В Министерстве труда и социальной защиты населения РК прошло заседание коллегии по итогам работы ведомства за 1 полугодие 2025 года. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы содействия занятости населения и регулирования трудовых отношений, реализации Концепции инклюзивной политики, процессы цифровизации и миграции.
Заседание прошло под председательством первого вице-министра Аскарбека Ертаева, с участием вице-министров, руководителей департаментов ведомства, комитетов государственной инспекции труда, миграции, регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения, а также подведомственных организаций.
В онлайн режиме участие приняли заместители акимов областей и городов республиканского значения, руководители управлений координации занятости и социальных программ, территориальных департаментов комитетов министерства, филиалов подведомственных организаций министерства, а также члены Общественного совета по вопросам труда и социальной защиты.
Открывая заседание, первый вице-министр подчеркнул, насколько важным является достижение ощутимых результатов, которые положительно скажутся на казахстанцах.
«За отчетный период Министерством обеспечено выполнение всех возложенных задач, а все социальные обязательства государства выполняются своевременно и в полном объеме», – отметил Аскарбек Ертаев.
Он кратко резюмировал основные показатели.
Так, за 6 месяцев 2025 года, по данным местных исполнительных органов, в рамках региональных карт занятости было трудоустроено 250 тыс. человек.
Защищены трудовые права более 23 тыс. человек. Предпринятые меры по обеспечению безопасных условий труда позволили снизить производственный травматизм на 16,6%.
В рамках социальной поддержки лиц с инвалидностью осуществлены пособия и выплаты на сумму 285,7 млрд тенге. Через Портал социальных услуг предоставлено более 300 тыс. техсредств и услуг реабилитации, услугами инватакси воспользовались 18,6 тыс. человек.
После этого представители Минтруда подробно проинформировали об основных направлениях деятельности ведомства.
Первым докладчиком выступил вице-министр Аскар Биахметов. Он рассказал о промежуточных итогах и планах и предстоящей работе по содействию занятости населения. Он подробно остановился на показателях реализации активных мер содействия занятости по итогам первого полугодия 2025 года.
«Различными мерами охвачено более 196 тыс. человек, из них профессиональное обучение получили 48,1 тыс., обучением основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» охвачено 30,8 тыс. человек, на субсидируемые рабочие места трудоустроено 113,7 тыс. человек, безвозмездные государственные гранты получили 4,2 тыс. человек из социально-уязвимых слоев населения», – сообщил Биахметов.
Вице-министр также рассказал о проводимой работе по совершенствованию норм оказания активных мер занятости, реализации цифровых проектов в сфере занятости и т.д.
Подробные показатели по данному направлению в разрезе своих регионов представили заместитель акима области Жетысу Марлен Кольбаев и и.о. руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата Туркестанской области Алмас Абдикадиров.
Следующей с докладом о ходе реализации Концепции инклюзивной политики до 2030 года выступила вице-министр Виктория Шегай.
«Начавшийся в стране процесс по созданию инклюзивного общества и благоприятной среды способствует получению равных возможностей во всех сферах общественной жизни для лиц с инвалидностью, независимо от физических, интеллектуальных, социальных или других различий.
Реализация в среднесрочном периоде новой государственной инклюзивной политики будет основываться на социальной и правовой модели создания инклюзивной среды для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью, фокусом на устранение барьеров и обеспечение равных возможностей», – сказала вице-министр.
Она поделилась информацией о реализуемых мерах по расширению услуг для людей с особыми потребностями: проведение лицензирования организаций, оказывающих специальные социальные услуги, внедрение подушевого финансирования для них, выведение услуг инватакси на Портал социальных услуг.
После вице-министра о мерах обеспечения поддержки лиц с инвалидностью рассказали заместитель акима столицы Ерик Мейрханов, вице-президент АО «ЦРТР» Бахтияр Жазыкпаев и советник министра труда и социальной защиты населения РК Захира Бегалиева.
Вице-министр Олжас Анафин проинформировал участников заседания о ходе цифровизации социально-трудовой сферы и влиянии проведенной в текущем году работы на повышение удобства получателей услуг и обеспечение прозрачности процессов их оказания.
Также он рассказал о внедрении скоринговой модели оценки социально-экономической уязвимости и устойчивости домохозяйств и элементов искусственного интеллекта в цифровой экосистеме занятости.
