Меню

Страницы

Статья

Применение цифровых технологий в образовании

Образование и наука являются основными факторами развития социально-экономического капитала страны. Развитие отрасли образования способствует внедрению инноваций, обеспечивает молодежь необходимыми знаниями и навыками, необходимые для конкурентоспособности на современном рынке труда и является одной из ключевой движущей силой экономического роста.

Одним из основных макроэкономических показателей, отражающих экономическое состояние страны, является Валовой внутренний продукт (ВВП). Данный показатель характеризует материальное благосостояние нации, а, следовательно, и уровень жизни его населения.

По данным исследования международной компании Ernst&Young отмечается прямая связь между образованием и экономическим ростом страны. К примеру:

− увеличение охвата начальным образованием на 1% повышает ВВП страны на 0,35% (Stevens & Weale, 2003);

− увеличение продолжительности обучения в старших классах на один год повышает ВВП страны на 0,44% (Barro, 2002);

− реализация стратегических программ развития образования продолжительностью более 10 лет повышает ВВП страны почти на 5% (Hanushek & , 2007);

− страна, которая набирает на 5 баллов выше среднего балла PISA, повышает уровень производительности труда на 2,5% и ВВП на душу населения на 1,5% (ОЭСР, 2006);

− улучшение на 50 баллов PISA повышает годовой ВВП страны на 1% (Hanushek, 2010).

Фактором, влияющим на качество образования, являются расходы на одного учащегося. Казахстан расходует наименьшую сумму (12% от ВВП на душу населения) на образование одного ученика среди стран Европы и Центральной Азии - участников PISA2012. В России данный показатель составляет 21%, в странах ОЭСР в среднем – 27%. Однако причинно-следственная связь между бюджетными расходами на одного ученика и улучшением успеваемости относительна. Такие страны, как Польша и Эстония выделяют меньше бюджетных средств на одного ученика, чем страны со сходным уровнем экономического развития. При этом им удается обеспечить высокую грамотность большинства учащихся по математике и чтению к окончанию средней школы.

На сегодняшний день, согласно мировых рейтингов, образование Республики Казахстан отражено в следующей динамике:

- Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 2014-2015: Казахстан занял 50 место из 144 стран, по субиндексу «Факторы инноваций и сложности» - 89 место. Вместе с тем, наблюдается снижение позиций страны по 5 следующим направлениям: «Высшее образование и профессиональная подготовка» (-8), «Макроэкономическая среда» (-4), «Технологическая готовность» (-4), «Институты» (-2), «Инновационный потенциал» (-1). Наряду с этим, сопоставительный анализ демонстрирует понижение позиций по показателям «Охват средним образованием» (-13), «Охват высшим образованием» (-4) и опросному показателю «Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР».

- Индекс развития человеческого капитала (Human Capital Index) 2015: за 2 года Казахстан повысил свой рейтинг на 8 позиций (56 место) по показателю блока «Образование» - «Возможности повышения квалификаций на рабочем месте».

- оп-800 лучших вузов мира (QS WUR) 2014-2015: в рейтинг вошли 9 Казахстанских ВУЗов. Казахский национальный университет им. аль-Фараби (305), Евразийский национальный университет им. Л.Гумилева (324), и еще 7 университетов находятся на 500-701 позициях.

В сфере образования имеют место следующие проблемы:

- Не обеспечен равный доступ к дошкольному образованию. Охват детей дошкольными организациями в республике составляет 41,3 %. При этом более чем 296,7 тысяч детей от 1 до 6 лет во всех регионах страны испытывает потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении.

- В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 - в сельской местности. К сети Интернет подключено 98 % школ, сельских - 97 % (в 2005 году - 75 % и 70 % соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34 % школ. Низкий охват детей дополнительным образованием (21,6 %) по сравнению с другими странами (30 - 50 %).  Около 70 % учебных заведений ТиПО работают с использованием устаревшего оборудования.

