Раздел I. Общие положения
1.Полномочные представители Акимата Западно–Казахстанской области, областных объединений (ассоциации, союзов) работодателей и областных объединений (ассоциации, союзов) профессиональных союзов (далее – Стороны), действуя в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан, признавая принципы:
неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;
социальной ответственности государства, работодателей и работников, взаимного уважения, доверия и максимально возможного достижения компромисса их интересов;
социального партнёрства, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений;
конструктивного взаимодействия для обеспечения достойных условий труда и защиты социально-экономических интересов работодателей и работников, сохранения согласия и стабильности в трудовых коллективах,
заключили настоящее Областное соглашение между Акиматом Западно – Казахстанской области, областными объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и областными объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов на 2021-2023 годы (далее – Соглашение) в рамках следующих направлений:
1) социальное партнерство;
2) экономическая политика;
3) обеспечение занятости населения;
4) достойные условия и оплата труда;
5) социальная политика;
6) реализация Соглашения и контроль за его выполнением.
Раздел II. Социальное партнерство
Стороны договорились принять меры, направленные на обеспечение согласования интересов работников (представителей работников), работодателей (представителей работодателей), государственных органов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений.
Стороны приняли на себя обязательства по развитию социального партнёрства, направленного на:
1) рассмотрение вопросов реформирования института социального партнёрства посредством разработки Закона «О социальном партнёрстве», предусматривающего расширение сферы применения социального партнёрства для решения задач по повышению благосостояния населения, снижению неравенства в обществе, развитию экономики и поддержке занятости, формированию гражданского общества и других вопросов, затрагивающих интересы Сторон;
2) повышение роли объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных союзов и объединений (ассоциаций, союзов) работодателей по представлению и защите трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов;
3) соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве в деятельность объединений (ассоциаций, союзов) профессиональных союзов и объединений (ассоциаций, союзов) работодателей, не препятствование их созданию и функционированию;
4) модернизацию Областной трёхсторонней комиссии по социальному партнёрству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее – Областная трехсторонняя комиссия);
5) регулярное проведение консультаций и переговоров Сторон на заседаниях Областной комиссии, а также полное, своевременное и качественное исполнение её решений по вопросам регулирования трудовых отношений, и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, а также социально-экономических отношений;
6) обеспечение участия Сторон в разработке проектов нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;
7) участие представителей Сторон на заседаниях Акимата Западно – Казахстанской области при рассмотрении вопросов регулирования трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, а также социально-экономических отношений;
8) развитие института двустороннего социального партнерства в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда, предусматривающего право Сторон (представителей работодателей и работников) на совместное рассмотрение вопросов, оказывающих влияние на благополучие работников и повышение производительности труда;
9) урегулирование коллективных трудовых споров и конфликтов, предложение по совершенствованию действующего порядка их разрешения, а также развитие практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях области;
10) проведение совместных семинаров и тренингов для работников и работодателей по разъяснению основ трудового законодательства, развитию навыков ведения переговоров и достижению консенсуса в трудовых конфликтах;
11) совместную подготовку доклада о социально-трудовых отношениях в аппарате Акима Западно–Казахстанской области;
12) проведение мониторинга и обобщение опыта заключения отраслевых и региональных соглашений, их последующего выполнения, а также осуществление контроля за регулированием социально-трудовых отношений на основе коллективных договоров.
Раздел III. Экономическая политика
Стороны договорились принять меры, направленные на развитие экономической политики с целью достижения среднесрочных целей по повышению качества жизни и благосостояния населения, а также обеспечению устойчивого роста экономики и принимают на себя следующие обязательства:
Акимат Западно–Казахстанской области:
1) проводить контрцикличную макроэкономическую политику, направленную на поддержание экономической активности и достижение следующих показателей в 2023 году:
рост ВВП – 103,7 % (в среднем за три года);
доля инвестиций в основной капитал в ВВП – 23,5%;
целевой коридор инфляции - 4-5%;
объем прямых иностранных инвестиций – 25 млрд. долл. США;
объем не сырьевого экспорта – 34,6 млрд долл. США;
рост производительности труда на 10,4% (к 2019 году);
доля малого и среднего бизнеса в ВВП – 32,5%;
доля государства в экономике – 14,4%.
