Меню

Страницы

Статья

Методические рекомендации для уполномоченных по этике центральных государственных и местных исполнительных органов

    1. Основные положения

     

    1. Данные Методические рекомендации разработаны Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы (далее - Агентство)
      в целях реализации Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», Положения об уполномоченном по этике, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153, и призваны содействовать уполномоченным по этике центральных государственных и местных исполнительных органов в осуществлении их функции.
    2. Уполномоченные по этике при организации своей работы руководствуются требованиями трудового законодательства, законодательства в сфере государственной службы, Этическим кодексом, Положением Уполномоченного по этике и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
    3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и определения:

    1) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лиц, занимающих ответственную государственную должность, лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, должностных лиц и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;

    2) служебная этика государственных служащих – правила поведения   государственных служащих, установленные Законом Республики Казахстан
    «О государственной службе Республики Казахстан», и Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан;

    3) консультативная помощь – направленная на оказание помощи посредством дачи советов по вопросам применения законодательства
    о государственной службе и Этического кодекса;

    4) ограничения и запреты – перечень требований, предъявляемых государственным служащим, связанных с пребыванием их на государственной службе, в том числе, не соблюдение которых могут привести к использованию должностных полномочий и основанного на них авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;

    5) анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений – мероприятия по обобщению за отчетный период практики соблюдения требований законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Трудового кодекса с целью выработки рекомендаций по недопущению впредь подобных нарушений;

    6) профилактика нарушений – мероприятия, направленные на предупреждение совершения государственными служащими нарушений требований законодательства о государственной службе и норм служебной этики;

    7) медиация – это процесс, в котором нейтральная третья сторона – медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и предлагает продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению;

    8) видеоконференцсвязь – услуга связи с использованием информационно-коммуникационных технологий для интерактивного взаимодействия нескольких удаленных абонентов в режиме реального времени с возможностью обмена аудио- и видеоинформацией.

     

    1. Организация деятельности уполномоченного по этике

     

    2.1. Консультативная помощь и разъяснительная работа

     

    1. Как граждане, так и государственные служащие в силу различных причин (загруженность по основной сфере деятельности, небольшой стаж работы, отсутствие юридического образования, сокращения штатной численности, частые реорганизации, постоянные изменения законодательства, незнание к каким компетентных органам обращаться и т.д.) не всегда имеют возможность детально вникать в суть происходящих изменений в сфере государственной службы. В результате возникают сложности при принятии решений и защите собственных прав.

    Важную роль в таких ситуациях должны сыграть уполномоченные по этике.

    Одной из основных осуществляемых ими функцией является оказание государственным служащим консультативной помощи. Такая помощь может быть оказана по любым вопросам законодательства о государственной службе и этики государственных служащих. В пределах своей компетенции консультация может быть осуществлена и по вопросам противодействия коррупции.

    Консультативную помощь рекомендуется оказывать, в основном, в ходе личного приема, проведения беседы. Такая индивидуально-ориентированная работа с гражданами будет более полезной и эффективной.

    Аналогичная работа может быть организована при обращении в адрес уполномоченного по этике третьих лиц, не являющихся государственными служащими (физические и юридические лица).

    При этом, желательно фиксировать возникающие вопросы, обсуждать их
    с компетентными должностными лицами для получения более полного ответа или информации и дальнейшего принятия мер.

    В случае внесения изменений в законодательство в сфере государственной службы необходимо в обязательном порядке проводить консультации
    с широким кругом государственных служащих, а при увеличении количества жалоб и дисциплинарных дел в отношении государственных служащих – усилить их.

    При этом, Уполномоченные по этике непрерывно должны проводить работу по разъяснению государственным служащим этических принципов государственной службы, таких как открытость, справедливость, клиентоориентированность, добросовестность, вежливость и честность.

    Кроме того, уполномоченным по этике рекомендуется открыть страницы в популярных социальных сетях Facebook, Telegram, Instagram и др. для эффективного использования потенциала социальных сетей в целях осуществления консультативных и профилактических работ (публикация разных материалов профилактического характера, опубликование ответов на часто встречающиеся вопросы, пропаганда лучших достижений и лучших государственных служащих для повышения имиджа государственной службы и т.д.).

    Также приветствуется проведение интернет-конференций
    с использованием социальных сетей и предоставление опровержений в случае выхода недостоверной информации в отношении государственных служащих.

    Уполномоченный по этике по специфическим вопросам вправе обращаться в соответствующие государственные органы и организации.
    По согласованию с государственными органами и организациями вправе проходить стажировки, курсы повышения квалификации и т.д.

    1. При разъяснительной работе деятельность уполномоченного по этике ориентирована, как правило, на неограниченный круг лиц и может быть представлена в виде лекций и семинаров, как в государственных органах, так и подведомственных организациях. Допускается разъяснительная работа и
      в негосударственных организациях, в том числе в общественных объединениях и учебных организациях.

