Конкурс 2021: вопросы и ответы

Конкурс 2021: вопросы и ответы

Подготовка к началу открытой защиты кинопроектов в самом разгаре. Поскольку на данном этапе уже появилось много вопросов, связанных с правилами проведения конкурса, мы решили ответить на самые актуальные из них. Важно, чтобы все кинематографисты понимали, что конкурс проводится согласно установленных инструкций и правил.

Как отбираются кинопроекты, по каким критериям?

Перед стартом приёма заявок организаторами конкурса изначально обозначаются важные акценты, которые учитываются при дальнейшем отборе кинопроектов, претендующих на государственное финансирование.

При рассмотрении заявок в первую очередь уделяют внимание фильмам, которые будут служить государственным интересам, а также повышению узнаваемости Казахстана через искусство кино. Мы максимально ориентируем наших конкурсантов на формирование контента, соответствующего статусу «национальный». Здесь много факторов. Наравне со сценарием важна общая проработка проекта, его прокатный и фестивальный потенциал. Например, в текущем году это фильмы на исторические темы, социально-значимые, молодежные, документальные работы о великих деятелях Казахстана, анимационные картины для детей с выходом на международные кинорынки. Кроме того, тема 30-летия независимости Казахстана должна на самом высоком идейно–художественном уровне найти воплощение во всех жанрах кинематографа.

При рассмотрении заявок эксперты читают только синопсисы проектов или их полные сценарии?

Эксперты принимают во внимание весь перечень документов, предоставленный заявителями. Логично, что прочтение сценария проекта всегда предваряет знакомство с синопсисом. Крайне важно суметь заинтересовать экспертов на этом этапе. Иногда уже после прочтения синопсиса становится объективно понятно, что тематика проекта абсолютно не соответствует или даже противоречит приоритетным темам, объявляемым организаторами до старта приёма заявок. Внимательно изучите этот перечень и руководствуйтесь им, чтобы повысить свои шансы на успешное участие в конкурсе.

Почему моя заявка не прошла?

Причин тому, что заявка не прошла отбор, может быть несколько: тема проекта не является приоритетной для выделения государственного финансирования, недостаточно профессиональная команда авторов, документы для участия в конкурсе оформлены неверно, предоставлен неполный их перечень и пр.

Вера в себя и свой проект – важная составляющая успеха, но в данном случае обязательно, чтобы в этот проект поверил не только сам участник, но и авторитетные эксперты с их художественным вкусом, чутьём и опытом. То, что Ваша заявка не была одобрена в конкретном конкурсе – не приговор. Постарайтесь трезво оценить шансы своего проекта в рамках исходных условий конкурса. Если Вы поймёте, в чём была ошибка, смело продолжайте работать над совершенствованием проекта и представляйте его к участию в следующем конкурсе. Как вариант – попробуйте найти альтернативные инвестиции либо выберите другой проект, соответствующий критериям отбора.

Правда ли, что государственную поддержку получают исключительно именитые режиссёры?

Это заблуждение. Киноцентр поддерживает проекты как молодых кинематографистов, так и состоявшихся режиссеров, чьи имена известны в Казахстане и за его пределами.

К примеру, по итогам конкурса 2020 года 39 проектов получили финансовую поддержку государства. Среди них 5 дебютных фильмов, 9 короткометражек, 5 анимационных и 4 художественных проекта, снятые молодыми режиссерами.

По информации производственного отдела НАО «ГЦПНК» среди участников конкурса, допущенных к защите в сентябре этого года, молодёжь преобладает в секциях «Авторское кино» (около 75%), «Анимация» (85%) и «Игровой фильм, предназначенный для широкой зрительской аудитории» (80%).

Почему на защиту конкурсных заявок прошли все проекты, поданные от «Казахфильма»?

Экспертный совет единогласно принял решение, что все проекты киностудии «Казахфильм» будут допущены к защите.  Наша стратегическая задача – посмотреть, как развивается крупнейшая киностудия страны, какое кино предлагает, в каком направлении двигается, что у них есть в сценарном портфеле. Ведь если мы говорим о поддержке национального кино, то неудивительно, что именно к национальной киностудии обращено сейчас особое внимание Экспертного совета.

Кто входит в состав Экспертного совета? Каковы критерии назначения экспертов? Как часто меняется состав?

Экспертный совет – это консультативно-совещательный орган, куда входят творческие личности, народные артисты, режиссеры, сценаристы, киноведы, писатели, актеры, ректоры государственных вузов и руководители ГЦПНК. В соответствии с Положением «Об Экспертном совете при НАО «ГЦПНК» его состав должен обновляться каждый год. Состав Экспертного совета определяется Постановлением Правительства РК.

Могут ли члены Экспертного совета или представители НАО «ГЦПНК» участвовать в конкурсе со своими проектами?

Действующие члены Экспертного совета и сотрудники НАО «ГЦПНК» не могут подавать заявки на участие в конкурсе. Однако, поскольку согласно Закону «О кинематографии» в состав Экспертного совета, утверждаемого Правительством РК, входят творческие работники и эксперты, а штат Киноцентра состоит из кинематографистов, встречаются ситуации, когда заявка на участие в конкурсе была подана и реализация проекта началась ещё до приглашения заявителя на работу в НАО «ГЦПНК» или в Экспертный совет. По словам юристов, в случае возникновения такой ситуации заявитель обязан предпринять все необходимые действия, чтобы исключить конфликт интересов.