Благодаря внедрению Цифровой карты семьи (далее – ЦКС) с начала 2025 года 259,5 тыс. человек получили SMS для проактивного предоставления государственных услуг в социально-трудовой сфере. При этом возможностью беззаявительного получения пособия или выплаты воспользовалась 202,1 тыс. человек.
Цифровая карта семьи формируется на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. На сегодняшний день в ней аккумулирована информация о 20 млн граждан Казахстана, или более 6,2 млн семей.
Главной целью внедрения ЦКС является обеспечение равного доступа казахстанцев к системе государственной поддержки. В связи с этим в Социальном кодексе РК Цифровая карта семьи обозначена как инструмент для определения среднесрочных и долгосрочных задач и направлений социальной политики. Также ЦКС является ежедневным «электронным уведомителем» граждан об их правах на получение того или иного вида гарантированной господдержки, в зависимости от их социального статуса.
В настоящее время ЦКС дает казахстанцам, имеющим право на получение мер государственной поддержки, возможность без каких-либо обращений оформить 11 видов пособий и социальных выплат: соцвыплату на случай утраты трудоспособности; соцвыплату на случай потери работы; соцвыплату или пособие по потере кормильца; пособий по рождению ребенка и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие родителю (опекуну), воспитывающему ребенка с инвалидностью; пособие по инвалидности; пособие многодетным семьям; пособие многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; адресную социальную помощь, а также единовременную выплату на погребение.
Также через ЦКС реализованы автоматические уведомления о возможности получения пенсионных выплат, сроке истечения присвоенного/продленного статуса «қандас» и мерах занятости для безработных лиц.
При установлении права на получение мер государственной поддержки, потенциальному получателю направляется SMS-уведомление от единого контакт-центра 1414. Гражданину, получившему SMS, необходимо ответить на него согласием. Оформление заявления и назначение социального пособия или выплаты будут произведены в автоматическом режиме с последующим зачислением денежных средств на банковский счет получателя.
В целях исключения риска мошенничества подчеркиваем, что необходимо отвечать на SMS, поступившие от единого контакт-центра 1414.
По всем вопросам обращаться в Call-центр по номеру 1414. Звонок бесплатный.
В целях обеспечения законных прав лиц с инвалидностью и формирования для них доступной среды в Мангистауской области проведена полная адаптация 567 объектов социальной инфраструктуры.
В настоящее время реализуются: Концепция инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025-2030 годы, Дорожная карта партии «Аманат» на 2023-2027 годы и проект «Халықпен бірге», разработанный по поручению Главы государства.
В Дорожной карте партии «Amanat» в период с 2023 по 2027 годы предусмотрена работа по адаптации более 42 тыс. объектов, включенных в Интерактивную карту доступности (далее – Карта). Ежегодно адаптации подлежит 20% объектов. Таким образом, в 2023 году – 20% объектов на Карте, в 2024 – 40%, в 2025 – 60%, в 2026 – 80%, в 2027 – 100%. В настоящее время по стране полностью адаптировано 23 206 объектов.
На сегодняшний день в Мангистауской области адаптировано 567 объектов. До конца 2025 года планируется адаптировать ещё 368 объектов.
Из общего числа адаптированных объектов для всех категорий лиц с инвалидностью доступны:
- объекты здравоохранения – 87;
- объекты образования – 259;
- объекты культуры – 28;
- государственные и квазигосударственные организации – 73;
- объекты спорта – 9;
- объекты социальной защиты – 4;
- объекты торговли и развлекательные центры – 81;
- объекты транспорта – 2;
- прочие – 24.
«При посещении Областного музыкально-драматического театра им. Нурмухана Жанторина был приятно удивлён, насколько доступным стало его здание – можно подняться по удобным пандусам. Недавно закупался в самом большом в городе супермаркете «Дина», там есть удобные заезды, тактильные плиты, указатели для инвалидов. Я всегда обращаю внимание на созданные для нас удобства. Это самые посещаемые горожанами места, в том числе и нами», – поделился мнением Ислам Атакишиев, имеющий инвалидность второй группы.
Кроме того, Департаментом Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Мангистауской области с начала 2025 года проведено 7 проверок в рамках профилактического и 15 проверкок в рамках внепланового контроля. По их итогам выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений, 6 субъектов привлечены к административной ответственности.
Необходимо подчеркнуть, что при проведении профилактического контроля собственникам объектов при первичном выявлении нарушений выдаются только предписания об их устранении без привлечения к административной ответственности. В случае неисполнения предписания в установленные сроки накладывается штраф.
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялось первое заседание Экспертного совета по вопросам развития социально-трудовой сферы (далее – ЭС), члены которого будут давать предложения по совершенствованию работы ведомства, а также делать оценку новых инициатив.
