Консультативный документ регуляторной политики по вопросам совершенствования гражданской защиты

Консультативный документ регуляторной политики по вопросам совершенствования гражданской защиты
  1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:

Первое. Основанием разработки Консультативного документа регуляторной политики является образование Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан 9 сентября 2020 года.

Второе. В нынешних геополитических, экономических, природных условиях актуальность проблем гражданской защиты весьма возросла. Это обусловлено следующими факторами: ростом количества и масштабов природных и техногенных катастроф, связанных с изменением глобального климата на Земле и кризисом в экономике. Кроме того, в 2020 году весь мир столкнулся с пандемией нового заболевания.

Развитие системы гражданской защиты требует новых знаний, умений и практических навыков, целью которой является готовность и адаптация к постоянным изменениям в государственном устройстве, экономической и социальной сферах нашей страны. Данное обстоятельство влечет за собой комплекс мероприятий нормативного правового и организационного характера, которым обусловлена необходимость разработки Консультативного документа.

Третье. Анализ эффективности Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» проведенный «Институтом законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан 11 августа 2020 года.

По результатам рассмотрения Анализа эффективности Закона, Министерством внутренних дел Республики Казахстан (осуществляющий на тот момент некоторые функции образованного Министерства по чрезвычайным ситуациям) поддержаны некоторые поправки.

Четвертое. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере гражданской защиты, восполнение пробелов в регулировании, устранение коллизий и редакционное улучшение норм законов.

  1. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:

 

Проблемный вопрос

Основные причины возникшей проблемы

Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы

1.

Пенсионный возраст пребывания спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб органов гражданской защиты в спасательной службе (по достижении 63-х лет в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»)

Условия, в которых работают спасатели, являются экстремальными, их повседневная работа сопряжена с постоянным риском для жизни и здоровья, тяжелыми физическими и психоэмоциональными нагрузками.

Спасатели органов гражданской защиты выполняют аварийно-спасательные работы в природной и техногенной среде, поисково-спасательные работы в зонах химического, радиационного заражения, высокогорной местности и труднодоступных районах, на сложных объектах, (связанных с применением специального снаряжения десантировании с вертолетной техники, при повышенном риске для жизни), а также водолазно-поисковые работы под водой (работа с телами погибших или фрагментами тел).

Исходя из вышеуказанного, спасатели органов гражданской защиты являются единственной категорией работников, осуществляющих весь спектр аварийно-спасательных работ.

В возрасте 60 лет спасатели не смогут выполнять специфические виды работ (на высотах, под водой, в зонах химического и радиоактивного заражения и т.д.).

Спасатели работают при непосредственном контакте, вызволении, подъеме тел погибших и сборе их фрагментов, в ходе проведения аварийно-спасательных и неотложных работ, что оказывает отрицательное психоэмоциональное влияние на здоровье спасателей в пожилом возрасте.

2.

Отсутствие осуществления жилищных выплат, выплаты подъемных пособий, возмещение затрат за проезд, выплат сотрудникам органов гражданской защиты (далее – ОГЗ) надбавок за работу в условиях, приближенных к боевым действиям, а также увеличение единовременного пособия сотрудникам органов гражданской защиты

В настоящее время, у сотрудников органов гражданской защиты в сравнении с военнослужащими и другими правоохранительными органами Республики Казахстан отсутствуют ряд социальных льгот, а именно: жилищные выплаты; выплаты подъемных пособий, возмещения затрат за проезд на транспорте и за перевозку собственного имущества при перемещении и продвижении по службе; увеличение сотрудникам органов гражданской защиты, которым присвоены специальные звания, единовременного пособия при увольнении на два оклада денежного содержания.

В современных реалиях уполномоченный орган в сфере гражданской защиты представляет собой оперативную службу по реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Силы и средства уполномоченного органа находятся в постоянной востребованности и круглосуточной готовности.

