МНЭ представило Систему региональных стандартов для населенных пунктов РК

МНЭ представило Систему региональных стандартов для населенных пунктов РК

В рамках Послания Президента народу Казахстана Правительству поставлена задача по обеспечению роста благосостояния казахстанцев посредством повышения доходов и качества жизни.

Главой государства было отмечено, что каждый регион и крупный город должны развиваться с учетом имеющихся конкурентных преимуществ.

В этой связи Министерством национальной экономики разработана Система региональных стандартов (СРС) для различных населенных пунктов.

Система включает конкретный перечень объектов и услуг, необходимых для населения.

То есть, это минимальные стандарты, до которых необходимо довести каждый населенный пункт.

Система используется госорганами при планировании социально-экономического развития региона.

При этом Министерство ежегодно проводит мониторинг на соответствие регионов минимальным стандартам.

Система региональных стандартов интегрирована с   основными документами Системы госпланирования в сфере регионального развития.

Так, в Плане территориального развития до 2025 года и Концепции развития сельских территорий на 2023-2027 года предусмотрены подходы СРС применительно к пространственному развитию и сельским территориям страны.

Кроме того, в рамках разрабатываемого нового Бюджетного кодекса предусматривается увязка положений СРС с бюджетным планированием, в части формирования трансфертов общего характера, инвестиционных планов госорганов и областей.

При этом хотел бы отметить, что на сегодня мы уже используем параметры СРС при формировании республиканского бюджета.

На данном слайде показаны количественные данные обеспеченности сёл за период 2019-2021 гг. согласно предыдущей версии СРС.

Так, по состоянию на 2021 г. уровень обеспеченности объектами и услугами в среднем по всем населенным пунктам в разрезе регионов, по сравнению с 2019 г., увеличился на 9,3 процентных пункта и составил 64,1%.

В то же время, с учетом предложений акиматов регионов, заинтересованных госорганов, общественных организаций, а также рекомендаций депутатов Парламента по итогам прошлогодних парламентских слушаний, Министерством в течение 2022 года была проведена большая работа по совершенствованию Системы региональных стандартов.

В результате, в январе текущего года были внесены соответствующие изменения и дополнения в СРС, а также разработан проект новой Методики оценки расчета показателей СРС.

В рамках новой редакции СРС значительно расширен перечень объектов и услуг, а также проведена дополнительная классификация населенных пунктов.

Кроме этого, в новую Методику расчета показателей СРС были включены показатели, характеризующие качество объектов и услуг.

То есть теперь учитываются также технические характеристики объекта и уровень оснащения материально-технической базой.

Так, в ранее действовавшей методике СРС оценивалось лишь наличие действующего объекта. К примеру, в с.Зеренды Акмолинской области имеются три школы, обеспеченность по СРС считалась как 100%.

В данный момент в с.Зеренды из 3 школ 2 требует капремонта, а также требуется строительство еще 1 школы.

Соответственно, по новой методике СРС с учётом качественных показателей уровень обеспеченности с.Зеренды снижено до 81%.

Новая СРС структурирована по 12 направлениям в социальной, инженерно-транспортной, экологической и бытовой сферах жизнедеятельности, как показано на слайде.

Населенные пункты сгруппированы по 5 категориям, таким как города республиканского и областного значений, города районного значения и райцентры, центры сельских округов,опорные сельские населенные пункты и другие сельские населенные пункты.

Так же, как я ранее уже отмечал, был расширен перечень объектов и услуг СРС по каждому из типов населенных пунктов.

Так, переутвержденный перечень объектов и услуг СРС предусматривает:

для городов областного значения и республиканского значения по 56 объектов/услуг,

для райцентров и городов районного значения 49,

для центров сельских округов 40,

для сёл 29 объектов/услуг.

При этом помимо основных объектов и услуг, в перечне СРС предусмотрены и рекомендуемые объекты и услуги.

На следующих 3 слайдах показаны конкретные перечни объектов и услуг для каждого из типов населенных пунктов.

Так, сельские населенные пункты разделены на райцентры,центры сельских округов, опорные СНП и остальные сёла.

На слайде показаны объекты и услуги для райцентров.

При этом, в сравнении со старой СРС, для данных населенных пунктов добавлены 12 новых объектов и услуг.

На данном слайде показаны объекты и услуги новой СРС для центров сельских округов, опорных СНП и остальных сёл.

Необходимо отметить, что в данные перечни по предложениям акиматов областей и депутатов Парламента включены новые объекты, такие как ветеринарные станции и пункты, контейнеры для раздельного сбора ТБО и др.

