Меню
Страницы
Пресс-центр
Документы
О комитете
Деятельность
Контакты
gov@nitec.kz

Автомобильная промышленность Казахстана 2020 в цифрах

Автомобильная промышленность Казахстана 2020 в цифрах

Несмотря на мировой кризис, связанный с пандемией и не стабильностью финансового сектора, автомобильная промышленность Республики Казахстан в 2020 году показала значительный рост в производстве и продажах.

Мировые аналитики из NCSA (Ассоциации Национальных продаж автомобилей), которая занимается аналитикой автопрома в 96 ведущих странах, еще в середине года отметили глобальный спад в отрасли в мире. Однако, еще тогда на фоне отрицательных показателей бессменных лидеров машиностроения позитивную статистику смогли показать лишь 4 страны, а возглавил их Казахстан.

Министр Индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстана Бейбут Атамкулов отметил наибольший рост (более 50%) в 2020 году в обрабатывающей промышленности в отрасли автомобилестроения.

Подтверждают данные МИИР и аналитики Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса, подводящие итоги года в автопроме Казахстана. Годовой объем производства в стране достиг 77 471 единицы техники в 2020 году, что в полтора раза больше показателей 2019-го (50 541 ед.). В том числе отмечается рост показателей по производству грузовых автомобилей и автобусов. В 2020 году отечественные заводы суммарно выпустили более 5 000 единиц техники, продемонстрировав порядка 40% роста.

При этом, в 2019-м доля сектора автомобилестроения в машиностроении РК составляла всего четверть (26,3%), то в 2020 году эта отметка выросла до трети (33,4%).

СОБЫТИЯ 2020 ГОДА

На успешные показатели автомобильной промышленности в 2020 году повлиял ряд действенных шагов, как со стороны Правительства и профильных Министерств, так и со стороны отечественных заводов.  

В производство были привлечены глобальные транснациональные инвесторы, появились новые бренды, в том числе в доступном сегменте. Отрасль слаженно, а самое главное своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса, внедрив онлайн продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции, а также доступность продукции потребителям. По поручению Правительства в автосалонах были открыты точки регистрации автомобилей, что было позитивно отмечено автолюбителями.

Немаловажную роль сыграли программы льготного автокредитования и лизинга, которые на протяжении ряда лет позволяют казахстанским потребителям и представителям малого и среднего бизнеса приобретать автомобильную технику через доступный финансовый инструмент.

Главными в отрасли событиями 2020 года следует считать запуск новых заводов и производств в Казахстане.

В марте состоялся запуск производства автомобилей Chevrolet на костанайском заводе. За неполный год эти отечественные автомобили стали самой быстрорастущей маркой в стране, войдя в топ популярнейших брендов 2020 года в Казахстане. За это время заводом было произведено более 15 тысяч единиц машин данной марки.

Стоит подчеркнуть, что костанайским производителем в ушедшем году было произведено 51,7% всей техники страны. Выпустив 40 050 единиц транспорта, предприятие вывело свои показатели до 100-тысячной отметки, применяя при этом операции по сварке и окраске. В 2021 году завод планирует значительные вложения в размере 8,4 млрд тенге в установку новых производственные линий, а также в расширение своих логистических возможностей.

В октябре в г.Алматы состоялось открытие завода по производству легковых автомобилей Hyundai. Производственная мощность на первом этапе – 30 тысяч единиц, на втором этапе – до 45 тысяч единиц авто в год, включая заключенные контракты на экспорт. Были освоены операции по сварке и покраске кузова автомобиля, подписаны ряд соглашений по производству компонентов. Так, в 2020 году казахстанские потребители показали особую лояльность марке Hyundai, который стал самым популярным. Общий объем инвестиций составил 28 млрд тенге.

