Для проактивного назначения мер государственной поддержки с 1 января 2023 года в рабочем режиме запущена «цифровая карта семьи».
На сегодняшний день, на основе данных информационных систем госорганов, в ЦКС аккумулирована информация о 19,5 млн. граждан Казахстана, или 6,3 млн семей.
Цифровая карта семьи – интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet, представляет собой ежедневный «Электронный уведомитель» граждан, который собирает данные из различных государственных органов, определяет уровень социального благополучия граждан и предоставляет информацию о правах на получение того или иного вида гарантированной государственной поддержки в зависимости от социального статуса.
Данная информационная система предусматривает оказание помощи гражданам в проактивном формате, то есть без ожидания обращения услугополучателя.
То есть, государство через информационную систему будет само предлагать гражданину получить тот или иной вид господдержки, без необходимости обращения в соответствующие органы.
Кроме того, позволит ускорить деятельность и улучшить качество соответствующих государственных услуг, исключив коррупционные действия.
В настоящее время казахстанцам, имеющим право на получение мер государственной поддержки посредством «Цифровой карты семьи», назначаются 9 видов пособий и социальных выплат без каких-либо заявлений.
Это – социальная выплата на случай потери дохода по беременности и родам, социальная выплата на случай потери дохода по уходу за ребенком, социальная выплата на случай потери работы, социальная выплата по потере кормильца, пособие родителям (опекунам), воспитывающим ребенка с инвалидностью, пособие по инвалидности, пособие многодетным семьям, адресная социальная помощь, пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа».
Также с 1-го января 2023г.осуществлена автоматическая выдача уведомлений о возможности получения пенсионных выплат через «Цифровую карту семьи».
В частности, при установлении права на получение мер государственной поддержки потенциальному получателю направляется SMS-сообщение от Единого контакт-центра 1414.Гражданин, получивший уведомление, должен ответить ему о своем согласии.Оформление заявления и назначение социального пособия или выплаты производится в автоматическом режиме, после чего денежные средства перечисляются на банковский счет получателя.
В целях предотвращения рисков мошенничества необходимо ответить на SMS, поступившие из Единого контакт-центра 1414.
По всем вопросам граждане могут обращаться в Call-центр по номеру 1414. Звонок бесплатный.
Проект планируется реализовать поэтапно:
с 1-го сентября 2022 года уже предоставлена возможность получения услуг в новом формате по 9 видам пособий и социальных выплат;
с 1-го января 2023 года перечень расширен услугами в сфере социальной защиты;
с 1-го января 2024 года будут введены государственные гарантии в сфере здравоохранения и образования;
с 2025 года – будут охвачены все виды государственных гарантий.