26.05.2025 г. Руководитель Департамента Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Кызылординской области (далее - Департамент) Шарипбеков Б. и уполномоченный по этике Министерства труда и социальной защиты населения РК Алшинбаевой У., заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы по Кызылординской области с участием Бибитовой М., сотрудника департамента Агентства РК по противодействию коррупции (антикоррупционной службы) по Кызылординской области Козыбагаровой Ж., среди сотрудников Департамента приняты законы РК «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции» и «Этический кодекс государственных служащих РК». предупреждение нарушений требований законодательства, а также повышение уровня правовой культуры, провел разъяснительную работу по вопросам строгого соблюдения этических принципов государственной службы.
В ходе правового обучения уполномоченный по этике Алшинбаева У. разъяснила, что этический кодекс направлен прежде всего на установление стандартов служебной этики и является основой для установления у государственных служащих морально-нравственных качеств, соблюдения правил деловой этики и официального поведения, простоты, не распространять сведения, не соответствующие действительности.
Он отметил требования законодательства в сфере государственной службы и общие стандарты, требуемые государственным служащим с точки зрения поведения, и ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе, ограничение государственных служащих азартными играми (лудомания) и увольнение государственного служащего в случае несоблюдения ограничений.
В рамках укрепления принципа» закон и порядок " государственным служащим были разъяснены основные вопросы, такие как принципы законности, ответственности и дисциплины на государственной службе, соблюдение законодательства в процессе выполнения служебных обязанностей, важность профилактики коррупционных правонарушений и методы борьбы с ними.
Общественные места предупреждены о необходимости предупреждения и предотвращения нахождения в состоянии алкогольного и (или) наркотического и (или) токсикоманического опьянения, немедицинского употребления наркотиков, психотропных веществ, аналогов, прекурсоров, вождения транспортного средства в состоянии алкогольного и (или) наркотического и (или) токсикоманического опьянения.
Во время правового обучения сотрудник уполномоченного органа, наряду с подробным разъяснением данного законодательства, показал видеоролик на тему коррупции и ответил на поставленные вопросы.
Департамент Комитета регулирования
и контроля в сфере социальной защиты
населения по Кызылординской области
Мошенничество — это разновидность хищения чужого имущества или приобретения прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, за которые предусмотрена уголовная ответственность по статье 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Наиболее распространенными видами мошенничеств являются:
Главная цель злоумышленников – завладеть персональными и платежными данными граждан, получить доступ к их банковским счетам и деньгам.
Основные схемы телефонных мошенников:
Совет: Если к вам поступил звонок якобы от сотрудников банка, сразу прервите разговор. Помните, настоящий банковский сотрудник никогда не будет звонить вам для уточнения ваших персональных данных. В банке имеется ваше полное финансовое досье. Данная информация представляет ценность только мошенникам!
Злоумышленники хорошо знакомы с психологией людей: говорят быстро и уверенно, используя профессиональные термины, иногда давят, торопят принять решение, угрожают, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного офиса или отделения полиции, и другое.
Совет: Если вам позвонили якобы с правоохранительных органов, то ни в коем случае не паникуйте. Спросите, в каком именно отделении полиции находится потенциальный подозреваемый, какую статью ему вменяют, когда было совершено деяние, предоставлена ли помощь адвоката и как с ним связаться. Также следует сделать самостоятельный звонок на горячую линию организации, от имени которой вам позвонили: МВД РК и районного отделения полиции.
После подключается другой голосовой «помощник», предупреждающий, что информация, которую они хотят раскрыть суперконфиденциальна, и чтобы подтвердить свою личность, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о ваших платежных данных. Какие бы поводы ни использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они хотят получить от вас важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты карты, код из SMS. Также злоумышленникам важно получить от вас четкие фразы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?» и так далее.
Совет: Голосового робота (спамера) распознать не трудно. Завершите разговор и заблокируйте номер. Если вы все же решили продолжить «общение» с ботом, то будьте осторожны, при разговоре используйте, к примеру, вместо слова «Да» - «Алло». Также можно использовать неоднозначные слова: «Эээ, как бы», «Угу», «Мхм» и так далее, это сбивает алгоритм мошеннических автоматизаций. При возможности ведите разговор на государственном языке.