В декабре г.Сарань Карагандинской области был осуществлен запуск завода по производству автобусов и спецтехники, созданного совместно с компанией Yutong. Общая сумма инвестиций в компанию составит 23 млрд тенге. Проектная мощность предприятия позволит производить до 1 200 единиц автобусов и электробусов, а также 500 единиц специальной техники ежегодно. Выпускаемый транспорт внесет весомый вклад в реализацию программы обновления общественного транспорта Казахстана. При этом проект поспособствует снабжению образовательных учреждений страны безопасным и современным транспортом. Первый школьный автобус завода был подарен Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым 104-й гимназии г.Караганды в ходе рабочего визита в регион.  

В г. Костанай на завершающей стадии находятся работы первого этапа строительства совместно с ПАО «КАМАЗ» завода по производству чугунного литья и балки картеров для грузовых автомобилей KAMAZ с мощностью 40 тысяч тонн отливок в год. В 2020 году утвержден еще один проект по производству редукторов ведущих мостов. Новый завод будет способен выпускать до 62 000 единиц компонентов в год.

Оба проекта будут реализованы на индустриальной зоне г.Костанай и встроены в производственную цепочку ПАО «КАМАЗ». Большая часть всей продукции будет поставляться на главный конвейер в Республике Татарстан. Запуск проектов позволит создать более 1 000 новых рабочих мест. Общая сумма инвестиций составит порядка 160 млрд тенге.

Значимое событие для г.Сарань и всей автомобильной промышленности в целом станет появление нового завода по совместному с ПАО «Татнефть» производству шин. Высокотехнологичное производство влечет за собой создание 1 100 новых рабочих мест, обеспечение потребностей внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала Казахстана. Завод будет способен производить до 3 млн шин для легковой техники и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов. Сумма инвестиций в проект составила 125 млрд тенге.

В марте завершается строительство первого реального проекта по локализации в г. Костанай. Локализационный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции. Общая площадь производственных мощностей составит более 27 000 кв. м.

Проектом предусмотрено современное технологичное оборудование (сварочный робот, покрасочная линия, лазерная резка, гибочный пресс, листогиб, трубогиб и др.). Проект полностью закрывает потребности сельхозмашиностроения в локализации выпускаемой продукции (пластиковые детали, кабины, пресс-подборщики, сеялки, узлы и навесное оборудование для тракторов и комбайнов). Начато освоение выпуска частей компонентной базы для автомобильной промышленности.

Локализационный центр также включает в себя проект инновационного инжинирингового центра по развитию человеческого капитала, а также общежитие для специалистов.

Все новые проекты являются значимыми составляющими производственного пояса Республики Казахстан, где объединены заводы нового формата, ориентированные на работу с уклоном на развитие производства компонентов. Более того казахстанские предприятия встраиваются в глобальные цепочки по производству автомобильных компонентов с предоставлением экспортных рынков с ближайшими соседями – Россией, Китаем и Узбекистаном.

ЭКСПОРТ

Экспортоориентированность заводов демонстрирует высокое качество производимой техники и доверие к ней со стороны иностранных клиентов.

В 2020 году Казахстан экспортировал в страны ближнего зарубежья 8 122 единицы автомобилей, что в 3 раза больше показателей 2019 года (2629 ед.). В целом за календарный год из страны было экспортировано более 10% всей производимой техники на сумму 55,9 млрд тг.

Высокий спрос в России, Узбекистане, Белоруссии и Кыргызстане проявляют к брендам Hyundai, Chevrolet и JAC.

ВЫБОР КАЗАХСТАНЦЕВ

В 2020 году казахстанцы приобрели более 93 000 единиц новой техники, что на 25% превышает показатели прошлого года (75 156 ед.). При этом 2 из 3-х купленных автомобилей в стране отечественного производства.

Самыми востребованными брендами Казахстана в минувшем году стали Hyundai, Chevrolet и Toyota. Отметим, что 4 из 5 наиболее популярных брендов – казахстанского производства (Hyundai, Chevrolet, Ravon и Lada).

