Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Алматы являясь уполномоченным органом, осуществляет государственный контроль по соблюдению требований Законов Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах». Данная функция возложена на Департамент с 2015 года после внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан.
Общие данные.
Государственный контроль осуществляется по следующим направлениям:
Государственный контроль осуществляется в форме профилактического контроля и внеплановых проверок с посещением субъектов (объектов) контроля согласно Предпринимательского Кодекса РК.
Профилактический контроль проводится только на тех объектах, перечень которых указан в Списке профилактического контроля на соответствующее полугодие, утвержденный приказом Министра труда и социальной защиты населения РК. Каждое полугодие Департаментом, на основании имеющихся данных, полученных в ходе предыдущих проверок, из информационных систем, из средств массовой информации и других источников формируется Список профилактического контроля, который утверждается соответствующим приказом Министра. По итогам проведённого профилактического контроля Департаментом субъекту контроля выдаётся предписание на устранение выявленных нарушений с указанием конкретных сроков, без привлечения к административной ответственности.
Внеплановые проверки проводятся Департаментом на основании обращений физических и юридических лиц по конкретным фактам нарушения прав, причинению вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства. По итогам проведённой внеплановой проверки, в случае выявления нарушений прав инвалидов, субъекту правонарушения выдаётся соответствующее предписание с указанием выявленных нарушений и сроками по их устранению. Так же лицо привлекается к административной ответственности в виде штрафа.
Государственный контроль проводится в соответствии с утверждёнными проверочными листами и проверке подлежат только те требования, которые установлены в проверочных листах.
По вопросу доступной, безбарьерной среды для людей с инвалидностью.
В 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов и принял на себя обязательства по недопущению дискриминации в отношении людей с инвалидностью и принятию ряда мер для создания благоприятных условий для того, чтобы лица с инвалидностью могли пользоваться равными правами в обществе. Одной из таких мер является создание доступной для инвалидов безбарьерной среды и адаптация объектов социальной и транспортной инфраструктуры под нужды маломобильных групп населения, обеспечение доступа к культурно-зрелищным мероприятиям. Местные исполнительные органы области обязаны принимать все необходимые меры по созданию доступной среды и адаптации объектов под нужды инвалидов. Контроль по формированию безбарьерной среды Департаментом проводится путем мониторинга, анализа адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры и проверок. При выявлении каких-либо нарушений Департаментом вносятся соответствующие предписания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица в соответствии с национальными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, свободной ориентации и передвижения в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, автостанциях, морских и речных портах.
За необеспечение инвалидам доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, статьей 83 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц (на руководителей государственных структур) в размере 50 МРП, на субъектов малого предпринимательства 120 МРП, на субъектов среднего предпринимательства 200 МРП и на субъектов крупного предпринимательства — 400 МРП.
По вопросу социальной защиты лиц с инвалидностью.
Каждому инвалиду исходя из реабилитационного потенциала и восполнения утраченных функций организма разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), путем обеспечения местными исполнительными органами техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и в целях повышения уровня социализации, лица с инвалидностью охватываются услугами индивидуального помощника и специалиста жестового языка. Своевременное выполнение ИПР на постоянной основе контролируется Департаментом путём ежедневного мониторинга Централизованной базы данных лиц с инвалидностью и программы Е-Собес, а также при проведении профилактического контроля в Отделах занятости и социальных программ городов и районов области. При выявлении не своевременного обеспечения рекомендованными средствами и услугами реабилитации Департаментом принимаются меры по устранению выявленных нарушений и привлечению лиц их допустивших к административной или дисциплинарной ответственности.
За необеспечение инвалидов видами социальной реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов влечет штраф на должностных лиц в размере 20 МРП.
По вопросу предоставления специальных социальных услуг (ССУ)
Оказанием данных услуг в условиях стационара и полустационара на территории города Алматы занимаются центры оказания ФСС, находящиеся в ведении ГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата города Алматы». Всего-13 Центров.
Государственный контроль в данной сфере осуществляется путём проведения профилактического контроля Центров оказания ССУ области. При выявлении нарушений Департаментом принимаются меры по устранению выявленных нарушений и привлечению лиц их допустивших к административной или дисциплинарной ответственности.
За нарушение законодательства Республики Казахстан о специальных социальных услугах, статьей 84 Кодекса РК об административных правонарушениях предусмотрен штраф на должностных лиц в размере 20 МРП, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 30 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40 МРП, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 60 МРП.