    Уполномоченный по этике принимает участие в адаптации новых специалистов, в том числе разъясняет нормы Этического кодекса государственных служащих (как вести себя с коллегами и гражданскими), Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» и антикоррупционного законодательства, знакомит с основами корпоративной культуры в коллективе.

    Данную работу необходимо провести в течение 3-5 дней с момента назначения вновь принятых служащих.

    Разъяснительная работа, как и консультации, обязательна при изменениях в законодательстве в сфере государственной службы, выявлении нарушений законодательства по итогам проверок, реорганизации государственного органа, смене значительной части состава государственных служащих государственных органов, поступлении большого количества обращений и запросов по тем или иным вопросам, представляющим сложность понимания и применения, и т.д.

    Основанием для организации разъяснительной работы могут быть и итоги контроля и анализ работы, осуществляемые самим уполномоченным по этике. Показателем также может служить оценка по итогам онлайн опроса граждан в части удовлетворительности работой государственных органов, уровня этичности работников государственного органа.

    Для повышения эффективности разъяснительной работы следует широко использовать все доступные средства, такие как телеканалы, социальные сети, видеоконференцсвязи и др.

    Размещение видеосюжетов и радиоматериалов на интернет-ресурсах государственного органа либо публикация статей в средствах массовой информации являются дополнительной формой разъяснительной работы.

    Разъяснительная работа может проводиться непосредственно самим Уполномоченным по этике, а при необходимости, с привлечением отраслевых специалистов в той или иной сфере.

    Разъяснительную работу следует проводить на регулярной основе, например, по отдельным тематикам ежемесячно, ежеквартально, но не менее одного раза в полугодие в курируемых государственных органах.

    По согласованию с руководством и соответствующими организациями или на основании заранее согласованного и утвержденного плана работы Уполномоченного по этике необходимо практиковать и выезды в областные и районные центры, города, сельские округа и поселки.

     

    2.2. Мониторинг и контроль служебной этики,

    а также соблюдение ограничений и запретов

     

    1. Мониторинг и контроль:

    1) мониторингом за соблюдением служебной этики государственными служащими является сбор информации по нарушению этических норм государственными служащими.

    Одним из способов проведения мониторинга может быть изучение публикаций в средствах массовой информации (газеты, интернет издания, социальные сети, блоги и т.д.) на предмет установления фактов негативных публикаций в отношении государственных служащих, а также деятельность дисциплинарных комиссий в государственном органе (мониторинг этических правонарушений).

    Также инструментом мониторинга является посещение государственных учреждений по изучению морально-психологического климата в коллективе, соблюдения делового стиля одежды, условий работы служащих, наличия Этического кодекса в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения и сведений об уполномоченном по этике.

    В рамках мониторинга соблюдения служащими законодательства проводится анализ сведений об административных правонарушениях, предоставленных органами прокуратуры, полиции и суда, имеющих признаки нарушения этических норм.

    В целях недопущения нарушения установленных ограничений Уполномоченному по этике на постоянной основе необходимо проводить разъяснительную работу среди государственных служащих.

    В случае выявления таких фактов Уполномоченный по этике вправе довести до государственного служащего в форме разъяснения необходимости принятия мер по устранению выявленных фактов, а также инициировать вопрос о рассмотрении дисциплинарной ответственности служащего, в случае невыполнения требований, предусмотренных законодательством о государственной службе.

    В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе не менее одного раза в полгода Уполномоченный по этике проводит анонимное анкетирование по утвержденной форме, по итогам которого результаты и анализ направляются
    в Агентство и его территориальные департаменты.

    Контроль служебной этики осуществляется путем использования данных, полученных в результате мониторинга. Например, в случае обнаружения негативной публикаций в СМИ, Уполномоченный по этике для выяснения обстоятельств вправе запросить всю информацию. Уполномоченный по этике должен проводить профилактическую беседу с государственным служащим.   Также Уполномоченный по этике вправе вносить руководителю государственного органа предложение о рассмотрении вопроса
    о дисциплинарной ответственности госслужащего. В случае не подтверждения, опубликованных фактов, Уполномоченному по этике следует дать письменно опровержение на имя руководителя государственного органа. 

    По итогам мониторинга деятельности государственного органа в сфере государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса Уполномоченный по этике также вправе вносить предложение о поощрении лиц, внесших значительный вклад в формирование положительного имиджа государственного органа и позитивного климата в коллективе;

    2) ограничения и запреты:

    Как правило, государственные служащие понимают под ограничениями и запретами требования, закрепленные исключительно в законодательных актах (согласно требованиям статей 13 Закона «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции»).

