Автотранспорт источник загрязнения атмосферного воздуха
Проблема охраны окружающей среды является одной из наиболее актуальных, поскольку от ее решения зависят здоровье, жизнь и благосостояние человека.
Основными источниками загрязнения атмосферы города является: транспорт, энергетические системы города и промышленность. Прогрессирующему загрязнению атмосферы в городе способствует высокий удельный вес собственных автомобилей, ведь рост количества автотранспортных средств сопровождается увеличением объемов загрязняющих веществ из выхлопных труб. Город не приспособлен к такому количеству автотранспорта. Длина пробега без остановок между светофорами составляет лишь 400–600 м, вследствие этого, средняя скорость движения днем в центре города и на больших автодорогах снижается до 12–20 км/год, а это увеличивает расходы топлива в 3–4 раза. Соответственно увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ.
Автотранспорт является также источником специфических форм загрязнения воздуха. При движении стираются шины и тысячи тонн резины в виде пыли попадают в воздух. Городской автомобильный транспорт не только загрязняет воздух продуктами сгорания топлива, он способствует растущему поступлению свинца в окружающую среду.
Как правило, наибольшему загрязнению автотранспортом подвергаются центральные, самые густонаселённые районы города. В результате, от загрязнения атмосферы автомобильными выбросами страдает здоровье сотен жителей города. Наибольшую опасность выхлопные газы представляют для маленьких детей, поскольку высота автомобильных выбросов не достигает и 1 м.
Стоит отметить, что общие выбросы в атмосферу загрязнителей от промышленных предприятий несколько снизились в связи с уменьшением выпуска продукции на некоторых предприятиях, а также с их остановкой. Однако, за счет автомобильных выбросов качество атмосферного воздуха в городах ухудшилось.
Снижение качества атмосферного воздуха опасно для здоровья городских жителей. Человек за сутки вдыхает в среднем 25 литров воздуха. Даже если относительное содержание загрязнителей в воздухе незначительно, их суммарное количество, которое попадает в организм человека при дыхании, может оказаться токсичным.
Среди этих соединений, с гигиенической точки зрения, интерес представляют: окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, аэрозоль свинца.
К этому следует добавить загрязнение воздуха углеводородами за счет бензиновых двигателей в связи с испарениями из топливных баков, карбюраторов. Проблема усугубляется тем, что выхлопные газы автотранспорта поступают в приземный слой атмосферы, что затрудняет их рассеивание.
Наиболее распространенной вредной примесью воздушной среды является чадный газ. Избыточное количество этого газа в воздухе приводит к быстрой утомляемости человека, головной боли, головокружению, ослаблению памяти, нарушению деятельности сердечно - сосудистой системы и других систем организма.
Доказана прямая связь между концентрацией бензапирена (содержит свинец) в воздухе и смертностью от рака легких. Вообще, смертность от рака легких среди жителей городов вдвое больше, чем среди жителей села.
В результате загрязнения воздуха происходит обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей, что вызвано, в частности, раздражающим влиянием окислов серы, азота, углерода, альдегидов и продуктов их трансформации, которые попадают в атмосферу города с отработанными газами от автотранспорта. Загрязнение воздуха влияет на заболеваемость пневмонией, инфарктом миокарда, аллергическими болезнями, в частности бронхиальной астмой. Смог вызывает у людей раздражения глаз, слизестых оболочек носа и горла, обострения легочных и разных хронических заболеваний, симптом духоты.
Имеющуюся проблему необходимо решать комплексно с помощью:
- снижения транспортных нагрузок;
- создания зоны зелёных насаждений вдоль дорог - данная мера позволяет вполовину уменьшить вредное воздействие автомобильных выбросов на окружающую среду, так как одно дерево за год поглощает объём выхлопных газов, выделяемый среднестатистической машиной за 25000 км пробега;
- техническим усовершенствованием двигателей;
- улучшением качества жидкого топлива (природный газ, жидкий водород, этиловый спирт и прочие разновидности "зелёного бензина");
- установлением строгого контроля за содержанием вредных веществ в выхлопных газах автомобилей;
- необходимо открытие постов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и снабжение выхлопных труб автомобилей нейтрализаторами.