27 ноября 2025 года министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова посетит с рабочей поездкой Алматинскую область, в ходе которой проведет встречи с активом и общественностью региона, прием граждан по личным вопросам, а также посетит социально-значимые объекты.
В рамках рабочей поездки с населением региона будут обсуждены актуальные вопросы социально-трудовой сферы, а также рассмотрены их проблемы.
Вопросы и предложения, адресованные министру, можно направить по следующим каналам связи: через официальный интернет-ресурс МТСЗН РК (www.gov.kz), портал электронного правительства Egov.kz, единую платформу приема и обработки обращений граждан «Е-Өтініш» (suraktar.kz).
Также можно обратиться по телефонам: 8 (7172 74 37 23, 74 36 79).
По состоянию на 1 ноября 2025 года адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 285,1 тыс. человек из 53 тыс. семей на сумму 27,1 млрд тенге. В текущем году на эти цели из бюджета предусмотрено 98,4 млрд тенге.
Как сообщалось ранее, основная цель АСП – выведение семьи из сложной жизненной ситуации посредством осуществления поддержки в виде денежных выплат и вовлечения в активные меры содействия занятости трудоспособных членов семьи.
АСП предусматривает:
- ежеквартальное назначение социальной помощи гражданам, доход которых не превышает черты бедности;
- предоставление ежемесячной дополнительной выплаты детям из малообеспеченных семей в возрасте от 1 до 6 лет включительно в размере
1,5 МРП на каждого ребенка. На 1 ноября т.г. дополнительная выплата назначена 88,8 тыс. детям дошкольного возраста из числа получателей АСП на сумму 3,4 млрд тенге;
- содействие занятости путем трудоустройства, предоставления грантов семьям, мотивированным на открытие собственного дела, направления на курсы повышения квалификации (при необходимости) и другие.
В настоящее время казахстанцы могут подать заявление на назначение АСП, обратившись в карьерный центр, к акиму сельского округа по месту жительства или через портал электронного правительства (egov.kz).
Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев в ходе рабочей поездки в Сеул провёл встречу с заместителем министра занятости и труда Республики Корея Квон Чан Чжуном, а также с генеральным директором Департамента по делам Северо-Восточной и Центральной Азии МИД Республики Корея Кан Ён Шином. Стороны обсудили вопросы сотрудничества в сфере трудовой миграции.
В начале переговоров Аскарбек Ертаев выразил благодарность корейской стороне за оказанную поддержку на первом этапе рассмотрения заявки Казахстана о включении в систему разрешения на трудоустройство иностранных граждан – Employment Permit System (далее – EPS).
В ходе встречи обсуждены сроки проведения следующего этапа согласования, а также дальнейшие шаги по практической реализации системы EPS.
Первый вице-министр проинформировал о завершении подготовительной работы по созданию учебной базы, организации медицинских обследований и обеспечению условий для проведения тестирования EPS-TOPIK.
В Алматинской области подготовлены три учебных центра, способные обеспечить необходимый объём профессионального обучения кандидатов. Медицинские обследования будут осуществляться в городской многопрофильной больнице г. Конаев, а тестирование EPS-TOPIK – на базе Национального центра тестирования в Алматы.
Аскарбек Ертаев подчеркнул значимость сотрудничества с Республикой Корея в сфере трудовой миграции и выразил уверенность, что достигнутые договоренности будут способствовать развитию легальных и безопасных каналов трудоустройства для граждан Казахстана.
Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Светлана Жакупова провела встречу с министром труда и социальной защиты населения Туркменистана Мухаммедсейитом Сылаповым. В ходе переговоров стороны обсудили перспективы взаимодействия и ознакомились с цифровыми решениями Казахстана в социально-трудовой сфере.
Открывая встречу, Светлана Жакупова поприветствовала своего коллегу и отметила поступательное развитие казахстанско-туркменских отношений. Министр подробно представила ключевые цифровые проекты, реализуемые в Казахстане. В частности, особое внимание было уделено Цифровой карте семьи (далее – ЦКС), признанной международными экспертами лучшим цифровым проектом 2024 года. По словам министра, система в режиме реального времени определяет трудную жизненную ситуацию и автоматически направляет необходимые меры поддержки, а 11 видов государственных услуг предоставляются на платформе в проактивном формате, без обращения гражданина.
Светлана Жакупова также рассказала о Цифровой карте предприятий, созданной по аналогии с ЦКС и предназначенной для оперативного мониторинга условий труда по более чем 80 показателям. Ещё одним важным инструментом был представлен Инновационный навигатор проектов – цифровая платформа, которая позволяет анализировать и прогнозировать потребность в кадрах, оценивать эффективность государственных инвестиционных программ и формировать качественную занятость. Согласно данным навигатора, в стране реализуется 1 772 инвестиционных проекта, а до 2030 года планируется создание более 245 тыс. рабочих мест.
