Информация по Национальному проекту «Сильные регионы – драйвер развития страны»

Информация по Национальному проекту «Сильные регионы – драйвер развития страны»

Министерством национальной экономики совместно с государственными органами (МИИР, МСХ, МЭГПР, МТСЗН) разработан Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», направленный на создание комфортной среды проживания граждан.

Целью Нацпроекта является обеспечение равного доступа населения к базовым услугам, улучшение жилищно-коммунальных условий, транспортной связанности и повышение транзитного потенциала страны, а также мобильности населения.

Реализация Национального проекта будет осуществляться по двум направлениям:

Равный доступ к базовым услугам

Обеспечение транспортной связанности

По первому направлению Равный доступ к базовым услугам предусматривается решение 2-х задач:

– Комплексное развитие инфраструктуры;

– «Жайлы тұрғын үй».

Комплексное развитие инфраструктуры предполагает строительство и реконструкция 16 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения, реконструкция
46 групповых водоводов, модернизация 785 км сетей ливневой канализации и арычной системы; модернизация и реконструкция 7,7 тыс. км сетей коммунального сектора; бюджетное кредитование по ремонту 1 163 многоквартирных жилых домов.

В результате реализации мероприятий к 2025 году будет достигнуто полное обеспечение питьевой водой (строительство и реконструкция 16 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения), 100% очистка сточных вод в городах, сократится износ инженерных сетей (тепло-, водоснабжения, водоотведения) с 55% до 47%.

В рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі» будут построены и отремонтированы 12 тыс. км инженерных сетей внутри села,
10 тыс. км внутрипоселковых дорог и 1,5 тыс. социальных объектов.

Это позволит довести долю дорог в опорных селах в хорошем и удовлетворительном состоянии до 100%; привести в соответствие с новыми региональными стандартами инфраструктуру более 3,5 тыс. сел.

В рамках второй задачи «Жайлы тұрғын үй» для целевой группы будут реализованы такие меры поддержки, как субсидирование расходов за аренду жилья в частном жилищном фонде 185,1 тыс. человек, строительство (приобретение)
102,3 тыс.  социального арендного и кредитного жилья, строительство (приобретение) 15 тыс. жилья для работающей молодежи, а также предусматривается покрывать затраты работодателей, построивших дома в сельской местности для своих работников (2,9 тыс. домов).

Доступность качественного и комфортного жилья будет повышена за счет ввода 103 млн. кв.м нового жилья и обеспечения инфраструктурой 235 тыс. земельных участков, выделяемых гражданам для индивидуальной застройки.

Второе направление Нацпроекта направлено на обеспечение транспортной связанности.

Данное направление включает 2 задачи:

– развитие внутренней транспортной сети;

– повышение внешней связанности территорий.

Развитие внутренней транспортной сети будет обеспечено за счет строительства и реконструкции 11 тыс. км дорог республиканского значения и 27 тыс. км местных дорог.

Это позволит повысить долю дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 100% и автодорог местного значения – до 95%.

Кроме этого, предусматривается обеспечение автодорог 2,3 тыс. объектами придорожного сервиса в соответствии с Национальным стандартом.

Для повышения внешней связанности территорий будет реализован ряд крупных проектов.

Речь идет о строительстве вторых путей и электрификации участка «Достык–Мойынты», что позволит увеличить в 5 раз пропускную способность сообщения Китай-Европа-Китай, а строительство железнодорожной линии «Дарбаза–Мактаарал» – в 2 раза пропускную способность станции Сарыагаш.

Строительство высокоскоростной магистрали «Туркестан – Шымкент–Ташкент» значительно увеличит туристическую и инвестиционную привлекательность всего макрорегиона.

Также проект по строительству железнодорожной линии в обход станции Алматы позволит сократить сроки транспортировки грузов на 2 суток.

Кроме этого, предусматриваются меры по созданию контейнерного хаба в порту Актау, модернизации 34 пунктов пропуска (из 51 существующих) и 5 аэропортов, восстановлению
8 аэродромов местных воздушных линий.

Реализация второй задачи «Повышение внешней связанности территорий» позволит увеличить объем транзита до 30 млн. тонн (с 22,7 млн. тонн), в том числе контейнеров до 2 млн. тонн (с 876 тыс. тонн).

Также ожидается увеличение контейнеропотока в Транскаспийском направлении до 100 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент).

В результате реализации Нацпроекта ожидается сокращение разрывов в качестве жизни между регионами за счет расширения доступа к базовым услугам (100% водоснабжение, 100% канализация в городах); модернизация инфраструктуры в 3,5 тыс. селах (90% сельчан) с потенциалом развития в соответствии с региональными стандартами.

Ожидается улучшение жилищных условий 236,7 тыс. семей за счет ввода 103 млн. кв. м жилья. В рамках реализации Национального проекта будет создано порядка 500 тыс. рабочих мест (15,7 тыс. постоянных, 475,4 тыс. временных).

Также укрепление внутренней инфраструктурной связанности между регионами и внутри регионов позволит обеспечить следующие позиции Казахстана в глобальном рейтинге:

с 62 до 49 по конкурентоспособности ВЭФ по показателю «Инфраструктура»;

с 71 до 50 в рейтинге Всемирного банка по показателю «Эффективность логистики» (LPI).

Общий объем финансирования составляет 7,6 трлн тенге, в том числе в республиканском бюджете предусмотрено 4 трлн тенге, в местных бюджетах - 786 млрд тенге. Данные средства позволят привлечь 2,8 трлн тенге частных инвестиций.

Нацпроект включает в себя мероприятия госпрограмм «Нұрлы жер», «Нұрлы жол» и «Развитие регионов», включая проект «Ауыл – Ел бесігі». Социальный эффект от реализации Нацпроекта напрямую связан с улучшением качества жизни населения за счет инфраструктурной обеспеченности (водоснабжение, водоотведение, дороги, газо-, водо-, электро-, теплоснабжение) и решения жилищных вопросов.