В соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить прилагаемые Правила по оформлению и применению
нарядов-допусков при производстве работ в условиях повышенной опасности.
- Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Сарбасова А.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Типовое положение о системе управления охраной труда
Глава 1. Общие положения
- Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – Типовое Положение) разработано в соответствии с подпунктом 41-1) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года в качестве руководящего документа при внедрении и осуществлении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, требованиями международных, межгосударственных и национальных стандартов в области охраны труда.
- СУОТ является инструментом внутреннего контроля по безопасности и охране труда и комплексом мероприятий, реализуемых работодателем в соответствии с политикой организации по охране труда, с соблюдением нормативных требований, определяемых трудовым законодательством Республики Казахстан.
- СУОТ создается во всех организациях вне зависимости от форм собственности, управления и размерности, основывается на управлении профессиональными рисками и является обязательными для всех структурных подразделений организации, работников и лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, относящихся к ответственности работодателя.
- В организациях может быть внедрена СУОТ на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, с условием соблюдения требований к элементам и компонентам СУОТ, предусмотренным настоящим типовым положением и обеспечением соблюдения требований трудового законодательства Республики Казахстан.
- Все этапы внедрения и функционирования СУОТ работодатель вправе осуществлять самостоятельно (силами службы или специалистов по охране труда), либо с привлечением экспертов. Квалификация специалистов по безопасности и охране труда организации и привлекаемых экспертов должна быть подтверждена сертификатом по результатам повышения квалификации по программам, включающим вопросы внедрения системы управления охраной труда в Республике Казахстан.
- Положение о СУОТ (далее - Положение) является основой функционирования СУОТ и разрабатывается работодателем на основании настоящего Типового Положения с учетом специфики и вида экономической деятельности организации и ее размерности. При разработке Положения необходимо учитывать мнение работников и (или) их представителей. Положение утверждается приказом работодателя.
- Настоящее Типовое положение содержит требования к структуре и содержанию Положения, разрабатываемого работодателем.
- Положение подлежит пересмотру и актуализации при внесении изменений в законодательные и иные нормативные акты Республики Казахстан, изменяющие порядок реализации процедур СУОТ, а также на основе анализа функционирования СУОТ в целях увеличения ее эффективности.
Глава 2. Требования к структуре и содержанию
Типового положения о системе управления труда
2.1 Структура
- Основными элементами СУОТ и, соответственно, основными структурными элементами Положения (разделами) являются:
- планирование СУОТ;
- функционирование СУОТ;
- контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
- совершенствование СУОТ.
- В рамках элементов СУОТ в Положении отражаются следующие компоненты и процедуры (подразделы):
Планирование СУОТ:
- политика в области охраны труда;
- распределение и закрепление обязанностей в сфере безопасности и охраны труда между ответственными лицами;
- взаимодействие, коммуникации и информирование;
- планирование мероприятий;
Функционирование СУОТ.
5) процедуры, направленные на достижение целей в области безопасности и охраны труда;
Контроль и мониторинг функционирования СУОТ
6) внутренний контроль, выявление несоответствий по вопросам БиОТ;
7) внутренний аудит, совместные действия работодателя и работников по безопасности и охране труда;
Совершенствование СУОТ.
8) предупреждающие и корректирующие действия;
9) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
10) анализ со стороны руководства;
11) постоянное улучшение;
13) управление документацией СУОТ и отчетность;
12) ответственность за несоблюдение требований Положения о СУОТ.
- Положение может содержать титульный лист, раздел «Общие положения» и приложения, необходимые для регламентации процедур СУОТ, управления документацией и отчетности.
- Структура Интегрированной СУОТ в организациях с среднесписочной численностью менее 50 человек, вне зависимости от вида экономической деятельности может быть упрощенной при условии соблюдения нормативных требований безопасности рабочих мест.
2.2 Содержание
2.2.1 Планирование СУОТ
2.2.1.1 Политика в области охраны труда
- В разделе Положения «Политика в области охраны труда», определяются основные требования к разработке и утверждению Политики, в приложении приводится утвержденная Политика.
- Политика в области охраны труда (далее - Политика) – это документ, в котором представлен перечень принципов, целей и задач, намерений и направлений деятельности в области охраны труда в организации, реализация которых гарантируется руководством.
- Политика определяется на основании предварительного анализа деятельности организации, учитывает специфику деятельности организации, характер производства, наличие опасностей.
- В Политике устанавливаются принципы и приоритеты в целом для организации, которые могут быть конкретизированы для каждого структурного подразделения и уровня управления.
- Основные принципы и приоритеты в области охраны труда, которые могут быть отражены в Политике:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников, а также обеспечения безопасных условий их труда;
- недопущение необратимых последствий вредного воздействия производственных факторов на жизнь и здоровье работников;
- установление единых требований к обеспечению безопасности и охраны труда в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Казахстан и нормативно-техническими документами;
- осуществление комплекса профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве, аварий на опасных производственных объектах и минимизации их последствий;
- постоянное улучшение условий и охраны труда работников, за счет совершенствования технологических процессов, технического оснащения, повышения уровня квалификации.
- В Политике содержатся основные цели работодателя в области охраны труда, которые должны быть достижимы путем реализации процедур в рамках СУОТ. Цели формулируются на основе измеримых показателей, достижение которых ставиться в приоритете. Количество целей определяется спецификой деятельности организации и состоянием безопасности и охраны труда в организации.