Основные правила безопасности для граждан, чтобы не стать жертвой мошенников
Никогда и никому не сообщайте:
Уполномеченный по этике
Бабатаев А.
В современной системе социальной защиты Казахстана приоритетным направлением становится развитие механизмов помощи, приближённых к человеку. Одной из наиболее востребованных форм является оказание специальных социальных услуг на дому. Такой формат позволяет обеспечить профессиональную поддержку, не нарушая привычного ритма жизни получателя услуг и не разлучая его с семьёй.
С 2023 года оказание специальных социальных услуг регулируется положениями Социального кодекса Республики Казахстан и Приказом заместителя Премьер-Министра – Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» (далее - Приказ). Эти нормативные документы закрепляют права граждан, категории получателей, виды услуг, а также подходы к их предоставлению.
Право на получение услуг имеют: дети с инвалидностью с психоневрологическими патологиями от полутора до восемнадцати лет и с нарушениями опорно-двигательного аппарата от полутора до восемнадцати лет, лица с инвалидностью старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями, лица с инвалидностью первой и второй групп, лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.
Цель оказания специальных социальных услуг на дому — создать условия, при которых граждане смогут получать комплексную помощь, не покидая своего дома. Это особенно важно для тех, кому перемещение затруднено по состоянию здоровья, а также для семей, не имеющих возможности самостоятельно обеспечить полноценный уход.
Приказом предусмотрено оказание следующих видов специальных социальных услуг:
Социально-бытовые услуги - доставка продуктов питания и лекарств, помощь в приготовлении пищи, уборке, стирке белья, обеспечение средствами гигиены, одежды, техническими вспомогательными средствами.
Медицинские услуги (в пределах компетенции) - контроль за приёмом лекарств, измерение давления, температуры тела, контроль состояния здоровья, содействие в вызове врача и сопровождении в медицинское учреждение при необходимости.
Психологические услуги - консультирование по вопросам преодоления стресса, тревожности, поддержка в условиях социальной изоляции и ухудшения эмоционального состояния.
Педагогические и социально-культурные услуги - проведение развивающих занятий, поддержание когнитивных и бытовых навыков, организация досуга, чтение, участие в творческой деятельности, проведение культурно-массовых мероприятий и праздников.
Юридические услуги - информирование о социальных правах и льготах, помощь в оформлении документов, подаче заявлений на получение пособий и иных мер поддержки.
Трудовые и профессионально-ориентированные услуги - по возможности, содействие в трудовой активности на дому, развитие навыков самообслуживания и автономной жизни.
Перед началом предоставления услуг проводится комплексная оценка потребностей гражданина, поскольку индивидуальный подход — основа эффективности. На её основе формируется индивидуальная программа оказания социальных услуг, в которой указывается перечень необходимых мер, периодичность посещений и ответственные специалисты.
Работа по обслуживанию осуществляется мульти дисциплинарными командами, в которые входят социальные работники, медицинские работники (в пределах допуска), психологи и другие специалисты. Такой подход обеспечивает комплексную помощь, соответствующую реальным потребностям человека.
Финансирование социальных услуг на дому осуществляется за счёт государственного бюджета. Организация предоставления услуг возложена на местные исполнительные органы. При этом возможно привлечение неправительственных организаций на конкурсной основе.
Гражданин или его законный представитель может подать заявление через Центры обслуживания населения (ЦОН), городские и районные отделы занятости либо через портал электронного правительства.
Дом — не препятствие для помощи, а пространство для заботы. Оказание специальных социальных услуг на дому — это не просто удобный формат, это проявление уважения к личности и её праву жить достойно, независимо от возраста, состояния здоровья или жизненных обстоятельств. Такая форма обслуживания позволяет сохранить привычный уклад жизни, укрепляет связи с близкими, снижает риски изоляции и ухудшения качества жизни.
В Казахстане специальные социальные услуги на дому становятся неотъемлемой частью гуманной и инклюзивной социальной политики. Развитие этой формы поддержки имеет стратегический приоритет, способствующий реализации принципов справедливости, доступности и равных возможностей для всех граждан Казахстана.