Деятельность сотрудников органов гражданской защиты осуществляется в условиях повышенной психологической и физической нагрузки, сопряженной с риском для здоровья жизни.

Наряду с тушением пожара в функции сотрудников входит осуществление государственного контроля в области пожарной безопасности, который является важной составляющей системы обеспечения пожарной безопасности в стране.

За годы независимости Казахстана при исполнении служебных обязанностей погибло 54 сотрудника, более 140 награждены государственными наградами за спасение человеческих жизней.

В силу недостаточного социального обеспечения, сотрудники и их семьи в связи с отсутствием собственного жилья, вынуждены арендовать квартиры, комнаты, зачастую не соответствующих санитарным нормам, что отрицательно сказывается на психологическом и моральном состоянии сотрудников.

Недостаточное социальное обеспечение сотрудников является основной причиной текучести кадров. Только за последние три года по собственному желанию уволилось более 1700 сотрудников.

 

3.

Отсутствие развивающейся инфраструктуры добровольных противопожарных формирований

Законодательством в сфере гражданской защиты предусмотрены вопросы социальной защищенности пожарных добровольцев, в части установления компенсаций при получении ими увечья либо гибели при исполнении обязанностей.

Однако, для развития инфраструктуры добровольных противопожарных формирований недостаточны существующие законодательные механизмы.

В соответствии со статьей 60 Закона Республики Казахстан «О гражданской защиты» система обеспечения пожарной безопасности в Республике Казахстан включает в себя центральные и местные исполнительные органы, обеспечивающие пожарную безопасность, органы государственной противопожарной службы, негосударственные противопожарные службы, добровольные противопожарные формирования, пожарно-технические научно-исследовательские учреждения, организации образования ведомства, предприятия, выпускающие пожарно-техническую продукцию.

4.

Подверженность территории Республики Казахстан к значительному количеству различных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а именно землетрясениям, паводкам, селям, оползням, снежным лавинам, ураганам, лесным и степным пожарам, резким понижениям температур и снежным буранам, эпидемиям и эпизоотиям.

Территория Республики Казахстан в силу своего географического положения подвержена к значительному количеству различных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а именно землетрясениям, паводкам, селям, оползням, снежным лавинам, ураганам, лесным и степным пожарам, резким понижениям температур и снежным буранам, эпидемиям и эпизоотиям.

За прошедшие годы в результате изменения климата участились продолжительные ливневые осадки, провоцирующие сход снежных лавин и оползней, а также интенсивное таяние ледников, приводящие к формированию новых прорывоопасных моренных озер, которые при внезапном опорожнении могут привести к катастрофическим селевым потокам и вызвать сели ливневого происхождения.

Ежегодно количество опасных участков увеличивается.

На протяжении пяти лет фиксируются факты размывов и переливов во всех регионах страны на одних и тех же участках дорог.

Остро стоит вопрос проведения научных исследований селе-, оползне-, лавиноопасных участков завальных и моренных озер с определением параметров их прорывоопасности и выработкой научно-технического обоснования мероприятий по снижению риска селей, оползней и лавин.

5

Отсутствие контроля за обеспечением пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов.

Действующим законодательством Республики Казахстан из компетенции органов гражданской защиты исключены функции по осуществлению контроля в сфере строительства, т.е. органы гражданской защиты не участвуют в комиссиях по отводу земельных участков под строительство, согласовании проектной документации на строительство, в проверке противопожарного состояния строящихся объектов, а также не участвуют в составе комиссии по приемке законченных строительством объектов.

Проверки противопожарного состояния показывают, что имеется ряд объектов, эксплуатирующихся с грубейшими нарушениями требований пожарной безопасности.

Как показывает практика, данные нарушения допущены как проектными, на стадии проектирования, так и строительными организациями в период строительства. Только по итогам 2020 года по стране выявлено более 20 объектов с массовым пребыванием людей, эксплуатирующийся с грубыми нарушениями, допущенными при проектировании или в ходе строительства.