- Задачи формируются с учетом необходимых мер для достижения поставленных целей, согласно принципам и приоритетам в области охраны труда.
- Политика принимается и подписывается руководством организации (актом работодателя), которое, утверждением этого документа, берет на себя ответственность за обеспечение всех необходимых ресурсов (организационные, технические, экономические и др.) для ее реализации.
- Принятая Политика доводится до сведения всех работников, должна быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон.
- Пересмотр и актуализация Политики проводятся:
- при внесении изменении в законодательство Республики Казахстан, нормативные, нормативно-технические и другие документы в области безопасности и охраны труда;
- при изменении обстоятельств, влияющих на уровень профессиональных рисков;
- на основе анализа эффективности функционирования СУОТ.
- С изменениями, внесенными в Политику, подлежат ознакомлению все работники организации.
2.2.1.2 Распределение и закрепление обязанностей в сфере безопасности и охраны труда между ответственными лицами
- Данный раздел Положения содержит информацию о закреплении общего руководства в рамках СУОТ, регламентацию распределения и закрепления обязанностей, функций, полномочий и ответственности между должностными лицами с использованием всех уровней управления, предусмотренных структурой организации.
- Организационная структура СУОТ неразрывно связана со структурой управления организацией и является ее неотъемлемой частью. В положении приводится структура управления СУОТ организации.
- Общее руководство деятельностью по обеспечению безопасности и охраны труда и соблюдение требований законодательства в организации возлагается на работодателя.
- В обязанности работодателя, в рамках СУОТ, входит:
- осуществление общего руководства по разработке, внедрению, функционированию и совершенствованию СУОТ;
- формирование и утверждение Политики СУОТ;
- распределение и закрепление функций, обязанностей и полномочий по охране труда между руководителями подразделений в организации с учетом уровней управления;
- обеспечение всеми необходимыми ресурсами для реализации процедур СУОТ, включая финансирование всех видов затрат в области охраны труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о профессиональных рисках и принимаемых мерах по улучшению условий труда в организации;
- консультирование с работниками и их представителями по разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке эффективности и улучшению СУОТ в организации;
- контроль эффективности функционирования СУОТ;
- своевременная актуализация Положения о СУОТ и Политики.
- Права и ответственность работодателя в рамках СУОТ могут быть распределены между должностными лицами, осуществляющими функции управления организацией.
- Работодатель с учетом функций, роли, места расположения (удаленности) структурных подразделений и отдельных работников в СУОТ устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.
- Для организации работы и осуществления контроля по охране труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек, работодатель, создает службу безопасности и охраны труда, которая подчиняется непосредственно работодателю или уполномоченному лицу. Работодатель разрабатывает и утверждает Положение о службе безопасности и охраны труда и определяет численность, согласно Типового положения и нормативам, утвержденным уполномоченным органом в области безопасности и охраны труда.
- Для организации работы и осуществления контроля по охране труда в организациях, осуществляющих непроизводственную деятельность или с численностью работников менее 50 человек, работодатель вводит должность специалиста по безопасности и охране труда, либо данные обязанности возлагает на другого специалиста. Специалист по безопасности и охране труда, либо специалист, на которого возложены данные обязанности, осуществляют свою деятельность на основании должностной инструкции.
- В случае, если работодатель является субъектом малого или микропредпринимательства, и не имеет штатных специалистов по охране труда, организация безопасности и охраны труда может осуществляться с привлечением специалиста на договорной основе с физическим или юридическим лицом.
- Основными задачами службы безопасности и охраны труда, специалиста по безопасности и охране труда организации или привлеченного специалиста, в рамках СУОТ, являются:
- проведение организационно-технических мероприятий по безопасности и охране труда с целью реализации процедур СУОТ;
- организация и координация работы по безопасности и охране труда в структурных подразделениях:
- осуществление внутреннего контроля за соблюдением работниками требований нормативных правовых актов и актов работодателя по безопасности и охране труда.
- Служба безопасности и охраны труда или специалист вправе (уполномочены):
- беспрепятственно посещать и осматривать производственные, бытовые и другие помещения;
- осуществлять контроль за разработкой и выполнением профилактических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в структурных подразделениях организации;
- выдавать работникам структурных подразделений организации обязательные для выполнения указания о принятии мер по устранению выявленных нарушений по безопасности и охране труда.
- В должностные инструкции работников, в обязательном порядке включаются конкретные обязанности, возложенные в рамках СУОТ. При перераспределении функций и обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами организации в должностные инструкции вносятся соответствующие изменения или дополнения с обязательным ознакомлением работников.
- В Положении может приводится более конкретная детализация обязанностей, возлагаемых на подразделения и отдельных работников организации с закреплением подразделений и отдельных работников за соответствующими процедурами и мероприятиями, посредством выполнения которых обеспечивается решение задач, предусмотренных СУОТ.
- Руководители структурных подразделений организуют в своем подразделении работу по охране труда путем распределения должностных и функциональных обязанностей работников, стимулирования их работы, обеспечения контроля и т.д.
- При невыполнении своих должностных обязанностей по охране труда, нарушении требований охраны труда работники несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2.2.1.3 Взаимодействие, коммуникации и информирование
- В данном разделе определяются пути взаимодействия и коммуникации ответственных лиц за функционирование СУОТ между собой, с учетом структуры управления СУОТ, и работниками, а также информирование работников по вопросам охраны труда с целью формирования культуры безопасности в организации.
