С начала нового учебного года во всех детсадах, школах и колледжах страны проведено более 1,4 млн уроков «Личной безопасности», направленных на формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения в реальной и цифровой среде. Параллельно был проведён республиканский мониторинг эффективности программы, в котором приняли участие порядка 365 тысяч человек, включая около 46 тысяч педагогов и более 318 тысяч учащихся.
Результаты мониторинга демонстрируют высокую востребованность и значимость уроков. 92% педагогов отметили улучшение школьного климата, 96% сообщили о росте уверенности у школьников, 95,5% учащихся положительно оценили уроки, а 90% считают полученные знания и навыки практически полезными.
Уроки проводятся еженедельно по 10 минут в рамках классного часа. Содержание занятий адаптировано под возраст и особенности развития детей.
В детских садах дети знакомятся с номерами экстренных служб, правилами безопасного поведения дома, в группе и на прогулке. Особое внимание уделено тому, как вести себя при встрече с незнакомыми взрослыми, как безопасно играть на площадке и как вести себя в общественных местах.
В школах внимание сосредоточено на безопасности в реальной и цифровой среде. Дети учатся защищать личные данные, распознавать кибербуллинг, избегать рисков онлайн-общения, понимать ответственность за распространение фейков, правильно действовать при обнаружении подозрительных предметов и соблюдать правила безопасности на природе, воде и льду.
В колледжах акцент делается на рисках, с которыми сталкивается подростковая и молодёжная аудитория. Обучающиеся получают знания о защите своих прав, предотвращении мошенничества и сомнительных видов заработка, безопасном поведении в транспорте, профилактике несчастных случаев и управлении стрессом.
«Сегодняшние дети живут одновременно в двух мирах - реальном и цифровом. И наша задача как государства - дать им знания и уверенность, которые помогут защитить себя в любой ситуации. Формат коротких 10-минутных уроков выбран не случайно. Именно в таком формате дети легче воспринимают информацию и лучше её запоминают. Краткие, но регулярные занятия позволяют закреплять навыки постепенно и эффективно», - подчеркнула председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Учебно-методический комплекс включает всего 130 уроков, которые проходят трижды в год с повторением ключевых тем, обеспечивая системное и постепенное усвоение навыков безопасного поведения.
С нового учебного года в школах и колледжах Талгарского района Алматинской области в пилотном режиме внедрены уроки правовой культуры. Проект реализуется в рамках инициативы Главы государства «Закон и порядок» и охватывает более 9 тысяч учащихся из 10 школ и трёх колледжей. В ходе пилота проведена диагностика социально-эмоционального климата среди подростков.
Исследование показало, что риски присутствуют во всех возрастных группах и имеют различную степень выраженности. Наибольшая уязвимость характерна для учащихся 7–8 классов, где уровень эмоционального неблагополучия составляет 7,11%. У подростков 9–10 классов риски ниже, однако сохраняются значимые показатели по эмоциональному климату на уровне 7,24%. У студентов колледжей выявлена наиболее выраженная социально-эмоциональная нестабильность, достигающая 8,69%, что указывает на необходимость усиленного сопровождения.
«Полученные результаты станут основой для корректировки уроков правовой культуры, разработки мер поддержки и построения эффективной системы профилактики правонарушений, насилия, агрессии и других рисков. Пилотный проект позволит сформировать более безопасную и поддерживающую среду в школах и колледжах», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Программа включает всего 36 занятий. Для каждой категории разработано девять уроков, основанных на реальных кейсах и правовых ситуациях. Занятия проходят один раз в две недели — в первой и третьей четвертях учебного года.
В стране прошли выборы детских омбудсменов из числа лидеров детского движения и школьных парламентов. По итогам отбора в состав Республиканского совета вошли 40 юных правозащитников, которые будут представлять интересы и защищать права школьников во всех регионах Казахстана.
Детские омбудсмены являются связующим звеном между детьми и государственными институтами. Они содействуют решению актуальных проблем по защите прав сверстников, поддерживают детские социальные инициативы, продвигают идеи участия детей в общественной жизни, а также вносят предложения по формированию государственной политики в интересах детей.
Особое внимание уделяется развитию детского самоуправления, формированию правовой культуры и гражданской ответственности школьников, а также расширению международного сотрудничества в сфере защиты прав ребёнка.
«Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность влиять на решения, которые касаются его жизни. Детские омбудсмены являются частью системы, где голос ребёнка слышен и действительно учитывается. Мы видим в них наших партнёров — они помогают нам понимать проблемы глазами детей и находить более точные решения», — подчеркнула председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Напомним, что институт детских представительств действует с 2020 года. Ежегодные выборы детских омбудсменов во всех организациях образования страны стали важной частью системы защиты прав детей.
С начала 2025 года в единый государственный контакт-центр «111» по вопросам защиты прав семьи, женщин и детей поступило 110 999 обращений от детей. Из них 108 987 обращений направлены через QR-коды, размещённые во всех школах и колледжах страны, и 2 012 звонков — по телефону.
В ходе работы контакт-центра 3 499 детям оказана психологическая поддержка, по 1 602 обращениям помощь оказана совместно с государственными органами. Большая часть обращений носила информационный и консультативный характер.
Наибольшее количество обращений поступило от детей из г. Алматы (9 160), Западно-Казахстанской (7 654) и Туркестанской (7 478) областей. Наименьшие показатели зарегистрированы в Улытауской (1 017), Северо-Казахстанской (1 738) и Абайской (1 765) областях.
Обращения, требующие комплексного подхода, отрабатывались совместно с центральными и местными государственными органами, Уполномоченным по правам ребёнка РК, региональными уполномоченными и неправительственными организациями.
«Анализ обращений показывает, что дети чаще пишут, чем звонят. Для многих переписка — это безопасный способ рассказать о тревоге или страхе, когда рядом нет взрослого, которому можно довериться. Каждый день специалисты получают обращения о тревоге, страхах, семейных конфликтах, о проблемах между родителями, друзьями, в школе. Недавно одна школьница обратилась через QR-код — ей требовалась психологическая поддержка, и специалисты оказали системную помощь, которая помогла вернуть уверенность и спокойствие. Каждый ребёнок должен знать, что в школе его ждут, и всегда найдётся педагог, готовый вовремя услышать и помочь. И важно, чтобы взрослые — родители и учителя — рассказывали детям о коротком номере «111», ведь знание, куда обратиться, может однажды спасти детство и жизнь», — подчеркнула председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Напомним, что в июле 2024 года в рамках принятого Закона Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей законодательно закреплены функции контакт-центра «111» как национального механизма реагирования на обращения по защите прав ребёнка.
С начала 2025 года Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав провели около 4 тысяч заседаний, на которых рассмотрено более 7 тысяч дел. Из них свыше тысячи касались семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Таким семьям оказывается комплексная поддержка — от материальной и психологической до юридической и медицинской помощи, а также содействие в трудоустройстве, лечении и обучении детей.
Сегодня в стране действует 271 комиссия, координирующая работу государственных органов по защите прав детей, вопросы профилактики правонарушений и поддержки семей. Комиссии рассматривают не только плановые вопросы, но и резонансные случаи, требующие оперативного реагирования.
«Комиссии по делам несовершеннолетних — это ключевой инструмент защиты прав детей на местах. Их деятельность позволяет оперативно выявлять семьи, оказавшиеся в кризисе, и оказывать им адресную помощь. Мы усиливаем межведомственное взаимодействие и вводим новые подходы, направленные на профилактику буллинга, кибербуллинга и суицидального поведения среди детей», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
В рамках межведомственных рейдов, проведённых совместно с правоохранительными органами, к административной ответственности привлечено более 21,8 тысячи родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию, свыше 107 тысяч законных представителей — за нахождение детей ночью вне дома и около 2 тысяч предпринимателей — за допуск несовершеннолетних в развлекательные заведения.
В настоящее время разрабатываются новые правила деятельности комиссий, предусматривающие расширение их полномочий в сфере профилактики буллинга, кибербуллинга и суицидального поведения, проведение исследований и оказание методической помощи регионам. Обновлённый формат позволит повысить эффективность и ответственность работы на местах.
Сегодня во всех регионах страны функционируют Центры психологической поддержки, которые за 9 месяцев 2025 года оказали помощь более чем 23 тысячам граждан. Из них около 14 тысяч детей и более 9 тысяч родителей получили личные консультации и психологическую помощь.
Если вы столкнулись со случаями жестокого обращения, насилия либо чувствуете угрозу безопасности ребёнка, обратитесь в Центр психологической поддержки — специалисты окажут профессиональную помощь детям и родителям, обеспечив конфиденциальность и безопасность обращения.
Создание и деятельность данных центров осуществляются в рамках Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы.
В Казахстане проведён масштабный социологический опрос в рамках подведения итогов Индекса благополучия детей. В исследовании приняли участие 93 120 человек, включая 52 754 родителей и 40 366 учащихся.
Согласно результатам, 13,9% родителей отметили, что не могут уделять детям достаточного времени из-за высокой занятости на работе. Самые высокие показатели зафиксированы в Северо-Казахстанской (17,9%), городе Алматы (17,8%), Костанайской (17,3%) и Акмолинской (16,1%) областях. Минимальные значения отмечены в Восточно-Казахстанской (9,1%), Западно-Казахстанской (10%) и Атырауской (10,6%) областях.
