Начнем с новой обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за равный труд, а также равные производственно-бытовые условия без какой-либо дискриминации, которая введена путем добавления нового подпункта 28) к пункту 2 статьи 23 Трудового кодекса. И если недопущение дискриминации в вопросах оплаты труда было и раньше (просто указывалось в правах работника), то недопущение дискриминации в вопросах производственно-бытовых условий, это новшество именно рассматриваемого нами Закона.
Для этих целей законодатель также дал отдельное понятие производственно-бытовых условий, путем введения нового подпункта 66-1) в пункт 1 статьи 1 Трудового кодекса следующего содержания:
«66-1) производственно-бытовые условия – условия труда, необходимые для пребывания работника на рабочем месте, в том числе при вахтовом методе работы, включающие обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, а также условиями для отдыха и приема пищи».
Не ограничиваясь лишь обязанностью, законодатель также ввел и ответственность за нарушение права работника на равные производственно-бытовые условия.
Так, в соответствии с подпунктом 1 статьи 4 Закона, абзац первый части первой статьи 90 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК (далее – «КоАП»), дополнены словами «а также на равные производственно-бытовые условия».
Таким образом, в соответствии с частью первой статьи 90 КоАП, допущение работодателем дискриминации в сфере труда, выраженное в нарушении права работника на равную оплату за равный труд, а также на равные производственно-бытовые условия,
– влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. Еще одним нововведением Закона стало возвращение нормы прежнего трудового кодекса о том, что работник может самостоятельно отозвать написанное им заявление о расторжении трудового договора. Отражено это в новой редакции пункта 4 статьи 56 Трудового кодекса.
Не менее интересное нововведение произошло и в порядке расторжения трудового договора, предусмотренном статьей 53 Трудового кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 7-2 статьи 53 Трудового кодекса, расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 13) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно подтверждаться актом внутреннего расследования, с указанием в нем обоснований, подтверждающих совершение виновных действий или бездействия работником. Порядок внутреннего расследования устанавливается актом работодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 159 Трудового кодекса, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, за исключением споров, возникающих между работодателем и работником субъекта микропредпринимательства, некоммерческой организации с численностью работников не более пятнадцати человек, домашним работником, единоличным исполнительным органом юридического лица, руководителем исполнительного органа юридического лица, а также другими членами коллегиального исполнительного органа юридического лица, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами.
Такую обязанность законодатель также закрепил и в пункте 2 статьи 23 Трудового кодекса, путем введения нового подпункта 26), в соответствии с которым, работодатель обязан создавать согласительную комиссию в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Государственный инспектор труда Атырауской области Карабеков А.К.