Меню
Страницы
Деятельность
Документы
О комитете
Пресс-центр
Контакты
Пресс-центр
О комитете
Документы
Деятельность
Контакты
Все материалы
Государственный контроль в сфере образования
Итоги мер государственного контроля за 1 полугодие 2024 года
15 августа 2024

В 1 полугодии 2024 года Комитетом по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения Республики Казахстан и их территориальными подразделениями с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования требованиям государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального образования (далее – стандарт) была проведена государственная аттестация в 2012 организациях образования (аттестованы – 532 (26%), не аттестованы – 1480 (74%), их них 1047 организаций среднего образования (аттестованы – 234 (22%), не аттестованы – 813 (78%),  963 организаций дошкольного образования (аттестованы – 298(31%), не аттестованы – 665 (69%), 2 организации технического и профессионального образования (аттестованы – 0%, не аттестованы – 2 (100%).

Основной причиной по которым организации образования не прошли аттестацию является несоблюдение требований стандарта, а именно:

1) в дошкольных организацих образования - несоответствие организованной учебной деятельности требованиям стандарта (57 %), несоответствие образовательной деятельности учебным образовательным программам (55 %), необеспеченность дошкольных организаций оборудованием и мебелью в соответствии с нормами оснащения (65 %);  несвоевременное повышение (подтверждения) педагогами уровня квалификационной категории (50 %), несоблюдение возрастной периодизации при комплектовании групп (63 %);

2) в организацих среднего образования - несоответствие рабочих учебных планов требованиям стандарта и ТУПа (29 %), организация учебного процесса без учета особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (19%), несоответствие квалификационным требованиям (отсутствие доменного имени третьего уровня в зоне edu.kz (11%), слабая оснащенность объектов (16 %),  непрохождение педагогами курсов повышения квалификации (29%);   

3) в организациях технического и профессионального образования – несоответствие образовательных программ требованиям стандарта (50%), проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации  с нарушениями (50%), несоблюдение требований при реализации учебного процесса по кредитной технологии обучения (100%), несоблюдение объема учебного времени (50%).

В соответствии с ЗРК «Об образовании» в 69 учебных заведениях (58 школ, 7 детских садов и 4 колледжа) повторно не прошедших процедуру государственной аттестации был проведен профилактический контроль с посещением, в ходе которого выявлено 136 (52%) грубых, 56 (22%) значительных, 68 (26%) незначительных нарушений. По итогам  профилактического контроля с посещением 53 (77%) организациям образования выдано предписание об устранении нарушений.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при профилактическом контроле с посещением, являются: нарушения требований ЗРК «О статусе педагога», несоблюдение организациями образований типовых правил деятельности, правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

С 2024 года в соответствии с Предпринимательским Кодексом РК запланировано проведение нового вида проверки на соответствие квалификационным требованиям в 910 организациях образования (823 школ, 87 колледжей). По состоянию на I полугодие текущего года в организациях среднего образования проведено 440 проверок, по итогам которых в 419 (95%)  выявлены нарушения и внесены предписания по устранению нарушений. В результате возбуждено 328 административных дел, оштрафовано 222 юридических лиц, 106 должностных лиц, приостановлено действие лицензии 172 школ.

Наиболее распространенными нарушениями являются: несоответствие рабочего учебного плана типовому учебному плану, непрохождение педагогами и руководящими кадрами курсов повышения квалификации за последние 3 года, наличие педагогов с дипломами не соответствующими преподаваемому предмету, несоответствие доли педагогов-экспертов, педагогов-исследователей, педагогов-мастеров квалификационным требованиям.

С целью защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в первом полугодии проведено также 156 внеплановых проверок, из них по требованию прокурора  - 27 (17%), по обращениям физических и юридических лиц – 105 (67%), по обращениям государственных органов – 24 (16%) проверок.

По итогам внеплановых проверок 132 (85%) организациям образования были внесены предписания для устранения нарушений по несоблюдению педагогами должностных обязанностей и норм педагогической этики, невыполнению функций, определенных Уставом, по несоответствии порядка проведения конкурса назначения на должности педагогов государственных организаций образования и др.  По несоответствию предоставляемых образовательных услуг требованиям стандарта, по нарушениям организациями образования требований, совершенных в виде несоблюдения типовых правил деятельности и типовых правил приема обучающихся, невыполнения обязанностей по сохранности здоровья воспитанников и обучающихся руководители организации образования были привлечены к административной ответственности. Также в ходе внеплановой проверки были защищены права педагогов по привлечению к несвойственным функциям и нерегламентированной отчетности.

Проведенные контрольные мероприятия стимулируют процесс рефлексии и качественные изменения в организациях образования, внешний контроль позволяет организациям образования увидеть недостатки и своевременно их исправлять. По рекомендациям контролирующего органа учебными заведениями составляется план по устранению выявленных нарушений, местными исполнительными органами выделяется финансирование для улучшения материально-технической базы и прохождения педагогами курсов повышения квалификации.

 

Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
11 января 2024

 

Государственный контроль в сфере образования
Списки профилактического контроля и надзора на 2 полугодие 2023 года
26 июня 2023

Списки профилактического контроля и надзора на 2 полугодие 2023 года

Международные исследования
16 июня 2023

TALIS

PISA

PIRLS

TIMSS

PBTS

ICILS

О реализации антикоррупционной политики
17 апреля 2023

Проведение антикоррупционной работы является актуальной и приоритетной задачей в современном обществе. Особенно в организациях образования, которые непрерывно связаны с процессом воспитания и обучения.

Министерством просвещения Республики Казахстан (далее – Министерство) на постоянной основе принимается ряд превентивных мер антикоррупционной политики. Особое внимание уделено автоматизации всех основных процессов. На сегодня полностью автоматизирована услуга постановки на очередь, приема документов и зачисления детей в дошкольные организации. Проводится работа по созданию единой базы учета очередности путем интеграции с информационными системами местных исполнительных органов для обеспечения процедуры прозрачности и исключения коррупционных фактов.

Проведена работа по автоматизации государственной услуги приема в первый класс во всех регионах страны. К примеру, в прошлом году более 80% родителей будущих первоклассников сдали документы в электронном формате. И этот показатель ежегодно растет. Тестирование педагогов является одним из этапов аттестации, которое проходит в электронном формате с использованием видеокамер по аналогии со сдачей тестов при поступлении на государственную службу. Это позволяет обеспечить прозрачность процесса и содействует повышению качества педагогического состава. Разработан модуль «Прием на работу педагогов», в котором проходит открытый конкурс на занятие вакантной должности педагога. Благодаря цифровым решениям при проведении республиканских конкурсов для учителей появилась возможность подавать заявку онлайн, мониторить на каком из этапов они находятся, какие баллы выставлены экспертами и другое. В пилотном режиме будет вводиться цифровой профиль педагога, где будут сконцентрированы все достижения и полная информация о педагоге. Соответственно, при участии в конкурсах на вакантные должности, подаче документов на аттестацию, конкурсах и курсах нужно будет оформить только запрос, заявка будет оформляться автоматически.

Организации образования переходят на облачные технологии. Внедрение данного проекта позволит увидеть целевое использование бюджетных средств, снизить коррупционные риски и устранить поборы. Положительный эффект применения проекта «Облачная бухгалтерия и кадровый учет» оправдан в городе Астана, Павлодарской и Восточно- Казахстанской областях. Основные преимущества внедрения «Облачной бухгалтерии» заключаются в снижении финансовых нарушений за счет автоматизированного контроля операций, хранения информаций об изменениях, системы разделения полномочий и ответственности, достоверного мониторинга финансового состояния и фактической оснащенности учреждений на основе первичных данных. Обеспечивает прозрачную систему начисления заработной платы и других выплат работникам из республиканского и местного бюджета.

Большая работа проводится с учащимися организаций образования по развитию​ таких​ личностных качеств, как​ честность, порядочность, доброжелательность, ответственность за свои действия, ​ умение работать в коллективе В рамках курса «Глобальные компетенции» для учащихся 5-9 классов​ изучается раздел «Этика и этикет». Он разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В организациях технического и профессионального образования внедрена академическая самостоятельность. Колледжи самостоятельно разрабатывают образовательные программы совместно с работодателем на основе государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования, профессионального стандарта. В него включен обязательный базовый модуль «Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе», который учитывается в образовательных программах.   В данном модуле предусмотрены результаты обучения, отражающие темы добропорядочности.

В целях формирования антикоррупционного мировоззрения у подрастающего поколения действует республиканский проектный офис «Sanaly urpaq». В рамках Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы разработан и утвержден Устав по внедрению тем добропорядочности и антикоррупционной культуры в образовательные программы колледжей. В целях обеспечения доступности технического и профессионального образования с прошлого года государственный заказ размещается по принципу «деньги за студентом». Сейчас абитуриенты сами выбирают колледжи и специальности. Данные меры обеспечивают прозрачность распределения государственного заказа и приема абитуриентов в колледжи. Вместе с тем, с 2021 года прием документов в колледжи автоматизирован и осуществляется через веб-портал «электронного правительства».

В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей с прошлого года введен новый механизм размещения государственного образовательного заказа. Требованиями государственного заказа предусмотрено обеспечение равной доли состава комиссии из числа представителей различных организаций и общественных объединений. Документы рассматриваются комиссией в присутствии потенциальных поставщиков с обязательным видео и аудио фиксированием, документы размещаются на официальной сайте госоргана. Прием документов в организации дополнительного образования автоматизирован, и данная процедура осуществляется через веб-портал «электронного правительства».

Министерством принимаются меры по минимизации коррупционных рисков при проведении контрольных мероприятий. С 2021-2022 учебного года возобновлена государственная аттестация и проводится в новом формате, то есть без посещения субъекта контроля при помощи сопоставления данных по самооценке организаций образования. В дальнейшем эту процедуру планируем автоматизировать при помощи действующих информационных систем Министерства.

В рамках вводимой новой регуляторной политики «с чистого листа» пересмотрены все регуляторные нормы в нормативных правовых актах Министерства. Планируется автоматизация процедуры выбора организаций образования, подлежащих профилактическому контролю. В соответствии с утвержденным совместным приказом Министра просвещения от 30 марта 2023 года №76 и и.о. Министра национальной экономики от 30 марта 2023 года №41 пересмотрены критерии оценки степени риска и проверочных листов по проверкам за системой образования.

В целях формирования «нулевой терпимости» во всех подведомственных организациях Министерства создаются институты антикоррупционного комплаенса. В подведомственных организациях Министерства утверждены антикоррупционные стандарты по своей деятельности. Кроме того, по рекомендации Министерства антикоррупционные стандарты разработаны в организациях среднего образования местных исполнительных органов.

Министерством проводится системная работа по оптимизации и автоматизации государственных услуг, оказываемых в сфере образования, для повышения их качества. Всего в реестр включена 41 государственная услуга в сфере образования, из них 35 или 85,4% предусматривают оказание услуги в электронном формате. Посредством веб-портала «электронного правительства» можно получить 19 государственных услуг.

Министр просвещения Республики Казахстан                           Гани Бейсембаев

 

Социальные сети
Меню подвал
Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации