По инициативе Министерства просвещения в Жамбылской области состоялось выездное региональное совещание по вопросам правонарушений среди несовершеннолетних, участившихся в последние месяцы. В работе совещания приняли участие министр просвещения Жулдыз Сулейменова, аким области Ерлан Карашокеев, представители Генеральной прокуратуры, депутаты Парламента Республики Казахстан, Уполномоченный по правам ребёнка, акимы районов и руководители образовательных организаций.
Выступая на совещании, министр Жулдыз Сулейменова подчеркнула, что обеспечение безопасности и благополучия детей является одной из важнейших задач, стоящих перед государством.
«По прямому поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева сегодня в стране проводится комплексная работа не только по укреплению законодательной и правовой базы, но и по усилению мер профилактики правонарушений и механизмов государственного контроля. Требования закона и порядка должны исполняться на местах качественно. Меня не оставили равнодушной факты правонарушений среди детей, произошедшие в последнее время в Жамбылской области. Выражаю благодарность Ерболу Шыракбаевичу за неравнодушие и готовность решать накопившиеся проблемы», — отметила министр просвещения.
Мониторинг, проведённый республиканской рабочей группой в 100 школах региона, показал, что в ряде учебных заведений организация психолого-педагогического сопровождения, воспитательной и профилактической работы носит формальный характер. Так, в планах работы школ не отражены их конкретные меры и потребности обучающихся. Со стороны администрации школ не налажено должное межведомственное взаимодействие при раннем выявлении кризисных ситуаций; системы безопасности, освещение и санитарные узлы не обновлены. В некоторых школах выявлены неработающие QR-коды единого контакт-центра «111».
Министр также акцентировала внимание на необходимости усиления ответственности родителей за воспитание детей. По официальной статистике, ежедневно 76 родителей привлекаются к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, а 395 родителей не контролируют нахождение детей дома в ночное время.
«Эти показатели — тревожный сигнал о том, что ребёнок остаётся без должного внимания со стороны родителей. Работа с родителями требует особого подхода. Мониторинг показал низкую активность родителей в деятельности центров педагогической поддержки», — подчеркнула Жулдыз Сулейменова.
В завершение выступления министр предложила принять ряд строгих и системных мер.
«Анализ трагических инцидентов, произошедших в регионе, показал, что в отдельных школах ответственные сотрудники не уделили должного внимания сигналам со стороны ребёнка. Поэтому директора школ должны нести персональную ответственность за результаты сопровождения детей, находящихся в группе риска. Видеокамеры в образовательных организациях должны быть подключены в режиме реального времени к центрам оперативного управления при полиции и акиматах, а порядок хранения и доступа к видеозаписям должен быть чётко регламентирован законом и направлен на защиту безопасности учащихся», — отметила министр.
Кроме того, на совещании внесены конкретные предложения по проверке технических систем безопасности школ, созданию постоянных рабочих групп и оперативных штабов совместно с правоохранительными органами и родителями, внедрению формата открытой отчётности, а также усилению межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности детей.
По итогам совещания будет утверждена Региональная совместная дорожная карта по защите прав и безопасности детей, исполнение которой будет находиться под строгим контролем Министерства просвещения.
Министр просвещения Жулдыз Сулейменова побывала с рабочим визитом в Жамбылской области. В рамках поездки она посетила ряд организаций образования региона и провела встречи с педагогическими коллективами.
Особое внимание было уделено вопросам повышения качества образования, организации учебного процесса в малокомплектных школах, обеспечению безопасности детей, формированию правовой культуры, взаимодействию родителей со школой, а также профессиональной квалификации работников системы образования.
Глава ведомства начала свою работу в организациях образования, расположенных в селах Тогызтарау, Шокай и Сарыкемер Жамбылского и Байзакского районов. Отдавая приоритет совершенствованию системы образования, повышению качества обучения и эффективной организации учебного процесса, Жулдыз Сулейменова встретилась с педагогическими коллективами каждой школы, посетила уроки и пообщалась с учениками об их успеваемости, интересе к знаниям и науке.