«Регулярное внимание и участие родителей — важнейшее условие эмоционального благополучия ребёнка. Когда взрослые заняты и редко общаются с детьми, снижается уровень доверия и поддержки в семье. В этой работе важную роль играют центры педагогической поддержки родителей, созданные в рамках программы «Адал Азамат». С нового учебного года реализуется обновлённая программа ЦППР 3.0, включающая современные цифровые форматы и темы психического здоровья и эмоционального развития детей», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Согласно международным исследованиям UNICEF, ежедневное 10–15-минутное общение родителей с ребёнком без отвлечений укрепляет доверие, снижает уровень тревожности и способствует эмоциональной устойчивости.
Комитет по охране прав детей рекомендует родителям ежедневно выделять не менее 5 минут для спокойного общения с ребёнком без смартфонов и гаджетов — только внимание, диалог и участие.
При признаках тревожности, замкнутости или агрессивного поведения следует обращаться за помощью к школьным психологам, специалистам Центров психологической поддержки, а также в круглосуточный контакт-центр «111» по вопросам семьи и детства.
13–14 октября в столице Румынии — Бухаресте проходит региональная конференция по искоренению насилия в отношении детей, организованная ЮНИСЕФ и Правительством Румынии. В мероприятии участвуют представители 32 стран Европы и Центральной Азии.
От Казахстана участие принимает председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова, выступившая на сессии «Безопасная и благоприятная среда в школах и семьях».
В ходе конференции были представлены результаты международного исследования МИКС–2024, согласно которым Казахстан демонстрирует положительную динамику в вопросах семейного воспитания.
В стране уровень применения родителями физического наказания и психологической агрессии при воспитании снизился с 53% до 38%, что является одним из самых низких показателей среди стран Европы и Центральной Азии.
В своём выступлении Насымжан Оспанова отметила, что в последние годы в Казахстане принят ряд реформ, направленных на защиту детей от насилия и буллинга. На законодательном уровне введено понятие «буллинг», установлена административная ответственность, а с нового учебного года во всех школах и колледжах страны внедрена антибуллинговая программа «ДосболLIKE», показавшая устойчивое снижение случаев травли.
Кроме того, во всех организациях образования внедрены уроки «Личной безопасности», работают службы психолого-педагогического сопровождения, центры психологической поддержки и действует контакт-центр «111» с QR-кодами для анонимных обращений детей. В регионах функционируют Центры поддержки семьи и мобильные группы по выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все меры, реализуемые государством, объединены на интерактивной платформе SAFE, которая аккумулирует программы, данные и законодательные нормы, направленные на защиту прав и благополучия детей.
По поручению Министра просвещения РК с 22 по 26 сентября в Жамбылской области работает рабочая группа по оказанию методической помощи в сфере защиты прав ребёнка. Работа организована в связи с трагическими случаями, произошедшими в регионе в начале учебного года. Её цель – поддержка педагогов в обеспечении безопасности и благополучия детей, а также выявление причин правонарушений и помощь родителям через консультации и разъяснительную работу.
Рабочая группа под руководством Комитета по охране прав детей объединяет 25 специалистов, сформированных в пять малых групп. В её составе – департаменты по обеспечению качества в сфере образования, региональный уполномоченный по правам ребёнка, эксперты Института благополучия детей «Өркен», Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», учёные НАО им. Ы.Алтынсарина, директора центров психологической поддержки, а также практикующие эксперты.
Специалисты посещают школы Тараза и районов области, проводят встречи с педагогами, учащимися и родителями, изучают социально-психологический климат. Для директоров, их заместителей, педагогов-психологов и социальных педагогов проводятся семинары по профилактике буллинга, выявлению деструктивного поведения, взаимодействию с родителями и повышению качества психолого-педагогического сопровождения.
Работа будет продолжена в формате долгосрочной методической поддержки. Все мероприятия интегрируются с республиканской антибуллинговой программой «ДосболLIKE» и единой программой воспитания «Адал азамат».
Сегодня в стране численность сотрудников органов опеки увеличена в 3,3 раза — с 303 до 1006 специалистов. Это позволит обеспечить более широкий охват семей, повысить доступность помощи и качество сопровождения детей. До конца года штат будет доведён до 1383 сотрудников.
В декабре 2024 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственных наградах, образовании и защите прав ребёнка», которым впервые закреплён норматив — один специалист на каждые 5 тысяч детей.
В регионах началось формирование новых структур, курирующих деятельность органов опеки. В Актюбинской области уже создано Управление по защите прав детей, аналогичные подразделения в ближайшее время появятся в Астане и Костанае.
«Новая штатная норма уникальна для Казахстана и соответствует международным стандартам. Она позволит оперативно решать проблемы на местах и помогать детям и их семьям», — отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения РК Насымжан Оспанова.
Ранее Министерством просвещения совместно с Уполномоченным по правам ребёнка был проведён семинар-тренинг для сотрудников органов опеки. По его итогам специалистам переданы методические рекомендации, которые уже применяются в работе.