Возможные чрезвычайные ситуации на территории Жамбылской области в зимний период

Возможные чрезвычайные ситуации  на территории Жамбылской области в зимний период

Мы, жители южного региона уже привыкли к тому, что зимы у нас практически не бывает. Если уж снег и выпадает раньше положенного срока, например в ноябре, то через неделю максимум начинает таять, а потом его приходится долго ждать, и сетуем, что зима начинается «неожиданно», как будто её и в календаре нет вовсе.

А в этом году зима пришла к нам как положено, сразу же с первых дней декабря. И снежком порадовала, и морозцем побаловала. Всё, казалось бы, как у А. С. Пушкина: «… И вот сам идёт волшебница зима! Пришла, раскинулась; клоками, повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов…» Но это всё лирика, а теперь давайте поговорим о том, чего надо ожидать и на что обратить внимание жителям нашей области в зимний период.

По своему географическому расположению, природно-климатическим условиям, характеру и содержанию деятельности хозяйственного комплекса территория Жамбылской области может быть подвержена таким чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера  как:

Сходы лавин

Лавина – это снежный обвал, возникающий и движущийся на крутых горных склонах.

            На территории Жамбылской области зарегистрирован 1 лавиноопасный участок – Жуалынский район, ущелье Коксай, где 17 февраля 2017 года произошла трагедия, при которой под снежным завалом находилось 23 военнослужащих в/ч 91678 горно-егерского полка МО Республики Казахстан, 16 человек из которых откапали живыми и 7 погибших.

Первым признаком возникновения лавинной опасности в горах является обильный снегопад, сильная метель среди зимы или выпадение дождя на снежный покров весной.

             Любителям зимнего отдыха в горах необходимо помнить некоторые правила:

- серьёзно продумать выбор удобной одежды и обуви;

- в рюкзаке должен быть запас тёплой одежды, источник питания для мобильного телефона, фонарик и средства для разжигания костра;

- никогда не выходить в горы в одиночку;

- прежде чем отправляться зимой в горы, необходимо уточнить прогноз погоды, маршрут движения (необходимо иметь запасной, более безопасный), предупредить как можно больше людей (друзей, знакомых, родственников, соседей) о вашем намерении выйти в горы и месте нахождения маршрута;

- статистика лавинных катастроф отмечает, что почти все обвалы, сопровождающиеся гибелью людей,  были вызваны самими жертвами. Не выходите на крутые заснеженные склоны; следует передвигаться только по дорогам и натоптанным тропам;

- после обильных снегопадов следует отложить на 2-3 дня выход в горы, выждав, когда сойдут лавины или когда снег осядет.

К сожалению, не все могут адекватно оценить реальную опасность горных маршрутов. Помимо специфического рельефа, нужно учитывать уровень высоты,  на которой вы находитесь – чем выше, тем будет холоднее и ветренее, повышается вероятность осадков. Выпавший за ночь слой снега подтаивает днём на солнце, и одно неловкое движение может спровоцировать сход лавины.

Горы не прощают неосторожности.

Ураганные ветра

  Ветер, со скоростью превышающей 25 м/сек возможен во всех районах области, круглогодично. Штормовой ветер наносит значительный ущерб линиям электропередач, кровлям жилых домов, объектам экономики, транспортной сети, сельскому хозяйству.

          В зимний период это приводит к снежным заносам на автодорогах области, особенно от этого явления «страдают» перевалы Куюк, Шакпак, Кордай и Хантау.

Происшествия на водах

 Многочисленные реки и водоемы области используются для отдыха, рыбной ловли, охоты и хозяйственной деятельности. На них ежегодно происходят чрезвычайные ситуации с гибелью людей, основной причиной, которых является личная неосторожность граждан.

В зимнее время любителям рыбалки следует учитывать толщину льда для выхода (выезда) на него. Практикой установлено, что толщина прочного льда должна быть:

  • для одиночного пешехода – 7 см
  • для группы пешеходов – 10 см
  • для гужевого транспорта – 30 см
  • для автотранспорта – 40 см

Бытовые и производственные пожары имеют место происходить ежедневно, в любое время года. И опять, зачастую, они происходят по нашей вине: не прочищен дымоход, не достаточно надёжно закреплена электрическая проводка и т. д. Достаточно небольшого «скачка» электроэнергии и происходит непоправимое, и нередко с гибелью людей.

С начала года произошло  674  производственных и бытовых пожара, при этом пострадало 14 человек, 5 – погибли.

Отравление угарным газом: наблюдается в течение года, большее число происшествий  приходится на отопительный период (с октября по апрель месяцы).

За 11 месяцев 2022 года зарегистрировано 7 случаев отравления угарным и природным газом,  при которых погибло  3  человека,  пострадало 6 человек, из них 1 чел юношеского возраста. Причины отравлений идентичны бытовым пожарам – отсутствие тяги в дымоходах.

Туманскопление продуктов конденсации (капель или кристаллов, или тех и других вместе) взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли. Сильным туманом, вызывающим риск возникновения чрезвычайной ситуации, называют туман с метеорологической дальностью видимости не более 50 м. Туманы затрудняют работу воздушного и наземного транспорта, существенно осложняют работу малой авиации над водными объектами и в горах.

В городах, где в воздух выбрасываются в большом количестве продукты фабрично-заводского производства, часто образуются так называемые городские туманы, не распространяющиеся далеко за пределы города. Наблюдаются они утром в зимнее время, когда водяной пар, содержащийся в воздухе, близок к состоянию насыщения. Максимум  повторяемости туманов относится к ночным часам, минимум наблюдается после полудня, когда относительная влажность воздуха наименьшая. Наибольшая повторяемость туманов наблюдается в предгорьях, межгорных котловинах и долинах рек. Туманообразованию способствуют малые скорости ветра, а лучше - штили и наличие источников  влаги.

Продолжительность этого явления различная и может составлять от получаса до нескольких суток (особенно во время холодов или при столкновении тёплых и холодных воздушных и водных потоков, например, туман над рекой). 

Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей. Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов.

Ещё туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного. Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, и поэтому автомобили красного цвета считаются менее опасными.
В тумане следует:

  • уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
    • быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
    • следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
  • включить стеклоочистители;
  • периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
  • использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.
    Несоблюдение этих правил нередко приводит к трагическим последствиям.

 

Гололёд и гололедица

Ещё один экскурс в детство. Помните стишок В. Берестова, который нам читали родители или бабушки?

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

Эти два природных явления поистине долго не забываются, когда приходит их пора.

            Гололед -  слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующийся на растениях, проводах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлажденной мороси, переохлажденного дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Наблюдается при температуре воздуха чаще всего от 0º до -10º (иногда до -15º), а при резком потеплении (когда земля и предметы еще сохраняют отрицательную температуру_ - при температуре воздуха 0… +3º. Сильно затрудняет передвижение людей, животных, транспорта, может приводить к обрывам проводов и обламыванию ветвей деревьев (а иногда и к массовому падению деревьев и мачт линий электропередач).

Нарастание гололеда продолжается столько, сколько длятся переохлажденные осадки (обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане – несколько суток). Гололед является причиной травматизма и транспортных аварий, повреждений деревьев, озимых культур, обрыва проводов ЛЭП и телеграфной связи.

            Часто путают гололед и гололедицу. Их следует различать!

Гололедица – слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы (переход к отрицательным значениям температуры).

 В отличие от гололеда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы.

            Гололедица приносит немалый вред людям: дороги становятся скользкими опасными,  вызывает выпревание хлебов, страдает скот, находящийся на подножном корму, а то и погибает от бескормицы.

            С точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге гололед значительно опаснее гололедицы. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности гораздо ниже, чем при отсутствии осадков. Это заметно отражается на скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/ч, а при гололедице – 60-70 км/ч.

Надо помнить всем жителям нашей немаленькой области и города Тараз, что по всем изменениям в погоде мы получаем СМС-сообщения, которые многие из нас, к сожалению, зачастую игнорируют. Не стоит этого делать, так как эти сообщения помогут нам выбрать правильное действие, собираясь в дорогу или на отдых за город. Будьте внимательны и осторожны в любое время года и суток, при любых ситуациях! Берегите себя и своих близких! Телефон спасения – 112.

 

Главный специалист

Информационно-аналитической группы

Департамента по ЧС

Жамбылской области

Яковлева Евгения