«В стране при поддержке Главы государства ведется комплексная работа по созданию комфортной и качественной образовательной среды для педагогов и учащихся. Каждый работник системы образования несет ответственность за воспитание честного, трудолюбивого, конкурентоспособного, образованного и нравственного гражданина на общенациональных ценностях. Наша задача — обеспечить детям качественное образование и доступ к передовым образовательным технологиям, создав равные условия школьной инфраструктуры в городах и селах», — сказала Жулдыз Сулейменова.
В рамках визита Жулдыз Сулейменова посетила среднюю школу имени Т.Токтарова в селе Тогызтарау, где обучается около 100 учеников, включая детей из соседних населённых пунктов. Это одна из малокомплектных школ региона, всего в Жамбылской области их 149.
Следующим объектом стала школу №3 в селе Шокай, введенная в эксплуатацию два года назад, где учатся 187 детей. Учебное заведение оснащено лингафонными кабинетами, классами робототехники и трудового обучения. В районной школе искусств дети получают дополнительное образование в творческом, техническом и научном направлениях — робототехнике, биотехнологии, 3D-моделировании, изобразительном искусстве и музыке.
В селе Сарыкемер министр побывала в новой школе «Келешек мектептері» на 600 мест, введённой в эксплуатацию в прошлом году. В этой школе действуют три лаборатории естественнонаучного профиля, две мастерские для раннего профессионального обучения, компьютерный кабинет, коворкинг-зоны и читальные залы.
Кроме того, Жулдыз Сулейменова посетила Дворец школьников в Таразе. Здесь работают 85 кружков и секций различной направленности — творческой, интеллектуальной, научно-технической и спортивной. В течение дня в центре могут заниматься до 2500 детей.
Во время визита министр также приняла участие в заседании координационного совета, посвящённого вопросам защиты прав и обеспечения безопасности детей
С начала 2025 года Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав провели около 4 тысяч заседаний, на которых рассмотрено более 7 тысяч дел. Из них свыше тысячи касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таким семьям оказывается комплексная поддержка — от материальной и психологической до юридической и медицинской помощи, а также содействие в трудоустройстве, лечении и обучении детей.
Сегодня в стране действует 271 комиссия, координирующая работу государственных органов по защите прав детей, вопросы профилактики правонарушений и поддержки семей. Комиссии рассматривают не только плановые вопросы, но и резонансные случаи, требующие оперативного реагирования.
«Комиссии по делам несовершеннолетних — это ключевой инструмент защиты прав детей на местах. Их деятельность позволяет оперативно выявлять семьи, оказавшиеся в кризисе, и оказывать им адресную помощь. Мы усиливаем межведомственное взаимодействие и вводим новые подходы, направленные на профилактику буллинга, кибербуллинга и суицидального поведения среди детей», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
В рамках межведомственных рейдов, проведённых совместно с правоохранительными органами, к административной ответственности привлечено более 21,8 тысячи родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, свыше 107 тысяч законных представителей — за нахождение детей ночью вне дома и около 2 тысяч предпринимателей — за допуск несовершеннолетних в развлекательные заведения.
В настоящее время разрабатываются новые правила деятельности комиссий, предусматривающие расширение их полномочий в сфере профилактики буллинга, кибербуллинга и суицидального поведения, проведение исследований и оказание методической помощи регионам. Обновлённый формат позволит повысить эффективность и ответственность работы на местах.
При поддержке Министерства просвещения и Международного союза айтыса и жыршы-термеши прошел республиканский айтыс молодых акынов среди школьников «Қола домбыра». В этом году творческое состязание прошло под темой «Жасанды интеллект пен еңбек адамы».
В айтысе приняли участие 22 молодых поэта в возрасте от 10 до 18 лет из 20 регионов страны. Основная цель мероприятия — популяризация национального искусства, поддержка молодых талантов и развитие их импровизационных способностей.
По итогам айтыса обладателем Гран-при и звания «Қола домбыра» стала Инжу Жанабай (Жамбылская область).
- I место занял Нурислам Рагат (Костанайская область);
- II место поделили Акнур Зинулла (Алматинская область) и Мейіржан Баршынбай (Павлодарская область);
- III место распределили между Айганым Максуткановой (г. Астана), Белесом Өтепбергеном (Актюбинская область) и Айшей Бактияр (г. Шымкент).
