Об утверждении Плана развития Министерства просвещения Республики Казахстан на 2020-2024 годы |
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и пунктом 3 статьи 65 Закона Республики Казахстан от «О правовых актах» ПРИКАЗЫВАЮ:
Министр просвещения
Республики Казахстан А.Аймагамбетов
«СОГЛАСОВАН»
Министр финансов
Республики Казахстан
______________________
«___» ________2022 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
______________________
«___» ________2022 года
Приложение к приказу
Министра просвещения
Республики Казахстан
от _____ 2022 года № ____
Перечень отмененных приказов
Министра образования и науки Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕН
приказом Министра просвещения Республики Казахстан
от «___»___________ 2022 года №
План развития
Министерства просвещения Республики Казахстан
на 2020-2024 годы
Раздел 1. Миссия и видение
Миссия: создание условий обучающимся для обеспечения доступности и равенства в детских садах, школах и колледжах, повышение качества образования путем создания благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся и педагогов, подготовка конкурентоспособных специалистов технического и профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда.
Видение: система образования, создающая условия на этапе дошкольного, среднего, технического и профессионального образования для формирования личности, обладающего широким спектром гибких навыков, универсальными компетенциями, развитыми навыками адаптивности.
Раздел 2. Архитектура взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования
2.1. Целевые индикаторы и показатели страны Стратегия развития Казахстана до 2050 года, Общенациональные приоритеты |
|
|||||||
В целом, структура государственных органов должна соответствовать решению предстоящих задач и обеспечивать реализацию целей Стратегии – 2050. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования. Добиться 100% охвата детей дошкольным образованием и воспитанием. В сфере образования будет обеспечен полный охват детей до 6 лет качественным дошкольным образованием и воспитанием к 2030 году. Программы дошкольного образования и воспитания будут соответствовать лучшим стандартам и методологиям, используемым в международной практике |
Казахстан войдет в 30-ку стран с наивысшими рейтингами по индексам оценки качества школьного образования, таким как PISA, TIMSS или их аналогам. К 2050 году выпускники казахстанских школ будут свободно владеть государственным, английским и русским языками. Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы среднего образования. Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Образовательная политика будет направлена на кардинальное повышение функциональной грамотности, формирование современных компетенций, конструктивную социализацию молодого поколения, доступность образования на протяжении всей жизни, а также снижение региональных диспропорций в качестве обучения. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Изменить направленность и акценты учебных планов среднего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. Достижение результатов 15-летних казахстанских учащихся в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment-2026): пo математике - 480 баллов, чтению - 450 баллов, естествознанию - 490 баллов. |
К 2030 году во всех организациях среднего, профессионально-технического и высшего образования будут внедрены принципы корпоративного управления и академической автономии. Развитие системы профессионально-технического образования будет ориентировано на удовлетворение существующих и будущих потребностей рынка труда. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты. |
|
|||||
|
|
|
|
|||||
Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года |
|
|||||||
Будет обеспечена физическая доступность мест в дошкольных учреждениях из расчета потенциального 100% охвата детей. Будут обеспечены доступ к услугам персонального дошкольного воспитания детей из социально уязвимых групп населения, применение опыта института воспитателей на дому ("социальная няня"). Наличие инновационных программ и игровых форм обучения станут обязательным условием функционирования дошкольных учреждений. Новые программы построят с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. При обновлении содержания дошкольного воспитания и обучения будут использованы единые с начальным образованием подходы и понятия (ценности, навыки, образовательные области, степень овладения). В содержание образования включат "сквозные темы" в качестве способа интеграции содержания во всех возрастных группах и классах. Будет введен мониторинг качества дошкольного обучения и воспитания. Право работать получат те дошкольные организации, которые совершенствуются и улучшают качество дошкольных услуг. Для повышения качества, а также создания полноценной развивающей и безопасной среды, обеспечения условий осуществления образовательного процесса, соблюдения норм и правил, охраны здоровья воспитанников, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов будет введено поэтапное лицензирование дошкольных организаций образования. Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования |
До 2025 года будет построено 800 новых школ. В опорных селах и районных центрах будет обеспечен 100% охват детей из малых сел местами для проживания в интернатах или патронатных семьях. Все здания школ оборудуют санитарными узлами, компьютерами (из расчета 1:5), подключат к Интернету со скоростью доступа не ниже 50 МГб/сек и нелимитированным трафиком. Во всех школах будут развернуты учебные беспроводные сети с применением оборудования казахстанского производства. Будет запущен проект - Единая интегрированная образовательная онлайн-платформа. В школьные образовательные программы внедрят компоненты устойчивого развития, созидательного сознания, здорового психоэмоционального развития, которые станут основой эмоционального, физического и ментального благосостояния обучающихся. Важными станут формирование мыслительных навыков учащихся от элементарного (знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез, оценка), наличие "сквозных тем", позволяющих максимально эффективно организовывать межпредметные связи. Будут приняты меры по экологическому воспитанию школьников и студентов, повышению их уровня знаний об охране окружающей среды и привитию экологических ценностей. Ликвидируется дефицит педагогических кадров, улучшится профессиональный состав. Заработная плата педагогов повысится в 2 раза. Право на звание педагога будет присваиваться по результатам национальных квалификационных тестов, а система аттестации будет ориентирована на конкретные результаты обучения. Особое внимание будет уделено сельским учителям информатики и физики, а также педагогам, подготовившим победителей, призеров районных конкурсов, соревнований и турниров по робототехнике и программированию, для которых кроме дополнительных систем надбавок к заработной плате будут разработаны еще и стимулирующие меры. Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA. Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования |
Система ТиПО будет направлена на решение задач по гарантированному получению навыков первой профессии, адаптации внутренних мигрантов к городской экономике, а также рабочей силы к новым требованиям при межсекторальных перетоках. Будет обеспечен полный охват всех желающих получить бесплатное профессиональное образование на основе государственного образовательного заказа. Фокус образовательных программ будет сделан на предоставлении качественных профессиональных и социальных навыков, востребованных у работодателей. Будет запущен проект "Лидеры ТиПО" ("Corpus of TVET leaders"), направленный на выявление эффективных руководителей организаций ТиПО и развитие их лидерских качеств. Организациям ТиПО будет предоставлена академическая свобода в содержании для гибкого реагирования на запросы рынка труда и работодателей. В колледжах будет адаптирована европейская кредитная технология для профессионального образования и обучения. Будут созданы центры компетенции для опережающей подготовки кадров на базе колледжей, оснащенных в рамках проекта "Жас маман". Будет внедрен новый формат приема в колледжи по принципу "Деньги за студентом". В результате будет обеспечена прозрачность и повысится конкурентоспособность среди колледжей.
|
|
|||||
Стратегические направления Министерства просвещения Республики Казахстан
|
|
|||||||
Стратегическое направление 1. Обеспечение гарантированного воспитания и обучения гражданина, обладающего навыками 21 века
|
Стратегическое направление 2. Подготовка конкурентоспособных кадров для экономики с ТиПО |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Цели Министерства просвещения Республики Казахстан
|
|
|||||||
Цель 1.1. Повышение уровня развития умений и навыков детей дошкольного возраста |
Цель 1.2. Повышение уровня функциональной грамотности детей школьного возраста с обеспечением равного доступа к качественному среднему образованию |
Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда |
|
|||||
|
|
|
|
|||||
Бюджетные программы |
|
|||||||
003 «Обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения» 007 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций дошкольного образования»
|
004 «Обеспечение доступности качественного школьного образования» 005 «Модернизация среднего образования» 008 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций среднего образования» 010 «Целевой вклад в АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 011 «Реализация инициативы Фонда Нурсултана Назарбаева по выявлению и поддержке талантов «EL UMITI» 012 «Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей» 013 «Обеспечение доступа к научно-историческим ценностям, научно-педагогической информации»
|
006 «Обеспечение кадрами с техническим и профессиональным образованием» 009 «Повышение квалификации и переподготовка кадров государственных организаций технического и профессионального образования» |
|
|||||
2.2. Бюджетные программы, направленные на решение иных задач, определенных положением государственного органа
|
|
|||||||
001 «Формирование и реализация государственной политики в области просвещения»
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Раздел 3. Стратегические направления, цели и целевые индикаторы