2) налогово-бюджетная политика будет направлена на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и стимулирования импорт о замещения;
3) обеспечить финансовую устойчивость Государственного фонда социального страхования путем недопущения изъятия средств фондов на цели, не предусмотренные законодательством в рамках обязательного социального страхования;
4) принять меры по повышению доступности финансирования для бизнеса через:
расширение и повышение адресности программ и мер государственной поддержки;
увеличение объёмов экономически доступного банковского кредитования;
5) обеспечить стимулирование предприятий, способных увеличить присутствие на внутреннем и/или внешнем рынках, путем определения комплекса мер «пакетных решений» с четким разграничением доли и уровня участия государства;
6) обеспечить развитие альтернатив банковскому кредитованию через расширение микрокредитования, факторинга, возможности фондового рынка для снижения зависимости бизнеса от банковского кредитования;
7) продолжить работу по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, включая:
расширение нового формата взаимодействия государства и бизнеса по принципу единого офиса оказания услуг «Правительство для бизнеса»;
упрощение процедур создания бизнеса и сокращение административных барьеров;
оптимизацию и смягчение государственного регулирования, в том числе налогового администрирования, снижение барьеров по входу на рынок и процессам ведения бизнеса;
повышение доступности и качества инфраструктуры;
расширение доступа для отечественного бизнеса по участию в государственных закупках, закупках квазигосударственного сектора и регулируемых закупках недропользователей;
расширение инструментов государственно-частного партнерства, в том числе через фискальные стимулы, льготы и преференции;
обеспечение стабильности инвестиционного законодательства;
уменьшение прямого участия государства в экономике;
формирование конкурентной среды между квазигосударственным сектором и частным бизнесом с применением передовой практики стран ОЭСР;
совершенствование законодательства по принципу «разрушения искусственных монополий», сокращение оказываемой монополиям государственной поддержки, а также обеспечение прозрачности ценообразования и цепочек поставок услуг и товаров монополий;
применение стимулирующих мер по снижению доли теневой экономики;
усиление норм законодательства, предупреждающих искусственное банкротство и рейдерские захваты предприятий.
Стороны совместно договорились:
1) проработать меры по упрощению налогового администрирования;
2) принять меры по развитию налогово-бюджетной политики на стимулирование импортозамещения и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий;
3) развивать систему мониторинга и оценки эффективности субсидий и мер поддержки, как на основе достижения целевых индикаторов, так и на контрфактивной оценке воздействия;
4) обеспечить прозрачность системы государственных закупок, в том числе в квазигосударственном секторе;
5) продолжить работу по внедрению проактивной государственной политики по развитию конкуренции с переходом к более широкому применению инструментов «мягкого права» к незначительным правонарушениям с ужесточением ответственности по тяжким нарушениям;
6) продолжить работу по имплементации передовых практик и стандартов ОЭСР, а также по реализации Целей устойчивого развития ООН на национальном и глобальном уровнях;
7) сформировать систему стандартов развития конкуренции в отраслях и регионах;
8) содействовать внедрению на предприятиях новых методов организации производства, систем менеджмента качества, принципов корпоративного управления и передовых энергосберегающих технологий, повышающих производительность труда и капитала.
Раздел IV. Обеспечение занятости населения
Стороны договорились принять меры, направленные на развитие рынка труда и содействие эффективной занятости населения для повышения роста доходов населения и принимают на себя следующие обязательства:
Акимат Западно–Казахстанской области:
1) создает условия по развитию массового предпринимательства, в том числе:
- обучению основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», в том числе в онлайн режиме;
- предоставлению государственных грантов на реализацию новых бизнес-идей;
- развитию молодежного предпринимательства «Жас кәсіпкер»;
2) реализует Дорожную карту занятости на 2020-2021 годы, нацеленную на обеспечение занятости, недопущение роста уровня безработицы и создание дополнительных рабочих мест;
3) проводит комплексную работу по развитию и внедрению новых форм найма и занятости;
4) ориентирует систему образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития;
5) обеспечивает безработных и самозанятых возможностями получения профессиональных навыков и компетенций, востребованных на рынке труда;
6) через социальное страхование будет стимулировать продуктивную занятость;
7) осуществляет мероприятия, способствующие занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
8) защищает внутренний рынок труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
9) оказывает содействие работодателям в создании специальных рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.
