Жюри конкурса «Лучшая инновационная разработка в сфере дорожного строительства Республики Казахстан» высоко оценила научный проект ученых ХМИ и присудило первое место

Жюри конкурса «Лучшая инновационная разработка в сфере дорожного строительства Республики Казахстан»  высоко оценила научный проект ученых ХМИ и присудило первое место

Ученые филиала РГП «НЦ КПМС РК» КП МПС РК «Химико-металлургический  институт  им. Ж.Абишева» разработали технологию переработки распадающихся экологически опасных металлургических шлаков на щебень для дорожного строительства. Металлургические шлаки, содержащий двухкальциевый силикат  при охлаждении распадаются в тонкий порошок. Это имеет место на металлургических и машиностроительных предприятиях Казахстана при производстве стали. Складирование таких шлаков требует больших площадей для размещения и представляет экологическую опасность, т.к. в ветреную погоду потоками воздуха разносятся на значительные расстояния, выведя из строя сельхозугодья, а имея щелочной характер, губительно действуют на живые организмы, включая человека. 

Профессор Акбердин А.А. с коллегами разработал способ стабилизации шлаков, который не требует капитальных затрат, реализуется на действующем оборудовании и казахстанском сырье и   предусматривает присадку  в жидкий шлак боратовой руды Индерского месторождения Атырауской области, при этом  для стабилизации шлака достаточно менее 1% бора. После остывания образуется не пыль, а  кусковый шлак, который  продрабливается до нужного класса крупности и отправляется потребителям,  например, дорожным строителям.

Научный проект «Технология стабилизации от распада металлургических шлаков с организацией производства щебня для дорожного строительства» ученых филиала РГП «НЦ КПМС РК КП МПС РК «Химико-металлургический  институт  им. Ж.Абишева»  д.т.н., профессора Акбердина А.А., д.т.н. Ким А.С.,  PhD Султангазиева Р.Б.  занял первое место  в конкурсе «Лучшая инновационная разработка в сфере дорожного строительства Республики Казахстан».

Представленное учеными инновационное решение позволит использовать металлургический шлак как замену щебня для дорожного строительства, что приведет к экономии ресурсов и снижению затрат. Кроме того, переработка шлака в кусковый материал поможет уменьшить воздействие тонкодисперсной шлаковой пыли на окружающую среду и здоровье людей. Это важный шаг в направлении экологически более безопасного и устойчивого использования отходов металлургического производства.