Основные направления реформирования здравоохранения обсудили на Общественных слушаниях МЗ РК

Основные направления  реформирования  здравоохранения обсудили на Общественных слушаниях МЗ РК

Сегодня под председательством первого вице-министра здравоохранения Марата Шоранова состоялись Общественные слушания по вопросам реформирования системы здравоохранения с участием свыше 400 представителей НПО, медицинских организаций, общественных деятелей. Участники обсудили внедрение прогрессивной модели первичной медико-санитарной помощи; внедрение механизмов корпоративного управления и синергию МЗ РК с региональными управлениями здравоохранения; разработку и реализацию Национального проекта «Ауылдың саулығы – Ел байлығы!» и реинжиниринг санитарно-эпидемиологической службы, а также обменялись мнениями по данным направлениям реформирования отрасли.
21 октября на Заседании Высшего совета по реформам Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил сформировать шесть рабочих групп по ключевым направлениям реформ. Отдельная группа будет сфокусирована на «перезагрузке» социальной сферы. В рамках исполнения поручения, с учетом действующих программных документов, Министерством здравоохранения разработаны 4 направления по реформированию системы здравоохранения.
«С учетом всех предложений для организации эффективной деятельности медицинских организаций на местах предлагаем внедрение механизмов корпоративного управления и синергии Министерства здравоохранения с региональными управлениями здравоохранения», - отметил М.Шоранов.
В данное время в системе областного управления здравоохранения отмечаются ряд негативных тенденций, которые отражаются на качестве оказания медицинской помощи населению. Это неэффективное планирование объемов медицинских услуг, медицинских кадров, лекарственных средств, медоборудования, инфраструктуры и, как следствие, потеря контроля над медорганизациями со стороны управлений здравоохранений акиматов регионов. Кроме того, имеется не достижение ряда показателей Стратегического плана Республики Казахстан до 2025 по сектору здравоохранения в разрезе регионов за 2019 год – это показатели по снижению материнской и младенческой смертности.
«В этой связи предлагается консолидация деятельности медицинских организаций регионов, через поэтапное объединение в региональный управляющий Холдинг. В результате повысится эффективность планирования лекарственного обеспечения и объемов оказания медицинских услуг, а также мобилизация материальных и человеческих ресурсов, единые стандарты оказания медицинской помощи», - подчеркнул первый вице-министр.
В результате ожидается экономия за счет сокращения административных расходов, активного применения механизмов инсорсинга в лабораторной службе и сервисных услугах, централизация технического обслуживания медицинского оборудования.
В рамках консолидации будут внедрены механизмы частичного фондодержания, которые позволят интегрировать первичную медико-санитарную помощь и стационарную службу. При этом предусматривается сохранение за управлениями здравоохранений акиматов функций по реализации государственной политики в области здравоохранения, осуществление функций администраторов бюджетных программ здравоохранения и осуществление межотраслевой координации по охране здоровья граждан.
Внедрение механизмов корпоративного управления региональными медицинскими организациями позволит повысить эффективность их операционной деятельности, улучшить доступность медицинской помощи населению, скоординировать управление активами и человеческими ресурсами, а также достичь целевых показателей.
«Холдинг может стать привлекательным рабочим местом для профессиональных медицинских менеджеров, так как на сегодня в связи с низкой заработной платой на государственной службе на местах и большой нагрузкой идет отток квалифицированных кадров», - сказал Е.Шоранов.
Второе - Глава государства поручил кардинально пересмотреть подходы к организации первичной медико-санитарной помощи. В этом направлении Министерство здравоохранения формирует проект комплекса мер на 2021 – 2023 годы по улучшению доступности амбулаторно-поликлинической помощи. Он включает в себя охват всего населения страны профилактическими осмотрами, открытие не менее 300 новых объектов ПМСП в соответствии с региональными перспективными планами развития инфраструктуры здравоохранения, с учетом спецпроекта «Ауыл – Ел бесігі»; ориентацию работы ПМСП на нужды населения по медицинским услугам.
«Для реализации данных мер предусмотрено увеличение финансирования ПМСП до 60%», - сообщил первый вице-министр.
