Меню
Страницы
Комитеты
Пресс-центр
Деятельность
Контакты
Документы
О министерстве
Об отделе
Пресс-центр
Контакты
Документы
Все материалы
17 сентября 2025
Укрепление триады «школа – родители – общество»: в Казахстане стартует трансформация деятельности родительских комитетов

Важным направлением в сфере воспитательной работы станет трансформация деятельности родительских комитетов. Об этом сообщила директор департамента воспитательной и дополнительной работы Министерства просвещения РК Ерлан Калмаков в ходе брифинга в СЦК.

С 2023 года во всех организациях образования работают Центры педагогической поддержки родителей, созданные в рамках воспитательной программы «Адал Азамат». Их главная задача – усилить диалог между школой и семьей, помочь родителям стать активными участниками процесса воспитания и развития ребенка. За это время вовлеченность родителей в образовательный процесс выросла в три раза.

Уже в ноябре планируется проведение первого Республиканского форума родительских комитетов, который станет новой площадкой для укрепления сотрудничества и партнерства в триаде «школа – родители – общество».

В этой связи Министерством просвещения приняты конкретные меры. Создана рабочая группа, в состав которой вошли председатели родительских комитетов, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, а также эксперты Национальной академии образования имени И. Алтынсарина и Национального центра благополучия детей «Өркен».

По итогам работы группы был подготовлен пакет документов, включающий сценарии проведения общешкольных и районных собраний родительских комитетов, типовые правила их деятельности, примерные планы работы и другие методические материалы.

Эти нововведения направлены на то, чтобы деятельность родительских комитетов стала более прозрачной, системной и эффективной, а сами комитеты превратились в надежных партнеров школ в воспитании подрастающего поколения.

17 сентября 2025
Новая модель воспитания: «Адал азамат» охватил все школы страны

С нового учебного года воспитательная работа во всех организациях образования, включая частные, была выстроена на основе единой программы «Адал азамат». Это стало логичным продолжением ранее действовавшей программы «Біртұтас тәрбие», но уже с обновленным содержанием и названием, соответствующим идеологической концепции Главы государства «Адал азамат – Адал еңбек – Адал табыс».

Главная цель программы — воспитание честного и трудолюбивого гражданина. Система воспитания основана на общенациональных ценностях и усиливает партнерство школы, родителей и общества.

«Впервые такие стандарты будут обязательны и для частных школ. Это позволит создать равные условия и обеспечить проведение воспитательной работы по единым требованиям во всех уголках страны. Для специалистов и педагогов частных школ были организованы специальные курсы. На сегодняшний день обучением охвачено более 23 тысяч педагогов из 800 частных школ», – подчеркнул Директор департамента воспитательной и дополнительной работы Министерства просвещения РК Ерлан Калмаков в ходе брифинга в СЦК.

В рамках реализации программы в системе образования Казахстана также разработан единый дизайн-код и брендбук, направленные на формирование современного воспитательного пространства.

Согласно концепции, оформление школ становится «третьим учителем», способствующим формированию у детей правильных привычек, повседневных навыков и ценностных ориентиров. В дизайн включены визуальные материалы, отражающие 6 ключевых ценностей программы, изображения с позитивными моделями поведения, оформление кабинетов с учетом возраста и предметной направленности, иллюстрации природных и исторических достопримечательностей Казахстана, а также высказывания и портреты выдающихся отечественных и мировых мыслителей и личностей.

Наряду с этим, особое внимание уделяется координации всех участников воспитательного процесса. Работа в школах будет строиться во взаимодействии с органами власти, правоохранительными структурами, службами здравоохранения и внутренней политики.

17 сентября 2025
«Уроки стали увлекательнее, а дети – мотивированнее»: как резервисты управляют «Келешек мектептері»

Пресс-служба Минпросвещения РК запускает новую рубрику. В ней мы будем рассказывать истории выпускников проекта «1000 лидеров изменений в образовании», которые сегодня возглавляют школы нового формата и внедряют современные управленческие практики.