Всем участникам были вручены благодарственные письма и денежные призы, а наставники акынов получили благодарственные письма министра просвещения Республики Казахстан. Кроме того, молодые поэты были награждены специальными призами.
Айтыс проведен при поддержке Министерства просвещения Республики Казахстан, корпоративного фонда «El Umiti», Международного союза айтыса и жыршы-термеши, а также Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева.
По поручению Главы государства в Казахстане реализуются масштабные инфраструктурные проекты в сфере образования. Основная цель — решение вопросов трехсменного обучения, сокращение дефицита ученических мест и ликвидация аварийных школ.
В регионах страны ведется строительство 232 новых школ, рассчитанных на 267 тысяч ученических мест. В текущем году уже введено в эксплуатацию 105 школ на 157 тысяч мест, из них 71 школа на 135 тысяч мест в рамках национального проекта «Келешек мектептері». Большая часть новых школ расположена в Туркестанской, Мангистауской, Алматинской, Актюбинской и Жамбылской областях.
В целом нацпроект предусматривает строительство 217 школ на 460 тысяч мест, более 40% из которых возводятся в сельской местности. Школы нового формата существенно отличаются от типовых зданий прошлых лет: их общая площадь увеличена на 15–20%, а уровень технического оснащения — в четыре раза выше. В каждой школе предусмотрены кабинеты робототехники, STEM-лаборатории, залы хореографии, коворкинг-зоны и до четырёх спортивных залов.
Наряду с этим продолжается модернизация 1000 школ в малых городах, районных центрах и селах. В рамках программы проводятся ремонтные работы, обновлена мебель, модернизированы библиотеки, столовые и системы безопасности, что создаёт комфортные и безопасные условия для обучения детей по всей стране.
Следующим этапом станет переход к единому современному формату школьной инфраструктуры. В соответствии с поручением Президента реализуется масштабная программа реновации школ, включающая обновление фасадов и кровель, замену окон, капитальный ремонт инженерных коммуникаций, благоустройство и озеленение территорий.
Министр просвещения Республики Казахстан Жулдыз Сулейменова с рабочей поездкой посетила область Абай, где ознакомилась с качеством обучения в школах отдаленных сельских районов — Бескарагайском, Аягозском и Жарминском.
Совместно с акимом области Бериком Уали министр приняла участие в церемонии открытия новой школы на 600 мест в городе Аягоз, построенной в рамках национального проекта «Келешек мектептері».
Поздравляя жителей города с открытием школы, глава ведомства отметила, что по инициативе Главы государства в стране комплексно реализуются масштабные проекты по модернизации образовательной инфраструктуры, направленные на повышение качества обучения.
«В рамках национального проекта «Келешек мектептері» по всей стране создается сеть инновационных школ, где детям обеспечены безопасные и комфортные условия. В этом году 14 из 18 учащихся области Абай, участвовавших в международных олимпиадах, стали призерами. Это свидетельствует о том, что на родине, где зародилась национальная интеллигенция, сохранился интеллектуальный потенциал, формировавшийся векамиу», — подчеркнула министр просвещения.
На сегодня в области введено в эксплуатацию четыре школы нацпроекта «Келешек мектептері», еще одна находится в стадии строительства. В этом году девять школ прошли реновацию и приведены в соответствие с современными стандартами. В 2026 году реновация запланирован ещё в 26 школах.
««Келешек мектебі» поможет решить проблему нехватки учебных мест в Аягозе. Это современное образовательное учреждение, в котором созданы все условия для жителей отдаленных районов города», — сказал аким области Берик Уали.
Кроме того, министр посетила школы в отдаленных селах региона, где выслушала предложения и пожелания педагогических коллективов, касающиеся повышения качества образования и создания комфортных условий для детей. Так, в Башкульской основной школе Бескарагайского района обучаются 40 учеников, работают 18 педагогов. Всего в области Абай из 311 школ 166 являются малокомплектными.
Средняя школа имени Актайлак би в Жарминском районе считается одной из лучших по качеству обучения. Учащиеся ежегодно становятся призерами областных и республиканских олимпиад.