По городским населенным пунктам основной акцент был сделан на обеспеченности объектами и услугами по принципу «20-минутной шаговой доступности» населения к ним, с учётом деления территории города на условные «планировочные сектора»с населением порядка 10 тыс. человек в каждом.

На данном слайде показана средняя обеспеченность по   регионам в соответствии с новым СРС, которая по итогам 2022 года достигла 55,7%.

При этом, данный показатель, рассчитанный по новой методике СРС с учетом добавленных качественных параметров, более приближен к реальности, чем результаты мониторинга показателей по предыдущей версии СРС.

При этом, наибольшая обеспеченность объектами и услугами наблюдается в городах Алматы  и Астаны, а также в Павлодарской, Мангистауской  и Алматинской областях.

Низкая обеспеченность отмечается в ВКО, ЗКО и области Жетісу.

На данном слайде показаны результаты мониторинга за 2022 год только в разрезе город/село.

Так, обеспеченность составила по городам 87%, и по селам 55,3%.

Это еще раз доказывает необходимость сокращения разрывов между городом и селом, в части показателей доступности к базовым услугам и социальным благам.

У нас нет цели уравнять город и село, но необходимо максимально минимизировать диспропорции между ними.

На следующих 5 слайдах изображены основные сферы мониторинга показателей СРС за 2022 год.

В сфере «Образование»: уровень обеспеченности населенных пунктов по школам составил 83%, дошкольным учреждениям образования 82%, объектам ТиПО 57%.

В сфере «Здравоохранение»: по учреждениям здравоохранения уровень обеспеченности составил 75%, по аптекам 32%.

В сфере «Культура и спорт»: уровень обеспеченности населенных пунктов по культурно-досуговым организациям составил 72%, музеи 45%, ФОК 54% и спортивным тренажерным залам 56%.

В сфере «Инженерная инфраструктура»: уровень обеспеченности объектами услугами в сфере инженерной инфраструктуры по централизованному водоснабжению составил 89%, по системе водоотведения 51%.

В сфере «Транспортная инфраструктура»: уровень обеспеченности населенных пунктов по внутригородским/внутрипоселковым дорогам составил 76%, дорожному освещению 45%, автомойкам 60%, железнодорожным вокзалам также 60% и т.д.

На сегодня Министерством продолжается работа по развитию регионов в рамках различных бюджетных программ, в целях повышения качества жизни людей и улучшения показателей Системы региональных стандартов.

Так, в 2023 году для развития инженерной и транспортной инфраструктуры регионов на реализацию 67 бюджетных инвестиционных проектов в 14 областных центрах выделено 42,1 млрд. тенге.

В рамках данных средств ведутся работы по модернизации около 60 км внутригородских дорог и 140 км инженерных сетей.

Кроме того, на реализацию 74 проектов в 29 моно- и малых городах выделено 34,9 млрд. тенге. Планируется модернизировать 90 км внутригородских дорог и 180 км инженерных сетей.

Также для инфраструктурного развития окраин крупных городов планируется реализация 33 проектов, на реализацию которых выделено 41,5 млрд. тенге. Будет модернизировано около 60 км дорог и 160 км инженерных сетей в данных городах.

Для улучшения качества жизни сельских жителей Министерством проводится планомерная работа по реализации проекта «Ауыл-Ел бесігі».

В 2023 году на реализацию 1,8 тыс. проектов выделено порядка 200 млрд. тенге, которые реализуются в 800 сёлах с потенциалом развития.

На данные средства реализуются 222 проекта в ЖКХ, 421 проект социальной инфраструктуры, а также 1 168 проектов транспортной инфраструктуры.

При этом следует отметить, что по данной программе по областям имеются конкретные примеры эффективности бюджетных инвестиций.

Так, в  Иртышском районе Павлодарской области в 2019-2022 гг. было охвачено 5 сёл, где реализовано 25 проектов на общую сумму 1,4 млрд. тенге.

В результате, за этот же период в данные сёла района привлечено 7,6 млрд. тенге частных инвестиций.

Таким образом, мы видим, что на 1 тенге вложенных бюджетных инвестиций приходится 5,4 тенге привлечённых частных инвестиций.

В свою очередь, в Мартукском районе Актюбинской области по 8 селам, охваченным проектом «Ауыл-Ел бесігі», за 4 года на реализацию 9 проектов было выделено 3,1 млрд. тенге.

В результате, в эти сёла на реализацию 97 проектов также привлечено 9,5 млрд тенге частных инвестиций.

Таким образом, в данном районе на 1 тенге вложенных бюджетных инвестиций приходится 3 тенге привлечённых частных инвестиций.

