Сауле Инахановна
Казахстан
Руководитель управления по энергосбережению и повышению энергоэффективности Комитета промышленности Министерства промышленности и строительства РК
Когда я шла работать в департамент в министерстве, в целом готовилась работать с инновационными грантами, технологическими прорывами, потому что департамент непосредственно занимался внедрением самых новых технологий. В компетенции нашего департамента также было направление по энергосбережению. Когда проходила стажировку, вообще думала, что работа касается только энергосберегающих лампочек. Когда уже приступила к работе в управлении, оказалось, что это не только лампочки и не только электроэнергия. Это перечень из 39 видов топливно-энергетических ресурсов и все сектора экономики.
С первых дней работы я начала понимать, что работа непростая и очень значимая, потому что если мы сможем обеспечить эффективное и рациональное использование энергоресурсов, то это в первую очередь будет решать вопросы по энергобезопасности страны.
В начале моей карьеры, в 2014 году, уже активно проводилась работа с предприятиями. То есть уже тогда крупные предприятия знали, что такое энергосбережение, проводили энергоаудит, внедряли энергоменеджмент и активно работали в данном направлении. Десять лет назад мы делали упор на промышленный сектор, и я думаю, что мы смогли обеспечить значительное снижение его энергоёмкости, но время не стоит на месте, потребление различных отраслей экономики тоже меняется, и за последние три года мы акцентировали внимание на жилищный и бюджетный секторы, в том числе школы, больницы, детские сады, по которым мы разработали нормативы и постепенно внедряем энергоэффективность. К примеру, жилищный сектор, или, можно сказать, наше население, является основным потребителем тепловой энергии, более 60% всей производимой в стране тепловой энергии приходится на него. Поэтому мы сейчас планируем проводить большую информационную работу, а также внедрять маркировку жилых домов по классу энергоэффективности.
Илзе Пуриня
Латвия
Ключевой эксперт по управлению энергетическим сектором/ Проект Европейского союза «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии» (SECCA)
«По образованию я кибернетик, то есть экономист-математик. И именно в университете начался мой путь в энергетике. Практику я проходила в институте энергетики Латвии и после осталась там работать. Тогда такого концепта, как устойчивая энергетика, ещё не было. Были отдельно возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и отдельно энергоэффективность – никто не рассматривал их в совокупности.
Это сегодня есть интегрированный подход, когда мы рассматриваем ВИЭ, энергоэффективность, выбросы парниковых газов в национальных интегрированных планах по энергетике и климату. Тогда же всё было на зачаточном уровне, для многих программ нам требовалось пять-семь лет, чтобы показать, что это вообще работает. Ведь для любого проекта важно показать технически, что это возможно, и что экономически это даёт результат, а потом уже смотреть, как это расширить, и объединить маленькие проекты в программы.
После института я работала в агентстве по энергоэффективности, потом в агентстве окружающей среды, а позже на протяжении двенадцати лет руководила инвестиционным фондом окружающей среды Латвии. И вот как раз после этого пришло понимание: что-то надо менять. Так я начала участвовать в проектах в качестве ключевого эксперта, и мой первый международный проект был в Центральной Азии. Это была программа устойчивой энергетики для Центральной Азии, которая длилась с 2013 по 2016 год. Именно тогда Центральная Азия заняла особенное место в моей жизни. После этого я продолжила работать в проектах Европейского союза: четыре года я работала в Молдове, два с половиной года в Грузии, а сейчас снова вернулась в проект в странах Центральной Азии.
Нурзат Абдырасулова
Кыргызстан
Президент «Юнисон Групп», соавтор Закона Кыргызской Республики «Об энергетической эффективности зданий», эксперт по вопросам управления энергосектором, устойчивой энергетики и экологии
«В сферу энергетики я пришла через экологию – это основная моя профессия. После того как окончила университет, получила магистерскую степень в Словакии в области политики окружающей среды. Это был очень большой опыт для меня, потому что я изучила много примеров Европейского союза, директивы ЕС и подходы, узнала, как разрабатываются законодательство, стандарты. Тогда я увидела, как на самом деле работает правительство и общественные организации. И когда вернулась в Кыргызстан в 2002 году, открыла свою организацию в области экологии.
Поначалу мы хотели работать в области просвещения, улучшения экологической ситуации. Когда я смотрю назад, понимаю, насколько это были прогрессивные мысли для двухтысячных. Уже с 2006 года мы начали подходить ко всем вопросам более комплексно, с точки зрения изменения климата – я чётко видела, какие угрозы эта проблема несёт. При этом я понимала, что для Центральной Азии это будет большим челленджем, потому что у нас большой регион, который мало изучен.
Через проекты мы начали работать с правительством, офисом президента. Мы давали рекомендации по усовершенствованию системы управления энергетикой по части развития рынка, возобновляемых источников энергии. Это были ранние двухтысячные, и, кажется, тогда я была единственной девушкой, работающей в секторе энергетики. Бывали случаи, когда я приходила как общественный наблюдатель на встречи Министерства энергетики, коллегии, встречи компаний по поводу обсуждения тарифов у нас в Кыргызстане и была единственной женщиной.
Я всегда смотрела на сектор энергетики больше с точки зрения общественных интересов. Меня волновало, каким образом формируется принятие решений в энергетическом секторе, как формируются тарифы, как распределяется энергия, какими источниками мы владеем, как это влияет на нашу экологическую обстановку. Одно время я активно занималась вопросами анализа сектора управления электроэнергетики. Тогда мы сделали большой анализ для Кыргызстана, и, я думаю, это большой вклад в сектор энергетики. Учитывая, что я сама эколог, я стала думать, как мы можем сократить вредные выбросы энергетического сектора в окружающую среду, несмотря на то, что Кыргызстан является страной чистой энергии – у нас почти 90% энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях. Но есть вот эти 10% энергии, в которых электроэнергия получается за счёт ископаемых источников энергии, а население само решает, чем отапливать дома. Поэтому я начала изучать вопросы энергосбережения, энергоэффективности.
Первое, что я сделала, – первичный анализ по структуре энергопотребления, в рамках которого оказалось, что около 50% первичной энергии в Кыргызстане потребляется сектором зданий. Это жилищный сектор, это административные общественные здания, это офисы, сады, школы, больницы и промышленные здания. И большое количество энергии уходит в первую очередь на отопление – из-за континентального климата в некоторых регионах у нас отапливают помещения до шести месяцев. Потери энергии были большие: до 70% энергии тепла, которой можно отапливать здания, мы теряли. И при этом были большие выбросы СО2. Как так? Мы разве настолько богатая страна, чтобы свою энергию упускать, вместо того, чтобы пускать её на заводы и фабрики? И при этом у нас всё время говорят, что электроэнергии недостаточно.