- В Положении определяется система внутреннего и внешнего взаимодействия и коммуникаций, приводится порядок их осуществления.
- В рамках СУОТ должна быть обеспечена система как внутреннего, так и внешнего взаимодействия и коммуникаций.
- Порядок осуществления внутренней коммуникации определяется руководителем организации.
- Структурные подразделения и должностные лица организации осуществляют внутреннее взаимодействие в рамках СУОТ путем получения приказов, распоряжений, согласования планов, отчетов, оформления документации, проведения производственных совещаний и т.п.
- Внутренняя коммуникация в организации реализуется посредством:
- организационно-распорядительной документации;
- собраний, совещаний;
- смотров и конкурсов;
- занятий, семинаров, конференций и др.
- Организация устанавливает и поддерживает систематическое взаимодействие с внешними заинтересованными организациями по вопросам охраны труда.
- Внешняя коммуникация в рамках СУОТ осуществляется в виде:
- отчетности;
- предоставления соответствующей информации по запросам;
- согласования вопросов, касающихся охраны труда;
- информирования об изменениях в деятельности организации, касающихся охраны труда и т.д.
- Внешнее взаимодействие организации в рамках СУОТ устанавливается и поддерживается:
- с уполномоченным органом и местным органом по инспекции труда (мониторинг состояния условий труда; расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, выполнение предписаний и заключений инспекторов труда и т.д.).
- со специализированными организациями (аттестация производственных объектов по условиям труда, оценки профессиональных рисков);
- со страховыми компаниями (обязательное страхование работников от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью);
- с медицинскими учреждениями (проведение обязательных медицинских осмотров);
- с учебными центрами (обучение и проверка знаний руководящих работников и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охране труда);
- с органами статистики (сдача отчетности о состоянии безопасности и охраны труда).
- С целью организации информирования работников о вопросах, касающихся безопасности и охраны труда, работодатель исходя из специфики своей деятельности, определяет и устанавливает формы такого информирования и порядок их осуществления.
- Информирование может осуществляться в форме:
- включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомления работника с результатами аттестации производственных объектов по условиям труда на его рабочем месте;
- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
- изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов, установка знаков безопасности, сигнальной разметки, схем и т.д.;
- использования информационных ресурсов;
- размещения соответствующей информации в общедоступных местах (кабинет «уголок» охраны труда и др.).
- В рамках реализации консультирования и информирования работников по вопросам безопасности и охраны труда и формирования культуры безопасности в организации осуществляется:
- информирование работников о законодательных и нормативных требованиях по охране труда;
- информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующих опасностях и рисках повреждения здоровья, полагающихся им средствах индивидуальной защиты СИЗ, льготах и компенсациях за тяжёлые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
- информирование работающих о передовом опыте по охране труда и внедрение его на практике;
- разработка и осуществление мероприятий, направленных на формирование у работников сознания приоритетности требований охраны труда.
- Работодатель определяет порядок обратной связи - информирования работниками, имеющими предложения по улучшению результативности СУОТ и другим вопросам, касающимся ее функционирования, а также обнаружившими несоответствия, работодателя или ответственных лиц.
- Качественное взаимодействие, коммуникации и своевременное информирование работников о порядке обеспечения здоровых и безопасных условий труда, о существующих рисках на рабочих местах, организации контроля за состоянием охраны труда и о его результатах возлагаются на работодателя, который, в свою очередь, определяет ответственных лиц за их реализацию.
2.2.1.4. Планирование мероприятий
- Раздел Положения «Планирование мероприятий» содержит информацию об определении необходимых действий, сроков и соответствующих ресурсов для достижения заданных целей в рамках создания СУОТ в организации.
- Планирование является важнейшей частью СУОТ и направлено на результативное, эффективное и своевременное создание и внедрение СУОТ с соблюдением Политики организации в области охраны труда.
- Условиями планирования является адекватность и объективность при установлении планируемых показателей (мероприятия, исполнители, ответственные лица, сроки исполнения, источники и объемы финансирования, ожидаемые результаты, целевые индикаторы и др.).
- Качественное планирование СУОТ основывается на результатах предварительного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных с учетом специфики деятельности организации.
- Источниками планирования при разработке СУОТ и основаниями для разработки планов являются:
- результаты оценки профессиональных рисков;
- результаты аттестации производственных объектов по условиям труда,
- анализ причин производственного травматизма, профессионально обусловленной заболеваемости;
- предписания уполномоченных местных и государственных органов по инспекции труда;
- предложения структурных подразделений, представителей работников, а также отдельных работников и т.д.
- Порядок подготовки, пересмотра и актуализации планов мероприятий устанавливает работодатель.
- Планирование мероприятий по реализации процедур СУОТ осуществляется на основании нормативных требований, предъявляемых трудовым законодательством Республики Казахстан, а также не противоречащих ему требованиях международных и межгосударственных стандартов, стандартов организации, коллективных и иных соглашений.
2.2.2. Функционирование СУОТ
2.2.2.1. Процедуры, направленные на достижение целей в области безопасности и охраны труда
- В данном разделе Положения описываются основные процедуры СУОТ (далее - Процедуры), предусмотренные трудовым законодательством, закрепленные как обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда.
