Отрасль гражданской авиации является неотъемлемой частью транспортно-коммуникационного комплекса страны.
За последние несколько лет динамика основных показателей отрасли демонстрировала стабильный рост. По итогам 2019 года было перевезено более 8,6 млн. пассажиров, рост составил 9%. Количество обслуженных пассажиров в аэропортах РК составило 17,7 млн. человек, рост - 12%. Ежегодно увеличивался транзитный пассажиропоток и количество транзитных авиаперелетов через нашу страну.
К сожалению, отрасль гражданской авиации оказалась одной из наиболее пострадавших из-за распространения пандемии. В 2020 году произошел спад по основным показателям 35%-40%.
С начала 2021 года, после постепенного восстановления полетов, вновь наблюдается рост основных показателей, как в сравнении с пандемийным 2020 годом, так и с 2019 годом.
На сегодня полностью восстановлены внутренние рейсы и поэтапно возобновляются международные рейсы с учетом эпидемиологической ситуации в стране и мире.
Продолжается модернизация инфраструктуры воздушного транспорта. В 2020 году запущен новейший аэропорт города Туркестан – духовного центра тюркского мира. Продолжается строительство нового терминала аэропорта Шымкент, реконструкция терминала аэропорта Уральск, взлетно-посадочной полосы аэропорта Усть-Каменогорск и модернизация аэропортов Урджар и Ушарал.
В стране работает 55 авиакомпаний, из них 7 авиакомпаний осуществляют регулярные авиаперевозки (Air Astana, Fly Arystan, SCAT, Qazaq Air, Жезказган Эйр, Жетысу, Южное небо).
Сегодня согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по уровню безопасности полетов Казахстан занимает II место среди стран СНГ с показателем 74%, а уровень безопасности аэропортов составляет 83%. Данные показатели выше среднемировых и соизмеримы с уровнем европейских стран.
В рамках 68-го Шага Плана нации «100 конкретных шагов» проведено реформирование подходов регулирования гражданской авиации на основе европейской модели. Внесены изменения в законодательство и создано АО «Авиационная администрация Казахстана» (ААК). Новый подход полностью соответствует стандартам и рекомендуемой практике ИКАО, Британского агентства гражданской авиации (UKCAA) и Европейского агентства по безопасности полетов (EASA).
Достижения Казахстана по повышению эффективности контроля и надзора за безопасностью полетов высоко оценены мировым авиационным сообществом.