличие кредитов; так и нематериальные (здоровье, инвалидность, уровень образования), а также иждивенческая нагрузка и возможные скрытые доходы, например, от неформальной занятости.
Домохозяйства, где к примеру, есть 2 и более единиц жилья, 2 и более единиц автотранспорта, имеется зарегистрированное юридическое лицо (ИП, ТОО), а ежемесячный доход на одного члена семьи превышает 4 прожиточных минимума, будут отнесены к 6 категории – с высоким уровнем благосостояния. Такие семьи будут исключены из числа получателей дополнительных мер социальной поддержки, финансируемых из местных бюджетов.
Важно подчеркнуть, что внедрение скоринговой модели не повлияет на социальные выплаты из республиканского бюджета (всего 41 вид). Базовая и солидарная пенсии, пособия по рождению и по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособия многодетным и награжденным матерям, пособия по инвалидности и по уходу за ребенком с инвалидностью, пособие по потере кормильца, специальное государственное пособие и другие виды будут выплачиваться без изменений.
Кроме того, в тех же объемах сохраняются адресная социальная помощь и 5 видов социальных выплат из Государственного фонда социального страхования для участников системы обязательного социального страхования.
С начала года из республиканского бюджета выплачено пенсий на сумму 3 трлн 512,7 млрд тенге, из них на выплату базовой пенсии направлено – 1 трлн 137,2 млрд тенге, солидарной пенсии – 2 трлн 375,5 млрд тенге.
По состоянию на 1 ноября 2025 года численность пенсионеров составляет 2 млн 516 тыс. человек.
Средний размер совокупной пенсии на 1 ноября 2025 года составил 142 744 тенге, в том числе размер солидарной пенсии – 95 167 тенге, базовой пенсии – 47 577 тенге.
Как сообщалось ранее, 1 января 2025 года размер базовой пенсионной выплаты увеличен на 6,5% в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, определяемым Национальным банком РК, солидарной пенсии – на 8,5%, т.е. с опережением уровня инфляции на 2%.
Кроме того, по поручению Главы государства, начиная с 2023 года в течение пяти лет, осуществляется ежегодное поэтапное повышение минимальной базовой пенсии до 70% от величины прожиточного минимума, максимальной – до 120%.
Так, с 1 января 2025 года минимальный размер базовой пенсии увеличен с 65% до 70% от прожиточного минимума, что составляет 32 360 тенге, максимальный размер – со 105 до 110% от прожиточного минимума, что составляет 50 851 тенге.
Напомним, с 1 июля 2018 года государственная базовая пенсионная выплата назначается каждому получателю индивидуально, с учетом его стажа участия в пенсионной системе.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются трудовой стаж, выработанный в солидарной системе на 1 января 1998 года, а также периоды, за которые уплачивались обязательные пенсионные взносы (далее - ОПВ).
Так, если стаж участия в пенсионной системе составляет 10 и менее лет, а также при его отсутствии размер базовой пенсии равен 70% от величины прожиточного минимума, далее за каждый год сверх 10 лет ее размер увеличивается на 2%. К примеру, при стаже участия 20 лет базовая пенсия составит 90% от прожиточного минимума. При стаже 30 и более лет она устанавливается в максимальном размере – 110% от прожиточного минимума.
Если за один месяц в Единый накопительный пенсионный фонд осуществлено перечисление ОПВ несколько раз, период участия в накопительной системе составляет один месяц.
Таким образом, чем регулярнее и в полном объеме уплачиваются обязательные пенсионные взносы, тем больше размер базовой пенсионной выплаты при достижении пенсионного возраста.
В свою очередь размеры пенсионных выплат по возрасту зависят от трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года (требуется не менее 6 месяцев) и среднемесячного дохода, полученного в предпенсионный период.
По состоянию на 1 ноября 2025 года по разрешениям местных исполнительных органов на территории Казахстана осуществляют трудовую деятельность 14 463 иностранных гражданина.
Среди разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее – ИРС) имеются следующие категории: 544 разрешения для руководителей и их заместителей (первая категория), 2 245 разрешений для руководителей структурных подразделений (вторая категория). Основная часть привлеченной ИРС относится к третьей (специалисты) и четвертой (квалифицированные рабочие) категориям – 3 774 и 1 118 человек соответственно. Также на сезонные работы привлечены 2 780 человек, а в рамках корпоративного перевода – 4 003 человека.
На данный момент в Казахстане насчитывается 1 857 работодателей, использующих ИРС. На них работают более 335,4 тыс. граждан Казахстана, что составляет 96% от общей численности работников.
По видам экономической деятельности наибольшее количество работают в сферах: строительства – 4 908 чел., сельского, лесного и рыбного хозяйства – 2 808 чел., горнодобывающей промышленности и разработке карьеров – 1 173 чел., обрабатывающей промышленности – 1 105 чел.
Основными странами исхода трудовых мигрантов являются: Китай – 5 405 чел., Узбекистан – 2 455 чел., Турция – 1 042 чел., Индия – 1 012 чел.
Напомним, в целях защиты внутреннего рынка труда Министерством труда и социальной защиты населения РК ежегодно устанавливается и распределяется квота на привлечение в республику иностранных специалистов. В 2025 году общая квота была установлена в размере 0,2% по отношению к численности рабочей силы в республике, или 14,8 тыс. единиц, а с марта текущего года, в связи с заявками местных исполнительных органов, приказом министра увеличена до 16,5 тыс. единиц.
С августа текущего года, в связи с расширением перечня профессий для осуществления трудовой деятельности сезонных иностранных работников, приказом министра общая квота установлена в размере 0,25% по отношению к численности рабочей силы в республике, или 19,4 тыс. единиц.