В финальной части мероприятия председатель Комитета миграции Асет Шонов проинформировал о вопросах регулирования миграционных процессов, а председатель Комитета государственной инспекции труда Мейрамбек Ахметов рассказал об актуальных направлениях работы в сфере обеспечения охраны труда и защиты трудовых прав казахстанцев.
Подводя итоги заседания коллегии, Аскарбек Ертаев определил ряд задач, которые предстоит решить во втором полугодии текущего года.
«Наша приоритетная задача – создание условий для достойной жизни каждого гражданина через качественную профессиональную подготовку, развитие рынка труда, защиту трудовых и социальных прав, а также адресную и эффективную социальную поддержку.
Мы последовательно и системно будем реализовывать эти цели, руководствуясь стратегическими целями, поставленными Президентом и Правительством», – заключил Ертаев.
Вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскар Биахметов в ходе пресс-конференции на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК рассказал о реализации мер содействия занятости населения по итогам первого полугодия 2025 года.
Аскар Биахметов отметил, что одним из основных направлений деятельности Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) является обеспечение граждан продуктивной занятостью.
В соответствии с предвыборной программой Президента РК «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» в период с 2022 по 2029 годы планируется трудоустроить 3,3 млн человек.
«По итогам 1 полугодия 2025 года в Казахстане трудоустроено 250 тыс. граждан, из которых 134 тыс. на постоянные рабочие места. В рамках национальных проектов и отраслевых концепций было трудоустроено около 4,6 тыс. граждан. В рамках инициативы Главы государства «100 рабочих мест на 10 тыс. населения» – порядка 63 тыс. человек, на предложенные работодателями вакансии – 67 тыс. человек, еще свыше 116 тыс. человек получили работу в рамках активных мер содействия занятости», – проинформировал вице-министр.
Всего до конца 2025 года в рамках региональных карт занятости планируется трудоустроить 480 тыс. человек. Мониторинг трудоустройства граждан осуществляется посредством информационных систем МТСЗН путем проверки наличия обязательных пенсионных взносов.
В активные меры содействия занятости по итогам 1 полугодия 2025 года вовлечены 196,8 тыс. граждан.
Для 48,1 тыс. человек организованы краткосрочные курсы профессионального обучения, в том числе: в организациях образования – 1,8 тыс. человек, на рабочем месте у работодателя – 1,3 тыс., онлайн-обучением на платформе Skills Enbek охвачено 45 тыс. человек. Всего завершили обучение 42,2 тыс. человек.
Обучением основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес» охвачено 30,8 тыс. человек, из которых 17,1 тысяч уже получили сертификаты.
На субсидируемые рабочие места трудоустроено 113,7 тыс. человек, из них: на общественные работы – 81,2 тыс. чел., на социальные рабочие места – 10,3 тыс., на молодежную практику – 7,9 тыс. чел., в рамках проектов «Первое рабочее место» – 1,5 тыс. чел., «Контракт поколений» – 69 чел., «Серебряный возраст» – 12,8 тыс. чел.
Еще одним направлением мер по содействию занятости является предоставление государственных грантов социально уязвимым категориям населения для поддержки предпринимательских инициатив граждан.
«В 2025 году планируется выдать 9 000 грантов. Выдача осуществляется в два этапа. На 1 июля т.г. в рамках первого этапа выдано 4 179 грантов. Всего было принято порядка 11,5 тыс. заявлений.
Гранты выдаются при условии регистрации в статусе безработного или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного менее 3 лет. Средства направляются на покупку оборудования, инвентаря, животных, аренду помещений и другие нужды, связанные с реализацией бизнес-проектов», – сказал Аскар Биахметов.
Далее вице-министр подробно рассказал о цифровых проектах, реализованных в сфере занятости населения.
МТСЗН создана платформа «Инновационный навигатор проектов», которая обеспечивает анализ и прогнозирование потребности в кадрах и своевременный мониторинг эффективности всех реализуемых проектов. На сегодняшний день в системе ведется мониторинг по 1415 инвестиционным проектам с планом создания 222,4 тыс. рабочих мест к 2030 году.
«На 1 июля 2025 года введено в эксплуатацию 274 проекта, по которым планируется создать 27 198 новых рабочих мест. Фактически создано 10 016 рабочих мест, до конца текущего года запланирован ввод ещё 427 проектов, с созданием 47 820 новых рабочих мест», – добавил Биахметов.