    Однако ограничения могут возникать и в силу требований внутренних документов (регламентов либо распоряжений), имеющих аналогичную императивную силу. В этой связи, Уполномоченному по этике необходимо обращать внимание на установление ограничений во внутренних документах конкретного государственного органа.

    Также Уполномоченный по этике в разъяснительных работах при использовании социальных медиа должен избегать нанесения ущерба репутации государственной службы и использовать контент (фото, видеозаписи), формирующий позитивный облик государственной службы.

    Мониторинг и контроль соблюдения этики осуществляются постоянно.
    В зависимости от наблюдаемой тенденции следует вырабатывать соответствующие меры и предложения руководству государственного органа или уполномоченному органу.

    3) Уполномоченный по этике обязан следовать корпоративным принципам внешнего вида и делового стиля, при  необходимости консультировать и помогать сотрудникам рекомендациями, а также вести контроль по соблюдению делового стиля одежды.

    Деловой стиль базируется на рекомендациях, в которых ценятся сдержанность, высокое качество одежды, отсутствие ярких, приковывающих внимание аксессуаров.

    Внешний вид сотрудников является одним из ключевых составляющих элементов общего имиджа государственного служащего. Деловой стиль в одежде формирует благоприятную, конструктивную рабочую атмосферу, способствует созданию и поддерживанию положительного образа государственного служащего.

     

    2.3. Рассмотрение обращений по фактам нарушения норм
    служебной этики. Защита и восстановление нарушенных прав госслужащего. Ходатайство о дисциплинарной ответственности

     

    1. Обращения о нарушениях: одной из функций Уполномоченного по этике является рассмотрение обращений физических и юридических лиц исключительно по вопросам, касающихся служебной этики, по поручению руководства государственного органа, в котором он работает.

    При рассмотрении обращений Уполномоченные по этике должны
    придерживаться требований Административного процедурно-процессуального кодекса (далее - АППК) и других законодательных актов.

    В то же время, Уполномоченные по этике вправе запрашивать и получать
    в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию.

    Кроме того, Уполномоченные по этике обязаны:

    - обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, в случае необходимости с участием авторов обращений;

    - принимать меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц;

    - информировать заявителей о результатах рассмотрения;

    - уведомлять заявителей о направлении их обращений по подведомственности;

    - способствовать обеспечению защиты лица, сообщившего о нарушении этики, от преследования.

    При этом, Уполномоченные по этике не вправе принимать решение
    о прекращении рассмотрения обращений, поскольку такое решение принимает руководитель государственного органа или его заместитель.

    Также, Уполномоченному по этике необходимо направить свои усилия на урегулирование ситуации путем проведения беседы, переговоров с участием конфликтующих сторон.

    В случаях, когда нарушения со стороны госслужащего имеют очевидный характер, либо одна из сторон настаивает на проведении проверки и не удовлетворена результатом разрешения конфликта, Уполномоченному по этике необходимо обратиться со служебной запиской к уполномоченному лицу.

    Примечание. В целях предотвращения конфликта интересов уполномоченных по этике, как самостоятельных, так и на которых возложены функции, не рекомендуется включать в состав дисциплинарной комиссии.

    1. Защита прав: Уполномоченному по этике необходимо обратить особое внимание вопросам восстановления и защиты прав и законных интересов государственного служащего. Защита своих прав, государственными служащими, как правило, реализуется крайними мерами, то есть, путем обращения в уполномоченный орган по делам государственной службы либо в суд. В обоих случаях для государственного служащего затягивается процедура разрешения спора и отстаивание своей позиции. При этом, анализ практики рассмотрения обращений свидетельствует о том, что при должном внимании должностных лиц государственного органа к поднимаемым государственными служащими проблемам, ситуация может быть разрешена без участия уполномоченного органа по делам государственной службы или вовлечения государственного органа в судебные тяжбы.

    В этой связи, Уполномоченному по этике при наличии разногласий между государственными служащими одного уровня, либо во взаимоотношениях с руководителем, необходимо путем проведения бесед и переговоров уладить имеющиеся разногласия и при наличии оснований защитить интересы государственного служащего.

    Также необходимо активно осуществлять консультации для правильного аргументирования государственными служащими своих доводов и обращения именно в соответствующие полномочные органы.

     

    2.4. Формирование культуры взаимоотношений, а также
    взаимодействие с институтами гражданского общества

     

    1. Культура взаимоотношений: функция по формированию культуры взаимоотношений реализуется Уполномоченным по этике путем культивирования среди государственных служащих государственного органа принципов добропорядочности, вежливости, уважительного отношения друг
      к другу. Уполномоченному по этике необходимо делать устное замечание
      в случаях неэтичного поведения государственных служащих. При этом, уполномоченный по этике личным примером, профессиональным подходом к делу, внимательным отношением к проблемам сотрудников государственного органа, а также физических и юридических лиц должен воспитывать этику поведения.