В 2025 году на историческую родину вернулись и получили статус кандаса 13 202 этнических казахов. Всего с 1991 года в республику вернулись 1 млн 161,2 тыс. этнических казахов.
45,6% кандасов, прибывших в Казахстан с начала т.г., являются выходцами из Узбекистана, 42,3% – из КНР, 4,1% – из Туркменистана, 2,9% – из Монголии, 2,6% – из России и 2,5% – из других стран.
По состоянию на 1 ноября 2025 года число этнических переселенцев трудоспособного возраста составляет 57,6%, несовершенолетние – 33,9% и пенсионеры – 8,5%.
Из числа кандасов трудоспособного возраста по уровню образования 15,2% имеют высшее образование, 28,2% среднее специальное образование, 50,5% общее среднее образование и 6,1% не имеют образования.
Прибывшие этнические казахи поселились в различных регионах республики.
Вместе с тем для расселения кандасов определены следующие трудодефицитные регионы: Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Атырауская, Западно, Восточно- и Северо-Казахстанская области.
Квота приема кандасов в регионах расселения на 2025 год составляет 2 309 человек. По состоянию на 1 ноября 2025 года в регионы расселения переселено 1 942 кандаса.
Кандасам, расселяющимся в вышеуказанных регионах, предоставляются меры государственной поддержки в виде субсидии на переезд – единовременно в размере 70 МРП (275,2 тыс. тг) на главу и каждого члена семьи; на найм жилья и оплату коммунальных услуг – ежемесячно в течение одного года в размерах от 15 до 30 МРП (от 59 до 118 тыс. тг).
С начала года различные меры поддержки были оказаны 1010 кандасам. В частности, 313 человек были трудоустроены на постоянную работу.
Вместе с тем в целях повышения эффективности добровольного переселения приняты институциональные меры по поддержке работодателей, участвующих в переселении граждан в северные регионы. Внедрен сертификат экономической мобильности для покупки, строительства жилья или для покрытия части первоначального взноса по ипотечным жилищным займам единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе в размере 50% от стоимости жилья или до 4,56 млн тенге на семью.
Министерство труда и социальной защиты населения РК планирует внести изменения в Правила оказания государственной услуги «Возмещение затрат на обучение на дому детей с инвалидностью». Информация о соответствующем проекте приказа главы ведомства опубликована на портале «Открытые НПА».
Нововведения позволят внедрить единый формат сбора данных, исключить бумажную волокиту и повысить прозрачность оказания услуги, а также перевести её в проактивный формат.
Согласно проекту приказа изменения будут внесены в:
- приказ «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 марта 2021 года №84 «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере»;
- приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 19 января 2016 года № 28 «Об утверждении формы, предназначенной для сбора административных данных «Отчет о назначении и выплате возмещений затрат на обучение на дому детей с инвалидностью».
Информация о проекте приказа размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА» до 1 декабря 2025 года.
По состоянию на 1 ноября 2025 года численность получателей социальной выплаты по случаю потери работы из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) составила 308,4 тыс. человек, при этом 268,6 тыс. гражданам выплата была назначена именно в этом году. Общая сумма выплат составила 106,8 млрд тенге.
В соответствии с действующим законодательством, уволенные работники получают социальные выплаты по потере работы от 1 до 6 месяцев, в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования и дохода за последние 24 месяца. Выплата осуществляется за счет средств ГФСС в размере до 45% от потерянного дохода.
Для назначения выплаты уволенному работнику необходимо:
- авторизоваться на портале eGov.kz;
- в разделе «Трудоустройство и занятость» выбрать услугу «Регистрация лиц, ищущих работу»;
- заказать услугу онлайн, заполнив все поля, и отправить заявку, подписав ее ЭЦП;
- в течение одного дня карьерный центр (далее – КЦ) по месту жительства заявителя предложит вакансии;
- если работа не найдена, в течение рабочих 3 дней дистанционно будет присвоен статус безработного (при необходимости, для сбора дополнительной информации с заявителем свяжется сотрудник КЦ).
Эту услугу в онлайн режиме также можно получить через Электронную биржу труда (enbek.kz).
При наличии сведений о регистрации в качестве безработного информационная система МТСЗН направит на мобильный телефон SMS-сообщение на согласие оказания услуги по назначению выплаты из ГФСС в проактивном формате. В случае согласия необходимо ответить на SMS-сообщение. Выплата будет назначена автоматически.
Напомним, социальная выплата на случай потери работы за счет средств ГФСС осуществляется вне зависимости от причин увольнения и предназначена для поддержки безработного человека в период, когда он ищет работу.
По состоянию на 1 ноября 2025 года государственными инспекторами труда на 394 предприятиях республики выявлена задолженность по заработной плате перед более 9,8 тыс. работниками на сумму более 2,3 млрд тенге. Кроме того, в ходе проведенных проверок в различных организациях выявлено более 6,5 тыс. нарушений трудовых прав.
Руководителям предприятий, на которых выявлены задолженность по зарплате и нарушения трудовых прав, выдано 3 369 предписаний, обязательных для исполнения, и наложены штрафы на сумму более 428,2 млн тенге.
В результате принятых мер, в том числе установления жестких графиков и сроков погашения задолженности по заработной плате, защищены права
9,6 тыс. работников. Им выплачено 2 млрд тенге.
Кроме того, на особом контроле Министерства труда и социальной защиты населения РК находятся вопросы обеспечения государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
По данным на 1 ноября 2025 года государственными инспекторами труда проведено 5 306 проверок, в ходе которых выявлено 6 571 нарушение, из них: в сфере труда – 5 427; по безопасности и охране труда – 1 111; занятости населения – 33.
В результате принятых мер защищены трудовые права
40 тыс. работников.