К примеру, в многоквартином жилом комплексе «Baqyt Premium» г. Нур-Султан не предусмотрена незадымляемая лестничная клетка типа Н1, отсутствует система противодымной защиты, не предусмотрена ширина проезда специальной техники во двор жилых зданий (менее 6 метров), не установлена система автоматической пожарной сигнализаций, а в паркинге установка автоматического пожаротушения (предусмотрено по проекту 9-ти этажный жилой дом, построено 10 этажей).

В многоквартином жилом комплексе по ул. Косшыгулулы, 20, 21 г. Нур-Султан отсутствуют незадымляемые лестничные клетки, отсутствует подпор воздуха при пожаре в лифтовые шахты, дымоудаление из коридоров, отсутствует внутренний водопровод (предусмотрены по проекту 9-ти этажные жилые дома, построены 11 и 12 этажей).

В этой связи, необходимо наделить органы гражданской защиты компетенцией по приемке в эксплуатацию объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных  зданий.

Данная норма позволит

предотвратить эксплуатацию зданий с нарушениями требований пожарной безопасности, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, и приведут крупному материальному ущербу в случае пожара.

 

 

  1. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

Видения разработчика

1. Для исключения таких ситуаций, будет пересмотрен пенсионный возраст пребывания спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб органов гражданской защиты в спасательной службе либо их аттестации.

 

Возможные положительные последствия:

Деятельность аварийно-спасательных служб и формирований носит особый характер, влечет неукоснительное выполнение работниками приказов
и распоряжений руководителей этих служб.

Таким образом пересмотр пенсионного возраста, повысит оперативность
спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении аварийно-спасательных и неотложных работ (действия по поиску и спасению людей, материальных и культурных ценностей, оказанию экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, защите окружающей среды в зоне чрезвычайной ситуации и при ведении военных действий, локализации и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов).

 

Возможные негативные последствия:

Пересмотр пенсионного возраста в сторону уменьшения, возможно сократит количество работающих спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб органов гражданской защиты.

 

2. Осуществление сотрудникам жилищных выплат, выплаты подъемных пособий, возмещения затрат за проезд на транспорте и за перевозку собственного имущества при перемещении и продвижении по службе, увеличение сотрудникам органов гражданской защиты единовременного пособия при увольнении на два оклада денежного содержания.

 

Возможные положительные последствия:

Улучшение социальной обеспеченности сотрудников органов гражданской защиты, которым присвоены специальные звания, а также повышение имиджа и престижа службы в органах гражданской защиты.

 

Возможные негативные последствия:

Для обеспечения соответствующих выплат, возмещения затрат, увеличения пособий потребуется дополнительное выделение средств из государственного бюджета.

 

3. Учитывая международный опыт, для развития добровольных противопожарных формирований для борьбы с пожарами в сельской местности и лесостепных массивах предлагается предусмотреть следующие социальные гарантии и льготы:

страхование на случай гибели, травмирования или получения инвалидности;

включение службы в добровольной пожарной охране в общий трудовой стаж для назначения пенсии;

получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе, и за 10-ти недельный период обучения;

полная или частичная оплата труда руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики);

моральное стимулирование в виде наград (за 25 лет безупречной службы, за особые заслуги, за 40 лет безупречной службы), знаков отличия, общественной благодарности;

доплата к пенсии заслуженным добровольным пожарным;

бесплатная выдача обмундирования, обеспечение питания в период службы.

 

Возможные положительные последствия:

В случае закрепления социальных гарантий и льгот для добровольных пожарных, в значительной степени увеличится количество желающих граждан участвовать в соответствующих мероприятиях.

Таким образом, повысится уровень эффективности по предупреждению и тушению степных пожаров, а также пожаров в организациях и населенных пунктах.

 

Возможные негативные последствия:

Кроме выделения дополнительных бюджетных средств, возможных негативных последствий не предусматривается.