Областные объединения работодателей соответствующих сфер деятельности:
1) проводят работу по включению прав и обязанностей работодателей по обеспечению работникам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения их квалификации в коллективные договора и (или) отраслевые, региональные соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) совместно с центрами занятости населения информируют и оказывают содействие работодателям в предоставлении рабочих мест для организации общественных работ, социальных рабочих мест и прохождения молодежной практики;
3) обеспечивают создание работодателями специальных рабочих мест для лиц с инвалидностью, в соответствии с законодательством Республики;
4) обеспечивают исполнение обязательств работодателей по выполнению квоты по трудоустройству лиц с инвалидностью, с соблюдением стандартов рабочих мест для них, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) обеспечивают предоставление работодателями сведений о наличии вакансий и данных о прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в единую информационную базу рынка труда, в том числе посредством государственного информационного портала «Электронная биржа труда» в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) обеспечивают перевод работодателями сокращаемых работников на имеющиеся вакансии по аналогичной должности, соответствующей квалификации, специальности или профессии, сложности, количеству и качеству выполняемой работы в юридические лица (филиалы, представительства и (или) иные обособленные структурные подразделения), являющиеся учредителем, участником или акционером работодателя (внутри организации);
7) совместно с центрами занятости населения информируют и оказывают содействие работодателям в трудоустройстве молодежи в рамках проекта «Первое рабочее место» в порядке и условиях, установленных уполномоченным органом по вопросам занятости населения;
8) предпринимают меры по постепенной замене иностранных специалистов казахстанскими через предоставление работодателями для казахстанских специалистов приоритетного права на трудоустройство, при равной квалификации кандидатов (с учетом уровня образования, знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника);
9) усиливают работу по наставничеству работников старшего поколения для передачи опыта и навыка молодежи;
10) совместно с центрами занятости населения оказывают содействие в обеспечении сохранения работодателями действующих рабочих мест в рамках мер государственной поддержки занятости;
11) принимают меры по недопущению работодателями массовых высвобождений работников в процессе реструктуризации организаций.
Областные объединения профессиональных союзов:
1) осуществляют в средствах массовой информации популяризацию рабочих профессий и специальностей;
2) принимают участие в разработке государственных программ обеспечения занятости.
Стороны совместно договорились:
1) развитие человеческого капитала с высококачественными и востребованными навыками XXI века станет приоритетной задачей нового курса развития страны;
2) содействовать росту производительности имеющихся трудовых ресурсов через обеспечение трудовой мобильности рабочей силы, сохранение ориентации на поддержку занятых в низко-производительных отраслях, неформальном секторе экономики и безработных, совершенствование инфраструктуры рынка труда и формализацию гибких форм занятости;
3) провести работу по обеспечению занятости населения в стране, созданию новых рабочих мест, а также сохранению уровня безработицы не более 4,9% к 2023 году;
4) обеспечить в стране долю занятых лиц с инвалидностью от общего числа лиц с инвалидностью трудоспособного возраста 27% к 2023 году;
5) совершенствовать систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, информирования о рынке труда;
6) обеспечить отрасли экономики квалифицированными кадрами;
7) повышать качество и потенциал трудовых ресурсов;
8) принимать системные меры по подготовке кадров с учетом новой структуры занятости и модернизации качества образования высших учебных заведений, технического и профессионального образования;
9) проводить консультации по вопросам:
развития национальной системы квалификаций;
разработки профессиональных стандартов;
утверждения национальной рамки квалификации;
разработки, пересмотра и утверждения перечня регулируемых профессий;
модернизации единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
разработки отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров;
формирования системы сертификации кадров;
развития системы профессиональной ориентации;
развития внутрипроизводственного обучения и опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников;
профессиональной мобильности кадров;
10) принять участие в разработке, актуализации и применении «Атласа новых профессий» в разрезе отраслей экономики.
11) принимать участие в проведении республиканского конкурса «Еңбек жолы» и чемпионата профессионального мастерства «WorldSkills».
Раздел V. Достойные условия и оплата труда
Стороны договорились принять меры, направленные на создание благоприятных, безопасных и здоровых
условий труда, гендерного равенства, социальной защиты работников, развитие трудового потенциала работников, в том числе путем участия работников в принятии производственных решений и принимают на себя следующие обязательства:
Акимат Западно–Казахстанской области:
1) рассматривать на заседаниях областной комиссии, её рабочих групп, городского и районных комиссий, вопросы состояния безопасности труда и охраны здоровья, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости с последующим направлением выработанных предложений в уполномоченные государственные органы для практической реализации;
2) совершенствовать деятельность государственных инспекторов труда, направленную на профилактическую работу и предупреждение нарушения трудового законодательства;
3) рассмотреть вопрос внесения изменения в трудовое законодательство в части совершенствования регулирования дистанционной работы;
4) обеспечивать внедрение новых методов и инструментария по выявлению и анализу производственного травматизма, профессиональных заболеваний в целях определения общих тенденций и принятия предупреждающих мер;
5) рассматривать вопрос частичного субсидирования (возмещения) из государственного бюджета расходов работодателей (предприятий, организаций) при наступлении чрезвычайных положений на всей территории Республики Казахстан;
6) рассматривать вопрос совершенствования системы обеспечения промышленной и экологической безопасности с внедрением стандартов производства, утвержденными МИИР РК (ИСО 45001 и ИСО 14001);
7) обеспечивать благоприятные условия для жизни, путем создания безопасной, экологически чистой окружающей среды, сбалансированного использования природных ресурсов;
8) определять приоритеты научных разработок в области безопасности труда и охраны здоровья с внедрением передовых научно-технических новшества в этой в области с государственной поддержкой по финансированию;
9) обеспечивать развитие системы мониторинга состояния безопасности труда и охраны здоровья, включая совершенствование системы статистической отчетности и учёта работников, занятых во вредных условиях труда и несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
10) провести мониторинг международного опыта с участием представителей работников по вопросам затрагивающим их интересы и при необходимости подготовит предложения по изменению законодательства.
