Меню
Страницы
Деятельность
Документы
О комитете
Контакты
Пресс-центр
gov@nitec.kz

Год после крушения самолета Бек Эйр: как изменилась авиаотрасль?

Год после крушения самолета Бек Эйр: как изменилась авиаотрасль?

27 декабря исполняется год с момента крушения воздушного судна Fokker-100 UP–F1007 авиакомпании «Бек Эйр», в результате которого погибли 12 человек.  Комиссия по расследованию данного авиационного инцидента продолжает работать.

После крушения воздушного судна, по указанию Президента РК Касым-Жомарта Токаева, Комитет гражданской авиации МИИР РК совместно с АО «Авиационная администрация Казахстана» провели внеплановый аудит деятельности всех авиакомпаний Казахстана.

В расследовании данного события активную поддержку нашей стране оказали Управление гражданской авиации Великобритании, Европейская комиссия и Европейское агентство по безопасности полетов.  Они продолжают оказывать содействие, в том числе развитию АО «Авиационная администрация Казахстана».

В первую очередь, специалисты Авиационной администрации Казахстана совместно с инспекторами Британского регулятора провели полный аудит авиакомпании «Бек Эйр».

Помимо ряда серьезных нарушений безопасности полетов, в ходе проверки выяснилось, что авиакомпания «Бек Эйр», не имея сертификата на выполнение международных полетов, незаконно обслуживала рейсы в Афганистане и африканских странах. Внутреннее расследование велось пять месяцев, после чего дело передали следователям МВД РК. Следствие продолжается.

Также в рамках аудита было проведено внутреннее расследование в отношении двух инспекторов Авиационной администрации, ранее инспектировавших авиакомпанию «Бек Эйр». Их действия были признаны ненадлежащими, инспекторы уволены.

 

Результаты тотального внепланового аудита всех авиакомпаний Казахстана

Проверка лицензий, выданных на пассажирские и грузовые воздушные суда, была начата со списка самолетов, представляющих повышенный риск по возрасту эксплуатации. Проведен аудит технического состояния и лётной годности, контроль качества всех процессов со сверкой документации.

Всего авиационная администрация Казахстана провела 331 инспекцию. В следующем году аудит будет продолжен с фокусом на системы управления безопасностью в авиакомпаниях, аэропортах и организациях аэронавигации.

За время аудита выявлены порядка 2400 нарушений. Большинство из них мелкие, но важные для обеспечения безопасности полетов как меры защиты второго и третьего уровня.

Необходимо отметить, что выявление большого количества нарушений напрямую связано с большим количеством вовлечённых в работу авиационных инспекторов, и повышением их квалификации по результатам обучения, проведенного ИКАО, Британским регулятором и Европейским агентством по безопасности полетов. (На сегодняшний день штатная численность Авиационной администрации составляет 142 работника, 79 из которых - инспекторский состав).

В ходе тотального аудита выяснилось, что еще 3 авиакомпании, помимо Бек Эйр, работали по той же схеме, используя воздушные суда с казахстанской регистрацией зарубежом в нарушение эмбарго Совета Безопасности ООН - ТОО «Azee Air», ТОО «Sigma Airlines», ТОО «Jenis Air». Воздушные суда указанных эксплуатантов работали в регионе Ближнего востока в интересах зарубежных заказчиков. ТОО «Sigma Airlines» выполняла также незаконные полеты в Чили. Собственниками воздушных судов казахстанских эксплуатантов являются зарубежные компании.

В расследовании всплывшей ситуации были задействованы ряд правительственных учреждений РК, сотрудники ООН и следственные группы третьих стран.

Результаты тотального аудита: Казахстанские авиакомпании, которые сегодня осуществляют полеты, исполнили выданные предписания и устранили нарушения вплоть до самых мелких.

В связи с грубыми нарушениями, влияющими на безопасность полётов и неисполнением предписаний об их устранении, приостановлена деятельность 6 авиаоператоров: ТОО «Jet Airlines», «Jenis Air», «Azee Air», «Phoenix», «Qazaq Helicopters», «MS AIR KZ». Отозваны сертификаты у авиакомпаний «Бек Эйр» и «Sigma Airlines».  Приземлено одно воздушное судно. По результатам технической проверки оно признано не соответствующим требованиям безопасности полетов.