В ходе встречи на вопросы участников, касающиеся пенсионных выплат были даны ответы и разъяснения в соответствии законодательством.
В системе социальной защиты Казахстана всё большую значимость приобретают формы оказания помощи в условиях полустационара — это современный подход, позволяющий оказывать профессиональную поддержку нуждающимся гражданам, не изолируя их от семьи и привычного образа жизни.
Полустационар — это форма социального обслуживания, при которой получатели услуг приходят в организацию полустационарного типа государственной и негосударственной форм собственности, предназначенных для длительного или временного (сроком до 6 месяцев) пребывания в дневное время суток и возвращаются домой. Такая модель позволяет сочетать баланс между профессиональным уходом, поддержкой и социализацией с сохранением привычной среды проживания.
В современном Казахстане одной из приоритетных задач социальной политики остаётся обеспечение достойной поддержки уязвимых категорий граждан — пожилых людей, людей с инвалидностью, одиноких и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Государство обеспечивает финансирование учреждений полустационарного типа через местные исполнительные органы.
С 2023 года регулирование в этой сфере осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан и Приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения».
Право на получение услуг имеют: дети с инвалидностью с психоневрологическими патологиями от полутора до восемнадцати лет и с нарушениями опорно-двигательного аппарата от полутора до восемнадцати лет, лица с инвалидностью старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями, лица с инвалидностью первой и второй групп, лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.
Предоставление услуг в условиях полустационара не ограничивается базовым уходом — это целостная система помощи, включающая сразу несколько направлений:
Социально-бытовые услуги организация горячего питания - предоставление предметов личной гигиены и одежды, помощь в самообслуживании (умывание, приём пищи, гигиенические процедуры), сопровождение внутри учреждения.
Медицинские услуги и контроль за состоянием здоровья - проведение процедур по назначению врачей (уколы, перевязки, измерение давления и др.), содействие в прохождении обследований в медучреждениях.
Психологические услуги - индивидуальные и групповые консультации, психологическая адаптация, преодоление стрессов, тревожности и социальной изоляции.
Педагогические и социокультурные услуги - обучающие занятия (память, внимание, бытовые навыки), творческие мастерские, кружки по интересам (рисование, музыка, рукоделие), проведение культурно-массовых мероприятий и праздников.
Юридические услуги - консультации по вопросам прав и обязанностей, помощь в восстановлении документов, содействие в получении пособий и других социальных гарантий.
Трудовые и профессионально-ориентированные услуги - участие в трудотерапии (социальные мастерские, теплицы и др.), содействие в профессиональной ориентации и при возможности в трудоустройстве, формирование и поддержка навыков самостоятельной жизни.
Особенность предоставления услуг в условиях полустационара — гибкость и адресность. Индивидуальный подход — ключ к эффективности. Перед началом обслуживания проводится индивидуальная оценка потребностей, по результатам которой формируется персональная программа. Команда специалистов работает с каждым получателем комплексно, с учётом возраста, состояния здоровья и уровня самостоятельности.
На практике это означает, что каждый получатель услуг проходит индивидуальную оценку потребностей, на основе которой разрабатывается персональная программа сопровождения. Для этого в центрах работают междисциплинарные команды: врачи, социальные работники работники, психологи, педагоги.
Организации оказывающие услуги в условиях полустационара — это не просто место, где помогают. Это среда поддержки, восстановления и развития. Он позволяет людям не выпадать из социума, сохранять активность, получать необходимые ресурсы и внимание. Особенно ценна такая форма помощи для пожилых людей и людей с инвалидностью, чьи семьи не всегда могут обеспечить нужный уход дома, позволяя сохранить домашнюю среду и не допуская социальной изоляции.
Специальные социальные услуги в условиях полустационара — важный элемент гуманной социальной политики, сочетающий профессиональную помощь с уважением к достоинству личности. Развитие таких форм обслуживания — это не только реализация социальной ответственности государства, но и шаг к построению инклюзивного, справедливого общества, способствующей реальной интеграции уязвимых слоев населения в общество и повышает качество их жизни. Через доступные и качественные услуги в условиях полустационара граждане получают не только помощь, но и шанс на полноценную, достойную жизнь.