С 2024 года для студентов ТиПО и ВУЗов на Электронной бирже труда реализован функционал, позволяющий выбрать место для прохождения производственной практики. Студенты могут не только получить реальные навыки, но и в последующем найти работу на предприятии, где проходили практику.
По данным на 1 июля 2025 года с помощью платформы места для прохождения практики нашли 3,7 тыс. студентов.
Внедрена платформа «Мансап компасы», предоставляющая школьникам возможность выбрать себе будущую профессию. На платформе уже доступна информация о 744 востребованных профессиях.
Вместе с тем, в рамках Года рабочих профессий на платформе реализована новая функция по профдиагностике учащихся 7-11 классов общеобразовательных школ.
«Встроенный диагностический инструмент «Гибкий профиль интересов и навыков школьника» в марте 2025 года прошел лингвокультурную адаптацию и психометрическую валидацию. Охват учащихся 7–11 классов профориентационной работой на платформе «Мансап компасы» начнётся с сентября 2025 года и будет проходить поэтапно. Планируется охватить 100 тыс. школьников из 7 964 школ: в сентябре – 40 тыс. человек; в октябре – 35 тыс. человек; в ноябре – 25 тыс. человек», – проинформировал вице-министр.
По состоянию на 1 июля 2025 года различными мерами содействия занятости были охвачены более 15 тыс. лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ). Всего на сегодняшний день занятыми являются 110,9 тыс. людей с особыми потребностями (30%).
По состоянию на 1 июля 2025 года в Казахстане проживает 743,9 тыс. лиц с инвалидностью, или 3,7% от общей численности населения, 375,7 тыс. из которых трудоспособного возраста.
В соответствии с Социальным кодексом РК местные исполнительные органы устанавливают квоту рабочих мест для ЛСИ в размере от 2 до 4% от общей численности работающих (при общей численности наемных работников не менее 50 чел.), без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. За 1 квартал т.г. по квоте трудоустроены 4,8 тыс. ЛСИ.
Также людей с особыми потребностями вовлекают в активные меры содействия занятости. Так, по состоянию на 1 июля т.г. на постоянные рабочие места были трудоустроены 1,8 тыс. человек, на молодежную практику – 141 человек, на социальные рабочие места – 271 человек, на общественные работы – 3,8 тыс. человек, по проекту «Серебряный возраст» – 484 человека, по проекту «Первое рабочее место» – 28 человек, по проекту «Контракт поколений» – 3 человека.
Краткосрочным профессиональным обучением было охвачено 88 человек, обучением основам предпринимательства по проекту «Бастау бизнес» – 2,9 тыс. человек.
Для открытия собственного бизнеса гражданам, относящимся к социально-уязвимым слоям населения, предоставляются государственные гранты в размере до 400 МРП (1,6 млн тенге). На сегодняшний день такую поддержку получили 666 ЛСИ.
Также с 2018 года c учетом международного опыта внедрен порядок субсидирования затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места для трудоустройства лиц с инвалидностью. В текущем году создано 49 специальных рабочих мест.
Министерство труда и социальной защиты населения РК разработало изменения в ряд подзаконных актов, предусматривающих оказание услуг инватакси через Портал социальных услуг. Информация о соответствующем проекте приказа главы ведомства опубликована на портале «Открытые НПА».
В настоящее время услуга инватакси оказывается местными исполнительными органами через государственный социальный заказ в соответствии с законодательством о государственных закупках за счет средств местных бюджетов.
Оказание услуги инватакси через Портал социальных услуг позволит лицам с инвалидностью самостоятельно выбирать поставщика и вызывать транспорт с учетом своих специфических потребностей, расширить количество поставщиков, обеспечит прозрачность процессов учета и оказания услуги, а также сократит сроки обслуживания и время ожидания транспорта. Оплата услуг инватакси будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.
Внедрить новый формат оказания услуг инватакси планируется осенью т.г.
Информация о проекте приказа размещена для публичного обсуждения на интернет-портале «Открытые НПА» до 6 августа 2025 года.
По данным Комитета государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения РК, на 1 июля 2025 года в результате несчастных случаев на производстве пострадали 584 работника, 77 из которых погибли. При этом производственный травматизм по итогам 6 месяцев т.г. снизился на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
По итогам полугодия уровень производственного травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 работающих) составил 0,08.