 

4. Требуется обеспечить дистанционный контроль (в реальном времени) за гидрометеорологической ситуацией, моренными озерами, селе, оползне-, лавиноопасными участками с составлением аналитической и прогнозной информации.

Процесс автоматизации мониторинга источников селевой опасности пока начат только в г. Алматы и Алматинской области.

 

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» и на базе «Смарт-сити» внедрена система автоматического мониторинга за селевой опасностью в бассейнах рек Киши и Улкен Алматы, Каргалы и Аксай в Алматинской области, что позволила дистанционно в реальном времени обеспечить контроль за гидрометеорологической ситуацией, моренными озерами и предупреждение селевых потоков.

В результате реализации данных мероприятий будут разработаны методы прогноза и раннего предупреждения о селях, лавинах и оползнях, обеспечивающие безопасность населения и экономики Республики Казахстан от опасных природных процессов, предотвращение чрезвычайных ситуаций природного характера, и снижение ущерба от них.

Полученные в ходе выполнения Программы результаты соответствуют основным приоритетам международной Сендайской программы по снижению риска бедствий и Дорожной карты по обеспечению селе, оползне- и лавинной безопасности.

 

Возможные положительные последствия:

Результаты будут использованы для достижения следующих целевых задач:

- сокращение количества погибших и пострадавших от гидрометеорологических явлений;

- уменьшение экономического ущерба от бедствий;

- улучшение ситуации с наличием систем раннего оповещения, оценки риска бедствий и доступности информации о них.

Автоматизированный мониторинг лавинной и оползневой опасности будет использован при имплементации системы мониторинга опасных природных процессов, который обеспечит прогноз опасных явлений и своевременное предупреждение об их возникновении.

Новые методики прогнозирования опасных явлений повысят надежность прогнозов, что позволит своевременно применять защитные мероприятия в соответствии с уровнем угрозы.

Социальный эффект от использования результатов автоматизированного мониторинга заключается в уменьшении количества погибших и пострадавших от селей, оползней и лавин, обеспечении бесперебойной работы объектов инфраструктуры, недопущении снижения уровня и качества жизни.

Экономический эффект заключается в снижении прямого и косвенного ущерба от селей, оползней и лавин, а также в снижении расходов на защитные мероприятия за счет выбора наиболее эффективных методов на основе оценки рисков с учетом изменений климата.

 

Возможные негативные последствия: данные введения некоем образом не повлияют на затрагиваемую сферу предупреждения чрезвычайных ситуаций.

 

5. Наделение Министерства по чрезвычайным ситуациям полномочиями по выдаче заключения о соответствии или несоответствии вводимых в эксплуатацию объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных зданий требованиям пожарной безопасности на стадии подписания декларации о соответствии. Наделение полномочиями по рассмотрению специальных технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты объектов, на которые отсутствуют установленные нормы и правила.

Несоблюдение градостроительных норм при застройке населенных пунктов, переоборудование, реконструкция, техническое перевооружение зданий и сооружений (особенно жилых домов) без соблюдения норм пожарной безопасности, применение при строительстве и отделке зданий горючих и токсичных материалов увеличивают количество жертв и материальный ущерб от пожаров.

 

Возможные положительные последствия:

Для обеспечения пожарной безопасности при проектировании объектов повышенной сложности предлагается усилить требования пожарной безопасности в рамках комплексной вневедомственной экспертизы проектной документации.

Сложившаяся ситуация требует рассмотрения возврата пожарного контроля при приемке в эксплуатацию жилых, высотных зданий и объектов с массовым пребыванием людей, а также повышения уровня ответственности проектных и строительных организаций за выполнение работ с нарушением требований пожарной безопасности.

 

Возможные негативные последствия:

Дополнительных бюджетных средств, возможных негативных последствий не предусматривается.

 

4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив):

Отсутствуют.