В состав ЭС вошли заслуженные профессионалы из сфер здравоохранения, образования и социальной защиты, а также представители ассоциаций работодателей и профессиональных союзов. Постоянным председателем был определен глава управляющего комитета Астанинского хаба государственной службы при ООН Алихан Байменов.
Первое заседание ЭС открыла министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова. В своей вступительной речи она отметила, что мнение экспертов может значительно повысить эффективность реформ ведомства.
«Сегодня проходит первое заседание Экспертного совета. Идея его создания принадлежит Алихану Байменову, и мы ее с готовностью поддержали. Основная цель – получить экспертную оценку новым инициативам, выслушать профессиональное мнение и предложения. Это поможет нам повысить качество разрабатываемых решений, а также с уверенностью выходить к обществу и объяснять, каким образом мы намерены улучшать жизнь граждан. На каждом заседании мы будем представлять экспертам полный пакет аналитических материалов, и рассчитываем на содержательные рекомендации по всем ключевым направлениям социально-трудовой политики», – подчеркнула глава Минтруда.
Министр провела демонстрацию скоринговой модели оценки благополучия семей, а также поделилась информацией о реализации пилотного проекта по оказанию государственных услуг через Единую цифровую платформу.
Заседания Экспертного совета по вопросам развития социально-трудовой сферы будут проводиться на ежемесячной основе.
Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев провел встречу с исполняющим обязанности Представителя Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (далее – УВКБ ООН) Думитру Липкану.
Аскарбек Ертаев рассказал о проводимой в Казахстане работе по совершенствованию законодательных норм в отношении беженцев, в том числе о процедуре получения и пересмотра соответствующего статуса, доступных им мерах социальной защиты и т.д.
В свою очередь Думитру Липкану проинформировал о проводимой УВКБ ООН реструктуризации, которая привела к закрытию 18 офисов организации по всему миру, в том числе и в г. Астана.
Первый вице-министр поблагодарил экспертов из астанинского офиса за совместную работу с ведомством, а также обсудил условия дальнейшего взаимодействия с УВКБ ООН через офис в Алматы.
В 2025 году на историческую родину вернулись и получили статус кандаса 5 496 этнических казахов. Всего с 1991 года в республику вернулись более 1 млн 153 тыс. этнических казахов.
45,8% кандасов, прибывших в Казахстан с начала т.г., являются выходцами из КНР, 41,2% – из Узбекистана, 5,5% – из Туркменистана, 2,6% – из Монголии 2,4% – из России и 2,5% – из других стран.
По состоянию на 1 июня 2025 года, число этнических переселенцев трудоспособного возраста составляет 60,1%, несовершенолетние – 31% и пенсионеры – 8,9%.
Из числа кандасов трудоспособного возраста по уровню образования 17% имеют высшее образование, 27,4% среднее специальное образование, 53,2% общее среднее образование и 2,4% не имеют образования.
Прибывшие этнические казахи поселились в различных регионах республики.
Вместе с тем для расселения кандасов определены следующие трудодефицитные регионы: Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Атырауская, Западно, Восточно- и Северо-Казахстанская области.
Квота приема кандасов в регионах расселения на 2025 год составляет
2 309 человек. По состоянию на 1 июня 2025 года в регионы расселения переселено 917 кандасов.
Кандасам, расселяющимся в вышеуказанных регионах, предоставляются меры государственной поддержки в виде субсидии на переезд – единовременно в размере 70 МРП (275,2 тыс. тг) на главу и каждого члена семьи; на найм жилья и оплату коммунальных услуг – ежемесячно в течение одного года в размерах от 15 до 30 МРП (от 59 до 118 тыс. тенге).
С начала года различные меры поддержки были оказаны 340 кандасам.
В частности, 163 человека были трудоустроены на постоянную работу.
Вместе с тем в целях повышения эффективности добровольного переселения приняты институциональные меры по поддержке работодателей, участвующих в переселении граждан в северные регионы. Внедрен сертификат экономической мобильности для покупки, строительства жилья или для покрытия части первоначального взноса по ипотечным жилищным займам единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе в размере 50% от стоимости жилья или до
4,56 млн тенге на семью.
Министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова провела рабочую встречу с Представителем Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Рашедом Мустафа Сарваром. Глава Минтруда презентовала новые подходы оценки нуждаемости семей в мерах господдержки, также стороны обсудили актуальные вопросы сотрудничества в сфере социальной защиты населения.
Светлана Жакупова рассказала о реализации в г. Шымкент и Карагандинской области пилотного проекта по внедрению скоринговой модели оценки нуждаемости домохозяйств.
