Магзум Мирзагалиев ознакомил общественность Карагандинской области с нормами нового Экологического кодекса

Магзум Мирзагалиев ознакомил общественность Карагандинской области с нормами нового Экологического кодекса

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев посетил с рабочей поездкой Карагандинскую область. В ходе визита в городе Темиртау состоялось совещание по разъяснению нового Экологического кодекса с участием акима области Жениса Касымбека, руководителей крупных промышленных предприятий, отраслевых экспертов и общественных активистов. 

«Сегодня по поручению Главы государства Касым-Жомарта Кемеловича Токаева мы решили встретиться с общественностью Карагандинской области для разъяснения норм нового Экологического кодекса, озвучить, как эти нормы будут реализованы и улучшат экологическую ситуацию региона. На протяжении последних двух лет велась активная работа по подготовке новой редакции Экологического кодекса. Он разработан на основе международного опыта с учетом опыта стран ОЭСР. 2 января 2021 года Экологический кодекс подписан Главой государства. Значимость Экокодекса заключается в том, что он затрагивает интересы всего общества, такие как жизнь и здоровье человека, обеспечение благоприятной среды проживания, охватывает деятельность крупного и малого бизнеса, регулирование их деятельности в области охраны окружающей среды», - отметил Магзум Мирзагалиев в ходе совещания.

По словам министра, Экологический кодекс станет основным инструментом для улучшения экологической ситуации как в Казахстане, так и в Карагандинской области. Заместитель министра экологии Ахметжан Примкулов в числе основных направлений Кодекса обозначил реализацию принципа «загрязнитель платит и исправляет», внедрение наилучших доступных технологий, целевое использование бюджетных средств на природоохранные мероприятия, ужесточение экологический требований с учетом передового международного опыта, внедрение автоматизированной системы мониторинга и совершенствование управления производственных и потребительских отходов, среди них - с помощью технологии «Waste to Energy» и другие.

«В Карагандинской области в 2019 году поступления в бюджет за эмиссии в окружающую среду составили порядка 16,7 млрд.тенге, в 2020 году - аналогично. Согласно новому Кодексу, с 2022 года всю указанную сумму местные исполнительные органы должны будут расходовать на природоохранные мероприятия региона. Крупные предприятия в течение 10 лет будут внедрять наилучшие доступные технологии в соответствии с программой экологической эффективности. На этот период они будут освобождены от оплаты за эмиссии. В случае, если предприятия не переходят на НДТ, то ставки платы за эмиссии будут расти: с  2025 года они вырастут в 2 раза, с 2028-го  – в 4 раза и с 2031-го  – в 8 раз», - подчеркнул вице-министр.

Главный эксперт Бюро наилучших доступных технологий Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов Серик Нуркенов сообщил, что для разработки справочников по НДТ центром проводится комплексный технологический аудит 50 предприятий-основных загрязнителей.

«На сегодня по 18 предприятиям выездные аудиты завершены. Осталось еще посетить 32 предприятия. С февраля текущего года планируются выездные обследования с участием международных и национальных экспертов по предприятиям Карагандинской области: СД АО «Арселор Миттал Темиртау», предприятия ТОО «Kazakhmys» (ЖМЗ, БМЗ), энергетические предприятия АО «Арселор Миталл Темиртау» (ТЭЦ-2 ,ТЭЦ ПВС); АО «Карцемент», ТОО «Караганда-Энергоцентр» ТЭЦ-3,   ГРЭС-2» (Топар) и др. Аудит позволит комплексно оценить готовность промышленности к переходу на НДТ, а также позволит определить целесообразность внедрения передовых ресурсо-, энергосберегающих, безотходных технологий на предприятиях. Это послужит основой для разработки справочников НДТ», - пояснил эксперт.

Выступивший от имени местной общественности директор по развитию Карагандинского областного экологического музея Дмитрий Калмыков обратил внимание на обеспечение открытости экологической информации для населения. По его мнению, для совершенствования законодательства при министерстве необходимо создать постоянно действующую рабочую группу для сбора обращений общественности.  

«Экологическая общественность поддерживала новый Кодекс еще до его принятия, активно участвовала в обсуждении его основных положений. Наибольшее одобрение общественных экологов вызывают следующие новации нового кодекса: автоматическая система мониторинга на источниках выбросов крупных предприятий, позволяющая государству и общественности в реальном времени отслеживать соблюдение предприятием экологических разрешений на выбросы загрязняющих веществ, освобождение предприятий МСБ от экологических разрешений и перенос внимания уполномоченного органа к крупным загрязнителям, внедрение механизмов экономического регулирования процесса внедрения наилучших, экологически эффективных технологий, увеличение числа общественных слушаний», - сказал Дмитрий Калмыков.

Генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Биджу Наир, считающееся одним из крупнейших загрязнителей не только в регионе, но и по стране, выразил готовность работать совместно с министерством экологии по внедрению наилучших доступных технологий. 

«В данное время мы анализируем новый Экологический Кодекс с точки зрения внедрения НДТ. Разрабатываем обновленную стратегию по сокращению экологических выбросов на 30%.  Время до 2025 года очень важно для всех нас в плане совместной работы. Надеюсь, что министерство экологии будет оказывать содействие предприятиям в реализации экологических проектов», - высказался он.

Отметим, в рамках экологического кодекса также будет пересмотрен ряд норм Предпринимательского, Уголовного, Водного кодексов и т.д., также планируется принятие около 140 НПА в рамках реализации законопроекта. К примеру, за превышение нормативов эмиссий в окружающую среду административный штраф увеличился в 10 раз, за несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха и пожарной безопасности при складировании или сжигании отходов административный штраф вырос до 5 раз. Также, предусмотрены нормы по увеличению сроков давности для привлечения к административной ответственности – физических лиц с 2 месяцев до 1 года, юридических лиц - с 1 года до 3 лет.