5. Целевые группы для публичного обсуждения:

  • Граждане, непосредственно участвующие на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров, зарегистрированные в реестре добровольных пожарных;
  • Спасатели в аварийно-спасательных службах и формированиях.
  • Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

 6. Способы уведомления целевых групп:

1) адресная рассылка приглашений почтовой связью, нарочно и посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;

2) публикация объявления на интернет – ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;

3) публикация объявления в СМИ;

4) проведение публичных слушаний;

5) запуск рекламного ролика в телевизионных каналах.

 

7. Способ публичного обсуждения:

Планируется размещения Консультативного документа и прилагающихся к нему материалов на портале «Открытых НПА» для проведения публичного обсуждения.

 

8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:

 

1. В законодательстве стран СНГ (МЧС России, Беларуси) предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии спасателям.

В Российской Федерации предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб МЧС России, по достижению возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В МЧС Белоруссии все спасатели аттестованные (имеют специальное звание), и выходят на пенсию по выслуге лет.

2. Результаты изучения международного опыта решения проблемы противопожарной защиты (Германия, Франция, США, Россия, Беларусь) показывают, что подразделения государственной противопожарной службы создаются преимущественно в городах и крупных населенных пунктах. Решение проблемы обеспечения защиты от пожаров в сельской местности, осуществляется за счет развития небольших пожарных постов и пожарного добровольчества, при этом их техническая оснащенность находится на одном уровне с профессиональными пожарными подразделениями.

К примеру, в Германии и Франции профессиональные пожарные команды организуются только в городах с населением свыше 90 тыс. жителей, в то же время практикуется организация и добровольных пожарных дружин.

В США и многих странах Европы добровольцы – основа сил пожаротушения страны.

Страна

Общее количество пожарных (профессиональных и добровольных), чел.

Число добровольцев в процентном отношении к общему числу пожарных

США

1 148 850

72%

Германия

1 060 000

95%

Франция

250 000

80%

Чехия

360 000

97%

Казахстан

44 000

60%

В большинстве развитых стран добровольные противопожарные формирования организовано на принципах материального стимулирования (полной или частичной оплаты труда) руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики). Деятельность остальных членов ДПФ стимулируется льготами, повременной оплатой труда за выполнение работы по тушению пожаров или за время дежурства в пожарном депо. Следует отметить, что практически во всех Европейских государствах и США очень широко применяется моральное стимулирование добровольных пожарных в виде наград, знаков отличия, общественной благодарности, а также привлекательные социальные гарантии и льготы. Особенностью ДПФ европейских стран является то, что добровольные пожарные создают общественные объединения (союзы, ассоциации и т.п.) наряду с профессиональными пожарными и научно-техническими организациями, специализирующимися в области разработки и производства пожарной техники и пожарно-технического вооружения.

К примеру, для развития добровольных противопожарных формирований для борьбы с пожарами в сельской местности и лесостепных массивах предусматриваются следующие социальные гарантии и льготы:

Германия.

освобождение от службы в армии при наличии 6-ти летнего стажа службы в ДПФ;

страхование на случай гибели, травмирования или получения инвалидности;

включение службы в добровольной пожарной охране в общий трудовой стаж для назначения пенсии;

получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе, и за 10-ти недельный период обучения;

полная или частичная оплата труда руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики);

моральное стимулирование в виде наград (за 25 лет безупречной службы, за особые заслуги, за 40 лет безупречной службы), знаков отличия, общественной благодарности;

доплата к пенсии заслуженным добровольным пожарным;

бесплатная выдача обмундирования, обеспечение питания в период службы.

Франция.

Внимания заслуживает система государственной поддержки пожарного добровольчества, как на общегосударственном, так и муниципальном уровнях. Законодательно закреплен принцип денежной компенсации и социальных льгот добровольцев. К примеру, в префектуре Ивелин дежурство в пожарной части компенсируется из расчета 5 евро за один час дежурства, 7 евро – при участии в тушении пожара в дневное время и 15 евро – при участии в тушении пожара в ночное время.