Одна из них – участница проекта «1000 лидеров изменений в образовании» Сауле Ескендир. Сегодня она руководит столичной школой №113, построенной в рамках национального проекта «Келешек мектептері».

Здесь обучаются более 3800 школьников, занятия ведут свыше 200 педагогов. В управлении школой директор применяет все знания и опыт, полученные в рамках проекта по подготовке новых лидеров образования.

«Проект научил нас не только стратегически мыслить, но и служить обществу. Мы осознали, что самое важное, воспитывать детей как личностей, готовых работать на благо страны. Для этого нужно уметь формировать сильную команду. Сегодня мы вместе совершенствуем образовательный процесс. И уже видим результат. Уроки стали увлекательнее, а дети — мотивированнее», — отметила директор школы №113 Сауле Ескендир.

Как отмечают сами учителя, занятия проходят в кабинетах, оснащенных новейшей техникой, современными предметными кабинетами и лабораториями с элементами искусственного интеллекта. Это делает обучение более интересным и практико-ориентированным, а восприятие предметов значительно глубже.

Особым преимуществом школы стали четыре спортивных зала и отдельные мастерские для мальчиков и девочек. Здесь создаются условия не только для расширения кружков и секций, но и для раскрытия творческих и практических навыков каждого ребенка.

17 сентября 2025
В школах создаются условия для обучения детей с особыми потребностями, внедряется стандарт психолого-педагогической поддержки, готовится законопроект о комплексной поддержке

Главная цель — равные возможности и качественное образование для каждого ребёнка.

16 сентября 2025
Проект «1000 лидеров изменений в образовании»: 428 специалистов завершили обучение

С 2023 года в Казахстане реализуется стратегический проект «1000 лидеров изменений в образовании». Проект, инициированный по поручению Президента страны, направлен на формирование нового поколения руководителей в сфере образования.

По модели Президентского молодежного кадрового резерва в 2023–2024 годах было отобрано 583 педагога для резерва. Из них более 400 человек заняли руководящие должности без конкурса, а 40 директоров были назначены на школы, созданные в рамках Национального проекта «Келешек мектептері». В результате нехватка директоров школ в стране сократилась в три раза.

Проект продолжает развиваться, и в 2025 году 428 специалистов прошли обучение. Подготовка заместителей директоров школ в Центре педагогического мастерства стартовала 21 июля и завершилась 12 сентября. Лидеры изменений в образовании прошли несколько этапов отбора, повысив свою квалификацию на базовом, экспертном и профессиональном уровнях, что направлено на развитие управленческих навыков.

Для обучения будущих директоров были привлечены сертифицированные тренеры с более чем 12-летним опытом работы в данной сфере, имеющие сертификаты Кембриджского экзаменационного совета.

После завершения обучения участники были направлены на практику. С 15 по 26 сентября пройдет итоговая оценка, в ходе которой будущие директора будут оцениваться с учетом международного опыта. Кандидаты, успешно справившиеся с тестированием, проектными заданиями, а также представившие портфолио и рефлексивный отчет, будут приглашены на собеседование с комиссией при Министерстве просвещения. По его итогам лучшие специалисты будут включены в кадровый резерв.

Специалисты, успешно завершившие проект «1000 лидеров изменений в образовании» и вошедшие в кадровый резерв, будут назначены на должности руководителей школ без прохождения конкурсных процедур.

16 сентября 2025
В Жамбылской области внедрят комплексную программу детской безопасности – министр просвещения провел экстренное совещание

Накануне в Минпросвещения РК в связи с последними происшествиями в Жамбылской области обсудили вопросы обеспечения безопасности детей. В совещании приняли участие заместитель акима области, руководители управления образования, Департамента по обеспечению качества в сфере образования, Департамента полиции, Центра психологической поддержки, регионального уполномоченного по правам ребенка, а также Института благополучия детей «Өркен».

О ситуации в регионе доложили представители местных исполнительных органов. С начала учебного года в области произошел ряд трагических случаев с участием несовершеннолетних.