Областные объединения работодателей соответствующих сфер деятельности:
1) содействуют повсеместному внедрению работодателями системы управления безопасности труда и охраны здоровья (ИСО 45001);
2) содействуют соблюдению работодателями на предприятиях правил, норм и стандартов в области безопасности труда и охраны здоровья с выделением работодателями необходимых ресурсов (материальных, кадровых, технических и т.п.);
3) способствуют созданию работодателями условий для реализации основных прав и гарантий женщин, молодёжи и лиц с инвалидностью, в том числе в рамках соглашений и коллективных договоров;
4) участвуют в разработке и реализации работодателями комплекса превентивных мер по сохранению жизни и здоровья работников, включая:
меры профилактики производственного травматизма;
проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
внедрить в производство систему определения критерий риска травматизма на каждом рабочем месте с целью исключения травматизма с внедрением автоматизации, роботизации и цифровизации;
5) принимают меры по недопущению использования работодателями средств, предназначенных на заработную плату и обязательные пенсионные и социальные отчисления, на иные цели;
6) обеспечивают недопущение дискриминации со стороны работодателя в области оплаты труда между иностранными и отечественными работниками при выполнении аналогичных работ и одинаковой квалификации;
7) Обеспечивают беспрепятственный допуск общественного технического инспектора по безопасности труда и охране здоровья в случаях расследования несчастного случая и проверки фактов нарушения безопасности труда, угрожающих здоровью и жизни работников).
Областные объединения профессиональных союзов:
1) активизируют проведение общественного контроля путем создания первичных профсоюзных организаций за соблюдением достойных и безопасных условий труда работников, закрепленных в трудовом законодательстве Республики Казахстан, отраслевых, региональных трехсторонних соглашениях и коллективных договорах;
2) активизируют работу производственных советов по безопасности труда и охране здоровья, в том числе в части проведения проверок условий и охраны здоровья на рабочих местах техническими инспекторами по безопасности труда и по охране здоровья;
3) проводят информационные кампании по распространению коллективно-договорных отношений, а также, заключенных электронных трудовых договоров на отечественных предприятиях;
4) разъясняют в трудовых коллективах масштабы и последствия несчастных случаев, травм и заболеваний на производстве, посредством подготовки аналитических докладов.
Стороны совместно договорились:
1) рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии вопросы состояния безопасности труда и охраны здоровья, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости с последующим направлением выработанных предложений в уполномоченные государственные органы для практической реализации;
2) принимать меры по реализации Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года, направленные на обеспечение:
равных прав и возможностей для женщин и мужчин;
охраны материнства и детства, социальной поддержки женщин, решение гендерных проблем в сфере социально-трудовых отношений;
равной поддержки мужчин и женщин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием;
равенства в оплате труда женщин и мужчин;
расширения доли женщин, осуществляющих управленческие функции;
3) принимать меры по реализации государственной молодёжной политики, направленные на:
обеспечение социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья;
создание условий для самореализации;
поддержку и стимулирование позитивной общественной молодёжной инициативы;
4) соблюдать и содействовать реализации национальной политики, направленной на эффективное искоренение наихудших форм детского труда;
5) принимать участие в реализации мер по достижению нижеуказанных показателей результативности системы управления охраной труда:
уменьшение уровня производственного травматизма (коэффициент частоты несчастных случаев на 1000 чел.) до 0,28 к 2023 году;
увеличение удельного веса предприятий, охваченных системой коллективно-договорных отношений (среди крупных и средних предприятий) до 94,2% к 2023 году;
6) продолжать информационную кампанию по присоединению предприятий республики к Программе Международной ассоциации социального обеспечения «Vizion Zero»;
7) обеспечивать благоприятные условия для жизни, путем создания безопасной, экологически чистой окружающей среды, сбалансированного использования природных ресурсов;
8) содействовать созданию на предприятиях производственных советов по безопасности труда и охране здоровья, а также их эффективному функционированию;
9) проводить работу по внедрению на предприятиях страны:
вертикального контроля от заказчика до подрядчика по обеспечению безопасных условий труда;
современных стандартов по безопасности труда и охраны здоровья (ИСО 45001);
10) обеспечивать развитие системы мониторинга состояния условий безопасности труда и охраны здоровья, включая совершенствование системы статистической отчетности и учёта работников, занятых во вредных условиях труда и несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
11) изучать международный опыт участия представителей работников на заседаниях по вопросам, затрагивающим интересы работников, при необходимости подготовит предложения по изменению законодательства.