«Проект получил поддержку Президента, и мы уже перешли к его активной реализации. Методология охватывает не только социальную сферу, но и включает аспекты здравоохранения и образования. Мы уверены в ее корректности и эффективности. Никто не останется без внимания. Модель включает шесть категорий домохозяйств – от тех, кто находится в крайней нужде, до полностью обеспеченных семей. Государственная поддержка исключается только для шестой категории, куда входят семьи, обладающие, например, двумя домами и двумя автомобилями. Основное внимание будет уделено тем, кто действительно нуждается в помощи. Главное – исключить влияние человеческого фактора в принятии решений, чтобы право на помощь определялось объективно и прозрачно», – отметила министр.
В свою очередь Рашед Мустафа Сарвар выразил высокую оценку внедряемой модели и отметил, что ЮНИСЕФ приветствует такую инициативу.
«Мы видим, что министерство ведёт большую и эффективную работу. Методология действительно продуманная и перспективная. Мы готовы оказать техническую и экспертную поддержку, чтобы повысить результативность реализации и провести необходимое тестирование. Наша общая цель – не оставить без внимания и поддержки ни одного представителя уязвимых слоев населения, особенно детей», – сказал он.
Представитель ЮНИСЕФ также поздравил Минтруда с утверждением Концепции инклюзивной политики до 2030 года, отметив важность этого документа для формирования системной государственной политики в сфере защиты прав уязвимых категорий населения.
Стороны также обсудили предстоящие шаги по совместной работе, направленной на развитие механизмов поддержки детей и уязвимых семей. В завершение встречи участники поблагодарили друг друга за конструктивный диалог и подтвердили готовность к дальнейшему углублению партнёрства.
В рамках прошедшей в Женеве 144-й сессии Комитета ООН по правам человека делегация из Казахстана презентовала и защитила Третий периодический доклад о выполнении нашей страной обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах. Первый вице-министр труда и социальной защиты населения РК Аскарбек Ертаев проинформировал о принимаемых мерах в области социальной защиты населения.
В состав казахстанской делегации, возглавляемой вице-министром юстиции, также вошли представители Генеральной прокуратуры, Судебной администрации, Агентства по противодействию коррупции, министерств иностранных дел, здравоохранения, просвещения, внутренних дел, культуры и информации и др.
В ходе презентации Третьего доклада участники сессии были ознакомлены с основными достижениями Казахстана в области прав человека за последние 5 лет и главными приоритетами развития государства.
В рамках защиты Третьего доклада члены казахстанской делегации ответили на ряд вопросов экспертов ООН. В частности, они проинформировали о деятельности Уполномоченного по правам человека, обеспечении гендерного равенства и недискриминации во всех сферах, борьбе с терроризмом и экстремизмом, предупреждении и борьбе с коррупцией и др.
Аскарбек Ертаев дал ответы о принимаемых мерах в области социальной защиты населения: соблюдении прав лиц с инвалидностью, поддержке жертв бытового насилия и торговли людьми, совершенствовании миграционной политики, а также о проводимой работе по борьбе с принудительным трудом и сексуальными домогательствами на рабочем месте.
Делегации из других стран отметили поступательный прогресс Казахстана в развитии законодательных, практических и других мер в области защиты прав человека и выполнении основных принципов международных документов в этой сфере.
По состоянию на 1 июня 2025 года адресная социальная помощь (далее – АСП) назначена 242,4 тыс. человек из 45,2 тыс. семей на сумму 13,4 млрд тенге. В текущем году на эти цели из бюджета предусмотрено 132,9 млрд тенге.
Как сообщалось ранее, основная цель АСП – выведение семьи из сложной жизненной ситуации посредством осуществления поддержки в виде денежных выплат и вовлечения в активные меры содействия занятости трудоспособных членов семьи.
АСП предусматривает:
- ежеквартальное назначение социальной помощи гражданам, доход которых не превышает черты бедности;
- предоставление ежемесячной дополнительной выплаты детям из малообеспеченных семей в возрасте от 1 до 6 лет включительно в размере
1,5 МРП на каждого ребенка. На 1 июня т.г. дополнительная выплата назначена 74,5 тыс. детям дошкольного возраста из числа получателей АСП на сумму
1,8 млрд тенге;
- содействие занятости путем трудоустройства, предоставления грантов семьям, мотивированным на открытие собственного дела, направления на курсы повышения квалификации (при необходимости) и другие.
В настоящее время казахстанцы могут подать заявление на назначение АСП, обратившись в карьерный центр, к акиму сельского округа по месту жительства или через портал электронного правительства (egov.kz).
Напомним, с 1 января 2025 года черта бедности в Казахстане определена на уровне 35% от регионального медианного дохода, но не ниже 70% от регионального прожиточного минимума.