По информации председателя Комитета по охране прав детей, в регионе отсутствует системный подход к профилактической работе в школьной и внешкольной среде. В частности, недостаточно обеспечено психолого-педагогическое сопровождение, слабая система социальной поддержки и работы социальных педагогов.

В связи с этим, для всестороннего анализа по поручению министра просвещения с 29 сентября в регион направляется Республиканская межведомственная мониторинговая группа. По итогам которой будет разработана локальная Дорожная карта с конкретными мероприятиями по профилактике и снижению правонарушений среди несовершеннолетних. Региону также будет оказана методическая помощь по вопросам психологической безопасности детей.

«Наша задача – предотвратить трагические случаи в будущем и обеспечить максимальную поддержку каждому ребенку. Сегодня особенно важно объединить усилия государства, школ, родителей и всех ответственных структур ради безопасности детей. Для этого необходимо выстроить эффективные меры профилактики с участием всех заинтересованных сторон. Министерство просвещения окажет Жамбылской области всю необходимую поддержку. Однако реализация принятых мер требует персональной ответственности каждого руководителя на местах», — заявил министр просвещения РК Гани Бейсембаев.

По итогам совещания министр поручил ускорить открытие Управления по защите прав детей, увеличить штат педагогов-психологов и обеспечить их непрерывную деятельность, усилить работу Центра психологической поддержки, а также органов опеки и попечительства. НАО ННПИБД «Өркен» и АО НЦПК «Өрлеу» необходимо организовать обучение для повышения качества педагогического состава региона.

16 сентября 2025
Уроки правовой культуры: чему учат школьников Алматинской области?

С нового учебного года в пилотном режиме в школах и колледжах Талгарского района Алматинской области проходят уроки правовой культуры. Проект реализуется по поручению Главы государства в рамках инициативы «Закон и порядок». В нём участвуют более 7,5 тысячи учащихся из 10 школ и трёх колледжей района.

«Занятия проводят наставники — бывшие сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры, прошедшие специальную подготовку. Они уделяют внимание не только профилактике, но и индивидуальной работе с подростками из группы риска. Важно, чтобы дети с ранних лет понимали свои права и обязанности, умели уважать закон и принимать ответственное решение», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.

Программа включает 36 занятий, разделённых по возрастным группам: для 7–8-х классов, 9–10-х классов и студентов колледжей. Для каждой категории разработано по девять тематических уроков, основанных на реальных кейсах и правовых ситуациях, с учётом возрастных и психологических особенностей подростков.

Учебные материалы подготовлены специалистами НАО «Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен». В них особое внимание уделяется таким вопросам, как права и обязанности ребёнка, школьная дезадаптация, буллинг и кибербуллинг, бродяжничество и уходы из дома, вандализм, насилие, употребление психоактивных веществ и лудомания.

Занятия проходят один раз в две недели — в первой и третьей четвертях учебного года.

16 сентября 2025
В казахстанских школах пройдут первые заседания родительских комитетов

С 15 по 20 сентября 2025 года во всех школах страны пройдут общешкольные родительские собрания на тему «Школа и семья: сотрудничество в воспитании порядочной и ответственной личности» в рамках реализации единой воспитательной программы «Адал азамат» и идеологии «Закон и Порядок».

Главная цель – укрепление взаимодействия между школой и семьей, развитие культуры позитивного родительства, а также формирование единого подхода к воспитанию справедливого, трудолюбивого и ответственного поколения.

«Мы считаем, что воспитание честного гражданина невозможно без тесного сотрудничества школы и семьи. Важно, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса и вместе со школой формировали у детей единые ценности», – отметил директор Департамента воспитательного и дополнительного образования Ерлан Калмаков.

Планируется, что собрания пройдут более чем в 8 тыс. школах по всей стране с участием свыше 40 тыс. родителей. В конце сентября и в октябре состоятся расширенные заседания родительских комитетов на районном, городском и региональном уровнях. А в ноябре пройдет первый Республиканский форум, который станет новой площадкой для укрепления партнерства «школа – родитель – общество».

Отметим, эта работа направлена на модернизацию и повышение эффективности деятельности родительских комитетов в Казахстане.