Раздел VI. Социальная политика
Стороны договорились принять меры, направленные на обеспечение социальной стабильности и рост благосостояния граждан, путем создания условий для повышения уровня качества их жизни и принятия следующих социальных решений и проведения мероприятий.
Стороны приняли на себя обязательства по развитию социальной политики, направленной на:
1) рассмотрение в 2021 году вопроса увеличения предельного значения социального пособия по временной нетрудоспособности, при необходимости подготовки предложения по внесению изменений в действующее законодательство;
2) рассмотрение вопроса по поэтапному повышению минимальных государственных социальных стандартов и норм социального обеспечения в соответствии с рекомендациями Международной организации труда, в том числе, предусматривающими повышение уровня социальной защищённости малообеспеченных граждан;
3) обеспечение гражданам гарантированных видов страховых выплат по обязательному социальному страхованию;
4) принятие мер с учетом роста экономики и бюджетными возможностями, по поэтапному сближению минимальных социальных стандартов с международными аналогами;
5) в рамках цифровизации социальных платежей внедрение цифровой платформы «социальный кошелек» гражданина;
6) содействие развитию социального предпринимательства;
7) содействие расширению социальной ответственности бизнеса и в организации конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз»;
8) принятие активного участия в разработке проекта Социального кодекса Республики Казахстан;
9) принятие мер по улучшению качества жизни работников, имеющих инвалидность, усиление социальной поддержки, а также создание равных условий для их интеграции в общество;
10) развитие систем добровольного пенсионного, медицинского, социального страхования;
11) рассмотрение на заседаниях Областной трехсторонней комиссии вопросов модернизации модели социальной политики.
Раздел VII. Реализация соглашения и контроль за его выполнением
1) каждая из Сторон вправе инициировать внесение изменений и (или) дополнений в Соглашение, которые принимаются по взаимному согласию всех Сторон, оформляются протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, и вступают в силу со дня их подписания.
После подписания протокола о внесении изменений и (или) дополнений в Соглашение он подлежит официальному опубликованию.
2) решения Областной трехсторонней комиссии по вопросам, касающимся реализации Соглашения, являются одной из форм реализации настоящего Соглашения;
3) осуществлять контроль за выполнением Соглашения в порядке, определённом в Положении об Областной трехсторонней комиссии;
4) городские и районные соглашения не должны ухудшать положения работников по сравнению с настоящим Соглашением;
5) продвигать цели и принципы достойного труда в соответствии с рекомендуемыми Международной организацией труда подходами и индикаторами:
уровень производственного травматизма со смертельным исходом
(на 100 000 работающих), человек;
уровень производственного травматизма с не смертельным исходом
(на 100 000 работающих), человек;
время, потерянное в результате производственного травматизма;
15.Акимат Западно-Казахстанской области после подписания Соглашения размещает его на официальном интернет-ресурсе Акимата Западно-Казахстанской области.
16.Акимат Западно-Казахстанской области осуществляет свод и анализ информации о ходе реализации Соглашения, размещает её на своём официальном Интернет-ресурсе.
Настоящее Областное соглашение подписали:
От Акимата Западно-Казахстанской области:
Заместитель Акима Западно-Казахстанской области Алпысбаев А.А. |
___________________ |
|
|
От областного объединения профессиональных союзов:
Председатель ТОП «Центр профсоюзов Западно-Казахстанской области» Есекенова А.О. |
___________________ |
|
|
|
|
От областных объединений работодателей:
Председатель Консорциума «Машзавод», дирекция АО «УральскАгрореммаш» Көшербай Айғожаұлы |
___________________ |
|
|
|
|