- Посредством реализации следующих процедур и своевременным контролем за их исполнением достигаются цели организации в области БиОТ, предусмотренные СУОТ:
- подготовка работников по безопасности и охране труда (повышение квалификации, обучение, инструктирование);
- обеспечение документацией по безопасному ведению работ;
- аттестация производственных объектов по условиям труда и производственный контроль;
- управление профессиональными рисками;
- мониторинг состояния здоровья работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда;
- расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
- страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
- обеспечение безопасного выполнения подрядных работ.
- В подразделах Положения указываются порядок осуществления мероприятий в рамках каждой процедуры (с указанием нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления процедуры), ответственные за их выполнение и контроль, механизм осуществления.
Подготовка работников по безопасности и охране труда
(повышение квалификации, обучение, инструктирование)
- Согласно трудового законодательства, организация обучения, инструктирования и проверки знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда является обязанностью работодателя и неотъемлемой частью СУОТ, реализуемой в рамках ее Процедур с обязательным включением описания в Положение.
- Порядок реализации данной процедуры осуществляется в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду в виде утвержденных правил и сроков обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам охраны труда работников.
- Подготовка работников по охране труда включает:
- обучение и проверку знаний работников по рабочим профессиям;
- обучение и проверку знаний руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда;
- инструктирование и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда.
- Трудовым законодательством установлены соответствующие сроки по реализации данной процедуры.
- Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения, инструктажа и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны, в целом в организации, работодатель возлагает на службу БиОТ или специалиста, в том числе привлеченного, а в структурных подразделениях (филиалах, представительствах) - на их руководителей.
- Обучение, инструктирование и проверка знаний работников осуществляется за счет собственных средств работодателя и включается в план работ по безопасности и охраны труда в рамках СУОТ, а также отражается в соответствующей документации (протоколы проверки знаний, журналы).
- Список лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда, перечень работ и профессий, по которым проводится обучение работников, а также порядок, форму, программы обучения и инструктирования устанавливает и утверждает работодатель, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий безопасности труда по согласованию с представителями работников с изложением в Положении.
Обеспечение документацией по безопасному ведению работ
- В подразделе Положения, регулирующему порядок обеспечения работников документацией по безопасному ведению работ в рамках СУОТ, приводится описание действий работодателя по разработке, утверждению, пересмотру и обеспечению работников инструкциями, детализирующими применение законодательства в области безопасности и охраны труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках, транспортных средства и иных местах организации, где производятся эти работы и выполняются служебные обязанности.
- Порядок осуществления данной процедуры определен уполномоченным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан в виде Правил разработки, утверждения инструкций по безопасности и охраны труда работодателем.
- Перечень инструкций, как для профессий, так и видов работ в целом в организации, утверждается актом работодателя.
- Ответственность за разработку перечня и самих инструкций, работодатель возлагает на службу БиОТ или специалиста, в том числе привлеченного.
- Порядок разработки, утверждения, пересмотра, регистрации инструкций и ознакомления с ними работников излагается в данном подразделе Положения.
Аттестация производственных объектов по условиям труда и производственный контроль
- При создании и внедрении СУОТ для организаций, основным видом деятельности которых является производственная, а также для организаций, имеющих производственные подразделения, в Положение включается процедура обязательной периодической аттестация производственных объектов по условиям труда (далее - Аттестация).
- Аттестация осуществляется за счет собственных средств работодателя в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда.
- Порядок проведения аттестации определяется уполномоченным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан в виде Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда.
- Ответственность за своевременную организацию и проведение Аттестации работодатель возлагает на службу БиОТ или специалиста, в том числе привлеченного.
- Аттестация осуществляется согласно перечня производственных объектов и рабочих мест, подлежащих Аттестации, перечня опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих обследованию с привлечением специализированной организации, определяемых путем создания временного рабочего органа – комиссии. В обязанностях комиссии входит также определение и согласование с работодателем графика и сроков проведения Аттестации и осуществление внутреннего контроля за качеством ее проведения.
- Описание сроков создания и состава комиссии, мероприятий по реализации процедуры работодателем, комиссией, спецорганизацией, а также требования к оформлению, приемке и предоставлению соответствующей отчетности по ее результатам описываются в данном подразделе Положения.
- В случае, если организация осуществляет деятельность по производству, применению, хранению, транспортировке, реализации, сбору, утилизации и (или) уничтожению продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, Положение дополняется описанием процедуры проведения производственного контроля.
- Производственный контроль за соблюдением Санитарных правил, гигиенических нормативов и технических регламентов осуществляется работодателем за счет собственных средств работодателя согласно порядка и требований, установленных уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан в виде Санитарных правил.
- Работодатель устанавливает должностных лиц, ответственных за обеспечение своевременности, полноты и достоверности осуществления производственного контроля с приведением данной информации, а также порядка и сроков его организации, проведения, регистрации и оформления отчетности в Положении.
Управление профессиональными рисками
- Управление профессиональными рисками предусматривает активное взаимодействие работодателей, работников и других заинтересованных сторон в обеспечении безопасности, улучшении условий труда и сохранении трудоспособности работников, в том числе:
- работодатели организуют и обеспечивают управление профессиональными рисками, назначают лиц, участвующих в управлении профессиональными рисками;
- работники, непосредственно занятые на рабочих местах, где оцениваются профессиональные риски, участвуют в консультациях и содействуют проведению мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- внешние организации и специалисты, оказывающие услуги в сфере охраны труда, проводят обучение, при необходимости консультируют работодателей, проводят идентификацию и оценку профессиональных рисков, необходимые измерения и расчеты, содействуют в подготовке и проведении мер по управлению профессиональными рисками.