№п/п |
Целевые индикатор |
Ответственные |
Источник информации |
Ед. изм. |
Отчетный год
|
План (факт) текущего года |
в плановом периоде |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
Стратегическое направление 1. Обеспечение гарантированного воспитания и обучения гражданина, обладающего навыками 21 века |
|||||||||||||
|
Макроиндикаторы, характеризующие развитие отрасли: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1. |
Оценка качества школьного образования по результатам теста PISA |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Отчет ОЭСР |
балл |
|
PISA 2018: математика – 423 баллов, естествознание – 397 баллов, чтение – 387 баллов |
|
|
|
PISA-2022: математика – 430 баллов, естествознание – 402 баллов, чтение – 392 баллов |
|
||
2. |
Уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного / среднего образования |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Итоги опроса |
% |
- |
- |
65,5 |
68,4 |
71,3 |
74,2 |
77,1 |
||
Цель 1.1. Повышение уровня развития умений и навыков детей дошкольного возраста |
|||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 3 до 6 лет |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Административные данные МП РК |
% |
95,2 |
98,5 |
98,7 |
99 |
99,3 |
99,5 |
99,7 |
||
4. |
Доля педагогов дошкольных организаций, прошедших курсы повышения квалификации |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Официальные данные ДДО МП РК |
% |
- |
- |
13 |
19 |
24 |
30 |
35 |
||
Цель 1.2. Повышение уровня функциональной грамотности детей школьного возраста с обеспечением равного доступа к качественному среднему образованию |
|||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5. |
Доля организаций образования, достигших средний республиканский показатель по результатам Мониторинга образовательных достижений обучающихся |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Офи-циаль-ные данные КОКСО МП РК |
% |
- |
- |
- |
- |
30 |
40 |
50 |
||
6. |
Доля призеров республиканских и международных олимпиад и научных соревнований школьников от общего числа участников – учеников Интеллектуальных школ |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Данные АОО «НИШ» |
% |
39 |
49,4 |
40 |
45 |
47 |
49 |
50 |
||
7. |
Доля учащихся 5 и 6 классов сельских школ, принявших участие в Национальной интеллектуальной олимпиады для сельских школ «Mың бала» |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Офи-циаль-ные данные Фонда Нурсултана Назарбаева |
% |
- |
- |
- |
50 |
55 |
60 |
65 |
||
8. |
Доля сельских организаций образования, достигших средний республиканский показатель по результатам Мониторинга образовательных достижений обучающихся |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Офи-циаль-ные данные КОКСО МП РК |
% |
- |
- |
- |
- |
25 |
27 |
30 |
||
9. |
Доля педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации, от общего количества педагогов |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Официальные данные КСО МП РК |
% |
25,5 |
27 |
20 |
21 |
26,9 |
24 |
25 |
||
10. |
Доля детей, прошедших реабилитацию и оздоровление от общего количества детей 3-9 классов |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Данные РГКП «Балдаурен, РГКП «Бобек», РГУ «Центр коррекционной педагогики» |
%
|
0,7 |
0,72 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
||
11. |
Доля библиотек организаций образования, обеспеченных методической поддержкой |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Данные ГУ «Республиканская научно-педагогическая библиотека» |
%
|
- |
- |
- |
- |
8 |
16 |
24 |
||
Стратегическое направление 2. Подготовка конкурентоспособных кадров для экономики с ТиПО |
|||||||||||||
|
Макроиндикаторы, характеризующие развитие отрасли: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
12. |
Качество профессионально-технического образования |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Отчет ГИК ВЭФ |
место в рейтинге |
92 |
90 |
- |
90 |
86 |
82 |
79 |
||
Цель 2.1. Обеспечение доступности качественного технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда |
|||||||||||||
|
Целевые индикаторы, взаимоувязанные с бюджетом: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
13. |
Доля государственных колледжей технического и технологического профиля, проводящих демонстрационные экзамены с учетом стандартов WorldSkills |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Административные данные МП РК |
% |
- |
- |
10 |
20 |
40 |
60 |
80 |
||
14. |
Доля педагогических работников государственных колледжей, реализующих обновленные и специальные образовательные программы и внедряющие новые технологии обучения в учебный процесс |
Каринова Ш.Т. Первый вице-министр |
Административные данные МП РК |
% |
20 |
20 |
20 |
20 |
40 |
60 |
80 |
||
Раздел 4. Ресурсы
Ресурсы |
Ед. изм. |
2018 год |
2019 год |
Плановый период |
||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Финансовые |
тыс. |
429 271 649 |
570 281 672 |
832 274 871 |
1 341 831 356 |
1 464 717 871 |
1 234 129 506 |
1 268 683 829 |
Человеческие |
чел. |
501 |
501 |
501 |
524 |
330 |
330 |
330 |