Высокий уровень травматизма преимущественно сохраняется в промышленных регионах республики. Так, в Карагандинской области пострадал 61 человек, в Восточно-Казахстанской – 50, в Павлодарской – 44, в Атырауской – 40, в Актюбинской – 39 человек. Также в г. Алматы пострадал 51 человек.
В разрезе отраслей экономики наибольшее количество пострадавших отмечается на предприятиях горно-металлургического комплекса – 18,1% и в строительной отрасли – 9,2%.
Основными причинами, приведшими к несчастным случаям, явились: неудовлетворительная организация производства работ (34,6%); грубая неосторожность самого пострадавшего (32,9%); нарушение правил автодорожного движения (8,6%); нарушение правил безопасности и охраны труда (7,1%).
По фактам нарушения требований охраны труда госинспекторами труда в правоохранительные органы направлено 439 материалов расследования несчастных случаев, по которым возбуждено 139 уголовных дел.
Напомним, создание безопасных условий труда и снижение производственного травматизма является одной из ключевых задач Правительства и Министерства труда и социальной защиты населения.
За последние пять лет комплексные меры, принятые госорганами и работодателями в сфере охраны труда, позволили снизить уровень производственного травматизма на 6,3%.
В целях профилактики и недопущения нарушений 3262 предприятия страны внедрили стандарты по безопасности и охране труда.
С 2019 года МТСЗН активно ведется работа по продвижению концепции «Нулевого травматизма – Vision Zero». На сегодняшний день к ней присоединились 605 предприятий.
На объектах строительства продолжается работа по внедрению вертикальной модели контроля, предусматривающей ответственность и контроль генеральным подрядчиком за всеми субподрядчиками по вопросам безопасности труда на объекте. Данную модель контроля внедрили 318 предприятий республики.
Кроме того, запущен электронный сервис «Онлайн трудовой консультант», который обеспечивает дистанционное взаимодействие с работниками и работодателями по повышению эффективности соблюдения законодательства о труде. Сервис предусматривает прохождение работодателем самопроверки соблюдения требований охраны труда. С момента запуска сервиса им воспользовались 42 977 работодателей.
Реализуется Концепция безопасного труда Республики Казахстан на 2024-2030 годы, которая предусматривает 4 основных направления. Это модернизация национальной системы охраны труда на основе риск-ориентированного подхода, экономическое стимулирование мер по снижению риска на рабочих местах, развитие профкомпетенций и научного потенциала, а также повышение эффективности контроля и мониторинга в сфере охраны труда. Реализация Концепции будет способствовать снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова провела прием граждан в Центре приема граждан, где она рассмотрела обращения 4 казахстанцев из разных регионов страны.
К министру обратились по вопросам, касающимся обеспечения жильем и лекарственными средствами, трудоустройства, повышения качества жизни лиц с инвалидностью, а также выплат экологической компенсации.
Выслушав просьбы и предложения граждан, Светлана Жакупова дала подробные ответы по их обращениям. Вопросы, требующие дополнительного времени на рассмотрение, она взяла на личный контроль и дала соответствующим департаментам МТСЗН РК поручение оказать содействие в их решении в рамках своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством.
Министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова на заседании Правительства рассказала о ходе реализации Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023-2027 годы. Она отметила, что ведомством исполнено 83% мероприятий, предусмотренных в документе, прямым результатом этого является положительное миграционное сальдо на протяжении двух лет – плюс 26,4 тыс. человек. При этом глава Минтруда озвучила новые подходы по дальнейшему совершенствованию миграционной политики.
За последние годы отмечается деловая активность по внутренней трудовой мобильности. В рамках добровольного переселения с 2022 года из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы переселены порядка 28 тыс. человек. В целом, удалось снизить уровень отрицательного сальдо миграции в регионах расселения в 4 раза – с 53 тыс. человек в 2019 году до 13 тыс. человек в 2024 году.
«Принятые меры по адаптации и интеграции переселенцев и кандасов способствовали сокращению уровня их оттока из северных регионов к нулевому значению», – подчеркнула Светлана Жакупова.
По словам главы Минтруда, на сегодняшний день перед Казахстаном стоят следующие вызовы миграционных процессов:
- геополитические, связанные с нестабильностью в сопредельных странах, трансграничным миграционным давлением на северные и западные регионы и использованием Казахстана как транзитной территории;
- демографические, вызванные с устойчивым оттоком населения из северных и восточных регионов страны, углублением региональной демографической диспропорции, урбанизацией и перенаселённостью мегаполисов;
- технологические, сопряженные со слабой интеграцией информационных систем госорганов, недостаточным развитием цифровых экосистем для мигрантов и отсутствием использования Big Data, искусственного интеллекта для прогноза миграционных потоков.
«Несмотря на наличие действующей Концепции миграционной политики на 2023–2027 годы и элементов цифровой инфраструктуры, на национальном уровне отсутствует стратегический документ, интегрирующий одновременно подходы к демографическому прогнозированию и управлению миграцией.
Сложившаяся ситуация требует повышения уровня и качества управляемости, перенастройки межведомственного взаимодействия и полноценного мониторинга. В связи с этим Министерство труда приступило к разработке нового программного документа по развитию миграционной и демографической политики Республики Казахстан до 2030 года», – проинформировала министр.
Светлана Жакупова подробно рассказала о предлагаемых подходах.
В рамках первого стратегического направления для управления международной и трудовой миграцией в Казахстане предлагается:
- реализация единой цифровой платформы по трудовой миграции;
- внедрение электронных механизмов отбора, учёта и интеграции трудовых мигрантов с упором на квалифицированные кадры;
- усиление контроля за незаконной занятостью, теневой экономикой и фиктивными контрактами. Мониторинг условий труда и защита прав иностранных работников;
- пересмотр квот для дефицитных отраслей. Расширение каналов организованной миграции (государственные квоты, двусторонние соглашения).
«Второе стратегическое направление – стимулирование внутренней миграции. Предлагается пересмотреть реализацию внутренней трудовой мобильности через комплексный подход: сначала инфраструктура – потом переезд; разработка новых мер мотивации для внутренней миграции в трудодефицитные регионы через систему занятости; дальнейшее повышение и совершенствование уровня оказываемых мер адаптационных и интеграционных услуг; привлечение к данному вопросу неправительственных организаций», – сообщила глава Минтруда.
В рамках развития института этнической репатриации основными задачами станут: пересмотр подходов к статусу, учету и сопровождению кандасов, в т.ч. через цифровую платформу «Кандас».
Будут разработаны региональные программы расселения в трудодефицитных регионах с учетом их особенностей и специфики. Распределение прибывших этнических казахов планируется только в регионы с демографическим дефицитом.
Предусматривается дальнейшее совершенствование адаптационных мер (жильё, обучение, языковая интеграция, профессиональная ориентация) и мониторинг успешности интеграции, с применением механизмов обратной связи.
С помощью загранучреждений и фонда «Отандастар», а также различных диаспор в рамках миграционной платформы «Migration.enbek.kz» будет разработан и введен реестр казахов, проживающих за рубежом.
«В рамках четвертого стратегического направления предлагается повышение демографической устойчивости. Реализация данной цели предусматривает развитие семейной политики, направленное на поддержку семей и рождение детей, пересмотр мер поддержки активного долголетия и интеграции пожилых людей в социальную и экономическую жизнь. В целом, прогнозирование демографической нагрузки и формирование инфраструктурных решений (школы, больницы, жилье) предлагается осуществлять на основе сценариев новых точек роста», – добавила Светлана Жакупова.
Пятое стратегическое направление предусматривает повышение образовательной миграции. Новая модель управления будет выстроена по таким направлениям как: развитие технического и профессионального образования с учетом потребности рынка труда; выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социального-экономического статуса семьи; сбалансированные меры по миграции под нужды экономики, образования и территориального развития.
«В рамках шестого стратегического направления необходимо выстроить интеллектуальную экосистему цифрового управления миграцией. Важно обеспечить цифровую управляемость, прозрачность и прогнозируемость миграционных и демографических процессов. Для этого будет внедрена национальная единая платформа, интегрирующая информационные системы государственных органов (МТСЗН, МИД, МВД, КНБ, МНВО). Будет расширен цифровой сервис для граждан: уведомления, статусы, онлайн-сопровождение», – сказала министр.
Для качественной реализации миграционной и демографической политики, обеспечения должной координации предлагается создание Специализированного центра развития при Минтруда. Организация его деятельности не потребует финансовых затрат из бюджета.
«В целом, государственная политика в сфере миграции будет сопровождаться современными информационными системами и технологиями обработки больших массивов данных для разработки прогнозных сценариев развития событий на кратко-, средне- и долгосрочный периоды. Т.е. с формированием максимально транспарентной скоринговой системы для принятия качественных решений. Это позволит повысить как качество прогнозирования, так и эффективность планируемых и реализуемых решений, а также обеспечить постоянный контроль за ходом реализации мероприятий.
Министерство труда и социальной защиты населения совместно с заинтересованными государственными органами готово приступить к реализации поставленных задач по совершенствованию миграционной политики», – резюмировала Светлана Жакупова.
По состоянию на 1 июля 2025 года работодатели перечислили обязательные пенсионные взносы в пользу 5,1 млн работников на сумму 464 млрд тенге.
Как сообщалось ранее, с 1 января 2024 года в Казахстане введены обязательные пенсионные взносы работодателя (далее – ОПВР), которые уплачиваются за счет собственных средств в пользу своих работников. В 2024 ставка ОПВР составляла 1,5%, в 2025 году – 2,5%. В последующем ставка будет доведена до 5% к 2028 году.
Перечисление ОПВР работодателями позволит обеспечить работников в старости дополнительной накопительной пенсионной выплатой на пожизненной основе.
Данная мера направлена на поддержку молодого поколения казахстанцев, размеры пенсий которых будут напрямую зависеть от их пенсионных отчислений. Их пенсия будет складываться из трех компонентов: базовой пенсии от государства, накопительной – за счет своих отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд и условно-накопительной – за счет взносов работодателей.
Уплата ОПВР осуществляется работодателями только за лиц, рожденных после 1 января 1975 года.
Необходимо отметить, что расходы работодателя по уплате ОПВР в соответствии с Налоговым кодексом РК отнесены к вычетам из налогооблагаемого дохода. Соответственно, нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне.
С начала года из республиканского бюджета выплачено пенсий на сумму
2 трлн 98,6 млрд тенге, из них на выплату базовой пенсии направлено – 678,7 млрд тенге, солидарной пенсии – 1 трлн 419,9 млрд тенге.
По состоянию на 1 июля 2025 года численность пенсионеров
составляет 2 млн 489 тыс. человек.
Средний размер совокупной пенсии на 1 июля 2025 года составил 143 529 тенге, в том числе размер солидарной пенсии – 95 912 тенге, базовой пенсии – 47 617 тенге.
Как сообщалось ранее, 1 января 2025 года размер базовой пенсионной выплаты увеличен на 6,5% в соответствии с прогнозным уровнем инфляции, определяемым Национальным банком РК, солидарной пенсии – на 8,5%, т.е. с опережением уровня инфляции на 2%.
Кроме того, по поручению Главы государства, начиная с 2023 года в течение пяти лет, осуществляется ежегодное поэтапное повышение минимальной базовой пенсии до 70% от величины прожиточного минимума, максимальной – до 120%.
Так, с 1 января 2025 года минимальный размер базовой пенсии увеличен с 65% до 70% от прожиточного минимума, что составляет 32 360 тенге, максимальный размер – со 105 до 110% от прожиточного минимума, что составляет 50 851 тенге.
Напомним, с 1 июля 2018 года государственная базовая пенсионная выплата назначается каждому получателю индивидуально, с учетом его стажа участия в пенсионной системе.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются трудовой стаж, выработанный в солидарной системе на 1 января 1998 года, а также периоды, за которые уплачивались обязательные пенсионные взносы (далее - ОПВ).
Так, если стаж участия в пенсионной системе составляет 10 и менее лет, а также при его отсутствии размер базовой пенсии равен 70% от величины прожиточного минимума, далее за каждый год сверх 10 лет ее размер увеличивается на 2%. К примеру, при стаже участия 20 лет базовая пенсия составит 90% от прожиточного минимума. При стаже 30 и более лет она устанавливается в максимальном размере – 110% от прожиточного минимума.
Если за один месяц в Единый накопительный пенсионный фонд осуществлено перечисление ОПВ несколько раз, период участия в накопительной системе составляет один месяц.
Таким образом, чем регулярнее и в полном объеме уплачиваются обязательные пенсионные взносы, тем больше размер базовой пенсионной выплаты при достижении пенсионного возраста.
В свою очередь размеры пенсионных выплат по возрасту зависят от трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года (требуется не менее 6 месяцев) и среднемесячного дохода, полученного в предпенсионный период.