- Управление профессиональными рисками как составная часть системы управления охраной труда на предприятии, подразумевает поэтапное проведение и документирование следующих процедур:
- Планирование мер по управлению профессиональными рисками;
- Идентификация профессиональных рисков;
- Оценка профессиональных рисков;
- Воздействие на профессиональный риск и корректирующие меры;
-Контроль и мониторинг управления профессиональными рисками.
- Проведение вышеуказанных процедур управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда на предприятиях, действующих на территории Республики Казахстан, имеющих в составе производственные объекты, регламентировано в соответствии с требованиями Правил управления профессиональными рисками, утвержденных уполномоченным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан. Предприятия, не имеющие в составе производственные объекты, осуществляют вышеуказанные процедуры в произвольном порядке.
- Для организации проведения вышеуказанных процедур по управлению профессиональными рисками работодателем издается соответствующий приказ о создании Комиссии по управлению профессиональными рисками (далее, Комиссия), которая является коллегиальным органом в составе председателя, членов и секретаря.
- В состав Комиссии включается не менее 5-ти человек, в том числе руководитель предприятия либо его заместитель, специалисты служб безопасности и охраны труда и структурных подразделений организации по согласованию, а также представители работников.
- Для предприятий, имеющих в составе производственные объекты, организация проведения вышеуказанных процедур входит в компетенцию Производственного совета, созданного на предприятии в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Мониторинг состояния здоровья работников
- В целях обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения и нераспространения общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний и предупреждения травматизма, работодатель, организует проведение периодического медицинского осмотра работников, в связи с чем, описание данной процедуры подлежит включению в Положение.
- Обязательные медицинские осмотры осуществляются с учетом специфики деятельности организациями, независимо от размерности и формы собственности, за счет собственных средств работодателя в установленным порядке согласно Правил проведения обязательных медицинских осмотров и Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры.
- Для работников, занятых на работах с повышенной опасностью, машинами и механизмами, работодатель, за счет собственных средств организует проведение предсменного медицинского освидетельствования. Процедура предсменного освидетельствования описывается в Положении.
- Общий контроль за проведением медицинского осмотра и освидетельствования работников осуществляет работодатель, с определением ответственных (Служба или специалист по безопасности и охраны труда, Медицинские подразделения).
- Перечень работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров и предсменного медицинского освидетельствования с соблюдением требований законодательства и учетом специфики деятельности определяет и утверждает работодатель.
Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
- Обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами является обязанностью работодателя и осуществляется в рамках одной из процедур СУОТ.
- Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), смывающими и обеззараживающими средствами, осуществляется в соответствии с Правилами выдачи СИЗ, которые устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
- СИЗ выдается работникам для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, а также от неблагоприятных факторов окружающей среды в соответствии с установленными нормами.
- СИЗ, выдаются работникам с учетом специфики производства и вида экономической деятельности организации вне зависимости от размерности и формы собственности организации, за счет собственных средств работодателя и должны отвечать требованиям безопасности и охраны труда, быть сертифицированными в соответствии с требованиями Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».
- В Положении указывается порядок обеспечения работников СИЗ, смывающими и обеззараживающими средствами, отражаются отвественные за организацию приобретения, выдачи, хранения, замены, стирки, обеззараживания и ремонта, а также учета, регистрации и ведения отчетности в рамках данных процедур.
- Создание работникам необходимых санитарно-гигиенических условий обеспечивается работодателем, посредством установки и содержания средств коллективной защиты, организации санитарно-бытовых помещений и устройств за счет собственных средств
- В тех случаях, когда это требуется исходя их специфики производства, в Положение включается порядок организации данных помещений и устройств, а также правила их эксплуатации и ответственные за обеспечение их исправности и функциональности.
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников
- С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов.
- Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников осуществляется с учетом специфики работы, в первую очередь для работников с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками и с влиянием опасных и вредных производственных факторов.
- В Положение включаются порядок реализации мероприятий по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников:
- организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;
- обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
- обеспечение рационального использования рабочего времени;
- поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
- Предоставление работникам сокращенных режимов труда и отдыха осуществляется на основании порядка, определенного уполномоченным государственным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан на основании результатов Аттестации и подробно приводится в следующем подразделе при описании процедуры предоставления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени.
Предоставление гарантий за работу во вредных условиях труда
- Предоставления гарантий в виде дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда, обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием являются неотъемлемыми мероприятиями в рамках данной процедуры СУОТ.
- Порядок предоставления данных гарантий утвержден уполномоченным государственным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан.
- Основанием предоставления дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени является результаты аттестации производственных объектов по условиям труда и/или Список производств, цехов, профессий и должностей, перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда .
- Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель устанавливает повышенные должностные оклады (ставки) или доплаты, размер которых определяет коллективным договором или актом с учетом отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности, определяемых отраслевым соглашением.
- В качестве основания для установления повышенного размера оплаты труда должны быть использованы результаты аттестации и/или согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
- С целью повышения общей сопротивляемости организма, улучшения самочувствия, работоспособности, снижения общей и профессиональной заболеваемости отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда работодатель за счет собственных средств обеспечивает выдачу молока или равноценных пищевых продуктов, и (или) специализированных продуктов для диетического (лечебного и профилактического) питания в соответствии с нормами, установленными уполномоченным государственным органом в области безопасности и охраны труда Республики Казахстан.