Работниками Департамент Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Кызылординской области (далее-Департамент) 16 мая 2025 года КГУ «Отдел координации занятости и регистрации актов гражданского состояния Жалагашского района» проведен круглый стол по разъяснению норм законодательства в сфере оказания специальных социальных услуг в условиях оказания услуг на дому с участием руководителя, заместителя руководителя, социальных работников и специалистов, оказывающих специальные социальные услуги на дому.
В ходе проведения круглого стола руководителем отдела контроля в сфере социальной защиты населения Департамента Ситалиевой С. были разъяснены о внесенных изменениях и дополнениях в сфере оказания специальных социальных услуг в услдовиях оказания услуг на дому в соответсвии с Социальным кодексом РК от и даны ответы на вопросы социальных работников касательно порядка оказания специальных социальных услуг.
Даны ответы на вопросы социальных работников касательно порядка оказания специальных социальных услуг на дому, заполнения индивидуальных планов работ и общей методики проведения мониторинга услугоплучателей.
02.05.2025 г. руководитель Департамента Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Кызылординской области Шарипбеков Бекболат Жунусалиевич, с участием и.о. заместителя руководителя департамента М. Жумагалиевой, и. о. руководителя отдела пенсионного и социального обеспечения С. Дуйсенбай, руководителя отдела по контролю в сфере социальной защиты населения С. Ситалиевой, уполномоченный по этике А.Бабатаева проведено коллегиальное собрание по итогам работы за I квартал 2025 года. На собрании был представлен отчет о проделанной работе, даны задачи на перспективу, а также разъяснено, что необходимо выполнить ряд задач для интенсификации рабочего процесса.
В ходе встречи были даны ответы на поднятые вопросы, государственным служащим Департамента напомнили что по Закону РК «О противодействии коррупции» - коррупция является не только правонарушением, но и негативным социальным явлением, непосредственно угрожающим авторитету государства и национальной безопасности, приняты новые законы и нормы об ужесточении ответственности за коррупцию, а также строгого соблюдения этических принципов государственной службы в ходе оказания государственной услуги.
По итогам совещания были обсуждены актуальные вопросы работы ведомства, а также даны поручения ответственным сотрудникам по каждому направлению по дальнейшему повышению качества работы и предоставлению высококачественных услуг населению.
С 1 июля 2023 года в Республике Казахстан вступили в силу обновлённые стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара, утверждённый приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения». Эти изменения направлены на повышение качества и доступности специальных социальных услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обновлённые стандарты устанавливают чёткие требования к качеству, объёму и условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях стационарного типа, как государственной, так и негосударственной формы собственности. В частности, определены условия приёма, содержания, выписки, временного выбытия и перевода из таких организаций. Кроме того, в 2024 году были внесены изменения в правила выдачи лицензий на предоставление специальных социальных услуг, что усилило контроль за деятельностью организаций, оказывающих специальные социальные услуги.
Согласно обновлённым стандартам, в условиях стационара предоставляются следующие виды специальных социальных услуг:
социально-бытовые услуги - обеспечение жильём, питанием, одеждой и другими необходимыми предметами быта;
социально-медицинские услуги - оказание медицинской помощи, проведение профилактических мероприятий, организация медицинского наблюдения;
социально-психологические услуги - предоставление психологической поддержки, проведение консультаций и тренингов;
социально-педагогические услуги - организация образовательных и развивающих мероприятий, содействие в получении образования;
социально-трудовые услуги - содействие в трудоустройстве, организация профессионального обучения и переподготовки;
социально-культурные услуги - организация досуга, проведение культурных и спортивных мероприятий;
социально-экономические услуги - поддержание и улучшение жизненного уровня получателей услуг;
социально-правовые услуги - предоставление юридической помощи, защита прав и интересов получателей услуг.
С 23 марта 2025 года вступили в силу дополнительные изменения, направленные на улучшение качества оказания специальных социальных услуг. Среди них, создание условий для самостоятельного проживания получателей услуг, предоставление возможности коммуникации с родственниками, друзьями и специалистами посредством телефонной связи или сети интернет, оказание помощи в написании и прочтении писем, а также направление писем через сеть интернет.