В Астане состоялось очередное заседание Республиканского Координационного совета по вопросам социальной защиты лиц с инвалидностью на тему «Без барьеров: прямая встреча сообщества с государством». В ходе мероприятия обсуждались вопросы обеспечения доступной среды, расширения спектра услуг для людей с особыми потребностями, внедрения новых цифровых решений и другие.
Во мероприятии приняли участие министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова, представители центральных и местных госорганов, неправительственных организаций, уполномоченные по правам ребенка и по правам социально уязвимых категорий населения при Президенте РК, а также руководители региональных управлений координации занятости и социальных программ, ученые, эксперты и представители сообществ лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ).
В своем вступительном слове Светлана Жакупова подчеркнула, что в условиях перехода от медико-социальной к социально-правозащитной модели инвалидности усиливается роль Координационного совета как площадки для открытого диалога, а также проинформировала о проводимой работе по совершенствованию Портала социальных услуг, через который ЛСИ самостоятельно выбирают технические средства и услуги реабилитации и их поставщиков.
«С начала текущего года на Портале социальных услуг внедрён интеллектуальный чат-бот, позволяющий оперативно получать ответы на часто задаваемые вопросы. Продолжается внедрение механизмов цифровой диагностики и обработки заявлений с применением искусственного интеллекта (далее – ИИ). Такие решения делают систему более прозрачной и удобной для людей», – отметила министр.
В рамках заседания обсуждались вопросы расширения спектра услуг для лиц с инвалидностью, внедрения новых цифровых решений, обеспечения доступной среды и другие.
Представители Министерства транспорта проинформировали о расширении доступа к инватакси: с 2025 года вступили в силу обновленные правила предоставления услуги, увеличен список показаний, предусмотрена интеграция сервиса с Порталом социальных услуг. Кроме того, в стране работают 142 службы инватакси с автопарком в 1 025 машин.
На мероприятии была презентована инновационная разработка – платформа SignBridge, направленная на устранение языкового барьера для лиц с нарушениями слуха. С помощью ИИ она позволяет переводить образовательные материалы, мультфильмы и фильмы на жестовый язык, а также обучать пользователей правильному выполнению жестов.
«Такие инициативы, как SignBridge, помогают строить общество, в котором каждый человек, независимо от особенностей здоровья, может получать информацию и учиться на родном языке», – отметил представитель РОО «Казахское общество глухих» Нурзада Амангельды.
Также обсуждались вопросы развития инклюзивного образования. По данным Министерства просвещения, в стране введён институт индивидуальных помощников, что позволило перевести тысячу детей с домашнего на школьное обучение. Созданы 1 092 кабинета поддержки, охвачено 91 тыс. детей. Условия для инклюзивного обучения обеспечены в 70% детсадов, 90% школ и 81% колледжей. Внедрена трёхуровневая модель сопровождения, работают 3,5 тыс. педагогов-ассистентов.
Представители Министерства туризма и спорта доложили об успехах в развитии инклюзивного спорта: в 2025 году VII Спартакиада собрала 1 791 участника, а общий охват систематически занимающихся спортом среди ЛСИ составил более 61 тыс. человек.
В рамках повестки был представлен опыт регионов по повышению качества жизни людей с особыми потребностями. Так, в крупнейшем городе страны реализуется концепция «Инклюзивная Алматы», в Павлодарской области внедряется пилот по реабилитации детей с инвалидностью в домашних условиях.
Отдельное внимание было уделено обсуждению механизма подушевого финансирования и вопросам лицензирования организаций, предоставляющих специальные социальные услуги.
В заключительном слове министр Светлана Жакупова обозначила ключевые направления дальнейшей работы.
«Сегодня мы обсудили важнейшие вопросы повышения качества жизни лиц с инвалидностью. В числе приоритетов – переход к монетизации технических средств реабилитации с обеспечением качества и маркировки продукции, повышение качества санаторно-курортного лечения, а также модернизация системы предоставления технических средств и услуг на основе временного пользования», – отметила глава ведомства.
Кроме того, министр подчеркнула важность признания жестового языка как лингвистической системы и заверила, что работа в этом направлении будет продолжена.
В завершение участники отметили необходимость укрепления взаимодействия с гражданским сектором и выразили готовность к совместной реализации намеченных задач.