- Основанием выдачи работникам молока или равноценных пищевых продуктов служат результаты Аттестации.
- Порядок осуществления данной процедуры, определения работников, подлежащих обеспечению гарантиями в рамках СУОТ, а также распределение и закрепление ответственных за ее реализацию приводятся в Положении.
Страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей
- В целях обеспечения защиты имущественных интересов работников, жизни и здоровью которых может быть причинен вред при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей, посредством осуществления страховых выплат работодателем осуществляется обязательное страхование работника от несчастных случаев (далее - Страхование). Описание данной процедуры приводится в Положении в целях признания Страхования неотъемлемыми действиями работодателя в рамках СУОТ.
- Страхованию подлежат все работники организации независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности. Основными принципами Страхования являются:
- обеспечение выполнения сторонами своих обязательств по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев;
- экономическая заинтересованность работодателей в повышении безопасности труда.
- Процесс осуществления Страхования регламентируется Законом Республики Казахстан об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
- В Положении приводятся порядок и сроки осуществления Страхования, закрепляются ответственные должностные лица.
Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью
- Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью (далее – несчастных случаев), являясь процедурой СУОТ, осуществляемой всеми работодателями независимо от форм собственности, вида осуществляемой деятельности и размерности подлежит обязательному включению в Положение с описанием всех мероприятий.
- Ответственность за расследование несчастных случаев, нечет работодатель без передачи данной ответственности другим лицам.
- Порядок осуществления расследования и учета несчастных случаев регламентируется Трудовым кодексом Республики Казахстан.
- В Положении приводится пошаговый алгоритм действий при возникновении несчастного случая: от оказания первой доврачебной помощи и информирования о несчастном случае, до оформления материалов расследования и предоставления отчетности.
- В Положение вносится информация о:
- порядке информирования о несчастном случае с учетом особенностей осуществления управления организации;
- обеспечении допуска должностных лиц уполномоченного государственного органа по труду и местного органа по инспекции труда, для проведения расследования несчастных случаев;
- особенностях расследования отдельных групп работников (прикомандированных, проходящих производственную практику, работников подрядных организаций и др.);
- категориях несчастных случаев, в отношении которых, работодателем обеспечивается расследование и учет, а также не подлежащих учету как несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью;
- особенностях расследования и учета профессиональных заболеваний и отравлений;
- особенностях специального расследования;
- особенностей расследования у работодателя – физического лица.
Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ
- Описание процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ приводится в Положении о СУОТ в случае осуществления организацией работ в сфере строительства в качестве генерального подрядчика или в качестве подрядной (субподрядной) организации.
- Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ на строительных площадках, выполняемых одновременно несколькими организациями осуществляется путем общей координации генеральным подрядчиком.
- Генеральный подрядчик несет основную ответственность за общую деятельность на строительной площадке, координацию предписанных мер, касающихся безопасности и гигиены труда в соответствии требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан и Конвенции МОТ № 167 О безопасности и охране труда в строительстве, ратифицированной Республикой Казахстан.
- В Положении приводятся основные функции сторон и порядок их определения и закрепления, устанавливается ответственность сторон и порядок информирования, контроля и ответственности за выполнение согласованных действий по организации безопасного выполнения подрядных работ.
2.2.3 Контроль и мониторинг функционирования СУОТ
2.2.3.1 Контроль за соблюдением требований по охране труда
- С целью оперативного выявления отклонений факторов безопасности и охраны труда от требований трудового законодательства, правил и норм безопасности, стандартов и принятия оперативных решений по их устранению, работодатель, исходя из специфики своей деятельности, обеспечивает контроль за соблюдением требований охраны труда.
- Основные виды контроля и аудита в рамках СУОТ:
- внутренний контроль по безопасности и охране труда;
- внутренний аудит СУОТ;
- внешний аудит;
- иные виды контроля и аудита, не противоречащие трудовому законодательству.
- В Положении приводится порядок осуществления, реализации процедур, документирования, закрепление ответственных лиц и сроков осуществления всех видов контроля, а также формы устранения недостатков и несоответствий СУОТ.
- Работодателем обеспечивается проведение внутреннего аудита СУОТ с запланированной периодичностью с целью:
- оценки эффективности внедрения и функционирования СУОТ;
- оценки результативности выполнения политики и целей СУОТ;
- предоставления информации о результатах реализации политики и целей СУОТ.
- В Положении устанавливается порядок осуществления аудита, который отражает:
- информацию об органе или ответственном лице (аудиторе) (состав, компетенцию, ответственность);
- определение критериев, области, периодичности и методов аудита;
- требования по планированию, проведению аудитов, отчетности о результатах и документированию.
- Внешний аудит осуществляется в случае внедрения стандартов СУОТ и регламентируется в соответствии с требованиями данных стандартов.
- Программы аудитов планируются, разрабатываются, внедряются и выполняются с учетом результатов оценки профессиональных рисков, выявления несоответствий и предыдущих аудитов.
- Выявленные несоответствия, выводы, заключения и рекомендации, сделанные в результате контроля, и аудита и других видов проверок и анализа, оформляются документально.
- Выбор аудиторов и проведение аудитов должно гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.
Внутренний контроль, выявление несоответствий по вопросам БиОТ
- Внутренний контроль по безопасности и охране труда осуществляется работодателем в целях соблюдения установленных требований по безопасности и охране труда и принятия незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений.