Управление гражданской авиации Великобритании, Европейская комиссия и Европейское агентство по безопасности полетов продолжают оказывать содействие авиационной отрасли Казахстана, развитию и переходу АО «Авиационная администрация Казахстана» на новую модель работы. Трагическое событие ускорило трансформацию.

 

Системные изменения в работе авиаотрасли

Авиакатастрофа помогла понять проблемные моменты в управлении авиационной отраслью Казахстана.

 Первое -  необходимость дополнительной подготовки отечественных инспекторов.

Результат: сотрудники Авиационной администрации Казахстана проходят подготовку в соответствии с учебным планом, установленным Британским регулятором.

Второе: отсутствие в учебных планах многих авиакомпаний информационного материала, который обеспечивает точное понимание экипажем и инженерно-техническим персоналом рисков, за управление которыми они отвечают.

Результат: пересмотрен вопрос разделения ответственности за действия между экипажем воздушного судна и наземным обслуживающим персоналом, отвечающим за обеспечение безопасности полетов. Обучение безопасности рассматривается наряду с разработкой систем отчетности по безопасности полетов для улучшения взаимодействия. Все три основные авиакомпании вступили в активное взаимодействие по улучшению системы управления безопасностью полетов и ведут позитивный регулярный диалог с регулятором. Система управления безопасностью полетов вышла на новый уровень.

Третье: несовершенство действующего законодательства.

Результат: авиационное законодательство Казахстана будет пересмотрено в соответствии с требованиями ИКАО. Подготовлен пакет законодательных поправок для обеспечения постоянного контроля за эксплуатантами, выполняющими полеты за пределами воздушного пространства РК с постоянным базированием на аэродромах иностранного государства.

Действующая программа управления рисками будет регламентирована еще жестче и дополнена новеллами «о беспилотных летательных аппаратах», «контроль и владение», «культура полетов», «схемы платежей», «система отчетности о происшествиях» и «расследование авиационных происшествий».

В случае одобрения поправок, эксплуатанты гражданских воздушных судов, выполняющие нерегулярные полеты вне пределов Казахстана, должны будут располагать свой головной офис только на территории Казахстана и операционно-финансовые решения, влияющие на направление, контроль, координацию деятельности и операций организации, будут доступны для проверки компетентным государственным органам. Также будут введены обязательные требования по наличию оборудования, обеспечивающего в режиме реального времени передачу данных о состоянии и местоположении воздушного судна.

В 2021 году будет запущена концепция «справедливая культура» (Just Culture), которая поможет создать среду, чтобы авиационный персонал, не боясь наказания, мог свободно сообщать о своих ошибках и помогать работодателю и уполномоченной организации устранять их причины.  Концепция «справедливой культуры» также предполагает создание групп взаимодействия в среде авиакомпаний, аэропортов, разработчиков и операторов беспилотных летательных аппаратов. В следующем году будут расширены связи Авиационной администрации с сообществом гражданской авиации, частной и спортивной авиацией.

Четвертое: Начало процесса цифровизации авиационной отрасли.

Результат: Документы на бумажном носителе могут быть легко подделаны и в повседневной работе их зачастую невозможно проверить на подлинность. Прозрачности процессов будет способствовать Программа развития информационных технологий для внедрения новых методов авиационного надзора. Ее реализация займет около 3 лет.  Привлечены международные эксперты.

Пятое: Вносятся изменения в процедуру выдачи земельных участков.

Результат: Поправки ограничат использование земель и строительство на приаэродромной территории объектов, представляющих угрозу безопасности полетов.

***

Выводы, которые сделаны по результатам крушения 27 декабря 2019 года воздушного судна Fokker-100 UP–F1007 авиакомпании «Бек Эйр», встроены в новую авиационную стратегию Казахстана. На создание авиационного регулятора, функционирующего в соответствии с самыми строгими международными стандартами, отведено три года.

Комитет гражданской авиации МИИР РК и Авиационная администрация Казахстана информируют казахстанцев о том, что делают все от них зависящее, чтобы уровень безопасности полетов в Казахстане был повышен до максимально возможного в самые короткие сроки.

Дата публикации
26 декабря 2020
Направления деятельности
Гражданская авиация
Популярные новости
Социальные медиа
facebook
instagram
telegram
Меню подвал
Сайт Президента РК
Цели устойчивого развития
Открытое Правительство
Законодательство
Государственные символы РК
Послания Президента РК
Сайт Парламента РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Премьер-Министра РК
Структура Правительства РК