Самым продаваемым брендом среди автобусов бесспорно стал Yutong. За 2020 год в Казахстане реализовано порядка 1 000 единиц автобусов и электробусов данного бренда.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ВРАЧАМ

Вопрос нехватки санитарного транспорта в ушедшем году стал одним из самых популярных во всем мире. Казахстан, одна из немногих стран, которая за счет внутренних ресурсов смогла быстро справится с этой проблемой.

Отечественные заводы в 2020-м по поручению Правительства Республики Казахстан для борьбы с коронавирусной инфекцией в кратчайшие сроки наладили производство и поставку техники полностью укомплектованных медоборудованием 1 167 единиц автомобилей скорой медицинской помощи на базе JAC Sunray, Hyundai H350, ГАЗель NEXT, УАЗ.

Помимо этого, в Костанае был осуществлен выпуск 100 передвижных медицинских комплексов на основе 12 метрового автобуса Yutong, которые в народе уже называют «поликлиниками на колесах», было запущено производство Chevrolet DAMAS для обеспечения транспортировки пациентов в поликлиники. Данный продукт был разработан совместно с Министерством здравоохранения РК. Быстрое (менее месяца), недорогое (9,5 млн тг) и своевременное решение, которое было поддержано АО «ФНБ «Самрук Казына» и Kaspi.kz.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА

В 2020 году выделяется рост производства сельхозтехники. Как и автомобильные, заводы по производству комбайнов и тракторов не останавливали свое производство, чем способствовали стабильному сбору урожая в ушедшем году.

В целом, как отмечают аналитики, отечественные заводы произвели 6 272 единиц техники на 93 млрд. тенге. Годовой рост производства в натуральном выражении составил 98,2%, в стоимостном выпуск увеличился сразу в 2,5 раза.

В 2020 году было произведено 3 547 тракторов и комбайнов, что на 120% больше аналогичного периода годом ранее. Производство тракторов вышло на отметку 2 585 единиц на 39 млрд. тенге. Из них 1 048 трактор выпустили в Акмолинской области («Беларус» и «RSM»), 585 ед. приходится на костанайские заводы («Lovol» и «Кировец»), 561 тракторов – в ВКО («Беларус»). За год в стране было произведено 962 комбайна, что на 567 единиц больше данных 2019 года.

Президент Касым-Жомарт Токаев во время расширенного заседания Правительства РК в 2020 году обозначил, что для развития агропромышленного комплекса необходимо привлекать инвестиции и технологии. В отрасли посыл Главы государства выполняется с большим успехом.

Так, в последние годы казахстанское сельхозмашиностроение не только углубляет локализацию, но и активно расширяет продуктовые линейки.

В стране появились новые проекты совместно с крупнейшими мировыми производителями сельхозтехники, такими как: «Петербургский тракторный завод» (Кировец), «Lovol», «Ростсельмаш» и др. 2020 год также ознаменовался подписанием соглашений с мировыми гигантами сельхозмашиностроения – немецкой компанией «Claas» (строительство завода в СКО) и австрийской компанией «PÖTTINGER» (производство посевных комплексов в Костанае).

ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД

В 2021 году у МИИР РК и отечественных производителей четкие задачи, поставленные государством – производство 100 000 единиц техники, сохранение и увеличение рабочих мест, увеличение экспорта и доли местного содержания в выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в отрасль.

Анализируя перспективы развития отрасли, задачи по обновлению автопарка страны, готовность производителей, Ассоциация Казахстанского АвтоБизнеса прогнозирует исполнение всех показателей в 2021 году.

Дата публикации
13 января 2021
Направления деятельности
Индустриальное развитие
Популярные новости
МИИР РК проработан вопрос обеспечения сырьем отечественных предприятий по производству защитных профилактических масок
МИИР РК проработан вопрос обеспечения сырьем отечественных предприятий по производству защитных профилактических масок
Легкая промышленность
Социальные медиа
Меню подвал
Сайт Президента РК
Цели устойчивого развития
Открытое Правительство
Законодательство
Государственные символы РК
Послания Президента РК
Сайт Парламента РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Премьер-Министра РК
Структура Правительства РК