- Внутренний контроль по безопасности и охране труда включает:
- наблюдения за состоянием условий труда, в том числе анализ данных производственного контроля;
- оперативный многоуровневый контроль над состоянием безопасности и охраны труда;
- принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.
- Работодателем, с учетом структуры организации и специфики деятельности, устанавливаются уровни контроля и подчиненность.
- Внутренний контроль проводится специалистом и/или службой безопасности и охраны труда, за:
- выполнением решений органов государственной инспекции труда и иных государственных органов контроля в части соблюдения процедур СУОТ;
- внедрением правил, норм, стандартов по безопасности и охране труда;
- выполнением приказов и распоряжений руководителя организации по вопросам безопасности и охраны труда;
- организацией работы кабинетов (уголков) безопасности и охраны туда и внедрением передового опыта работы;
- организацией приобретения, хранения, стирки, химической стирки, сушки, обезвреживания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;
- современным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований состояния оборудования, машин и механизмов, соблюдение графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
- соблюдением действующих норм, правил и инструкций по безопасности и охране труда в процессе производства, а также в проектах новых реконструируемых производственных объектов.
- На основе выявленных несоответствий в порядке осуществления Процедур СУОТ, службой безопасности и охраны труда или специалистом, в том числе привлеченным, разрабатываются мероприятия по устранению недостатков и несоответствий СУОТ, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию отдельных направлений работы по охране труда.
Внутренний аудит, совместные действия работодателя и работников по безопасности и охране труда
- В целях организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований безопасности и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организации проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах в организациях, вне зависимости от сферы и вида экономической деятельности, формы собственности и управления, по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представителей создается Производственный совет по безопасности и охране труда (далее – Производственный совет).
- Состав Производственного совета формируется согласно требований трудового законодательства и утверждается совместным решением работодателя и представителей работников.
- Статус, права и обязанности технических инспекторов по охране труда, а также порядок осуществления ими контроля определяются решением производственного совета по безопасности и охране труда.
- При создании в организации Производственного совета, в его функции входит осуществление внутреннего аудита СУОТ.
- Решения производственного совета по безопасности и охране труда, принятые в целях контроля и аудита в рамках СУОТ, являются обязательными для работодателя и работников.
2.2.4. Совершенствование СУОТ
2.2.4.1 Предупреждающие и корректирующие действия
- Работодатель с целью улучшения и постоянного поддержания, в соответствие установленным нормам и требованиям безопасности и охраны труда, своевременного устранения причин потенциальных и выявленных несоответствий для предупреждения их появления осуществляет корректирующие и предупреждающие действия.
- Мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий должны включать:
- определение и анализ коренных причин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий СУОТ (несоответствий);
- инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в Положение о СУОТ.
- Корректирующие действия разрабатываются и осуществляются для устранения причин существующих несоответствий с целью предотвращения их повторного возникновения.
- Предупреждающие действия разрабатываются и осуществляются с целью исключения возможности возникновения потенциальных несоответствий.
- Ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда у работодателя должны проводить реализацию корректирующих и предупреждающих действий, а также устанавливать значимость и причины возникновения несоответствий.
- В Положении указывается порядок разработки Плана корректирующих (предупреждающих) действий по устранению причин выявленных несоответствий.
- Корректирующие действия предпринимаются сразу после выявления несоответствий, которые могут привести к несчастному случаю, профессиональному заболеванию, инциденту или аварии.
- В случае выявления несоответствия, в зависимости от причин и значимости их могут осуществляться следующие корректирующие действия:
- остановка производственного процесса;
- запрет эксплуатации оборудования;
- отстранение от работы и последующая проверка знаний работников;
- прием на работу работников с соответствующей квалификацией и опытом работы;
- пересмотр процедуры обучения и повышения квалификации работников по БиОТ;
- технические действия по устранению несоответствия (ремонт, техническое обслуживание);
- изменение существующих технологических процессов;
- оповещение заинтересованных сторон (при аварийной ситуации);
- введение в действие плана ликвидации аварий;
- пересмотр деятельности в отношении поставщиков и подрядчиков;
- пересмотр Положения о СУОТ, Политики, целей.
- Результативность и эффективность проведенных корректирующих и предупреждающих действий определяется по результатам оценки эффективности в процессе внутреннего аудита СУОТ.
2.2.4.2 Реагирование на аварии, несчастные случаи
и профессиональные заболевания
- В рамках СУОТ, в Положении предусматриваются методы реагирования на возможные аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и отравления.
- Методы реагирования разрабатываются на основе результатов анализа производственных и технологических процессов, характеристик используемого сырья и производимой продукции, климатических, сейсмических и иных природных процессов и т.п., результатов оценки профессиональных рисков, выявленных несоответствий и последствий ранее возникших происшествий аварий и аварийных ситуаций.
- Один из методов реагирования, составление плана действий в случае возникновения аварийных ситуаций. В методах реагирования отражаются ответственные за разработку, корректировку и ознакомление работников с планом действий в случае возникновения аварийных ситуаций.
- Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение. Форма акта регламентируется Положением.
2.2.4.3 Анализ со стороны руководства
- С целью обеспечения непрерывного соответствия СУОТ утвержденной Политики и целям организации в области охраны труда, эффективности СУОТ, руководство организации систематически анализирует СУОТ.