На наш взгляд, это неплохой результат.

Это говорит о том, что государственные инвестиции увеличивают привлекательность сельских населенных пунктов, и частный бизнес тоже начинает инвестировать в их развитие.

И, в связи с этим, хотелось бы отметить активность местных организаций и предприятий, которые инвестируют немалые средства в регионы своего присутствия, в развитие инфраструктуры родных сёл и малых городов.

На данном слайде приведены суммы частных инвестиций таких крупных организаций, как ТОО «ERG», «Шуйское», КХ«РАМИС», «Тенгизшевройл» и других.

При этом, общая сумма инвестиций за 2022 год только отданных организаций составила более 6 млрд. тенге.

Система региональных стандартов уже сейчас позволяет нам измерить прогресс в улучшении качества жизни сельских жителей.

В Казахстане, как вам известно, всего 6,3 тыс. сельских населенных пунктов, где проживают 7,5 млн. жителей.

Мониторинг показателей СРС за 2022 год показал, что количество сёл с высоким уровнем обеспеченности согласно СРС увеличилось и составило 786 сельских населенных пунктов, что в сравнении с 2021 годом больше на 525 СНП. Всего в данных сёлах проживают 3,2 млн. человек, или 43% сельских жителей страны.

Это свидетельствует о позитивном влиянии проектов в рамках ««Ауыл – Ел бесігі» и других бюджетных программ на развитие сельских территорий и улучшение качества жизни сельчан.

При этом, по результатам мониторинга СРС за 2022 год всего в стране 3,6 тыс. сёл с высоким и средним уровнем обеспеченности согласно требованиям СРС.

Министерство прогнозирует, что к 2027 году все сёла сосредним уровнем будут доведены до категории «сёл с высоким уровнем обеспеченности согласно требованиям СРС».

В целом, хочу отметить, что на центральном уровне в рамках развития инфраструктуры регионов выделяются достаточные финансовые средства.

Так, для улучшения качества жизни наших граждан по всем центральным госорганам на 2023-2025 гг. предусмотрены целевые трансферты на развитие регионов в размере 4,5 трлн. тенге.

На сегодня СРС является документом, который позволяет выявлять причины региональных диспропорций.

Как вы знаете, они могут быть разными. Это разные природные ресурсы, климатические условия, трудовые ресурсы,инвестиции, а также пробелы в межбюджетных отношениях.

В связи с этим, возникает необходимость привязки СРС к процессу планирования и исполнения бюджета региона.

Вместе с тем, в рамках разрабатываемого Министерством нового Бюджетного кодекса предусматривается закрепление предельных нормативов (минимальных стандартов), которые будут базироваться на:

1) минимальных социальных стандартах;
2) минимальных стандартах инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры;
3) Системе региональных стандартов для населенных пунктов.
4) В этой связи, в рамках нового Бюджетного кодекса будет актуализирована методология СРС, которая в дальнейшем будет применяться для мониторинга и оценки уровня обеспеченности инфраструктурой и услугами в регионах.

В целом разработка документов СГП, включая планы развития регионов, будет обеспечена с обязательным применением результатов данного мониторинга.

На наш взгляд, такой подход позволит выравнить имеющиеся разрывы в доступе к госуслугам и благам, как между регионами,так и внутри них.

По итогам вышесказанного, хочу отметить, что основной целью применения Системы региональных стандартов является снижение региональных диспропорций в доступе населения к базовых госуслугам и социальным благам.

В этой связи центральными государственными и местными исполнительными органами при планировании развития инфраструктуры на местах важно учитывать требования СРС.

Вместе с тем, в целях дальнейшего совершенствования  региональных стандартов необходимо провести следующие работы.

Первое, необходимо осуществить внедрение сбора и обработки объектов и показателей СРС на уровне Бюро национальной статистики РК.

Данная мера необходима для получения итоговых данных из официальных источников.

Второе, следует сформировать электронную базу в разрезе регионов, которая будет содержать информацию по объектам и услугам в рамках СРС, а также показатели, которые будут приниматься при расчете обеспеченности.

Третье, центральным госорганам и местным исполнительным органам областей, при разработке стратегических планов и плановразвития городов и областей необходимо учитывать мониторинг обеспеченности в соответствии с требованиями СРС.

Я считаю, что мы с Вами хорошо поработали над Системой региональных стандартов.

Понятно, что стандарты должны на постоянной основе идти вногу со временем.

В связи с этим, в перспективе определенные стандарты,возможно, будут пересматриваться, совершенствоваться и реализовываться, исходя из специфики каждого региона.