Министр отметила готовность Казахстана делиться своим опытом. В свою очередь Мухаммедсейит Сылапов выразил благодарность за тёплый приём, высоко оценил демонстрацию цифровых систем и подчеркнул, что опыт Казахстана будет полезен для внедрения подобных решений в Туркменистане.
В завершение встречи стороны отметили взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества.
Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан проект приказа главы ведомства «Об установлении региональной квоты приема кандасов и переселенцев на 2026 год». Информация о документе опубликована на портале «Открытые НПА».
Проектом приказа предусмотрено установление региональной квоты приема кандасов и переселенцев для оптимального расселения согласно предложениям местных исполнительных органов с учетом демографической ситуации и потребности регионов в трудовых ресурсах.
Информация о проекте приказа размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА» до 9 декабря 2025 года.
С начала года на выплату государственных социальных пособий (далее – ГСП) по инвалидности и по случаю потери кормильца из республиканского бюджета было направлено 543,1 млрд тенге. Дополнительно к этому из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) осуществлены социальные выплаты по утрате трудоспособности и по потере кормильца на сумму порядка 74,6 млрд тенге.
По состоянию на 1 ноября 2025 года численность получателей ГСП по инвалидности составила 542,8 тыс. человек, по случаю потери кормильца – порядка 175,4 тыс. человек.
Размеры государственных социальных пособий по инвалидности зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год.
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего (погибшего) кормильца, причины смерти и от величины прожиточного минимума.
Кроме того, участникам системы обязательного социального страхования в случае наступления социальных рисков осуществляются соцвыплаты из ГФСС. Так, по состоянию на 1 ноября 2025 года социальную выплату по утрате трудоспособности получили 99,1 тыс. человек, а социальную выплату по потере кормильца – порядка 67,1 тыс. семей.
Размеры выплат индивидуальны и зависят от: среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года, коэффициентов утраты трудоспособности, количества иждивенцев, стажа участия в системе обязательного социального страхования и замещения дохода.
Эти выплаты осуществляются дополнительно к аналогичным пособиям, выплачиваемым из республиканского бюджета.
С 1 января 2025 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца повышены на 6,5 % в связи с увеличением размера прожиточного минимума. По решению Правительства РК также на 6,5 % были повышены размеры выплат из ГФСС по утрате трудоспособности и по потере кормильца.
Так, в т.г. размеры ГСП по инвалидности от общего заболевания составляют для 1 группы – 101 702 тенге, 2 группы – 81 362 тенге, 3 группы – 55 474 тенге.
По состоянию на 1 ноября средний размер социальных выплат по утрате трудоспособности составляет 72 003 тенге, по потере кормильца – 75 537 тенге.
С начала 2025 года выплатами государственных пособий многодетным семьям и награжденным матерям в среднем охвачены 846,5 тыс. человек на общую сумму 501,8 млрд тенге, в том числе: пособия многодетным семьям получили 603 тыс. семей на сумму 436,5 млрд тенге; пособия награжденным матерям – 243,4 тыс. человек на сумму 65,2 млрд тенге.
В октябре месяце 2025 года вышеуказанными выплатами охвачены 835,2 тыс. человек на общую сумму 52 млрд тенге, в том числе: пособия многодетным семьям получили 590 тыс. семей на сумму 45,4 млрд тенге; пособия награжденным матерям – 245,1 тыс. человек на сумму 6,6 млрд тенге.
На пособия многодетным семьям могут претендовать семьи, имеющие 4 и более совместно проживающих несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет, вне зависимости от их дохода.
Размеры выплат многодетной семье дифференцированы в зависимости от количества детей и в 2025 году составляют:
- с 4 детьми – 16,03 МРП или 63 030 тенге;
- с 5 детьми – 20,04 МРП или 78 798 тенге;
- с 6 детьми – 24,05 МРП или 94 565 тенге;
- с 7 детьми – 28,06 МРП или 110 332 тенге;
- с 8 и более детьми – по 4 МРП или по 15 728 тенге на каждого ребенка.
Пособие награжденной матери назначается матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени.
Пособие награжденной матери ежемесячно выплачивается в следующих размерах:
- награжденным подвеской «Күміс алқа» – 6,40 МРП или 25 165 тенге;
- награжденным подвеской «Алтын алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени – 7,40 МРП или 29 097 тенге.
Необходимо отметить, что с 1 января 2025 года все государственные социальные пособия семьям, имеющим детей, повышены на 6,5%.
Министерством труда и социальной защиты населения РК разработан проект приказа главы ведомства «Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2026 год». Информация о документе опубликована на портале «Открытые НПА».
Данный проект предусматривает установление квоты на привлечение иностранной рабочей силы по разрешениям, выдаваемым местными исполнительными органами работодателям, в размере 0,25% по отношению к численности рабочей силы в республике.
При этом, для сохранения итогового количества иностранцев, привлекаемых к работе в Казахстане, квоту на привлечение трудовых иммигрантов физическими лицами предлагается установить в размере 2,9% к численности рабочей силы.
Информация о проекте приказа размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА» до 5 декабря 2025 года.
В 2025 году государственными пособиями, а также выплатами из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС) на рождение и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет охвачены 508 тыс. человек на общую сумму 692 млрд тенге.
С начала 2025 года пособие на рождение ребенка из республиканского бюджета получили 286 тыс. человек на сумму 51,7 млрд тенге, в том числе в октябре данный вид пособия получили 28,5 тыс. человек на сумму 5,2 млрд тенге. На данное пособие могут претендовать постоянно проживающие в Казахстане граждане, кандасы, а также иностранцы, имеющие рожденных, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей.
Лица (семьи), имеющие рожденных живыми, усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку детей, сводных детей, если они не учтены в семье другого родителя, имеют право на получение пособия по уходу в случаях, когда лицо, осуществляющее уход за ребенком, не является участником системы обязательного социального страхования. За отчетный период пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в среднем получили 124,7 тыс. человек на сумму 36,4 млрд тенге, в том числе в октябре данный вид пособия получили 126,8 тыс. человек на сумму 3,7 млрд тенге.
Размеры государственных пособий на рождение и по уходу за ребенком устанавливаются в зависимости от месячного расчетного показателя (далее – МРП), утвержденного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. С начала 2025 года размеры государственных пособий проиндексированы на 6,5%.
Размеры пособия на рождение ребенка составляют:
- на первого, второго, третьего ребенка – 38 МРП или 149 416 тенге;
- на четвертого и более ребенка – 63 МРП или 247 716 тенге.
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячно в следующих размерах:
Кроме того, работающим гражданам на все дни отпуска по беременности и родам из ГФСС назначается социальная выплата по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей). Размер выплаты зависит от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 12 месяцев до даты отпуска по беременности и родам и количества дней нетрудоспособности.
Данную единовременную выплату c начала года получили 175,1 тыс. человек на общую сумму 245,3 млрд тенге, в том числе в октябре выплату получили 17,8 тыс. человек на сумму 17,4 млрд тенге. Средний размер назначенной выплаты за 10 месяцев составил 1 457 321 тенге.
Также из ГФСС участнику системы обязательного социального страхования с даты рождения ребенка назначается ежемесячная социальная выплата по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком до полутора лет. Размер выплаты составляет 40% от среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года. При рождении двух и более детей выплата назначается на каждого ребенка отдельно.
За 10 месяцев 2025 года данная выплата назначена 208,2 тыс. человек на сумму 358,6 млрд тенге, в том числе в октябре выплата была назначена 18,8 тыс. человек на сумму 34,5 млрд тенге. Ежемесячный средний размер выплаты за 10 месяцев составил 86 493 тенге.
Председатель Комитета государственной инспекции труда (далее – КГИТ) Министерства труда и социальной защиты населения РК Мейрамбек Ахметов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК рассказал о деятельности государственной инспекции труда в 2025 году и мерах, принимаемых для создания безопасных условий труда в Казахстане.
В начале выступления Мейрамбек Ахметов отметил, что на особом контроле Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) находятся вопросы обеспечения государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.
«По итогам 10 месяцев текущего года государственными инспекторами проведено 5 306 проверок, выявлено 6 571 нарушение трудового законодательства, из которых на сегодняшний день 80% устранено. Наибольшая доля нарушений приходится на сферу трудовых отношений (82%) – 5,4 тыс. случаев. Чаще всего это несвоевременная и неполная выплата заработной платы, несоблюдение порядка заключения и расторжения трудовых договоров, а также нарушение прав работников на отпуск и гарантии при увольнении.
Оставшиеся 1,1 тыс. нарушений (18%) связаны с вопросами безопасности и охраны труда. Основные проблемы – отсутствие спецодежды и средств индивидуальной защиты, несоблюдение требований по технике безопасности и инструктажей, а также несвоевременное расследование (или сокрытие) несчастных случаев, связанных с производством. Работодателям выдано 3 369 предписаний, наложено административных штрафов на сумму более 428 млн тенге», – подчеркнул глава КГИТ.
С начала года выявлена задолженность по заработной плате на сумму более 2,3 млрд тенге. Государственными инспекторами взыскано 2 млрд тенге, или 86%. По результатам контрольных мероприятий права порядка 50 тыс. работников были защищены.
На сегодняшний день текущая и просроченная задолженность составляет 971,6 млн тенге на 63 предприятиях перед 1 302 работниками.
Наибольшая задолженность отмечается в Алматинской области – 195,6 млн тенге, ВКО – 140,5 млн тенге, г. Астана – 124 млн тенге.
Кроме того, сохраняется задолженность на 57 предприятиях-банкротах и находящихся в процедурах реабилитации – 1 405,1 млн тенге перед 1 502 работниками. Наибольший объем задолженности у предприятий в Алматинской области – 384,4 млн тенге, Костанайской – 287,1 млн тенге и ВКО – 181,9 млн тенге.
«В настоящее время мониторинг ситуации на предприятиях проводится в рамках скоринговой системы Цифровой карты трудовых рисков. На 1 ноября т. г. по республике на мониторинге находятся 1,8 тыс. предприятий с повышенными рисками социальной напряженности. Министерством по каждому предприятию «высокого риска» проводится адресная профилактическая работа для недопущения социальной напряженности», –сообщил Ахметов.
С момента запуска мониторинга Карты трудовых рисков из зоны высокого риска выведены 3,2 тыс. предприятий с общим охватом более 100 тыс. работников.
«С начала 2025 года в результате реализации комплекса мер разрешены 55 коллективных трудовых споров. На сегодняшний день по 95 предприятиям ведется точечная работа по их стабилизации. Зафиксировано 11 забастовок с приостановлением работы на 3 и более часов, все – в Мангистауской области. На сегодняшний день все забастовки урегулированы», – отметил председатель КГИТ.
Он также подчеркнул, что создание безопасных условий труда и снижение уровня производственного травматизма являются одними из ключевых приоритетов Правительства и МТСЗН.
«По итогам 10 месяцев т.г. на предприятиях страны пострадало 1 029 человек, что на 4,5% меньше аналогичного периода 2024 года (1 078 человек). Из них погибло 145 человек, что на 6,5% меньше (155 человек в 2024 году). Высокий уровень травматизма сохраняется в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Костанайской областях и городе Алматы», – доложил Мейрамбек Ахметов.
Наибольшее число пострадавших фиксируется в горно-металлургической отрасли – 17,4%, в строительстве – 10,3% и нефтегазовой отрасли – 5,6%.
Для повышения социальной защищенности работников ведется работа по расширению охвата системой обязательного страхования от несчастных случаев (ОСНС). Договоры ОСНС заключили 112 354 предприятия, что составляет 64,7% от общего числа активных юридических лиц.
Особый контроль установлен за предприятиями с высоким уровнем профессиональных рисков в строительстве и горнодобывающей отрасли. Раз в полугодие автоматически формируется перечень предприятий профилактического контроля, что позволяет целенаправленно устранять системные нарушения. Во втором полугодии 2025 года в список включены 314 предприятий, из которых 138 уже прошли проверку (44%).
Активно ведется работа по вовлечению бизнеса в международные инициативы. К концепции «Vision Zero – Нулевой травматизм» присоединилось 610 предприятий, что способствует внедрению культуры профилактики и снижению производственных рисков.
Реализуется Концепция безопасного труда в Республике Казахстан на 2024–2030 годы, предусматривающая новые подходы к системному улучшению условий труда на основе анализа текущей ситуации и международных стандартов.
«В автоматизированной информационной системе «Охрана труда и безопасность» действует личный кабинет инспекторов труда, через который осуществляется регистрация и оформление результатов проверок, выдача предписаний. Полностью автоматизирован процесс расследования несчастных случаев на производстве. Реализована интеграция портала HR Enbek с АИС «Охрана труда и безопасность», что позволяет работодателям направлять сведения о несчастных случаях – уведомления, состав комиссии и акт по форме Н-1. Это сокращает сроки обработки информации и повышает точность данных», – отметил председатель Комитета.
На сегодняшний день оцифрованы коллективные договоры 13,7 тыс. крупных и средних предприятий страны (98% от общего количества таких предприятий).
Количество форм оперативной отчетности инспекторов сокращено с 15 до 5 (по задолженности по зарплате, высвобождению работников, основным показателям, производственному травматизму), проведена их автоматизация.
В завершение Мейрамбек Ахметов сообщил, что продолжается работа по формализации трудовых отношений. Из 4,5 млн наемных работников 3,9 млн (90%) зарегистрированы в Единой системе учета трудовых договоров.