- Анализ включает следующие действия:
- рассмотрение отчетных материалов по результатам внутреннего контроля, предписаний контролирующих органов;
- рассмотрение результатов внутреннего аудита СУОТ;
- обсуждение на совещаниях текущих вопросов, связанных с безопасностью и охраной труда.
- На основе анализа СУОТ со стороны руководства инициируются:
- мероприятия по улучшению условий и охраны труда, совершенствования отдельных направлений работы по охране труда;
- введение поощрений и стимулирования работников;
- изучение передового опыта в вопросах БиОТ;
- изменения в Положение, Политику и цели СУОТ и др.
- В Положении приводятся формы осуществления анализа функционирования СУОТ со стороны руководства.
2.2.4.4. Постоянное улучшение
- Одним из направлений деятельности работодателя в рамках СУОТ является выявление возможностей для постоянного улучшения условий труда, повышения безопасности труда на правленых на совершенствование и повышение эффективности СУОТ.
- При планировании улучшений и повышения эффективности функционирования СУОТ, работодателем устанавливается зависимость между результатами внутреннего контроля и аудита СУОТ и оценкой ее эффективности.
- Организация постоянно повышает результативность СУОТ на основе анализа Политики путем:
- замены устаревшего производственного оборудования и технологических процессов на современные;
- применения передового опыта по обеспечению безопасности и охраны труда;
- использования эффективных подходов в обучении;
- повышения квалификации работников;
- привлечения высококвалифицированных специалистов и т.д.
2.2.4.5 Управление документацией СУОТ и отчетность
- В организации с целью качественного проведения анализа состояния охраны труда, идентификации, оценки и управления рисками, а также осуществления корректирующих и профилактических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда ведется документирование.
- В рамках СУОТ разрабатывается и описывается в Положении порядок управления документацией, включающий перечень внешней и внутренней документации, регламентацию форм ведения, сроков оформления, утверждения, регистрации, а также закрепления ответственных лиц и подразделений.
- Документация по охране труда включает:
- документы организационно-распорядительного и устанавливающего характера (приказы, положения, инструкции по охране труда, порядки, регламенты, программы, планы, перечни, списки, правила, нормы, стандарты и др.);
- нормативно-правовые акты в области безопасности и охраны труда в соответствии с видом экономической деятельности организации;
- документы фиксирующего характера (акты и протоколы, наряды-допуски, письменные распоряжения, материалы по расследованию несчастных случаев, документация проведения аттестации производственных объектов и оценки профессиональных рисков и др.);
- документы информационно-коммуникационного характера (формы государственной статистической отчетности, акты обследования должностными лицами, предписания, заключения, жалобы по вопросам безопасности, переписка в сфере охраны труда, объяснительные записки по вопросам охраны труда: служебные, докладные, аналитические);
- отчетная документация (акты проведения медицинского обследования работников, учет данных о состоянии здоровья работников, акты проведения испытаний производственного оборудования, результаты текущего контроля и анализа функционирования системы управления охраной труда, формы официальной статистической отчетности, журнал выполнения указаний);
- учетная документация (протоколы, журнал регистрации входящей документации по охране труда, журнал распоряжений по охране труда, журнал регистрации вводного инструктажа, журнал регистрации первичного, повторного, целевого, внепланового инструктажей, перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте, график проверки знаний по безопасным методам труда, журнал действующих инструкций по охране труда, журнал выдачи инструкций, журнал регистрации инструктажа и проверки знаний по эл. безопасности для одной квалификационной группы, перечень работ повышенной опасности, перечень профессий и работ, для которых необходимо пройти медицинский осмотр, журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности, перечень выдаваемой спецодежды, спецобуви и др. СИЗ, личные карточки учета СИЗ, журнал регистрации несчастных случаев на производстве, план мероприятий по охране труда, результаты проведения аттестации производственных объектов по условиям труда).
- Документация СУОТ систематически актуализируется и хранится в течение установленного срока, своевременно доводиться до сведения работников.
- Эффективное функционирование СУОТ осуществляется посредством качественного ведения и своевременного предоставления точной внешней отчетности о состоянии охраны труда в организации.
- Статистическая отчетность включает:
- отчет о численности работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, с годовой периодичностью (1-Т условия труда);
- отчет о травматизме, связанной с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваниях, с периодичностью по факту (индекс 7-ТПЗ).
- В рамках осуществления обязательной отчетности работодатель предоставляет:
- необходимую информацию для мониторинга состояния условий, безопасности и охраны труда в государственные органы, по их письменному запросу;
- результаты аттестации производственных объектов по условиям труда соответствующему местному органу по инспекции труда на бумажном и электронном носителях в установленные сроки
- коллективный договор (при наличии) в местный орган по инспекции труда для мониторинга.
- В положении отражаются лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяемые работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
2.2.4.6 Ответственность за несоблюдение требований
Положения о СУОТ
- Все работники несут отвественность за несоблюдение требований, предусмотренных в Положении о СУОТ организации.
- Положение содержит информацию об ответственности, которую несут работники, в том числе должностные лица, осуществляющие функции управления организацией, между которыми распределены и делегированы права и ответственность работодателя в рамках СУОТ.
- В данном разделе Положения отражается следующая информация:
- указание на то, что ответственность за несоблюдение требований, предусмотренных в Положении, несут все работники предприятия;
- нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми работники организации несут ответственность за несоблюдение норм безопасности труда, зафиксированных в Положении;
- формы и порядок наложения дисциплинарных мер.