Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 29 июня 2020 г. подписал Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее - АППК) и сопутствующий Закон о внесении поправок в законодательство по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства.
АППК введен в действие 1 июля 2021 года
Ключевые выписки с АППК, касающиеся нового порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
Статья 9. Защита прав, свобод и законных интересов
- Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказ от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд недействителен.
- Государственные органы в пределах своей компетенции, физические и юридические лица в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обратиться в суд с иском о защите нарушенных или оспариваемых законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Прокурор вправе обратиться в суд с иском в целях осуществления возложенных на него обязанностей в порядке, установленном настоящим Кодексом.
- Если законом установлен досудебный порядок урегулирования спора, обращение в суд может быть подано после соблюдения этого порядка.
- Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.
- Принуждение к отказу от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд является незаконным и влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Глава 12. УПРОЩЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА
Статья 87. Порядок осуществления упрощенной административной процедуры
- Рассмотрение сообщений, предложений, откликов и запросов осуществляется в порядке упрощенной административной процедуры.
- Упрощенная административная процедура осуществляется государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим лицом со стопроцентным участием государства и их должностными лицами в порядке, установленном настоящим разделом, с особенностями, установленными настоящей главой.
- Для целей настоящей главы под заявителем понимается лицо, направившее сообщение, предложение, отклик или запрос государственному органу, органу местного самоуправления, юридическому лицу со стопроцентным участием государства и их должностным лицам.
Статья 88. Прекращение упрощенной административной процедуры
- Упрощенная административная процедура подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) в повторных сообщениях, предложениях, откликах, запросах не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, а в материалах предыдущих сообщения, предложения, отклика, запроса имеются необходимые материалы проверок и заявителю в установленном порядке давались ответы;
2) в сообщении, предложении, отклике, запросе невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, за исключением случаев, когда в них содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, которые подлежат немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией;
3) в сообщении, предложении, отклике, запросе не изложена суть вопроса.
- Решение о прекращении упрощенной административной процедуры принимает руководитель субъекта, рассматривающего сообщение, предложение, отклик, запрос, или его заместитель.
- На решение о прекращении упрощенной административной процедуры может быть подана жалоба в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статья 89. Виды решений по результатам рассмотрения административного дела в упрощенной административной процедуре
- По итогам рассмотрения административного дела в упрощенной административной процедуре выносится одно из следующих решений о:
1) предоставлении ответа, в том числе информации, по существу сообщения, предложения, отклика, запроса;
2) принятии к сведению;
3) прекращении упрощенной административной процедуры.
- Ответы на сообщение, предложение, отклик, запрос должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением его права на подачу жалобы на принятое решение.
- Субъекты, рассматривающие сообщение, предложение, отклик, запрос, и должностные лица извещают заявителя о результатах рассмотрения административного дела и принятых мерах.
Статья 90. Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц
- Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и их заместители обязаны проводить личный прием граждан и представителей юридических лиц, в том числе работников этих органов, не реже одного раза в месяц согласно графику приема, утверждаемому руководителем соответствующего государственного органа.
- Прием должен проводиться по месту работы в установленные и доведенные до сведения физических и юридических лиц дни и часы.
- Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.
Главный инспектор отдела обращений
аппарата акима Западно-Казахстанской области
Джалмуханов Н.Т.