Жулдыз Сулейменова также ознакомилась со строительством новой школы в селе Суыкбулак, где старое здание признано аварийным. Новая школа на 100 мест возводится по архитектурному проекту «Келешек мектептері» и будет сдана в эксплуатацию в 2026 году. Отметим, учащиеся младших классов вынуждены заниматься в старом здании, а школьники 5–11 классов ездят в соседнее село.
В ходе поездки министр уделила особое внимание вопросам инклюзивного и специального образования. В Семее она посетила детский сад №9 «Айгөлек», где также созданы все условия для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь оборудованы инклюзивный кабинет, кабинеты логопеда и национальных ценностей, спортивный и музыкальный залы.
По итогам двухдневной поездки по трем районам области министр просвещения Жулдыз Сулейменова поручила руководителям областного управления образования и департамента по обеспечению качества образования усилить работу по модернизации образовательной инфраструктуры, повышению статуса педагогов, а также созданию максимально комфортных и безопасных условий для получения детьми качественного образования.
Национальная сборная Казахстана по робототехнике вновь одержал ошеломительную четвертую подряд победу на Всемирной Олимпиаде FIRST Global Challenge (FGC) 2025 в Панама-Сити.
Соревнуясь с командами из 190 стран мира, наши школьники не просто заняли первое место, но и завоевали сразу две высшие награды в самых престижных номинациях:
GRAND CHALLENGE AWARD (золото): Главная награда турнира, присуждаемая абсолютным чемпионам, установившим рекорд в квалификационных играх роботов.
ALBERT EINSTEIN AWARD (золото): Высшая судейская награда за демонстрацию выдающихся инженерных разработок, технического мастерства, командной работы и лидерства. Эта премия присуждается за комплексное превосходство и инновации.
В этом году в состав сборной в ходе национального отбора среди 40 команд вошли ученики 9-10 классов NIS Алматы-Медеу Рашат Досымжан, Даулет Ілияс, Орынбасаров Алихан, Әсетұлы Мадиар и Турсымбаев Нурасыл. Тренеры национальной сборной - Дулат Байтуленов, Нурдаулет Досмагамбет и Асылбек Мурзахметов.
Четыре победы подряд на Всемирном чемпионате (Женева-2022, Сингапур-2023, Греция-2024, Панама-2025) делают Казахстан абсолютным мировым лидером в международной STEM-образовательной арене. Этот результат не имеет аналогов в истории FGC.
«Мы доказали всему миру: Казахстан — это не только страна богатых ресурсов, но и страна интеллектуального потенциала и высоких технологий. При этом важно отметить, что состав сборной ни разу не повторялся - ежегодно защищать честь страны едут новые участники», - отметил руководитель ОФ USTEM Foundation Асылбек Мурзахметов.
Напомним, что тема чемпионата «Eco-Equilibrium» была посвящена решению глобальных экологических проблем и сохранению биоразнообразия. Команда казахстанцев продемонстрировала уникальный подход к восстановлению экосистем, разработав робота, который смог максимально эффективно убирать барьеры, препятствующие распространению жизни на игровом поле, с беспрецедентной точностью размещать единицы биоразнообразия в различных экосистемах и успешно выполнять сложную финальную задачу, приносящую максимальное количество очков.
Cтоит отметить, что национальную сборную поддержали РНПЦ «Дарын» Министерство Просвещения РК, ОФ USTEM Foundation, Международный центр искусственного интеллекта Alem.AI, а также казахстанский стартап Cannect.AI.
В Панама-сити стартовала самая престижная всемирная олимпиада по робототехнике FIRST Global Challenge, в которой принимают участие сильнейшие юные инженеры из 190 стран мира.
В этом году чемпионат проходит под эгидой восстановления глобального экологического баланса и максимизации биоразнообразия. Роботы зарабатывают очки, выполняя задачи, имитирующие экологическое восстановление: они должны убирать барьеры (препятствия), доставлять и размещать Единицы биоразнообразия в определенные Экосистемы на игровом поле и активировать механизмы уравновешивания.
В этом году в состав сборной в ходе национального отбора среди 40 команд вошли ученики 9-10 классов НИШ ФМН г.Алматы Рашат Досымжан, Даулет Ілияс, Орынбасаров Алихан, Әсетұлы Мадиар и Турсымбаев Нурасыл. Тренеры национальной сборной - Дулат Байтуленов, Нурдаулет Досмагамбет и Асылбек Мурзахметов.
