АППК введено в действие с 1 июля 2021 года и направлено на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом (государственным органом) и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа.
Административная процедура начата на основании обращения заявителя (по заявлению или жалобе) либо по инициативе самого административного органа.
При допущении формальных ошибок в заявлении предусматривается обязанность административного органа в оказании содействии по их устранению.
Закреплено обязанность административного органа предоставить право лицу быть заслушанным перед принятием неблагоприятного административного акта.
Общий срок административной процедуры составляет пятнадцать рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Административный орган обязан довести административный акт до сведения участников административной процедуры и (или) представителей, поскольку акт вводится в действие с момента доведения до сведения участника административной процедуры в порядке.
АППК также предусматривает возможность осуществления госорганами упрощенной адм. процедуры по рассмотрению предложений, сообщений, запросов, откликов (где не требуются принятие адм. акта в отношении заявителя).
АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснением обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы. Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованием необходимых материалов у компетентных органов, приглашению свидетелей и др.
В данном контексте введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля.
Подача лицом жалобы на административный акт приостанавливает исполнение административного акта до принятия соответствующего решения.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение административного акта в случаях предотвращения либо устранения опасности, способной причинить вред общественным либо государственным интересам, а также в иных случаях, предусмотренных АППК и иными законами.
Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме письменного административного акта.
В случае неудовлетворения жалобы лицо вправе обжаловать административный акт, действие (бездействие) административного органа в административном суде.
В целом принятие АППК стал новой ступенью отношений между государством и обществом в соответствии с идеей правового государства, существенным шагом по обеспечению верховенства закона, а также благоприятно скажется на инвестиционном климате страны.
Главный инспектор отдела обращений
аппарата акима Западно-Казахстанской области
Джалмуханов Н.Т.