Для координации и оказании помощи организациям первичного звена предлагается создать Центр ПМСП на базе Республиканского центра развития здравоохранения, с региональными филиалами на базе лучших поликлиник.
В тоже время, для полного охвата жителей села медицинской помощью в соответствии с поручениями Главы государства будет разработан национальный проект по развитию сельского здравоохранения «Ауылдың саулығы – Ел байлығы!». Для этого планируется развивать и укреплять специализированную медпомощь в районных больницах, с использованием специальных методов диагностики и лечения; открывать межрайонные специализированные отделения. Кроме того, по словам первого вице-министра, будет продолжен закуп передвижных медицинских комплексов для оказания медпомощи на селе, организованы работы передвижных аптечных пунктов. Кроме того, в целях повышения кадрового потенциала на селе получит дальнейшую поддержку институт врача общей практики, будет расширено обеспечение по профильным специальностям.
«Наряду с повышением заработной платы медицинскому персоналу будут предусмотрены дополнительные механизмы их социальной поддержки. В результате ожидается снижение заболеваемости и смертности на селе, повышение доступности медицинской помощи, что в целом приведет к повышению удовлетворенности сельского населения», - подчеркнул М.Шоранов.
Следующее направление, на котором Минздрав будет акцентировать внимание – усиление позиций санитарно-эпидемиологической службы, включая подготовку специалистов в медвузах по профилю, создание современной информационной инфраструктуры, системное решение вопросов биологической безопасности страны. Ряд насущных проблем обнажила сложная эпидемиологическая ситуация по коронавирусной инфекцией в мире и стране.
Поэтому в целях формирования головной службы СЭС планируется создание Национального центра инфекционных заболеваний и эпидемиологии в городе Алматы, наращивание его материально-технического и кадрового потенциала.
«Центр возглавит решение задач по формированию системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования. Будет разработан План развития санитарно–эпидемиологического надзора и контроля», - уточнил М.Шоранов.
В частности, Минздрав предлагает обеспечить СЭС современной информационной системой, провести работу по профилизации студентов третьего курса бакалавриата «Общественное здравоохранение» по эпидемиологии и гигиене и подготовке кадров эпидслужбы в медицинских ВУЗ-ах страны на краткосрочной и среднесрочной основах.
Заместитель Председателя Правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева высказала мнение о необходимости снимать барьеры на пути развития медицинского бизнеса, перехода на долгосрочные контракты с медорганизациями для создания лучших условий инвестирования отрасли.
Президент Академии профилактической медицины Алмаз Шарман, в свою очередь, поддержал инициативу по укреплению службы СЭС, отметив, что только таким образом мы сможем отвечать текущим и глобальным вызовам, представляющим угрозу здоровью нации. Он предложил восстанавливать не только кафедры, а в целом факультеты санитарно-гигиенического профиля для того, чтобы восстановить кадровый потенциал санитарно-эпидемиологической службы, растерянный за последние годы.
По мнению А.Шарман, акцент на развитие ПМСП – это важное своевременное решение, но, по его словам, Методологический центр ПМСП потребует в первую очередь кадровое наполнение, это должны быть высокопрофессиональные экономисты, врачи, управленцы и другие.
Президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, профессор, академик НАН РК Вячеслав Локшин в свою очередь, отметил, что управления здравоохранения на нынешнем нем этапе действительно теряют рычаги влиянья, и на помощь в этом вопросе может прийти корпоративное управление. Однако, для начала данный механизм необходимо внедрить в пилотном режиме в одном регионе, считает известный репродуктолог.
«Сегодня очень сложное взаимодействие между поликлиниками и больницами, бывает проблема перевести пациента в больницу, здесь нужна четкая координация. Необходимо активно привлекать частное здравоохранение к развитию ПМСП, проводить достойную экспертизу качества медпомощи, необходимо восстанавливать ФАПы, так как фельдшер и акушер – это основа сельского здравоохранения», - высказал свое мнение В.Локшин.
В ходе Общественных слушаний участники обменялись предложениями и пожеланиями, но в целом, участники высказали поддержку реформам в системе здравоохранения, озвученные М.Шорановым.