Кроме того, пожарный доброволец имеет право выхода на пенсию в 55 лет (профессиональный в 57 лет), при нахождении на пенсии – на ежегодную выплату в размере 1000 евро в год при условии выслуги в качестве добровольца в течение 20 лет. Все это в значительной степени способствует привлечению граждан в ДПО.

Льготы и социальные гарантии:

надбавка к пенсии при 20 летнем стаже в подразделениях ДПО от 450 до 1000 евро в год, при 35 годах и более 1800 евро в год;

оплата участия добровольцев в специальных операциях (в том числе в тушении пожаров) руководители подразделений - 10,5 евро в час, командиры подразделений -7,5 евро в час, пожарные – 6,7 евро в час;

получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе в ДПО;

бесплатная выдача обмундирования, питания в период службы в подразделениях ДПО;

предоставление отпусков в любое время;

страхования в страховой организации участников добровольных пожарных команд;

расходы на ежегодные медицинские обследования.

Великобритания.

В крупных городах пожарные части укомплектованы сотрудниками, которые работают на условиях полной (частичной) занятости и получают денежное содержание. Существуют следующие схемы занятости: четырехсменная, дневной занятости и по совместительству (в том числе на условиях почасовой оплаты).

При четырехсменной схеме каждая смена работает не более 42 часов в неделю (2 дневных и 2 ночных дежурства). Пожарная часть полностью укомплектована личным составом все 168 часов в неделю. Как правило, время выезда таких подразделений не превышает одной минуты с момента поступления сигнала. Заработная плата профессиональных пожарных с полной занятостью составляет
30 000 фунтов стерлингов в год.

Схема дневной занятости основана на том, что сотрудники несут службу в части в стандартные часы работы учреждений, а личный состав проводит обучение населения, персонала пожарно-спасательной службы либо обеспечивает пожарную безопасность. При дневной занятости часть комплектуется двумя сменами. Сотрудники в течение дня находятся в пожарной части, где тренируются, осуществляют техническое обслуживание оборудования, деятельность по обучению и обеспечению пожарной безопасности, а в вечернее и ночное время находятся в местах проживания, в непосредственной близости от части и могут быть вызваны на происшествие посредством мобильной связи. Время выезда составляет одну минуту в дневное время, в вечернее и ночное время – несколько минут.

3.Систематическое решение лавинной проблемы началось в Швейцарии в 1945 году с появлением национальной Службы предупреждений о лавинной опасности, которую курирует Институт исследования снега и лавин SLF (далее - Институт). По данным этой службы Институт дважды в день выпускает бюллетени, с оценкой степени лавинной опасности по всей стране, используя информацию, получаемую от 170 автоматических измерительных станций, расположенных в швейцарских Альпах, которые обслуживают около двух сотен уникальных специалистов.

Сегодня институт может похвастаться огромным количеством успешно реализованных научных проектов мирового класса и самым передовым оборудованием, начиная с моделирования лавин в формате 3D вплоть до «выращивания» снега в лаборатории и до применения беспилотных летательных аппаратов с целью оценки и анализа состояния снежного покрова в горах, специальной методикой обучения поисковых собак.

Кроме того, Швейцария является лидером в области использования различных инженерных сооружений и лесопосадок (в Швейцарии около 500 км вспомогательных сооружений).

Вдобавок, в Швейцарии используются снежные мосты из стали или гибкие снежные сети из проволочных канатов, лавинные плотины, галереи (туннели), клины.

В Институте разработаны десятки видов защитных сооружений.
Их опыт применяется по всему миру.

Справочно: первые несущие конструкции в Швейцарии были построены
в 19 веке как кладочные стены после катастрофической зимы 1950-1951гг.

Карты лавинной опасности являются важным инструментом в пространственном планировании Швейцарии (первая карта создана в 1954г.). Они показывают, где населенные пункты находятся под угрозой лавин, как часто
и интенсивно могут происходить сходы лавин, а также формируют основу
для создания опасных зон при планировании землепользования и важны при планировании действий в чрезвычайных ситуациях.

Так, группой экспертов Института и Швейцарского федерального института исследований леса, снега и ландшафта WSL разработано двухмерное моделирование динамики быстрых массовых движений
в 3D формате
альпийской местности «RAMMS» (позволяет определить расстояние биения, высоту потока, скорость потока и ударное давление снежных лавин).

Также программное обеспечение «RAMMS::DEBRISFLOW» позволяет рассчитать селевые и оползневые процессы и оценить действие защитных мер от селей и оползней. Моделирование рассчитывает потенциальный поток и пути прорыва селевого потока в зависимости от количества осадков и местности, включая градиент уклона.

Необходимо отметить, что в Швейцарии существует испытательный полигон лавинообразных испытаний (VdlS), который оказывает помощь специалистам Института.

Французский национальный центр научных исследований (фр.: Centre national de la recherche scientifique) (далее - CNRS) является крупнейшим французским научно-исследовательским учреждением, специализирующимся
в области прикладных и фундаментальных исследований.

Институтом экологии и окружающей среды CNRS проводятся исследования селевых процессов не только в полевых условиях, но и в лаборатории с помощью компьютерного моделирования, в результате которых определяются скорость
и объем селевого потока, ударное давление и масштаб их воздействия.

В Белоруссии создана «Автоматизированная система сбора, обработки
и анализа информации» в рамках функционирования системы мониторинга
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе «Internet-технологии», разработан Белорусским государственным университетом в 2012г. (Предназначена для размещения прогнозной, аналитической
и мониторинговой информации для оперативного реагирования на складывающуюся
и прогнозируемую обстановку)
.

4. В Российской Федерации специальные технические условия (далее – СТУ) рассматриваются в два этапа (первый этап – согласование в МЧС, второй этап – согласование в Минстрой).

Согласование МЧС РФ осуществляется на основании приказа МЧС России от 28 ноября 2011 года № 710 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию СТУ для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности».

Перечень согласованных МЧС РФ размещаются на сайте государственного органа.

 

9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:

1) Текущие показатели: в соответствии с Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (от 21 июня 2013 года № 105-V) возраст выхода на пенсию спасателей вне зависимости от ведомственной принадлежности составляет для мужчин и женщин – 63 года.

На сегодняшний день штатная численность спасателей составляет 1293 ед., из них в возрасте от 51 до 55 лет – 102 спасателя, свыше 55 лет – 72.

Учитывая, условия в которых работают спасатели, необходимо рассмотреть вопрос снижения предельного возраста пребывания спасателей органов гражданской защиты в спасательной службе до 55 лет с наличием стажа работы спасателем не менее 20 лет.

Таким образом пересмотр пенсионного возраста, повысит оперативность спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона):

72 спасателя свыше 55 лет выйдут на заслуженных отдых (пенсию) и вместо вакантных мест будет произведен набор молодых спасателей в установленном порядке;

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона):

25 спасателей выйдут на заслуженных отдых (пенсию);

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона):

19 спасателей выйдут на заслуженных отдых (пенсию);

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона):

22 спасателя выйдут на заслуженных отдых (пенсию);

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона):

36 спасателей выйдут на заслуженных отдых (пенсию).

 

2) Текущие показатели: в результате принятия поправок в соответствующие законодательства в части осуществления сотрудникам жилищных выплат, выплаты подъемных пособий, возмещения затрат за проезд на транспорте и за перевозку собственного имущества при перемещении и продвижении по службе, выплат сотрудникам надбавок за работу в условиях приближенных к боевым действиям, увеличение  сотрудникам ОГЗ, единовременного пособия при увольнении на два оклада денежного содержания, позволит улучшить социальную обеспеченность сотрудников ОГЗ, которым присвоены специальные звания.

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона): улучшится социальная обеспеченность сотрудников и членов их семей.

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона): сократиться отток профессиональных кадров из органов гражданской защиты.

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона): за три года за счет текущих жилищных выплат, перечисленных госорганом на специальные счета сотрудников органов гражданской защиты, будет накоплен определенный процент на первоначальный взнос для оформления в дальнейшем ипотечных займов на приобретение квартир.

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона): улучшится морально-психологический климат в семьях сотрудников органов гражданской защиты, в связи с улучшением социального пакета и решением жилищных проблем.

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона): повысится имидж и престиж службы в органах гражданской защиты.

 

3) Текущие показатели: в результате принятия поправок в соответствующие законодательства в части страхования на случай гибели, травмирования или получения инвалидности, включение службы в добровольный пожарной охране в общий трудовой стаж, получение зарплаты по основному месту работы за время, проведенное на оперативной работе, полная и частичная оплата труда руководящего звена и основного технического персонала (водители, мотористы, механики), бесплатная выдача обмундирования, обеспечение питания в период службы позволит улучшить социальную обеспеченность добровольных пожарных, а также а так же награды в виде (за 25 лет безупречной службы, за особые заслуги, за 40 лет безупречной службы) морально стимулируют добровольных пожарных.

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона): улучшится социальная обеспеченность добровольных пожарных.

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона): повысится качество работы добровольных пожарных формировании (пожарных постов) в части тушения пожаров, а также увеличится количество желающих людей.

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона): за счет принятых мер для защиты населенных пунктов дополнительно создастся 360 пожарных постов в которых работают 9000 добровольные пожарные.

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона): За счет увеличение количества пожарных постов (добровольных пожарных) и улучшение качество работы добровольных пожарных сократится время реагирования на пожары.

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона): повысится имидж и престиж добровольных пожарных, а также повысится уровень противопожарной защищённости населенных пунктов.

 

4) Текущие показатели: при внедрении дистанционного контроля (в реальном времени) за гидрометеорологической ситуацией, моренными озерами, селе-, оползне-, лавиноопасными участками, повысится их уровень защищенности. Это позволит исключить человеческий фактор (ранее использовалась практика мониторинга постоянными и временными постами наблюдения, чье количество наблюдателей ограничено лимитом штатной численности ГУ «Казселезащита» МЧС), будет обеспечен непрерывный и дистанционный мониторинг опасных участков без выставления постов наблюдения. Также позволит охватить большее количество потенциально селе-, оползне-, лавиноопасных участков, сократить сроки передачи оперативной информации и обеспечить непрерывный контроль за текущей ситуацией.

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет зависят от объема финансирования мероприятий, предусмотренных законодательными поправками.

 

5) Текущие показатели: в результате принятия поправок в соответствующие законодательства в части, наделение органов гражданской защиты компетенцией по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных зданий, а также рассмотрению специальных технических условий, отражающих специфику противопожарной защиты объектов, на которые отсутствуют установленные нормы и правила, позволит предотвратить эксплуатацию зданий с нарушениями требований пожарной безопасности (на этапах проектирования и строительства), которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, и приведут крупному материальному ущербу в случае пожара.

Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона): сокращение объектов эксплуатирующийся с грубыми нарушениями, допущенными при проектировании или в ходе строительства.

Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона): обеспечение качества проектной документации при проектировании или в ходе строительства.

Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона): обеспечение строительства объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных зданий требованиям пожарной безопасности.

Результаты, которые будут достигнуты за 4 года (после принятия закона): обеспечение качества проектной документации при проектировании или в ходе строительства и строительства объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных зданий требованиям пожарной безопасности.

Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона): достижение соответствующего уровня качества строящихся объектов с массовым пребыванием людей, жилых и высотных зданий требованиям пожарной безопасности.