- Квалификационные требования к уровням квалификации специалистов требуют обновления, т.к. они не всегда соответствуют новым технологиям производства.

- Не осуществляется прогнозирование потребности в кадрах на долгосрочный период.

- Содержание образовательных программ высшего и послевузовского образования не в полной мере отвечает требованиям работодателей, выражающим изменения на рынке труда.

- Слабо развито социальное партнерство. Слабая связь с наукой и производством. Отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников, привлечения работодателей к процессу создания стандартов высшего образования, подготовки и аттестации специалистов.

- Система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава развита не на должном уровне.

- Низкая эффективность и результативность научных исследований и прикладных разработок, выполняемых в рамках диссертационных исследований.

Как показывает опыт развитых и развивающихся стран внедрение цифровых образовательных технологий поспособствует интеграции информационной инфраструктуры образования Республики Казахстан в мировую образовательную среду. Принимая во внимание мировой опыт, необходимо внедрение цифровых, инновационных технологий в сферу образования и науки, которые решают следующие задачи:

- учет ресурсов и инфраструктуры организаций образования (основные средства, библиотечный фонд, материально-технической база);

- управление  кадрами;

- прогнозирование движения контингента учащихся;

- планирование и контроль обеспечения ресурсами;

- организация подушевого финансирования.

- ежегодное прогнозирование потребности кадров на региональном уровне  для МСБ и крупных предприятий;

- автоматизация процесса распределения грантов;

- контроль трудоустройства выпускников по специальности;

- своевременное корректирование среднесрочных прогнозных потребностей регионального рынка труда в рабочих кадрах с непосредственным участием работодателей.

- обеспечить  учителя возможностью обучения по нескольким предметам в совмещенных классах малокомплектных школ за счет предоставления  цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету;

- обеспечить самостоятельное обучение детей выбранного предмета;

- обеспечить родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, информацией по самостоятельному обучению и коррекционной помощи на дому;

- предоставление дополнительного образования и навыков в цифровой форме;

- расширить базу востребованных цифровых образовательных ресурсовза счет привлечения коммерческих электронных курсов и курсов, которые признаются  работодателями;

- увеличить возможность выбора самостоятельной траектории обучения для студентов ВУЗ и ТиПО;

- организация непрерывного образования для повышения квалификации или получения дополнительной специальности;

- ведения истории выпускников (информация о полученном образовании) и подтверждения дипломов, аттестатов и сертификатов;

- ведения данных по научным работам (дипломные работы, диссертации, научные статьи) в электронном виде;

- прием в одной системе заявок на оказание государственных услуг от внешних информационных систем (интеграция с ПЭП, ИС ЦОН, ГБД ЕЛ, РШЭП);

- автоматизация процесса  обработки каждого типа заявки на единой платформе;

- обмен данными в электронном виде;

- выдача результата оказания услуги в электронном виде;

- обеспечение хранения электронных документов и записей в соответствии с нормативно-правовыми актами;

- обеспечение проверки достоверности электронного документа;

- учет паспортов здоровья ребенка посредством интеграции с информационными системами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

- учет детей с ограниченными возможностями посредством информационного взаимодействия с информационными системами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

- предоставление информации населению о школах с инклюзивным образованием;

- направление детей на коррекционную помощь (реабилитация).

Внедрение образовательных цифровых технологий позволит увеличить качество образования, производительность образовательных учреждений, автоматизировать бизнес-процесс оказания государственных услуг в электронном виде. Вопросы образования всегда остаются важнейшим государственным приоритетом. Следует отметить, что в Казахстане, реализация направления применения цифровых технологий в образовании планируется в рамках Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205.

Дата публикации
29 августа 2016
Дата обновления
01 января 1970
Тип
Информация

Сейчас читают

31 января 2025
Перечень должностей, подверженных коррупционным рискам, определенных по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков
31 января 2025
ПЕРЕЧЕНЬ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ
05 июля 2024
Лучшие кейсы-лето 2024

Социальные медиа

Youtube
Facebook
Instagram

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации