Пожарная безопасность – состояние защищенности людей, имущества, общества и государства от пожаров
Требования к объемно-планировочным решениям автостоянок (паркингов) устанавливаются государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
Так, согласно пункту 4.3.1.6 СП РК 3.03-105-2014* «Стоянки автомобилей» в зданиях автостоянок допускается предусматривать служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), санитарные узлы (в том числе, приспособленные для маломобильных групп населения), кладовую для багажа клиентов, а также общественные телефоны и пассажирские лифты.
Указанные помещения, включая помещения объединенных инженерных систем, должны отделяться друг от друга и от помещения хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа.
Справочно: противопожарные перегородки 1-го типа должны иметь предел огнестойкости EI 45 (45 минут по потере целостности и теплоизолирующей способности).
На основании вышеизложенного сообщаем, что государственными нормативами не предусмотрена возможность установки металлических шкафов в паркингах.
Требования по размещению электромобилей и их зарядных станций установлены в государственных нормативах в области архитектуры, градостроительства и строительства (далее – Госнормативы) СН РК 3.03-05-2014 «Стоянки автомобилей» и СП РК 3.03-105-2014 «Стоянки автомобилей».
В соответствии с пунктом 5.5.3.1 СН РК 3.03-05-2014 в стоянках открытого и закрытого типов, предусматриваются машиноместа электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оборудованных зарядными устройствами для транспортных средств с электродвигателями. В закрытых автостоянках указанные машиноместа допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющих при зарядке и эксплуатации пожароопасные вещества в объеме, способном образовать взрывоопасную среду.
Согласно пункту 5.5.3.2 СН РК 3.03-05-2014 машиноместа с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
Зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения. Зарядная инфраструктура не должна допускать автоматического возобновления зарядки при отключении систем пожарной автоматики.
Согласно пункту 4.3.2.7.4 СП РК 3.03-105-2014 в закрытых стоянках автомобилей площадь помещения с наличием машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м2. В случае превышения указанной площади, часть помещения, содержащая машиноместа с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельный пожарной отсек площадью не более 1200 м2.
Отмечаем, что при установке зарядных станций для электромобилей необходимо руководствоваться требованиями вышеуказанных Госнормативов.
Вместе с тем формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов и межселенных территорий регулируется Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон «Об архитектуре»).
Согласно статье 8 Закона «Об архитектуре» осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно исходить из условий обеспечения установленных законодательством требований по безопасности населения, территорий и населенных пунктов от воздействия опасных (вредных) природных и техногенных, антропогенных явлений и процессов. Меры по выполнению этих требований должны отражаться в проектной документации разрабатываемый в соответствии с государственными нормативами.
Также, согласно статье 60 Закона «Об архитектуре» строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации.
Следовательно, установку зарядных станций для электромобилей необходимо выполнять согласно проектной документации.
Дополнительно сообщаем, что требования по безопасному функционированию электрозарядных станций при подключении, эксплуатации и потреблении электрической энергии установлены в Законе «Об электроэнергетике» (далее – Закон).
Согласно пункту 5 статьи 22 Закона самовольное подключение к электрическим сетям в нарушение порядка, предусмотренного законодательством Республики Казахстан об электроэнергетике, запрещается.Учитывая вышеизложенное, по вопросу установки зарядных станций для электромобилей рекомендуем обратиться в уполномоченный орган в сфере электроэнергетики (Министерство энергетики) и местный исполнительный орган (Акимат города Астаны).
В порядке информации сообщаем, что для установки зарядных станций электромобилей получение каких-либо разрешительных документов от органов гражданской защиты не требуется.
Кроме того, согласно действующему законодательству в сферах гражданской защиты и архитектурной, градостроительной и строительной деятельности органы гражданской защиты не осуществляют контрольных функции в сфере строительства, т.е. не участвуют в комиссиях по отводу земельных участков под строительство, в согласовании проектной документации, проверке противопожарного состояния строящихся объектов и приемке законченных строительством объектов.
Требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения на территориях государств-членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены Союза) установлены в ТР ЕАЭС 043/2017.
В соответствии с пунктом 93 ТР ЕАЭС 043/2017 перед выпуском в обращение на территориях государств-членов Союза средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, указанные в приложении к ТР ЕАЭС 043/2017, подлежат оценке соответствия в форме сертификации или декларирования.