Қазақтың ұлы ақыны Абай Құнанбаевтың 180 жылдығына орай семинар өткізілді

Қазақтың ұлы ақыны Абай Құнанбаевтың 180 жылдығына орай семинар өткізілді

Қазақтың ұлы ақыны Абай Құнанбаевтың 180 жылдығына орай, Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау министрлігі Медициналық және фармацевтикалық бақылау комитетінің Алматы облысы бойынша департаментінің басшысы А. Н. Жаманбалина ақынның өмірі туралы семинар өткізді.

Каждый народ в определенный период исторического развития выделяет из своей среды великого поэта, мыслителя,   пророка, который надолго определяет развитие культуры и общественной мысли. В истории казахского народа это Абай Кунанбаев - святая личность. И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Абай был зеркалом общественной мысли казахов, носителем духовного богатства своего народа.  И  в год 180 – летия  со дня рождения поэта мне, хочется рассказать вам  о нашем знаменитом земляке Абае Кунанбаеве.

Всем известно, что он родился на земле Восточного Казахстана, его именем названа область.

Абай Кунанбаев — мыслитель, ученый, композитор, великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрагимом.

      Бабушка Зере называла любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.

      Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово «батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана.

      Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.

      Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, — его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек.

      Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.

      Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира. Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.

      Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе, у муллы Ахмет-Ризы, в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно посещал русскую школу. К концу своей учёбы начал писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. С 13 лет отец Кунанбай начал приучать Абая к деятельности главы рода.

Абаю пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. В этот период он углубился в изучение народного поэтического творчества Востока и русской классической литературы.  

Лишь в 35 лет Абай Кунанбаев вновь возвращается к творчеству. В течение пяти-шести лет, с 1880 по 1886 год, поэт создает цикл стихов, которые распространяет от имени своего друга Кокпая Жанатаева. Романтические порывы к свободе мысли, жажда познания мира и его законов – вот основной мотив стихов этого периода.

Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя. И  у друзей поэта, близких, и в соседних аулах появляются теперь стихи с именем «Абай». Поэт утверждает в литературе свое имя и свои литературно-эстетические взгляды.

Значительным импульсом в раскрытии высокого потенциала Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими:  Е.П. Михаэлисом, Н.И. Долгополовым, С.С. Гроссом. Они помогали поэту углублять и расширять свои ранние представления о русском народе. Под влиянием друзей Абай много работает и думает над проблемами философии и теории эволюции. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период «бури и натиска» в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого и других. В русских переводах читал он и мировую классику —  Гете и Байрона, Сократа, Аристотеля и Платона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания».

Сила абаевского стиха определяется необыкновенным художественным мастерством в глубоком и верном изображении явлений жизни. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него собирается талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

 

В душу вглядись поглубже, сам собою побудь.

Я для тебя загадка, я и мой путь.

Знай, потомок, дорогу я для тебя открывал,

Против тысяч сражался — не обессудь!