Министерство труда и социальной защиты населения РК ведет апробацию модели распределения мер государственной поддержки в сферах социальной защиты, образования, культуры и спорта через Единую цифровую платформу (далее – ЕЦП). Это позволяет расширить спектр государственных услуг, оказываемых в цифровом формате, обеспечить прозрачность принимаемых решений при их оказании, исключить коррупционные риски, повысить эффективность и адресность. Новый формат в пилотном режиме реализуется в Карагандинской области и г. Шымкент.
В 36 государственных учреждениях (центры поддержки семьи, спортивные или специальные школы, дворцы школьников, дома ребенка, центры раннего вмешательства и др.) в пилотных регионах автоматизированы и оцифрованы процессы работы персонала в части ведения документации, учета и мониторинга, которые сводятся в единую базу данных в информационной системе Минтруда.
В пилоте также задействовано специальное мобильное приложение, которое позволяет вести учет и мониторинг проведенной работы по выведению семей и граждан из трудной жизненной ситуации. Оно обеспечивает обмен сведениями и координацию работы мобильных групп, созданных акиматами, в составе которых есть представители различных госорганов: образования, здравоохранения, внутренних дел, службы пробации и других – всего 2,6 тыс. специалистов.
Общая координация обеспечивается центрами поддержки семьи и направлена на раннее выявление рисков, предупреждение семейного неблагополучия и оказание комплексной помощи.
В рамках пилотного проекта поступило 2,1 тыс. обращений о необходимости оказания различных мер помощи. Из них на текущий момент порядка 400 находится в работе, по остальным уже оказаны меры господдержки. Интеграция различных систем позволяет определять комплексность и полноту предоставленной гражданам помощи.
Как сообщалось ранее, в рамках пилотного проекта также планируется реализовать оказание 11 государственных услуг в сферах образования, социальной защиты населения, жилищных отношений и физической культуры при помощи ЕЦП.
Совместную работу в данном направлении ведут 6 государственных органов – министерства труда и социальной защиты населения, науки и высшего образования, просвещения, туризма и спорта, промышленности и строительства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Реализация пилотного проекта позволит сократить фрагментарность и дублирование действующих мер, неэффективные выплаты, обеспечить господдержку действительно нуждающимся гражданам, повысить прозрачность бизнес-процессов по предоставлению услуг.
Одним из новшеств пилотного проекта является применение скоринговой модели оценки социально-экономической уязвимости и устойчивости домохозяйств, разделяющей семьи на 6 категорий – от крайней нуждаемости (дефицит средств на питание) до высокого благосостояния (отсутствие материальных затруднений). Основная цель – перераспределение ресурсов в пользу действительно нуждающихся граждан, в том числе через отказ от предоставления помощи гражданам, относящимся к 6 категории (высокий уровень благосостояния).
С начала 2025 года социнспекторами проведено 430 проверок, из них 201 – внеплановые, 99 – в рамках профилактического контроля, 130 – по требованию прокуратуры. По итогам проверок выдано 192 предписания об устранении выявленных нарушений, наложен 341 штраф на сумму более 28,8 млн тенге.
Государственным контролем охвачены: акиматы – 17, отделы и управления местных исполнительных органов – 86, государственные учреждения – 47, детские сады – 16, школы – 52, колледжи, лицеи – 9, больницы, поликлиники – 21, центры оказания специальных социальных услуг – 18, автобусные парки, авто/жд вокзалы, аэропорты – 33, ИП – 18, магазины – 34, торговые дома – 5, кафе, рестораны, гостиницы – 11, пункт полиции – 1, стоматологии – 5, библиотека – 1, дома культуры – 7, архивы и музеи – 2, санатории – 3, отделение почтовой службы – 2, спортшколы – 10, нотариус – 1, банки – 6, реабилитационные центры – 2 и другие – 23.
Так, Департаментом Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения МТСЗН РК по Павлодарской области на основании обращения физического лица проведена внеплановая проверка ГУ «Управления координации занятости и социальных услуг Павлодарской области» по вопросу соблюдения комиссией порядка допуска, регистрации и снятия с регистрации поставщиков на Портале социальных услуг. По результатам проверки субъекту выдано предписание.
При этом инспекторы отмечают положительные изменения в адаптации социальной инфраструктуры для ЛСИ во всех регионах. Это подтверждают и люди с особыми потребностями.
«На территории городских поликлиниках №3 и №4, например, имеется парковочное место для автотранспорта инвалидов, а входная группа оснащена пандусами. Для слабовидящих при входе в здания поликлиник установлены мнемосхемы, в самих зданиях имеются тактильные полосы и санитарно-бытовые помещения для лиц с инвалидностью. Также хочется отметить спортивные объекты города, где людям с особыми потребностями созданы все условия для занятия спортом. Это дворец спорта «Баянтау», спорткомплекс «Автомобилист», бассейн «Olimpic», – поделилась житель г. Павлодара Юлия Петрусева, имеющая инвалидность первой группы.