     

    Общеизвестно, что уровень морально-психологического климата
    в любом коллективе в основном зависит от культуры взаимоотношений работников. Поэтому особо актуально формирование и развитие корпоративной культуры в коллективе, что в свою очередь способствует внутренним коммуникациям, сплочению коллектива, а также ориентирует на эффективное выполнение поставленных задач. Уровень корпоративной культуры зависит от вовлеченности каждого члена коллектива. При этом, Уполномоченные по этике должны принимать активное участие в ее формировании и развитии, применяя современные методы, в том числе привлекая специалистов в данной отрасли.

    При наличии возможности, уполномоченному по этике необходимо инициировать проведение совместных с руководством государственного органа культурных либо спортивных мероприятий. Вместе с тем, мероприятия не должны носить формальный характер. Принцип «team-building» (построение команды) выражается в предоставлении возможности государственному служащему в неформальной обстановке проявить свои лучшие, личностные качества, проводить профилактическую и воспитательную работу по разъяснению Этического кодекса и проведении «Часа этики» путем изучения опыта как традиций, обычай казахского народа, так и других национальностей в сфере этизации.

    Организовывать для государственных служащих регулярные встречи
    с авторитетными деятелями, известными представителями научной и творческой интеллигенции, спортсменами, почетными гражданами экскурсий и посещений по сакральным местам, памятникам историко-культурного наследия страны, театров, музеев, а также формирование и распространение  рекомендуемой для чтения литературы.

    Размещать в государственных органах лучших государственных служащих на доске почета, ставить их в примеры, ходатайствовать
    о награждении, публиковать лучшие их успехи, вклады. Разрабатывать ролики, инфографики, мини-гайды, презентации.

    Закон Республики Казахстан «О медиации» определяет медиацию как примирительную процедуру, то есть внесудебную форму разрешения спора (конфликта) между сторонами, вытекающего из уголовных, административных и гражданско-правовых отношений, реализуемых по добровольному соглашению сторон с участием медиатора.

    Положениями АППК предусмотрены примирительные процедуры
    в публично-правовых спорах, что дает новый импульс во взаимоотношениях между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

     

    2.5. Анализ причин и условий, способствующих правонарушениям

     

    1. Уполномоченному по этике необходимо на систематической основе, но не реже одного раза в квартал проводить анализ причин и условий, способствующих совершению государственным служащим нарушений требований законодательства о государственной службе, противодействия коррупции и Этического кодекса.

    Анализ может основываться на вынесенных дисциплинарными комиссиями решении за определённый период, сведений из органов правовой статистики о совершенных дисциплинарных или административных правонарушениях государственными служащими государственного органа.

    В ходе анализа используются результаты анкетирования государственных служащих, а также результаты рассмотрения обращений.

    При этом, необходимо акцентировать внимание на неоднократные обращения на действия одних и тех государственных служащих, на системные нарушения этических норм, а также на соблюдение прав государственных служащих.

    По результатам анализа необходимо внести в адрес уполномоченного лица (первого руководителя), а также Агентства предложения по принятию конкретных мер.

    Кроме того, Уполномоченному по этике раз в полугодии итоги проведенного анкетирования и иных наблюдений, а также по результатам анализа ситуации и др. рекомендуется выносить на обсуждение на аппаратном совещании (например, с участием министра, акима области, города республиканского значения и столицы, а также руководителей аппаратов).

     

    2.6. Организация деятельности Уполномоченных по этике

     

    1. Уполномоченный по этике должен быть обеспечен всем необходимым для реализации возложенных задач.

    При этом, по решению руководителя государственного органа Уполномоченным по этике могут быть делегированы право подписи на документах, касающихся их деятельности.

    Делопроизводство Уполномоченного по этике ведется отдельно от других структурных подразделений государственного органа. В том числе, необходимо завести журнал регистрации граждан, обратившихся за консультацией,
    с указанием соответствующих данных.

    Делопроизводство по обращениям физических и юридических лиц ведется в установленном законодательством порядке.

    1. При возникновении иных вопросов по защите прав государственных служащих Уполномоченным по этике следует обращаться за разъяснениями
      в уполномоченный орган либо его территориальные департаменты, а также
      в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и иные уполномоченные органы.
    2. В настоящем документе содержатся лишь обобщенные примерные рекомендации для организации и улучшения деятельности уполномоченных по этике, и этим не ограничивается применение и использование любых других, не запрещенных законом общепринятых и оправданных на практике способов и методов работы.
Дата публикации
26 июля 2022
Дата обновления
26 июля 2022
Тип
Правила и методики

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Полезная информация
18 января 2023
«На пути создания беспрепятственного будущего»
Информация
26 октября 2022
Информация ( о внедрении «Цифрового карты семьи»)

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации