Под иностранной рабочей силой понимаются иностранцы и лица без гражданства:
* Привлекаемых работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
* сезонные иностранные рабочие;
* самостоятельно трудоустроенные;
* временный перевод в рамках корпоративного перевода.
Иностранный работник является иммигрантом, привлекаемым работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Кто должен подать заявление на получение разрешения?
За разрешением обращается работодатель, который планирует привлечь иностранную рабочую силу. Сотрудники самостоятельно не обращаются за таким разрешением.
В случае, если иностранное юридическое лицо-работодатель, осуществляющий свою деятельность без образования филиала, представительства в Казахстане, направляет своих работников в Республику Казахстан по контракту на выполнение работ, оказание услуг, то оформление документов, связанных с получением ими разрешения, осуществляет юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство), в пользу которого выполняются работы, оказываются услуги (пункт 14 Правил выдачи разрешений).
Кто выдает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы?
Решение о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения принимается местным исполнительным органом в течение семи рабочих дней со дня принятия документов работодателя.
Решение принимается местным исполнительным органом на основании рекомендаций комиссии, создаваемой местным исполнительным органом.
Соотношение местного и иностранного персонала.
Разрешение выдается местным исполнительным органом в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения.
Количество ранее выданных разрешений, действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, не должно превышать количество квоты, выделенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения на привлечение иностранной рабочей силы, на соответствующий календарный год.
Местный исполнительный орган:
1) не менее 70% от списочной численности работников, относящихся к первой и второй категориям граждан Республики Казахстан;
2) при соблюдении условий, чтобы численность граждан Республики Казахстан составляла не менее 90% списочной численности работников, относящихся к третьей и четвертой категориям.
При расчете местного содержания в кадрах в числе иностранных работников не учитываются граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года.
Категории работников при получении разрешения
В целях определения порядка и условий выдачи и (или) продления разрешения устанавливаются следующие категории работников:
1) первая категория - первые руководители и их заместители;
2) Вторая категория-руководители структурных подразделений, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
3) Третья категория-специалисты, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;
4) четвертая категория – квалифицированные рабочие, соответствующие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами, единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих.
Срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:
1) для первой категории-на один, два или три года с правом продления срока разрешения на один, два или три года на основании заявления работодателя;
2) для второй и третьей категорий – на двенадцать месяцев с продлением сроком на двенадцать месяцев, но не более трех раз;
3) для четвертой категории – на двенадцать месяцев без права продления;
4) для сезонных иностранных работников – на срок до двенадцати месяцев без права продления.
Не допускается привлечение иностранной рабочей силы в следующих случаях.
1) превышения размера выделенной квоты;
2) несоблюдения работодателем условий, установленных пунктом 16 настоящих Правил;
3) невыполнения обязательств по замещению иностранной рабочей силы по четвертой категории;
4) установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения, а также привлечения иностранной рабочей силы к профессии или специальности, не соответствующей профессии или специальности, указанной в разрешении. В этом случае новые разрешения не выдаются в течение двенадцати месяцев со дня установления такого факта;
5) уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт практической работы (трудовой стаж) иностранной рабочей силы определяются профессиями рабочих и руководителями в соответствии с профессиональными стандартами, единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, типовыми квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций;, в случае несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям специалистов и служащих, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не выдается и не продлевается.
Разрешение, выданное местным исполнительным органом, не может быть выдано другим работодателям, оно действует только на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
При этом допускается прикомандирование работодателем иностранных работников, которым получено разрешение, к предприятиям, организациям, находящимся на территории иных административно-территориальных единиц, на срок не более девяноста календарных дней в течение одного календарного года.
Действие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы прекращается в следующих случаях:
1) истек срок, на который он выдан;
2) разрешение отозвано;
3) прекращения деятельности физического лица – работодателя, ликвидации юридического лица – работодателя;
4) добровольного возврата разрешения работодателем в местный исполнительный орган;
5) не внесенные копии документов, подтверждающих уплату сбора за выдачу и продление разрешения;
6) переоформления разрешения на другого иностранного работника.
Ответственность за нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы
В соответствии с частями 1 и 2 и 3 статьи 519 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях, привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и (или) лиц без гражданства, не имеющих справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства или разрешений трудовому иммигранту, выдаваемых органами внутренних дел, – физическим лицам – тридцать, должностным лицам – пятьдесят, субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям – влечет штраф в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства-в размере семисот месячных расчетных показателей.
Привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы, – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц – в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства – в размере семисот месячных расчетных показателей.
В соответствии с подпунктом 13 статьи 193 Трудового кодекса Республики Казахстан при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан государственные инспекторы труда имеют право проводить проверки на предмет соблюдения: работодателями порядка и условий привлечения иностранной рабочей силы, установленных законодательством Республики Казахстан О занятости населения и законодательством Республики Казахстан О миграции населения.
В результате проведенной Управлением государственной инспекции труда Атырауской области внеплановой проверки установлено, что в 2019 году 180 иностранных рабочих занимали должности, не соответствующие выдаваемым разрешениям, а 123 иностранных граждан не соответствовали занимаемым должностям, разрешения иностранных граждан были отозваны. Кроме того, в 2020 году проведена проверка в 2 компаниях по вопросу соблюдения законности привлечения иностранной рабочей силы, по результатам которой установлено, что 1 иностранный работник занимал должность, не соответствующую выданному разрешению, разрешения иностранных граждан были отозваны. В текущем году по результатам профилактического контроля и надзора выявлено, что 3 иностранных работника занимали должности, не соответствующие выданному разрешению, разрешения иностранных граждан были отозваны.
Государственный инспектор труда Атырауской области Муханова Г. Д.