Отметим, Казахстан является действующим трехкратным чемпионом мира, став абсолютным чемпионом в Женеве в 2022 году, в Сингапуре в 2023 году и в Афинах в 2024.
Национальную сборную поддержали РНПЦ «Дарын» Министерство Просвещения РК, ОФ USTEM Foundation, Международный центр искусственного интеллекта Alem.AI и казахстанский стартап Cannect.AI.
Расписание матчей сборной и прямая трансляция доступны по ссылке в 19:00 https://first.global/live/.
Желаем удачи и побед нашим ученикам!
В Казахстане по поручению Главы государства реализуются комплексные инициативы и проекты по внедрению новых технологических решений и искусственного интеллекта в систему образования. В рамках XIV Международной конференции «Школьное образование в цифровую эпоху: ключевые тренды и вызовы» министр просвещения Жулдыз Сулейменова встретилась с ведущими мировыми экспертами, чтобы обсудить внедрение технологий нового поколения в сферу образования.
Во встрече приняли участие британский эксперт в области искусственного интеллекта в образовании Дэн Фицпатрик, основатель и генеральный директор компаний Bedrock AI и Diverse AI Тоджу Дьюк, директор по последипломным исследованиям Школы образования Университета Кертина (Австралия) Кок-Синг Танг, профессор Аделаидского университета по направлению «Искусственный интеллект и образование» Райан Бейкер, а также председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ануар Жангозин.
Участники обсудили современные тенденции, вызовы и перспективы школьного образования в условиях цифровой трансформации, а также эффективное использование современных технологий для развития системы образования.
«Главная роль в процессе внедрения искусственного интеллекта и технологических новшеств в образовании всегда должна принадлежать учителю. Истинная суть образования заключается в человеческом разуме, честности и теплоте сердца. Наша задача – создать такую образовательную среду, где искусственный интеллект станет эффективным инструментом, а технологии нового поколения – помощником учителя и ученика», – отметила министр.
Кроме того, участники обсудили совместные подходы к укреплению принципов академической честности среди обучающихся при использовании искусственного интеллекта. Международные эксперты поделились своими взглядами и рекомендациями по внедрению технологий нового поколения в систему образования.
«Меня особенно впечатлило стремление Казахстана внедрять технологии искусственного интеллекта и обеспечивать учащихся современными инструментами и навыками, необходимыми для новой технологической эпохи», – отметил Дэн Фицпатрик.
Отметим, в стране ведётся комплексная работа по интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс. Запущена платформа AI Kitap, направленная на персонализацию обучения, разработан онлайн-методический комплекс Day of AI. Утверждены этические стандарты для безопасного и справедливого использования искусственного интеллекта. Для повышения квалификации педагогов внедрена трёхуровневая система обучения по эффективному применению ИИ. Кроме того, Министерство разрабатывает национальный инструмент для оценки уровня внедрения искусственного интеллекта в систему образования.
Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Министерства просвещения Республики Казахстан вошёл в число организаций, качество образовательной деятельности которых признано на международном уровне. Институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия) подтвердил, что система работы Центра соответствует мировым стандартам качества образования.
По словам председателя правления «Өрлеу» Айданы Шилибековой, проведённая в последние годы системная трансформация охватила все направления работы Центра: совершенствование внутренних процессов, внедрение инновационных подходов в обучении педагогов, развитие гибридных форм обучения и повышение требований к качеству образовательных программ.
«Приоритетом Национального центра «Өрлеу» является обеспечение высокого качества работы и постоянное стремление к совершенству. Мы продолжим развивать гибридные формы обучения, усиливать требования к образовательным программам и квалификации ППС, а также совершенствовать посткурсовое сопровождение для устойчивого развития и выхода на новый уровень качества», — подчеркнула председатель.
Справочно: Институт ACQUIN объединяет более 150 университетов и профессиональных ассоциаций. Его деятельность признана авторитетными международными организациями: EQAR, ENQA, EUA, CEENQA, INQAAHE.