Внедрение новых стандартов и правил в сфере оказания специальных социальных услуг в стационарных условиях свидетельствует о стремлении государства повысить качество жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Ожидается, что дальнейшее развитие этой сферы будет направлено на расширение спектра предоставляемых услуг, повышение их доступности и эффективности.
Таким образом, обновлённое законодательство в сфере предоставления специальных социальных услуг в условиях стационара отражает стремление Казахстана к созданию более справедливого и инклюзивного общества, в котором каждый гражданин получает необходимую поддержку и заботу.
В 2023–2025 годах в Казахстане произошли значительные изменения в сфере оказания специальных социальных услуг. Эти изменения направлены на повышение качества обслуживания, усиление прав получателей и адаптацию системы к современным потребностям общества.
Специальные социальные услуги предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в уходе и поддержке.
К таким категориям относятся, дети с инвалидностью с психоневрологическими патологиями от трех до восемнадцати лет, дети с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата от трех до восемнадцати лет, лица с инвалидностью старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями, лица с инвалидностью первой и второй групп, лица не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.
Включают в себя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые услуги.
Основными нововведениями являются, усиление индивидуального подхода к каждому получателю услуг, обеспечение конфиденциальности и безопасности, создание благоприятного морально-психологического климата, поддержка максимальной самостоятельности лиц с инвалидностью в быту, трудовой занятости и досуге.
Согласно обновленным правилам, лица, признанные нуждающимися в специальных социальных услугах, обращаются в отделы занятости и социальных программ по месту жительства. Для несовершеннолетних и недееспособных лиц заявление подает законный представитель.
Ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, а также семьи погибших военнослужащих получают услуги в первоочередном порядке.
Обеспечивается предоставление жилой площади не менее 4 м² на ребенка и не менее 5 м² на взрослого, одежды, обуви, постельного белья и предметов личной гигиены, технических вспомогательных средств и специальных средств передвижения.
Руководители организаций стационарного типа и уполномоченные органы проводят мониторинг работы специалистов, оценивая, увеличение числа получателей услуг, вернувшихся в семьи или переведенных на надомное обслуживание, рост вовлеченности получателей в бытовую и трудовую деятельность.
В каждой организации стационарного типа оформляется книга жалоб и предложений, которая рассматривается руководителем еженедельно, а уполномоченным органом — ежемесячно.
Внесенные изменения направлены на повышение эффективности и качества оказания специальных социальных услуг в стационарных условиях. Они подчеркивают важность индивидуального подхода, уважения прав получателей и создания условий, способствующих их интеграции в общество.
Согласно пункту 1 статьи 187 Социального Кодекса Республики Казахстан № 224-VII от 20 апреля 2023 года № 224-VII (далее-Кодекс), пособие лицу, осуществляющему уход, предоставляется постоянно проживающим в Республике Казахстан гражданам Республики Казахстан, кандасам, а также иностранцам, право на получение пособия которых предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан Лицу, непосредственно осуществляющему уход за лицом с инвалидностью первой группы, независимо от родственной связи с ним назначается пособие лицу, осуществляющему уход.
В случае проживания в семье двух и более лиц с инвалидностью первой группы пособие лицу, осуществляющему уход, назначается и выплачивается на каждого из них.
В случае осуществления ухода за лицом с инвалидностью первой группы несколькими лицами пособие лицу, осуществляющему уход, назначается и выплачивается одному из этих лиц.
Лицо с инвалидностью первой группы и лицо, осуществляющее уход, должны проживать в одном населенном пункте.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденное лицо может осуществлять уход только за одним лицом с инвалидностью первой группы.
Осужденные с инвалидностью первой группы, нуждающиеся в уходе, и осужденные, осуществляющие за ними уход, должны содержаться в одном учреждении уголовно-исполнительной системы.
Пособие лицу, осуществляющему уход, выплачивается ежемесячно за счет бюджетных средств в размере 1,61 прожиточного минимума (прожиточный минимум на 2025 год - 46228 тенге).