15 сентября 2025
Единый дизайн-код внедряется в «Келешек мектептері»: министр посетил объекты образования города Алматы

В рамках рабочей поездки в Алматы министр просвещения Гани Бейсембаев проинспектировал реализацию национального проекта «Келешек мектептері» и строительство республиканских школ.

В городе запланировано возведение 21 школы нового формата, из которых 8 уже открыты. Одна из них – школа №222 в Алатауском районе на 2 тысячи мест. Здесь внедрен единый дизайн-код, основанный на концепции программы воспитания «Адал Азамат». В нем отражены национальные ценности и культурные коды: современные интерпретации орнаментов, муралы с казахстанскими пейзажами, патриотические зоны с цитатами и образами выдающихся личностей, а также унифицированная система навигации.

Министр также ознакомился со строительством школ нового формата в Медеуском, Турксибском, Жетысуском, Наурызбайском, Алатауском и Бостандыкском районах. Это будут современные пространства для обучения и развития, оснащенные STEM-лабораториями, кабинетами робототехники, хореографическими и спортивными залами, медицинскими пунктами. Особое внимание уделено вопросам инклюзивности и безопасности. В 2025–2026 учебном году в Алматы планируется построить еще 13 таких школ.

Во время поездки Гани Бейсембаев также ознакомился с организацией школьного питания. В школе №173 модернизировали столовую и библиотеку. При составлении меню для школьников применяется новый стандарт питания. По словам директора, в образовательный процесс школы постепенно интегрируются технологии искусственного интеллекта.

Отдельное внимание уделено возведению первой национальной школы имени Абая. Бывшая Республиканская специализированная школа-интернат имени Абая для одаренных детей с углубленным изучением казахского языка и литературы проходит масштабную трансформацию и получит новое название – «Абай Ұлттық мектебі». Новая школа рассчитана на 900 учеников, и будет включать интернат, дом учителя, библиотеку, спортивный комплекс. Учебный процесс будет строиться на философии Абая и «пяти ценностях».

Завершая поездку, министр посетил филиал Республиканской физико-математической школы. Здесь проводится реновация здания: в обновленных помещениях появятся современная библиотека, спортзал, медиатека, лекторий-амфитеатр и специализированные лаборатории для подготовки одаренных школьников к международным олимпиадам.

15 сентября 2025
Министр просвещения поручил усилить контроль за безопасностью детей и развитием школьной инфраструктуры в Алматинской области

Ход реализации проектов по развитию школьной инфраструктуры и обеспечению безопасности детей Алматинской области рассмотрели на совещании под председательством министра просвещения Гани Бейсембаева с участием заместителя акима, руководителей управления образования, территориального департамента по обеспечению качества в сфере образования, уполномоченного по правам ребенка и представителей правоохранительных органов.

Представители местных исполнительных органов доложили о текущей ситуации и принимаемых мерах в новом учебном году. Для решения проблемы аварийных и переуплотненных школ разрабатывается программа по развитию инфраструктуры, в том числе в рамках действующего проекта реновации.

Отдельно участники совещания рассмотрели вопросы обеспечения безопасности детей. Поводом стало недавнее дорожно-транспортное происшествие с участием школьного автобуса. Напомним, в стране действует утвержденный Алгоритм организации перевозок детей. Документ определяет требования к техническому состоянию транспорта, квалификации водителей, сопровождению и контролю со стороны взрослых, а также закрепляет персональную ответственность руководителей образовательных организаций.

«Обеспечение безопасности детей – безусловный приоритет государственной политики. Государство системно инвестирует в создание безопасной и современной образовательной среды. Ежегодно выделяются средства на строительство новых школ и реновацию действующих зданий. Но эффективность этих мер напрямую зависит от персональной ответственности руководителей на местах», — подчеркнул министр.

В завершение министр местным исполнительным органам усилить контроль и обеспечить качественное исполнение всех требований, отметив персональную ответственность каждого руководителя.

Социальные сети
Youtube
Facebook
Instagram
Меню подвал
Экранный диктор
Жизненные ситуации
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации